Победа в воздушной войне

 

Истребители «Аэрокобра» можно было встретить на всех участках совет­ско-германского фронта, а не только на Севере или Юге. Одними из первых переучились на истребители Р-39 в 22-м ЗАПе летчики 153-го и 185-го истре­бительных авиационных полков. 29 июня 1942 г. 153-й ИАП под командо­ванием майора Сергея Миронова в со­ставе двух эскадрилий (20 самолетов «Аэрокобра») прибыл на аэродром Воронеж. Первый боевой вылет летчи­ки полка выполнили в тот же день. Вскоре полк перебросили в Липецк.

Майор Миронов принял боевое крещение в период войны с Финлянди­ей, зимой 1939-1940 г. В финскую вой­ну он 37 раз штурмовал наземные цели на «Чайке» и сбил один самолет про­тивника, был удостоен звания Героя Советского Союза. За 59 дней летчики 153-го ИАП майора Миронова на Во­ронежском фронте выполнили 1070 боевых вылетов и сбили 61 самолет противника (39 Bf.109, I Bf.110, I Me-210, 1 С-200, 15 Ju-88, I Do-217, I He-Ill, 1 Fw-189, 1 Hs-126). Потери полка составили восемь самолетов и три лет­чика в боях, два самолета разбились и один летчик погиб в результате летных происшествий. В августе восемь само­летов под командованием майора Ро­дионова действовали на Западном фронте отдельно от полка. Летчики этой группы выполнили 167 боевых вылетов, сбив четыре Bf.109 и девять Ju-88 ценой потери двух истребителей и двух летчиков (оба ранены), один самолеты был разбит (летчик погиб) в результате летного происшествия.

1 октября полк отвели с фронта в тыл, на аэродром Иваново, где бази­ровался 22-й ЗАП. Полк восполнил потери и был переведен на трехэскадрильный штат. Майор Миронов полу­чил подполковника, его перевели для дальнейшего прохождения службы в штаб ВВС. Новым командиром 153-го ИАП стал майор Родионов. В конце войны полковник Миронов командо­вал 193-й ИАД. Всего он совершил бо­лее 400 боевых вылетов, сбив 17 само­летов в годы Великой Отечественной войны и один в финскую.

В конце 1942 г. резко осложнилось обстановка на северо-западном участ­ке фронта. 153-й полк бросили в бой, хотя он еще не завершил переформи­рование. Тем не менее, всего за девять дней ноября летчики полка выполни­ли 94 боевых вылета, сбив четыре ис­требителя Bf.109 и два пикирующих бомбардировщика Ju-87. Полк поте­рял два истребителя Р-39.

21 ноября 1942 г. 153-й ИАП был преобразован в 28-й гвардейский ис­требительный авиаполк. В последую­щие девять месяцев летчики подтвер­дили своими делами, что гвардейское звание полк получил не даром. С 1 де­кабря 1942 г. по 1 августа 1943 г. пило­ты совершили 1176 боевых вылетов на самолетах «Аэрокобра I», сбив 63 са­молета противника (23 Bf.109, 23 Fw-190, 6 Ju-88, 7 Ju-189,4 Hs-126), четыре аэростата, семь самолетов противника было подбито. Полк потерял в воздуш­ных боях 14 самолетов, четыре на зем­ле от налетов авиации противника и четыре в летных пришествиях. Десять летчиков погибло. В августе 28-й ГИАП перевооружили истребителями P-39N/Q.

Удивительный факт: летчики 28-го ГИАП сбили на «Аэрокобрах» 140 са­молетов противника, потеряв всего 24 Р-39 (13 летчиков погибло), при этом ничего не известно об асах полка.

185-й истребительный авиаполк подполковника Васина также получил «Аэрокобры» в числе первых частей ВВС РККА. До перевооружения в 22-м ЗАПе полк действовал на Ленинг­радском и Волховском фронтах. Полк убыл на фронт всего на день позже 153-го ИАП. О боевых действиях полка на кобре до расформирования в августе 1942 г. почти ничего не известно. Лет­чика полка впоследствии перегоняли «Аэрокобры» с Аляски в европейскую часть Советского Союза транссибирс­ким маршрутом. Вероятно, полк понес на фронте очень тяжелые потери, не отличившись при этом в боях.

В марте 1943 г. в 25-м ЗАПе полу­чил «Кобры» (P-39D) 494-й ИАП, ра­нее принимавший участие в боях на Южном фронте. В августе полк был отозван с фронта и передан в резерв Ставки Верховного Главнокомандова­ния. В резерве 494-й ИАП оставался недолго - его вновь направили на фронт, в 303-ю истребительную авиа­ционную дивизию. В составе дивизии полк действовал бок о бок со знамени­тым французским полком «Норман­дия».

