Самолеты асов

 

01.jpg

1.  Р-400 серийный номер BW146 «Whistlin' Britches» лейтенанта Зида Фоунтэйна, 67-й истребительная эскадрильи, Тонтоута, Новая Каледония, май 1942 г.

На изображенном здесь самолете лейтенант Фоунтэйн летал в период базирова­ния 67-й эскадрильи на Новой Каледонии пред отправкой на Гуадалканал на аэродром Гендерсон-Филд. Это один из первых истребителей, на котором была изображена аку­лья пасть - впоследствии ставшая традиционной для самолетов 67-й эскадрильи. Со­гласно данным эскадрильи, Фоунтэйн одержал в воздушных боях 5,5 побед, но офици­ально ему засчитан один сбитый 3 декабря 1942 г. японский гидросамолет.

2.  P-39Fсерийный номер 41-7116лейтенанта Гровера Голсона, 36-я эскадрилья ис­требительная эскадрилья 8-й истребительной группы, Порт-Морсби, Новая Гви­нея, май 1942 г.

Здесь изображен первый из 229 истребителей P-39F, сошедших со сборочной линии завода фирмы Белл в Буффало, шт. Нью-Йорк. От более ранних «Аэрокобр» моди­фикации «D» самолеты P-39F отличались воздушными винтами Аэропродактс ди­аметром 10 футов 4 дюйма. На P-39D ставились воздушные винты Кертис-Электрик 41-7116. 36-я эскадрилья получила самолет с серийным номером 41-7116 не­посредственно перед оправкой на Новую Гвинею. По воспоминаниям Голсона само­лет не имел никакой символики, кроме положенной по предвоенным стандартам авиационного корпуса армии США.

3.  Р-400 (серийный номер не известен) «Wahl Eye Il/Pat» лейтенанта Юджина Уэла, 39-я истребительная эскадрилья 35-й истребительной группы, Порт-Морс­би, Новая Гвинея, май 1942 г.

Лейтенант Уэл одержал одну из первых побед в 39-й эскадрильи, сбив 26 мая 1942 г. японский истребитель «Зеро» в районе горы Маунт-Лоусон, недалеко от Порт-Морсби. Падение «Зеро» подтвердили наблюдатели с земли. В том же самом бою будущий ас Том Линч (20 побед) одержал свою третью на «Аэрокобре» победу. Еще один «Зеро» сбил Фрэнк Экинс, ранее уже записавший на свой счет два «Зеро», сби­тых в феврале 1942 г. на Р-40Е над Явой в составе 17-й эскадрильи. Эдкинс сбил на «Аэрокобре» всего один японский самолет. Асом Эдкинс стал в августе 1944 г., сбив на «Тандерболте» два истребите­ля Bf. 109 над Германией. Эдкинс тогда служил командиром 313-й эскадрильи 50-й истребительной группы. Акулья пасть - это личная эмблема Уэла, а не «мотив» эскадрильи в целом. Пасти на всех истребителях 39-й эскадрильи по­явились только в 1943 г., когда подраз­деление получило на вооружение «Лай-тнинги». Обратите внимание - отсут­ствует красный круг в центре белой звезды. Начиная с мая 1942 г. на опоз­навательных знаках американской авиа­ции красные круги стали закрашивать чтобы не путать свои самолеты с япон­скими. Скорее всего красные круги на «Аэрокобрах» 39-й эскадрильи были зак­рашены в июле 1942 г., когда подразде­ление находилось в Австралии.

4.  Р-400 серийный номер В W176 лейте­нанта Чарлза Кинга, 39-я истребитель­ная эскадрилья 35-й истребительной группы, Порт-Морсби, Новая Гвинея, июнь 1942 г.

Кинг являлся одни из немногих амери­канских летчиков, высоко оценивших истребитель Белл Р-39 «Аэрокобра», хотя все свои пять побед в воздушных боях он одержал на «Лайтнинге». На «Кобре» Кинг летал в период своей пер­вой командировки на театр военных действий в середине 1942 г. В конце июля 1942 г. самолет с серийным номером BW176 передали в 80-ю истребитель­ную эскадрилью. Самолет оставался в пригодном к полетам состоянии, по крайней мере, до января 1943 г.

