Rambler's Top100

Камуфляж и маркировка

 

На протяжение всей войны самоле­ты, поступавшие в Советский Союз по ленд-лизу, не перекрашивались, ис­ключая нанесение временной зимней окраски. Наносились лишь опознава­тельные знаки ВВС РККА и индиви­дуальная символика самолетов. Так, поступившие из Великобритании ис­требители «Аэрокобра I» сохранили стандартный камуфляж RAF - темно-зеленые и темные морские серые пят­на на верхних и боковых поверхностях самолета, средний морской серый -нижние поверхности. Кок винта и (иногда) полоса вокруг фюзеляжа - Sky Type S. На самолетах оставались и бри­танские регистрационные номера се­рий АН». «АР», «ВХ» и «BW».

Опознавательные знаки RAF в Со­ветском Союзе закрашивались. Круги на верхних поверхностях крыла и на фюзеляжи замазывались кистью крас­кой так называемого цвета «русский зеленый», краска А-24м. Близкие ей по цвету аналоги - FSN-34102 или в промежутке от FSN-34095 до FSN34151. Какого-то единого цвета «русский зе­леный» существовать не может в прин­ципе, поскольку оттенок определял всякий раз солдат, размешивающий краску в бадейке. Кокарды RAF на нижней поверхности крыла закрашивались светло-голубой краской А-28м (FSN-25190). Красные звезды наноси­лись поверх закрашенных британских опознавательных знаков. В конце 1941 г. - начала 1942 г. звезды не имели окан­товки, но иногда встречалась узкая обводка черного цвета.

В конце 1942 г. красные звезды ста­ли практически повсеместно обводить белой краской, в 1943 г. звезда с белой окантовкой стала стандартным опоз­навательным знаком ВВС РККА.

Крайне редко встречались самолеты, на которых звезды имели окантовку желтого цвета. Двухзначный тактичес­кий номер чаще всего наносился бор­там фюзеляжа за кабиной летчика, но достаточно часто номер рисовали на киле или в носу истребителя. Обычно решение где писать номера принима­лось на уровне командира полка. Так в 19-м ГИАП номера с цифрами в сла­вянском стиле наносились на кили «Аэрокобр».

Все американские истребители Р-39 имели стандартную для ВВС США ок­раску - верх темного грязно-оливково­го цвета, низ - нейтральный серый. Опознавательные знаки USAF наноси­лись на самолет в четырех местах - по бортам фюзеляжа на нижней поверх­ности правой плоскости крыла и верх­ней поверхности левой плоскости кры­ла. Каждый самолет имел шестизнач­ный серийные номер, изображенной желтой краской поперек киля и руля направления. На самолетах P-39D, и на множестве истребителей более поздне­го выпуска, русские не закрашивали американские опознавательные знаки целиком - менялся лишь с белого на красный цвет звезд, иногда трафареты «русских» звезд оказывались больше звезд американских, тогда красные звезды вылезали за пределы голубого круга. Следует обратить внимание на то, что звезды рисовались на верхних и нижних поверхностях обоих плоско­стей крыла. Получалась небольшая асимметрия - на одной плоскости крас­ная звезда в голубом круге, на другом - «чистая» красная звезда.

Как и в случае с «Аэрокобрами I» сначала красные звезды на Р-39 не име­ли обводки вообще или были обведены узкой черной каймой, затем были введе­ны звезды с каймой белого цвета. Жел­тый серийный номер на киле закраши­вался редко. Двузначный бортовой но­мер, как правило, белого цвета обычно наносился на борта фюзеляжа сразу за опознавательными знаками.

После резкого увеличения поста­вок истребителей Р-39 в Советский Союз, опознавательные знаки ВВС РККА стали наносить прямо в покра­сочных цехах фирмы Белл, при этом общая окраска истребителей не изме­нилась. Причем иногда звезды рисова­ли прямо по базовой окраске самоле­та, иногда вписанными в круг голубо­го цвета по типу опознавательных зна­ков ВВС США.

Приказом от 11 сентября 1943 г. в очередной раз изменилась обводка красных звезд - теперь звезда получа­ла белую обводку шириной 50 мм, и красную шириной 10 мм.

Известны случаи, когда в 1944 г. истребители получали в США так на­зываемые «транзитные» опознаватель­ные знаки - красные звезды в белых кругах. Такие опознавательные наносились на самолет в шести местах. Обычно перед отправкой на фронт, уже в СССР, транзитные опознаватель­ные знаки закрашивались и вместо них рисовали стандартные звезды с бело-красной окантовкой. Впрочем, во фронтовые полки попадали и «Аэро­кобры» с транзитными опознаватель­ными знаками. Известна знаменитая фотография самолета Р-39 из дивизии Покрышкина, сделанная на германс­ком автобане в 1945 г. истребитель имеет транзитные опознавательные знаки. Нередко все вариации опозна­вательных знаков можно было увидеть на самолетах одного истребительного авиаполка.