Летчикам, по невыясненным при­чинам, нечасто удавалось принять уча­стие в боях - за два месяца пилоты вы­полнили всего 62 боевых вылета. В среднем один летчик делал один бое­вой вылет в месяц! Тем не менее,, на боевой счет полка занесли три победы в воздушных боях, а одна «Аэрокоб­ра» была сбита. В декабре 1943 г. лич­ный состав полка вернули в 25-й ЗАП, 494-й ИАП был расформирован.

Третьим получил «Аэрокобры» 180-й ИАП, переподготовка летчиков велась на базе 22-я ЗАПа. Летом 1942 г. полк получил «Харрикейны», но провоевал на них всего пять недель. Переучивание на «Кобры» началось 3 августа, завершилось 13 марта 1943 г. Полк оставили в резерве.

За успехи в боях первой половины войны 180-й ИАП в процессе переучи­вания, 21 ноября 1942 г., преобразова­ли в 30-й гвардейский истребительный авиаполк. В резерве полк оставался очень недолго - на фронте он появил­ся уже в марте 1943 г. Полком коман­довал подполковник Хасан Ибаруллин, сбивший несколько самолетов противника, летая на И-153 и И-16. В июле 1942 г. Ибаруллина сбили, он был ранен. Хасан Ибаруллин командовал 30-м гвардейским полком до самой Побе­ды. Свои последние победы он одержал 18 апреля 1945 г. Всего же на его счету -15 сбитых в 456 боевых вылетах.

Звездами полка стали летчики Ми­хаил Петрович Ренц и Александр Пет­рович Филатов. Ренц окончил авиаци­онное училище летчиков в Одессе в 1939 г., затем до октября 1942 г. слу­жил инструктором на Дальнем Восто­ке, прежде чем получил назначение командиром звена в 30-й ГИАП. Ренц не имел боевого опыта, но огромный налет давал ему значительное преиму­щество перед другими новичками.

В марте 1943 г. 30-й ГИАП вошел в состав 1-й гвардейской истребитель­ной авиадивизии 16-й воздушной ар­мии. Дивизия дислоцировалась в рай­оне Курска. Ренц одержал первую по­беду в воздушно бою 22 мая, когда во главе четверки «Аэрокобр» схватился с большой группой «лаптежников», летевших под прикрытием истребите­лей Fw-190. В первой атаке командир звена сбил вражеский истребитель, в то время как ведущий второй пары зава­лил Ju-87. В завязавшейся схватке лет­чики «Кобр» отправили на землю еще три «Штуки». Пять дней спустя Ренц был атакован тремя Fw-190, летчику пришлось покинуть «Кобру» с пара­шютом. В 1943 г. он больше не одер­жал побед в воздушных боях, в начале 1944 г. записал на свой счет три сби­тых лично немецких самолета.

В конце 1943 г. 30-й ГИАП отвели в тыл на отдых и пополнение. После возвращения на фронт полк вошел в состав 273-й ИАД. Тот факт, что гвар­дейский полк ввели в состав обычной, не гвардейской, авиадивизии может означать недостаточную для гвардии эффективность, продемонстрирован­ную в боях. Однако, лично к Михаилу Ренцу претензий не имелось. Ренц про­должал сбивать самолеты противника, хотя и достаточно редко, его назначи­ли командиром 3-й эскадрильи.

Успех к Ренцу пришел летом 1944 г., когда полк принял участие в опера­ции «Багратион». Так, 12 августа ве­домая им группа «Кобр», прикрывая наземные войска, сбила шесть из 30 пикирующих бомбардировщиков Ju-87. Два из них сбил сам Ренц. В конце 1944 г. эскадрилья Ренца пользовалась репутацией лучшей из лучших не толь­ко в полку, но и во всей дивизии. Лет­чики эскадрильи выполнили 1183 бое­вых вылета, сбив 58 самолетов против­ника. Ренц стал майором.

За первые дни Берлинской опера­ции летчики эскадрильи Ренца выполнили 112 боевых вылетов и одержали 15 побед в воздушных боях. В конце апреля в послужном списке майора Ренца числилось 246 боевых вылетов, 56 проведенных воздушных боев, 18 личных побед (2 Bf. 109,12 Fw-190,1 Ju-88, 3 Ju-87) и пять групповых побед. Девять из них ас одержал в апреле 1945 г., в том числе: три Fw-190 он сбил в один день 17 апреля, две победы -18 ап­реля и две - 20-го. В начале мая Ренц про­вел еще несколько воздушных боев. Вой­ну он завершил, выполнив 261 боевой вылет, в 63 воздушных боях он сбил 20 самолетов лично и 5 в группе. 15 мая Михаил Петрович Ренц был удостоен звания Герой Советского Союза.

После войны Михаил Ренц продол­жил службу в ВВС. Два года он зани­мал пост инспектора по летной подго­товке 6-го истребительного авиакорпу­са, воевавшего в Корее. Ренц выполнил несколько боевых вылетов на реактив­ном истребителе МиГ-15, сбить амери­канский самолет ему случай не пред­ставился.