5.  Р-400 серийный номер BW102 «THE FLAMING»   лейтенанта Каррэна «Джека» Джонса, 39-я истребитель­ная эскадрилья 35-й истребительной группы, Порт-Морсби, Новая Гвинея, июнь 1942 г.

Будущий ас Джек Джонс (пять побед) регулярно летал на истребителе Р-400 с серийным номером BW102 в середине 1942 г. Именно на этом самолете он одержал свою единственную победу на «Аэрокобре», сбив «Зеро» утром 9 июня. Как и большинство самолетов 39-й эс­кадрильи «Кобру» с серийным номером BW102 в июле 1942 г. передали в 80-ю эскадрилью. В 80-й эскадрилье на этой «Кобре» закрасили красную стрелу на борту носовой части фюзеляжа, но на­рисовали акулью пасть и глаза, перед дверцей кабины на борту была написа­на идентификационная литера «К».

6.   P-39D-1 серийный номер 41-38338 «Nip's Nemesis II» лейтенанта Дона С. Макги из 36-й истребительная эскадри­лья 8-й истребительной группы, Порт-Морсби, Новая Гвинея, июнь 1942 г. Макги - один из немногих летчиков 8-й группы, одержавших на «Аэрокобре» более одной подтвержденной победы над Новой Гвинеи. «Фиббер» Макги утверждая, будто бы сбил в 1942 г. на «Кобре» не менее пяти японцев. Из всех этих побед только одну засчитали как вероятную (5 мая «Зеро» над Порт-Морсби). Официально засчитаны толь­ко три сбитых: один «Зеро» 1 мая и два «Зеро» 29мая. «Аэрокобра» с серийным номером 41-38338 и надписью «Nip's Nemesis II» получила серьезные повреж­дения в воздушном бою 1 мая.

02.jpg

7. P-39J серийный номер 41-7073 лейтенанта Лесли Спунтса, 57-я истребительная эскадрилья 54-й истребительной группы, Кодьяк, Аляска, июнь-октябрь 1942 г. 57-я эскадрилья принимала участие в боях с японцами на Алеутских островах. На Кадьяке эскадрилья базировалась с середины 1942 г. до начала 1943 г., когда ее вер­нули к месту постоянной дислокации на аэродром Бэртоу-Филд, шт. Флорида. Лесли Спунтс уверял, что он сбил три японских самолета, но официально у Спунтса нет ни одной победы в воздушных боях. Выставленный в музее ВВС США в Дейтоне истребитель P-39Q-20 (44-3908) раскрашен под самолет Спунтса. В общей слож­ности было изготовлено всего 25 истребителей P-39J, которые отличались дора­ботанными двигателями V-1710-59 (E12).

8. P-39D (серийный номер не установлен) лейтенанта Джозефа Маккиона, 35-я истребительная эскадрилья 8-й истребительной группы, Милн-Бэй, Новая Гвинея, ноябрь 1942 г.

Джо Маккион сбил «Зеро» над заливом Буна 7 декабря 1942 г. на истребителе Р-39D-1 с серийным номером 41-38353 - его единственная победа на «Аэрокобре». На изображенном на рисунке истребителе Маккион летал годом раньше, истребитель был разбит при грубой посадке в ноябре. Летом 1943 г. Маккиона перевели в 433-ю эскадрилью 475-й группы. В сентябре-октябре 1943 г. Маккион сбил на «Лайтнинге» четыре самолета противника. Всего летчик над Тихим океаном выполнил 155 боевых вылетов. После возвращения в Штаты Маккион добровольно пошел вое­вать в Европу. В составе 77-й эскадрильи 22-й истребительной группы он сбил в августе 1944 г. Bf.109 и повредил Fw-190. Над Европой пилот выполнил 40 боевых вылетов на «Лайтнинге» и «Мустанге». 7 октября 1944 г. его «Мустанг» был сбит над Германией. Окончание войны застало Маккиона в плену.