Совсем недавно установлено, что иногда бортовые номера и обводка звезд выполнялась не белой, а сереб­ристой краской. Сбитый над Финлян­дией и сравнительно недавно восста­новленный для финского музея истребитель Р-39, некогда принадлежавший 191-му ИАП, имеет опознавательные знаки в виде красных звезд с серебрис­то-красной окантовкой, вписанных в круги белого цвета. Другие самолеты 191-го ИАП имели такие же звезды, но без «транзитных» белых кругов. Сереб­рянкой в этом полку рисовали и бор­товые номера.

Перекрашивались советские «Аэрокобры» только зимой и только в белый цвет. Далеко не все самолеты перекрашивали зимой - русская белая краска, «izvestka», быстро облезала и здорово ухудшала аэродинамику само­летов. Зимой 1942-1943 г. наиболее ча­сто белые «Аэрокобры» встречались на Карельском и Ленинградском фрон­тах. Бортовые номера на «зимней» ок­раске чаще всего рисовали красной краской.

Часто ошибочно указывают, что якобы поступившие из Великобрита­нии самолеты «Аэрокобра I» имели камуфляж из пятен темно-зеленого и темно-землистого цветов. Неправда! Все экс-британские «Кобры» окраши­вались по схеме Dark Green/Dark Ocean Grey. He исключается, также, что в СССР могли попасти из США камуфлированные истребители Р-400.

Интересна индивидуальная симво­лика «Аэрокобр» ВВС РККА. Симво­лика подразделений стала появляться на истребителях в конце 1943 г. и по­лучила широкое распространение в 1944 г. Так, осенью 1943 г. на самоле­тах из покрышкинского 16-го ГИАП в красный цвет покрасили законцовки киля и руля направления - «пилотки». В 100-м ГИАП «пилотки» были белыми. Самолеты командиров звеньев 16-го ГИАП, предположительно, имели поимо красных «пилоток» узкую бе­лую полоску, отделявшую красный цвет от оливково-зеленого. Белые «пи­лотки» несли также истребители Р-39 из 255-го ИАП ВВС Северного флота.

Истребители Р-39 из 68-й ГИАП 5-й ГИАД несли на фюзеляжах кольце­вые полосы средне-голубого цвета с окантовкой белого цвета, в средне-го­лубой цвет окрашивались также коки воздушных винтов, бортовые номера наносились по бортам носовой части фюзеляжа.

Истребители 72-го ГИАП 5-й ГИАД имели полосы и коки красного цвета. Нередко встречались диаго­нальные полоски различной ширины и цветов на киле.

Коки воздушных винтов на «Аэро­кобрах I» были окрашены краской Sky Tip S, на американских Р-39 - изначаль­но оливково-зеленые. В ВВС РККА коки винтов часто окрашивались в цвет, обозначавшей принадлежность к той или иной эскадрилье. К примеру, в 9-м ГИАП коки винтов истребителей 1-й эскадрильи Алелюхина были крас­ный, во 2-й эскадрилье Ковачевича - голубыми и в 3-й эскадрилье Амет-Хан Султана - желтыми.

Как и на других самолетах ВВС РККА, на «Аэрокобрах» часто встре­чались «дарственные» надписи. В 1943 г. в 21-м ГИАП имелось десять имен­ных «Кобр», четыре «Красноярских комсомольца», четыре «Красноярских рабочих» и два «Красноярских колхоз­ника». О самолетах с надписью «Фер­мер Арканзасщины» или «Вашингтон­ский ковбой» сведений не сохранилось. Иногда именные самолеты не имели бортовых номеров.

Разнообразная индивидуальная живопись и надписи чаще всего явля­лись прерогативой самолетов коман­диров полков или командиров диви­зий. В то же время многие летчики 16-го ГИАП украсили свои «Кобры» ри­сунками и надписями. Самолет Закалюка нес изображение тигра, Графина - туза пик (редчайший случай в советс­ких ВВС), броскую символику имели истребители Григория Дольникова и Ивана Бабака.

Сбитые самолеты отмечались, как принято, в советских ВВС маленькими звездочками, чаще красного цвета с белой обводкой, иногда - белого или желтого с красной обводкой или со­всем без обводки. На «Аэрокобрах» победные звездочки наносились в но­совой части фюзеляжа, на дверце ка­бины или на капоте двигателя выше выхлопных патрубков.