Еще одним ведущим летчиком 30-го ГИАП являлся Александр Петрович Филатов. В марте 1943 г. сержант Фи­латов прибыл в 3-ю эскадрилью, в этой же эскадрилье служил Ренц. Первую победу Филатов одержал в бою с груп­пой Fw-190 9 мая 1943 г., 2 июня над Курском он сбил Bf.HO. Тихий по на­туре, любитель литературы, особенно поэзии, становился настоящим воз­душным бойцом. Как летчик-истреби­тель Филатов даже превзошел своего командира и учителя Ренца.

За три месяца Александр Филатов сбил восемь самолетов лично и четы­ре в группе. Три немецких самолета в одном боевом вылете он сбил 5 июля, в первый день немецкого наступления под Курском. Правда, в том же бою его самого сбили, но при прыжке с пара­шютом Филатов сумел избежать со­прикосновения со стабилизатором «Кобры». Ветер снес парашют прямо на позиции советской пехоты. Утром 6 июля Филатов вернулся в свой полк. Через шесть дней молодой летчик опять был сбит Fw-190, но теперь Фи­латов приземлился в немецком тылу и попал в плен. 15 августа он вместе с пленным танкистами сумел бежать во время штурмовки колонны советской авиацией. Месяц танкисты и летчик пробирались к своим.

Пройдя в кратчайший срок сито СМЕРШ (опять повезло!) Филатов появился перед командиром 30-го ГИАП полковником Ибаруллиным.

Летом 1944 г. Филатов присвоили звание старшего лейтенанта, он стал заместителем командира 3-й эскадри­льи, командиром был Михаил Ренц. Последние месяцы 1943 г. и начало 1945 г. стали для 30-го ГИАП перио­дом затишья. В марте 1945 г. Филато­ва назначили командиром 2-й эскадри­льи. Назначение совпало с начало Бер­линской операции Красной Армии. В последние недели войны Александр Филатов сбил восемь самолетов про­тивника, в том числе две победы он одержал 19 апреля.

Вечером следующего дня истреби­тель Филатова сбили. Летчик посадил поврежденную машину в расположе­нии немецких войск. На посадке лет­чик был ранен в ноги пулеметной оче­редью. Помещенный в госпиталь, Фи­латов удрал оттуда при первой возможности. Летчик смог перейти линию фронта и вернуться в полк. Командир полка сделал все возможное, чтобы оградить аса от домогательств контр­разведчиков. Филатов получил звание капитана, но Золотая Звезда дважды побывавшему в плену асу не светила ни при каких обстоятельствах. В 1946 г. Филатов демобилизовался из армии. Он выполнил 175 боевых вылетов, провел 35 воздушных боев, сбил 21 самолет про­тивника лично и четыре в группе.

В 1943 г. по трассе АлСиб (Аляска - Сибирь) пошло большое количество новейших «Кобр» модификаций «N» и «Q». Новую технику получило значи­тельное количество истребительных авиационных полков. Наиболее высо­ких результатов добились 27-й ИАП и 9-й ГИАП. 27-й ИАП получил «Коб­ры» в мае, а 9-й ГИАП - в августе 1943 г. 9-й ГИАП получил известность как «полк асов». По количеству одержан­ных побед он стал третьим в ВВС РККА (558 сбитых).

Полк начал войну как 69-й ИАП. Летчики полка, летая на И-16, отличи­лись в боях при обороне Одессы и над Южной Украиной. Гвардейского зва­ния полк был удостоен 7 марта 1942 г., в один день с 16-м ГИАП. В 1942 г. на вооружении полка состояли истреби­тели Як-1 и ЛаГГ-3. В октябре 1942 г. на базе 9-го ГИАП создали элитную часть. В полк отбирали лучших летчи­ков-истребителей 8-й воздушной ар­мии. Летчики переводились в полк с испытательным сроком. Если летчик не мог сбить самолет противника в первых боевых вылетах или по каким-то причинам не устраивал командира полка, то его отправляли обратно в прежнюю часть.

В августе 1943 г. полк перевоору­жили истребителями P-39L, на «Коб­рах» полк воевал всего десять месяцев - в июле 1944 г. 9-й ГИАП в числе пер­вых получил лучшие советские истре­бители периода второй мировой вой­ны Ла-7, став одни из очень немногих полков сменивших в ходе войны «Коб­ры» на другой тип истребителей.

Возможно самым лучшим летчи­ком в полку являлся крымский татарин Амет-Хан Султан. К концу войны он стал дважды Героем, сбил 30 самоле­тов противника лично и 19 в группе. Когда Амет-Хана переводили из 4-го ИАП в 9-й ГИАП, его товарищ сказал: «Полк без Амета, как песня без музы­ки». Войну Амет-Хан начал на И-153, затем летал в 4-м ИАПе на «Харрикейне». Почти год татарин не мог одер­жать победы. Лишь 31 мая 1942 г. он таранным ударом сбил бомбардиров­щик Ju-88.