9. P-39D-1 серийный номер 41-36345 «Pelikia» лейтенанта Джорджа Уэлча, 36-я истребительная эскадрилья 8-й истребительной группы, Милн-Бэй, Новая Гвинея, ноябрь 1942 г. Уэлч, также как Маккион, принимал участие в легендарном воздушно бою 7 декабря 1942 г. над заливом Буна. Ветераны Перл-Харбора расквитались с обидчика­ми, сбив не меньше четырех японских самолетов (два «Зеро» и два «Вэла»). Действительно - легендарная битва, куда до нее Кубани или Курской дуге. Уэлч принимал участие в бою над зали­вом Буна на самолете P-39D-1 с серийньт номером 41-38359. Истребитель с серий­ным номером 41-36345 был списан из-за повреждений, полученных при посадке, незадолго до 7 декабря 1942 г. P-39D-1 с серийным номером 41-38359 списали пос­ле грубой посадки в ноябре 1942 г.

10.  P-39D-1 серийный номер 41-38295 лейтенанта Джеральда Р. Джонсона, 57-я истребительная эскадрилья 54-й истребительной группы, Кадьяк, Аляс­ка, конец 1942 г.

Будущий ас с 22 победами Джерри Джон­сон уничтожил на «Аэрокобре» в водах островов Кыска и Адьяк 25 сентября и 1 октября по одному гидросамолету A6M2N «Руфь». В ноябре штаб 5-й воз­душной армии, отвечавшей за весь Тихоо­кеанский театр военных действий, утвер­дил эти победы как вероятные. Парадок­сальным образом штаб отвечавшей толь­ко за Алеуты 11-й воздушной армии побе­ды не утвердил, так как никто не видел с земли падения японских гидросамолетов.

11. Р-39К-1 серийный номер 42-4358 лей­тенанта Уильяма Макдонуга, 40-я ис­требительная эскадрилья 35-й истреби­тельной группы, Набзаб, Новая Гвинея, февраль 1943 г.

Самолеты звена Макдонуга были укра­шены изображениями персонажей муль­тфильмов Уолта Диснея. «Кобра» с се­рийным номером 42-4358 несла по пра­вому борту изображение Дональда Дака, на двух других «Кобрах» красовались «Гуффи» «Багз Банни». Будущий ас с пя­тью победами Уильям Макдонуг сбил на Р-39К-1 с серийным номером 42-4358 над Bay 2 февраля 1943 г. два «Зеро».

12.  P-39N (серийный номер не установ­лен) лейтенанта Уильяма К. Гирукса, 32-я истребительная эскадрилья 52-й ис­требительной группы, зона Панамско­го канала, апрель 1943 г.

Кении Гирукс летал на изображенном здесь истребителе P-39N в период сво­ей службы в зоне Панамского канала в 1943 г. Ни одного воздушного боя в рай­оне Канала в годы второй мировой вой­ны не произошло. Летчики занимались патрулированием прибрежных аквато­рий и эскортированием с воздуха транс­портных судов. Служба в Центральной Америке не предоставила шанса отли­читься пилотам «Аэрокобр». В конце 1943 г. Гирукса перевели в 36-ю эскадри­лью 8-й истребительной группы. В 1944 г. экс-пилот «Аэрокобры» сбил на «Лайтнинге» десять японских самолетов, причем восемь из них - всего за две неде­ли ноября!

03.jpg

13.  P-39D-2 серийный номер 41-38506 лейтенанта Ллойда «Йоги» Россера, 41-я ис­требительная эскадрилья 35-й истребительной группы, Порт-Морсби, Новая Гвинея, апрель-июнь 1943 г.

Йоги Россер одержал свою первую в воздушном бою победу 12 апреля 1943 г., сбив «Бетти» над Порт-Морсби. Летчики обеих эскадрилий 35-й истребительной группы одержали в тот день победы. Всего из 28 японских бомбардировщиков, принимав­ших участие в налете на Порт-Морсби, было сбито 12. На самолете P-39D-2 с серийным номером 41-38506 изображены отметки о четырех победах, но только одна, одержанная 12 апреля 1943 г., принадлежит Йоги Россеру.