Он решился на такое крайнее сред­ство после разговора с комиссаром полка, пообещавшим летчику серебря­ный портсигар, если Амет собьет самолет до конца месяца. Портсигар летчи­ку очень хотелось! Таранив Юнкере выпрыгнул с парашютом. Приземлил­ся советский летчик у околицы дерев­ни вместе с экипажем сбитого бомбар­дировщика. Крестьяне не стали разби­раться кто русский, кто татарин, а кто немец - подправили всем физиономии и передали военным. Те разобрались быстро кто враг, а кто герой. Менее чем за месяц Амет-Хан Султан сбил еще шесть самолетов, уже не прибегая к тарану.

В октябре 1942 г. Амета в числе лучших отобрали для перевода в 9-й ГИАП, где он стал командиром 3-й эскадрильи.

К моменту перевооружения «Аэро­кобрами» в августе 1943 г., Амет-Хан Султан сбил 19 самолетов лично и 11 в группе, 24 августа был удостоен зва­ния Герой Советского Союза в первый раз. Летчик быстро освоил «Кобру» -20 августа над Калиновкой сбил два бомбардировщика. На следующий день его группа перехватила группу Ju-88. Амет сбил один бомбардировщик. Группу Юнкерсов советские летчики успешно разогнали, но тут к месту боя подошли 15 бомбардировщиков He­ll 1, командир успел и сюда - сбил один Хейнкель.

В марте 1944 г. эскадрилья Амет-Хана действовала с аэродрома подско­ка, расположенного в тылу германских войск. Летчики занимались перехва­том транспортных самолетов люфт­ваффе над Черным морем. В воздуш­ных боях над Крымом Амет сбил ис­требитель Fw-190 над своей родиной -городом Алупка.

В июле 1944 г. полк отвели в тыл для переучивания на Ла-7. Точно не известно сколько побед одержал на «Аэрокобре» Амет-Хан, вероятно шесть личных и восемь в группе. В июне 1945 г. Амет-Хан Султан стал дважды Героем. После войны ас стал летчиком-испытателем. В ЛИИ он пользовался уважением и популярно­стью не меньшим, чем на фронте. В его послужном списке крайне рискован­ные полеты по отработке системы уп­равления беспилотных самолетов-сна­рядов КС-1. Погиб Амет в 70-е годы на летающей лаборатории Ту-16ЛЛ при испытаниях нового двигателя.

Другим выдающимся асом 9-го ГИАП являлся Алексей Алелюхин, встретивший войну, в составе 69-го ИАП рядовым летчиком. Войну он за­кончил заместителем командира 9-го ИАП. Он первым предложил нанести на кили истребителей своей 1 -и эскад­рильи красные «пилотки». Вскоре цветные полосы появились и на само­летах двух других эскадрилий, у каждой - своего цвета. В январе 1943 г. Алелюхина назначили командиром 1-й эскадрильи. 24 августа 1943 г. он стал Герое Советского Союза, в ноябре -дважды Героем, имея на своем счету 26 побед в воздушных боях.

5 мая 1944 г. в воздушном бою над Крымом Алелюхин сбил Fw-190, но его «Кобра» также получила повреж­дения - пришлось прыгать. Летчик приземлился на ничейной земле меж­ду позициями советских и германских войск. За летчика развернулся насто­ящий бой. К счастью для Алелюхина победили наши.

В июле 1944 г. полк отвели с фрон­та для получения истребителей Ла-7. Алелюхин в это время был уже замес­тителем командира полка. В октябре 9-й ГИАП вновь прибыл на фронт, в Восточную Пруссию. За годы войны Алексей Алелюхин выполнил 601 бое­вой вылет, лично сбил 40 самолетов противника и 17 в группе, из них 26 лично и 17 в группе на истребителе Р-39. Ас не только сбивал сам, но и учил других. Многие летчики, сбившие больше пяти самолетов противника обязаны своим мастерством Алексею Алелюхину.

Одни из самых результативных пи­лотов ВС РККА стал еще один летчик 9-го ГИАП - Владимир Лавриненков. Перед началом войны Лавриненков служил инструктором. Вплоть до вес­ны 1942 г., когда его полк перевоору­жили истребителями Як-1, Лавринен­ков воевал на антиквариате - истреби­телях И-15. На своем Яке Владимир попросил нарисовать бортовой номер «17» в честь своего дня рождения – 17 декабря 1909 г. С этого момента и до самой Победы он летал только на са­молетах с бортовым номером «17».