14.  P-39L-1 серийный номер 41-38506 «EVELYN» лейтенанта Хага Доу, 346-я ис­требительная эскадрилья 350-й истребительной группы, Мэйсон-Блэнч, Алжир, весна 1943 г.

Самолет, на котором летал Доу, является типичным примером камуфляжной ок­раски «Аэрокобр», воевавших в Северной Африке. Литеры «X-R» указывают на принадлежность истребителя 81-й истребительной авиагруппе. Самолеты в 346-й эскадрильи идентифицировались по буквам латинского алфавита. Буква «V» на дверце кабины символизирует день предстоящей и неизбежной как крах империа­лизма победы.

15.  P-39N (серийный номер не установлен) лейтенанта Билла Фидлера, 68-я и 70-я истребительные эскадрильи 347-й истребительной группы, Гуадалканал, предполо­жительно июнь 1943 г.

Единственный официально признанный ас ВВС США, добившийся этого статуса на «Аэрокобре», Билл Фидлер служил в 68-й и 70-й эскадрильях в период своей «по­ездки» на Тихий океан. С января по июнь 1943 г. отличавшийся крайней агрессивно­стью в воздухе Фидлер сбил пять японских самолетов - три «Зеро» и два «Вэла» (пять самолетов за шесть месяцев - агрессивный, поди ж ты, ас был, особенно если сравнить его с Речкаловым). Удача изменила Фидлеру 30 июня, когда его готовую к взлету «Кобру» протаранил взлетающий «Лайтнинг». Фидлер погиб.

16.  Р-39 (не установлены ни модифика­ция, ни серийный номер) лейтенанта Боба Игера, 40-я истребительная эскад­рилья 35-й истребительной группы, Тсили-Тсили, Новая Гвинея, август 1943 г. Игер сбил на «Аэрокобре» в воздушном бою 15 августа 1943 г. над Тсили-Тсили «Оскара» и «Лили».   Через несколь­ко недель 40-ю эскадрилью перевоору­жили «Тандерболтами». Игер стал асом, летая на истребителе Р-47, 11 марта 1944 г. он сбил два «Тони» и один «Оскар».

17.  Р-39 (не установлены ни модифика­ция, ни серийный номер) капитана Тома Уинбарна, 40-я истребительная эскад­рилья 35-й истребительной группы, Тси-ли-Тсили, Новая Гвинея, август 1943 г. Уинбарн поджег два «Зеро» (сбил один) в памятном для пилотов 40-й эскадри­льи воздушном бою 6 февраля 1943 г. На изображенном здесь истребителе Уинбарн регулярно летал на боевые задания, день 6 февраля не являлся исключением. 25 апреля летчика назначили команди­ром 40-й эскадрильи. Он командовал ею до ноября 1943 г.

18.  P-39N-5 серийный номер 42-18805 «TODDYIII» капитана Гилберта, 41-я истребительная эскадрилья 35-й истребительной группы, Тсили-Тсили, Новая Гвинея, сентябрь 1943 г.

Первые самолеты P-39N в 41-й эскад­рильи получил командир звена капитан Гилберт (имя летчика не установлено). С апреля по сентябрь 1943 г. летчики 41-й эскадрильи сбили 18 японских самоле­тов - самый продуктивный период в бо­евой карьере подразделения.

04.jpg

19.  P-39L-1 серийный номер 42-4687 «Little Tony», на истребителе летали различ­ные летчики из 362-й истребительной эскадрильи 357-й истребительной группы, Хэйфорд, Калифорния, сентябрь 1943 г.

В числе других на изображенном здесь самолете по многу часов налетали будущие асы воздушной войны в Европе Чак Игер и Бад Андерсон. Обе летчика достаточно высоко оценили «Аэрокобру» - они не единожды выигрывали на Р-39 учебные воз­душные бои с истребителями других типов.

20.  P-39N-5 серийный номер 42-18802 лейтенанта Роя Оуэна, 41-я  истребительная эскадрилья 35-й истребительной группы, Надзаб, Новая Гвинея, октябрь 1943 г. Летчики 41-й эскадрильи в годы второй мировой войны сбили 92 самолета против­ника. Оуэн имел лишь одну неподтвержденную победу.