Получив адекватный самолет, Вла­димир Лавриненков начал одерживать первые победы в воздушных боях. В октябре 1942 г. его в числе других луч­ших летчиков-истребителей перевели в 9-1 ГИАП. В одном из боев июня 1943 г. ас заслужил благодарность команду­ющего 8-й воздушной армией генера­ла Хрюкина. На глазах наблюдавших за боем с земли Хрюкина и командую­щего фронтом генерала Толбухина Владимир Лавриненков сбил немецкий самолет.

К моменту перевооружения на «Аэрокобру» в августе 1943 г. Лаври­ненков имел звание старшего лейте­нанта и служил в должности замести­теля командира эскадрильи, 1 мая 1943 г. он стал Героем Советского Союза. На его счету числилось 22 личных по­беды и 11 групповых. Вернувшись на фронт на «Аэрокобре», Лавриненков уже в нескольких первых боевых вы­летах увеличил свой победный счет на три самолета.

Неизвестно был ли ас суеверен, но он точно совершил большую ошибку, уйдя на боевое задание на чужом са­молете. Его «Кобра» с бортовым но­мером «17» осталась на аэродроме, са­молет был неисправен. Летчик полу­чил приказ командира полка во что бы то ни стало сбить разведчик Fw-189. Лавриненков взлетел на самолете ко­мандира полка с бортовым номером «01». «Рама» казалась неуязвимой - ас полностью израсходовал боекомплект без видимого результата.

За боем в наземного КП наблюдал генерал Хрюкин. Он передал по радио: «Семнадцатый - я тебе не узнаю!» Лав­риненков ответил: «Я Сокол-17. Сей­час узнаете!» Ас срубил винтом своего истребителя хвостовое оперение «Рамы», после чего выпрыгнул с пара­шютом. Ветер сносил парашют в за­падном направлении. Лавриненков приземлился в расположении немец­ких войск. Он попал в плен, даже не успев отстегнуть парашют. Летчик бе­жал из поезда с военнопленными. За­тем долго плутал по лесам, встретил партизан. Он воевал в партизанском отряде, пока к партизанам не прорва­лись советские танки.

С помощью танкистов Лавринен­ков попал непосредственно от парти­зан в штаб фронта, к Толбухину и Хрюкину. Генералы тепло поздравили аса с возвращением. Лавринеков хотел возвращаться в полк, но Толбухин ска­зал, что без погон - не тоже. Команду­ющий фронтом лично вручил летчику погоны капитана. Через несколько дней пилота тепло встретили боевые друзья, однако прекрасное настроение подпортили представители СМЕРШ. Два генерала оказались бессильны пе­ред всемогущей контрразведкой - Лавриненкову пришлось пройти обяза­тельную для прошедших плен проце­дуру допросов. Лишь 24 октября ас выполнил первый после вынужденно­го перерыва боевой вылет. Как выясни­лось - летные навыки Лавриненков не утратил: его жертвой стал германский бомбардировщик. Весной 1944 г. Вла­димир действовал с секретного аэродрома подскока, расположенного в тылу врага. 5 мая он одержал свою после­днюю, 11-ю, победу на «Аэрокобре» -сбил над Севастополем Fw-190. Победу Владимир Лавриненков встретил, имея на своем личном счету 36 сбитых.

Еще одним полком, получившим на вооружение «Аэрокобры», стал 27-й ИАП. Первый год войны 27-й ИАП входил в состав ПВО Москвы. Летом 1942 г. его перебросили под Сталинград. Весной 1943, после перевооруже­ния на истребители Р-39, полк вошел в состав 205-й ИАД. 8 октября 1943 г. полк получил гвардейское звание и был преобразован в 129-й ГИАП. С апреля 1943 г. полком командовал один из лучших советских летчиков, совершенно ныне забытый Владимир Бобров. В годы войны он выполнил 451 боевой вылет, одержал 30 личных побед в воздушных боях и 20 самоле­тов сбил в составе группы. Еще два реактивных истребителя Ме-262 ас уничтожил на земле. Бобров участво­вал в гражданской войне в Испании, где совершил 126 боевых вылетов, сбив 13 самолетов лично и 4 - в группе.

Первую победу в годы Великой Отечественной войны он одержал 22 июня 1941 г. Последнюю - 9 мая 1945 г. Из числа летчиков, подготовленных Бобровым в 1941(1945 г.г., 31 стал Ге­роем Советского Союза. Сам же Боб­ров по ряду причин Героя не получил. Сложно установить сегодня причину, по которой один из лучших асов союз­ников так и не стал Героем в годы вой­ны. Возможно, дело в политике, воз­можно - в самом характере летчика. Бобров вполне мог нажить себе высо­копоставленных врагов, обладавших хорошей памятью. В судьбе Боброва много неизвестного. Например, непо­нятно, почему в 1942 г. его перевели с фронта на штабную работу. Ветеран-ас был назначен командиром 27-го ИАП 4 апреля 1943 года.