21.  P-39Q-10 серийный номер 42-20746 «OLD CROW» лейтенанта Бада Андерсона, 363-я истребительная эскадрилья 357-й истребительной группы, Оровилл, Ка­лифорния, октябрь 1943 г.

Здесь изображен самый первый истребитель будущего аса Бада Андерсона. Андерсон окрести.!! свою машину «старой вороной», надпись «OLD CROW» украшала все истребители, на которых летал летчик, от «Мустанга» до «Тандерчифа». Андерсон, так же как и его друг и командир Чак Игер, довольно высоко оценил «Аэрокобру», но предпочитал драться в воздушных боях все-таки на «Мустанге». В ноябре 1943 г. эскадрилью направили на Европейский театр военных действий, в Великоб­ритании летчики получили истребители Р-51В.

22.  P-39N-1 серийный номер 42-18409 лейтенанта Гарольда Наса, 41-я истребитель­ная эскадрилья 35-й истребительной группы, Надзаб, Новая Гвинея, ноябрь 1943 г. Изображенный на рисунке самолет являлся последней «Аээрокоброй» 41-й эскадри­льи, в январе 1944 г. подразделение перевооружили истребителями Р-47 «Тандерболт». Единственная одержанная в воздушном бою на «Аэрокобрах» победа запи­сана на счет 41-й эскадрильи 15 августа 1943 г. - лейтенант Нас сбил в районе Тсили-Тсили бомбардировщик Ki-48 «Лили».

23.  P-39Q-1 серийный номер 42-19510 «SAD SACK» капитана Джеймса Ван Надо, 72-я истребительная эскадрилья 72-й истребительной группы, Гуадалканал, декабрь 1943 г.

Ван Нада считался одним из самых опытных пилотов 17-й воздушной ар­мии, 27 декабря 1943 г. он сбил бомбар­дировщик G4M «Бетти». Чуть позже его назначили командиром 72-й эскадри­льи, на этом посту Ван Над оставался до окончания войны.

24.   «Аэрокобра I» серийный номер АН636, бортовой номер «33» белого цве­та капитана Ивана Дмитриевича Гайденко, 19-й ГИАП, осень 1942 г.

Все полученные Советским Союзом из Великобритании «Аэрокобры» имели камуфляжную окраску из пятен темно-зеленого и морского серого цветов, ниж­ние поверхности самолетов были окра­шены в средний морской серый цвет. Красные звездочки на истребителе Гайденко обозначают индивидуальные побе­ды, контурные белые - групповые. В 19-м ГИАПе бортовые номера наносили на кили и рули направления самолетов. Са­молет с серийным номером АН636 - вто­рая «Аэрокобра», на которой летал Гайденко. Он был сбит на истребителе с серийным номером АН660.

05.jpg

25.  P-39D-2 серийный номер 41-38428 бортовой номер «33» белого цвета капитана Вадима Ивановича Фадеева, 16-й ГИАП, апрель 1943 г.

К моменту своей гибели Вадим Фадеев являлся одним из ведущих летчиков 16-го ГИАПа, имея на своем счету 18 самолетов противника, сбитых лично, и 3 - в груп­пе. Как и все истребители Р-39, полученные из США по ленд-лизу, «Кобра» Фадее­ва была окрашена в грязно оливковый цвет сверху и нейтральный серый снизу. Крас­ные звезды нарисованы прямо поверх белых звезд опознавательных знаков ВВС США. В 1943 г., когда истребители Р-39 прибывали из США в небольшом количестве, времени закрашивать серийные номера на киле не оставалось. Красные кок воздуш­ного винта и «пилотка» на вертикальном оперении - отличительные признаки са­молетов 16-го ГИАП с начала 1943 г. и до конца войны. Бортовые номера наноси­лись на борта фюзеляжа за опознавательными знаками - наиболее часто встреча­ющийся вариант нанесения номеров на «Кобры».