Под командованием Боброва полк отличился в боях под Курском и, осо­бенно, в ходе Белгородско-Харьковской наступательной операции. Летчи­ки полка сбили 55 самолетов против­ника. 6 июля Бобров во главе десятки «Аэрокобр» атаковал группу из 27 пикирующих бомбардировщиков Ju-87 и 12 истребителей Bf.109. В завя­завшемся бою каждый советский лет­чик сбил по одному вражескому са­молету. Группа Боброва потерь не понесла. В начале 1944 года по непо­нятным причинам Боброва отстрани­ли от командования полком.

Ветераны 27-го ИАП вспоминали о Боброве как о хорошем командире, великолепно летчике, и просто душев­ном человеке. Скорее всего, кто-то в штабе здорово мешал асу делать карь­еру. Как правило, в те времена в ВВС РККА если кого-то снимали с команд­ного поста, то нового такого высоко­го назначения человек не получал. Покрышкин лично вмешался в судьбу Боброва. Благодаря своему огромно­му авторитету, Александр Иванович сумел добиться в мае 1944 года назна­чения Боброва командиром 104 ИАП.

Полк входил в дивизию, которой ко­мандовал Покрышкин. Бобров быст­ро доказал, что занимает СВОЕ место.

Возможно лучший свой бой Влади­мир Бобров провел в сентябре 1944 г. Ас на пару с ведомым атаковал груп­пу бомбардировщиков Не-111. Оба советских летчика сбили по три Хейнкеля. До конца войны ветеран летал на «Аэрокобре», последнюю победу он одержал в небе Чехословакии 9 мая 1945 г. Владимира Боброва не один раз представляли к награждению Золотой Звездой, но сначала представление от­клонил главный маршал авиации Но­виков, а затем главный маршал авиа­ции Вершинин. Неизвестно ЧТО имен­но совершил Бобров, но паять об это поступке у кого-то сохранялась очень долго. Ас скончался в 1971 г. в полной безвестности. По иронии судьбы Бобров, хоть и посмертно, но стал одним из пос­ледних Героев Советского Союза - Указ о присвоении этого звания подписал Борис Ельцин 20 марта 1991 г.

Похожую карьеру в советских ВВС проделал другой ас - Федор Архипенко. В июне 1941 г. Архипенко получил назначение в 17-й ИАП. В октябре при штурмовке наземных целей Архипен­ко предпринял отчаянную попытку спасти подбитого за линией фронта товарища. Пилот хотел посадить свой истребитель рядом с самолетом друга и вывезти его к своим. К несчастью при посадке на поле у самолета Архипен­ко подломилось шасси. Теперь оба то­варища оказались в тылу у немцев. Летчики обменяли свое обмундирова­ние на гражданскую одежду и пусти­лись в странствия, в надежде в конеч­ном итоге перейти линию фронта. Одиссея заняла десять дней. Пройдя горнило СМЕРШ, летчики прибыли в свой полк.

Архипенко сбивал в этот период самолеты противника, однако из-за напряженных отношений с команди­ром полка эти сбитые чаще всего зас­читывались как групповые победы. Так, в ходе Курской битвы Архипенко одержал в воздушных боях 12 побед, но «лично» ему засчитали только два сбитых. Ас завалил пару фрицев пря­мо над свои аэродромом на виду у все­го полка. Засчитать их в качестве груп­повых командир не решился.

Под Курском Архипенко несколь­ко раз был ранен в ногу и руку, стоял даже вопрос об ампутации, однако в госпитале летчик провел всего две не­дели. Архипенко направили коман­диром эскадрильи в вооруженный «Аэрокобрами» 508-й ИАП Новый комэск в самый сжатый срок сумел вдрызг разругаться и с командиром этого полка. На эскадрилье Архипен­ко сменил другой «трудный» ас Па­вел Чепинога. Старшего лейтенанта Архипенко перевели командиром 1-й эскадрильи 27-го ИАП.

В этом полку летчик прижился, воз­можно роль сыграло назначение ко­мандиром полка Владимира Боброва, которые мог очень хорошо понять го­нимого старшего лейтенанта. Архи­пенко проявил себя талантливым ко­мандиром - его эскадрилья несла ми­нимальные потери в полку. Лучший свой бой ас провел 23 Марта 1944 г., когда во главе четверки «Аэрокобр» он атаковал целую gruppe пикирующих бомбардировщиков Ju-87. Командир «Кобр» лично сбил восемь «Штук», прежде чем приземлился на берегу Днестра с почти сухими топливными баками. В ходе Ясско-Кишеневской операции на личный счет Архипенко наконец-то занесли 11 сбитых им само­летов. Войну летчик закончил замести­телем командира полка в звании май­ора. Федор Архипенко выполнил 467 боевых вылетов, официально сбил 30 самолетов лично и 14 в группе. За всю войну его ни разу не сбили. 27 июня 1945 г. Федор Архипенко стал Героем Советского Союза.

Ближайший друг Архипенко Нико­лай Гулаев также стал одни из самых результативных летчиков, воевавших на «Аэрокобрах». В начале войны Гу­лаев служил в частях ПВО, далеко от фронта, до апреля 1942 г. будущий ас участия в боевых действиях не прини­мал. Однажды ночью он без приказа взлетел на перехват и в свете луны сбил Не-111. В феврале 1943 г. Гулаев закон­чил командирские курсы, после чего получил назначение в 27-й ИАП.

К июню 1943 г. заместитель коман­дира эскадрильи старший лейтенант Гулаев совершил 95 боевых вылетов, сбил 16 самолетов лично и два в груп­пе. Один самолет противника он тара­нил 14 мая 1943 г. В этот день Гулаев атаковал группу пикирующих бомбар­дировщиков Ju-87, он сбил самолет командира группы. Во второй атаке «Кобра» Гулаева получила поврежде­ния от огня воздушного стрелка «Шту­ки». У старшего лейтенанта кончился боекомплект, поэтому он пошел на та­ран. Николай отхватил у «лаптежника» полкрыла, но и его «Кобра» кам­нем пошла к земле. Пришлось прыгать.

Николая Гулаев отличился в битве на Курской дуге. В первый день на­ступления немецких войск, 5 июля, он выполнил шесть боевых вылетов, в которых сбил четыре вражеских само­лета. 6-го числа ас сбил Fw-190, 7-го -Ju-87 лично, Fw-189 и Hs-126 в группе, 8-го - Bf.109, 9-го - два бомбардиров­щика над Белгородом, один из бомбар­дировщиков Гулаев таранил. Через три дня Гулаева назначили командиром 2-й эскадрильи.

Вновь полк вернулся на фронт пос­ле перевооружения «Аэрокобрами» в августе. 9 августа Гулаев сбил Ju-87, двумя днями спустя - Ju-88, a 12 авгус­та - пару Bf.109. 28 сентября Николай Гулаеву присвоили звание Героя Со­ветского Союза. В январе-феврале 1944 г. Гулаев дрался над Кировоградом, затем принимал участие в Корсунь-Шевченковской операции. В марте ас получил короткий отпуск, съездил с фронта домой, а в апреле за две неде­ли увеличил свой счет на десять побед.

Первые за этот период победы Гу­лаев одержал 18 апреля, сбив два Ju-87 и один Bf.109. Мене чем через неделю над Дубоссарами Гулаев сбил в одном боевом вылете четыре Fw-190, его ве­домый в том же бою одержал две по­беды. Еще четверо летчиков группы Гулаева сбили пять фокке-вульфов без потерь со своей стороны.

30 мая Гулаев снова сбил четыре самолета противника - Hs-126, Ju-87 и два Bf.109. В последнем за день боевом вылете ас был ранен в ногу. Он один вернулся на свой аэродром, пять его товарищей сбили немецкие истребите­ли, один из них погиб, один - пропал без вести. После недолгого лечения в госпитале Николай вернулся в свой полк. 1 июля вышел Указ Президиу­ма Верховного совета Союза ССР о награждении Николая Гулаева второй медалью Золотая Звезда.

В августе 1944 г. ему присвоили воинское звание майор. 10-го, 11-го и 12-го августа ас сбил по одному Fw-190, а через двое суток он одержал свою последнюю победу в воздушном бою. Гулаев «вывозил» в качестве ве­домого молодого летчика. На пару «Кобр» накинулось несколько вражес­ких истребителей. Ас был в который уже раз ранен, но все же сумел сбить два самолета противника, а остальных обратил в бегство. На посадке раненый летчик «разложил» свой истребитель. Гулаев надолго попал в госпиталь, а после выписки летать ему запретили врачи. Всего за свою карьеру Николай Гулаев сбил 57 самолетов противника лично и три в группе. Гулаев четыре раза совершал тараны.

На фронт 9-я ГИАД полковника Покрышкина вернулась 2 мая 1944 г. накануне Ясско-Кишеневской опера­ции. В результате этой операции потер­пела военное поражение Румыния. Затем дивизия Покрышкина принимала учас­тие в Львовско-Сандомирской опера­ции, а закончила войны в Берлине.

Покрышкин теперь был загружен командной и административной рабо­той, но все же находил время, чтобы лично слетать в бой. 18 июля 194 г. он сбил два самолета противника, а через несколько дней перехватил на боль­шой высоте немецкий разведчик. В ав­густе Покрышкин первым в вооружен­ных силах Советского Союза стал трижды Героем. К этому времени он выполнил 550 боевых вылетов, офици­ально сбил 53 самолета лично и шесть в группе, получил признание как вы­дающийся командир, военачальник.