26.  Р-39К-1 серийный номер 42-4403 бортовой номер «21» белого цвета старшего лейтенанта Дмитрия Борисовича Глинки, 45-й ИАП, Кубань, весна 1943 г. Дважды Герой Советского Союза Дмитрий Глинка завершил войну, имея на своем счету 50 побед. Во много его стараниями 45-й ИАП стал в августе 1943 г. 100-м гвардейским истребительным авиаполком. К середине 1943 г. общепринятой прак­тикой стали опознавательные знаки в виде красных звезд с белой каймой, ранее звезды или не имели каймы вообще, или обводились тонкой черной каймой.

27.  P-39Q (серийный номер не установлен) бортовой номер «21» белого цвета ка­питана Павла Степановича Кутахова, 19-й ГИАП, конец 1943 г.

Павел Кутахов встретил День Победы полковником, имея на своем счету 13 лич­ных и 28 групповых побед. В послевоенные годы он дослужился до поста главноко­мандующего ВВС Советского Союза. На «поздних» истребителях Р-39 американ­ские опознавательные знаки и серийные номера закрашивались «русской зеленой» краской вскоре после прибытия самоле­тов в СССР. Как правило, эти самоле­ты не несли опознавательных знаков ВВС РККА на верхних поверхностях плоскостей крыла. Обратите внимание на выкрашенную красной краской носо­вую часть фюзеляжа «Кобры» Кутахо­ва. На борту изображены отметки о 8 личных и 13 групповых сбитых.

28.  P-39N с бортовым номером «24» се­ребристого цвета, серийный номер и имя летчика не установлены, 191-й ИАП, Ленинградский фронт, лето 1944 г. 191-й ИАП входил в систему ПВО Ле­нинграда, летчики полка в 1944 г. при­нимали активное участие в воздушной войне  над южными районами Финлян­дии. Бортовые номера на самолетах полка наносились по бортам носовой ча­сти фюзеляжа серебристый, а не белой как обычно, краской. Также серебрян­кой выполнялась обводка красных звезд.

29.  P-39Q-25 серийный номер 44-32286 бортовой номер «77» белого цвета стар­шего лейтенанта Николая Васильевича Стройкова, 213-й ГИАП, Польша, сен­тябрь 1944 г.

Николай Стройков служил во 2-й эскад­рилье 213-го ГИАП, на его счету к кон­цу войну числилось 14 индивидуальных и 21 групповая победы. Его «Аэрокобра» может служить типичным примером окраски и маркировки истребителей Р-39 в 1944 г. Обратите внимание на де­сять красных звездочек, обозначающих личные победы и три красные звездочки с белой окантовкой - групповые. Диаго­нальные полосы на вертикальных опере­ниях истребителей ВВС РККА появи­лись в середине 1944 г.

30. P-39N-1 серийный номер 42-9434 бор­товой номер «45» белого цвета капита­на Александра Федоровича Клубова, 16-й ГИАП, Польша, октябрь 1944 г.

До своей трагической гибели в авиака­тастрофе на истребителе Ла-7 Алек­сандр Клубов сбил 31 немецкий самолет лично и 19 в групе. Посмертно он стал дважды Героем Советского Союза. Са­молет Клубова имел типичную для 16-го ГИАП окраску. Отметки о победах нанесены в носовой части фюзеляжа, белые звездочки обозначают самолеты противника, сбитые в группе.

31.  P-39Q-5 серийный номер 42-20414 бортовой номер «93» желтого цвета капитана Александра Филатова, 30-й ГИАП, Польша, осень 1944 г. Александр Филатов летал на «Аэрокобре» с серийным номером 42-20414 с на­чала 1944 г.. Самолет имел типичную для поставленных из США по ленд-лизу истребителей Р-39 окраску - грязно оливковый верх и нейтрально серый низ.