Покрышкин полностью соответ­ствовал своей новой должности, чего нельзя было сказать о его сопернике Григории Речкалове. После ухода По­крышкина в дивизию, Речкалов при­нял 16-й ГИАП. Едва ли не сразу в пол­ку началась череда ЧП. Механик в дра­ке убил летчика. 31 мая над Яссами летчики пока потерпели ужасающее фиаско. Мессершмитты смогли отсечь ударную группу Речкалова от прикры­вающей группы Клубова, пять «Аэро­кобр» было сбито. Покрышкин снял Реч­калова с должности командира полка «за потерю управления, недисциплинирован­ность и утрату инициативы». Командиром полка стал переведенный из 100-го ГИАП Борис Глинка.

Покрышкин снял Речкалова с ко­мандования, но не стал применять к нему других мер. Александр Иванович прекрасно понимал - не всякий хоро­ший летчик может быть хорошим ко­мандиром, точно также и не всякий хороший командир является хороши летчиком. Речкалов же летчиком-ис­требителем был выдающимся, поэто­му он продолжал летать на боевые за­дания. К июню Григорий выполнил 415 боевых вылетов, провел 112 воз­душных боев, на его счету числилось 48 личных и 6 групповых побед. Он стал дважды Героем Советского Союза 1 июля 1944 г.

14 июля получил тяжелое ранение при прыжке из горящей «Кобры» Борис Глинка. До конца войны ас уже не вернулся в строй. Командовать 16-м ГИАП вновь стал Речкалов. Вновь сни­зилась дисциплина в полку. Речкалов больше внимания уделял своим индиви­дуальным достижениям в воздушной войне нежели положению дел в полку. В феврале Покрышкин вторично отстра­нил его от командования 16-м ГИАП. Желая иметь Григория на виду, перевел его в штаб дивизии. До конца войны Григорий Речкалов выполнил 450 бое­вых вылетов, провел 122 воздушных боя, в которых сбил 56 самолетов противни­ка лично и шесть в группе.

В феврале 1945 г. 9-я ГИАД полу­чила приказ перебазироваться в Гер­манию. Из-за распутицы подходящих площадок для базирования полков ди­визии обнаружить не удалось. Выход нашел Покрышкин - отгородил пря­мой участок автобана, получив взлет­но-посадочную полосу с твердым по­крытием. Немцы долго не могли най­ти, где базируются «Аэрокобры».

Многочисленные полеты самоле­тов-разведчиков все-таки в конечном итоге позволили противнику вскрыть место базирования советских истреби­телей. Автобан подвергся налету вра­жеской авиации. Самолеты люфтваф­фе немедленно нанесла удар по «аэро­дрому». В результате налета были по­вреждены несколько «Кобр», погиб командир эскадрильи 16-го ГИАП капитан Цветков.

После назначения Григория Речкалова инспектором по летной подготов­ки 9-й гвардейской истребительной авиадивизии, полк принял Иван Бабак. После ухода Покрышкина просто рок какой-то преследовал 16-й ГИАП -командиры менялись слишком часто. Вот и Бабак прокомандовал до 22 ап­реля 1945 г. Его «Кобру» сбили зенит­ки, летчик успел покинуть самолет, но после приземления на парашюте сразу же попал в плен. В плену Бабак провел две недели - его весте с другими плен­ными освободили советские войска. Плен в день рождения Ленина стоил Ивану Бабаку второй медали Золотая Звезда.. Более того, не встреть По­крышкин случайно Бабака под охра­ной СМЕРШевцев, вероятно при ином раскладе последний сгинул бы где-ни­будь на просторах ГУЛАГа. Иван Ба­бак совершил 330 боевых вылетов, сбил 33 самолета противника лично и четыре в группе.

В последние дни войны имевший на своем счету 15 побед капитан Михаил Петров из 100-го ГИАП сбил «Мистель». Петрова навели на цель с зем­ли. Летчик доложил по радио: «Вижу двухэтажное чудо» - истребитель Bf.109 летел на спине у бомбардировщика Ju-88. Начальник разведки диви­зии посоветовал по рации Петрову действовать крайне осторожно - вести огонь только по истребителю. Летчик так и поступил. Сильнейший взрыв прозвучал при столкновении «Мистеля» с землей.

Покрышкин продолжал летать до самого дня Победы. За войну он вы­полнил 650 боевых вылетов, провел 156 воздушных боев. Официальный побед­ный список прославленного аса вклю­чает 59 личных и 6 групповых побед. Точное количество сбитых Покрышкиным самолетов установить уже вряд ли удастся, кто-то говорит о 72, кто-то приводит данные о том, что трижды Герой сбил более сотни. Наверное, в данном случае это не так уж и важно. Покрышкин выгодно отличался от всяких Хартманов своей многогранно­стью: ас, педагог, военачальник, воен­ный теоретик. 30 его учеников были удостоены звания Герой Советского Союза, причем двое получали Золотые Звезды дважды. На Западе Александ­ра Покрышкина нередко называют «советским Рихтгофеном и Бюльке в одном лице».