Кок воздушного винта и «пилотка» на вертикальном оперении - голубого цвета. Цвет обозначает принадлежность самолета определенной эскадрилье в пол­ку. Бортовой номер написан желтой краской в носовой части фюзеляжа. На дверце кабины изображена «курица» -эмблема ВВС РККА. Отметки о побе­дах - на левом борту фюзеляжа между фонарем и выхлопными патрубками дви­гателя. Истребитель Филатова имел исключительно редкую для советских ВВС индивидуальную символику летчи­ка: три карты - дама, семерка и туз пик. Рисунок можно трактовать как любовь пшюта к азартным играм, а можно при­писать Филатов к горячему поклоннику «Пиковой дамы» Пушкина. Несомненно, комиссару была преподнесена версия о любви к классической литературе. В конце концов, Пушкин тоже А С. 20 ап­реля 1945 г. ас Филатов провел свой пос­ледний воздушный бой, сбив 21 немецкий самолет.

06.jpg

32 и 33. P-39N-0 серийный номер 42-9033 бортовой номер «01» белого цвета капи­тана Ивана Ильича Бабака, 100-1 ГИАП, Германия, январь 1945 г.

Иван Бабак сбил 33 самолета противника лично и 4 в группе, по всем статьям он должен был получить вторую Золотую Звезду. Аса угораздило попасть в плен 22 апреля 1945 г., под конец войны да еще и в дет рождения В.И. Ленина. После плена вопрос о второй Звезде оказался исчерпанный. Бабак остался «просто» Героем. На рисунке изображена «А эрокобра», на которой И. И. Бабак летал в сентябре 1943 г. Белая «пилотка» на вертикально оперении - отличительный признак самолетов 100-го ГИАП 9-й ГИАД. Обратите внимание на изображение трубящего ангела с ме­чом. На борту самолета надпись: «От школьников Мариуполя». Подобные надписи гораздо более уместны на истребителях советской постройки, так как программа ленд-лиза финансировалась американскими налогоплательщиками, а не «школьниками Ма­риуполя». На «Кобре» более логично написать: «Сталинским соколам с империалисти­ческим приветом от Джона Рокфеллера». После перевода Бабака из 100-го в 16-й ГИАП на самолете «из Мариуполя» стал летать Григорий Дольников.

34.  P-39N (серийный номер не установлен) бортовой номер «50» белого цвета стар­шего лейтенанта Константина Васильевича Сухова, 16-й ГИАП, Германия, фев­раль 1945 г.

Константин Сухов в годы Великой Отечественной войны сбил 22 самолета про­тивника, а почти 30 лет спустя принял участие (пусть не непосредственное) в арабо-израильской войне 1973 г. в качестве военного советника ВВС Сирии. Изоб­раженный здесь самолет был сфотографирован взлетающим с германского автобана. Окраска и маркировка истребителя - типична для 16-го ГИАП, исключая бе­лые «транзитные» круги под красными звездами.

35.  P-39N-0 серийный номер 42-9004 с тактически номером «100» белого цвета пол­ковника Александра Ивановича Покрышкина.

Трижды Герой Советского Союза Алек­сандр Покрышкин сбил по официальным данным 59 самолетов противника лично, став асом № 2 в ВВС союзников, но ас № 1 Иван Кожедуб безоговорочно отдавал пальму первенства Покрышкину. Покрышкин старался летать на самолетах с бортовым номером «100» еще с первых дней войны. За исключением огромного количества «победных» звез­дочек, самолет по окраске подобен другим Р-39 из 16-го ГИАП 9-1 ГИАД, при­бывшим в СССР из США.

36 и 37. P-39N-0 серийный номер 42-9033 с тактически номером «01» белого цве­та Григория Устиновича Дольникова, 100-й ГИАП, Германия, аи 1945 г.

После ухода Бабака в феврале 1945 г. на пост командира 16-го ГИАП, самолет летчика достался Григорию Дольникову. Дольников добавил к символике Бабака две надписи: «За Петю Гучека» по правому борту фюзеляжа и «За Ваню Бабака» по левому борту. Дольников был уверен в гибели обоих асов.

38. P-39N-1 серийный номер 42-9553 с тактически номером «84» белого цвета майора Михаила Ренца, 30-й ГИАП, Германия, весна 1945 г.

Михаил Ренц летал на изображенном здесь самолете с начала 1944 г. Обратите внимание на индивидуальную сим­волику истребителя. Один брат Ренца погиб на фронте, второй - вернулся домой без ног, отсюда надпись на «Кобре»: «За погибших братьев».