АР-10 и ХР-47/ХР-47А

 

Во второй половине 30-х годов ко­мандование авиационного корпуса армии США воспылало любовью к V-образным двигателям жидкостного охлаждения, имевшим меньший ми­дель по сравнению со звездообразны­ми моторами воздушного охлаждения. Справедливости ради, следует отме­тить, что через «влюбленность» в жид­костные моторы прошли ВВС всех ве­дущих авиационных держав мира. На мнение американцев повлияло появ­ление в Великобритании жидкостных двигателей Роллс-Ройс «Кестрел» и «R» - предшественника знаменитого «Мерлина». В США подобных мото­ров не имелось. Из-за недостаточного финансирования со стороны прави­тельства наиболее совершенный американский V-образный мотор Аллисон V-1710 не имел повышающих высот­ность механических нагнетателей. Концепция легкого истребителя с жид­костным двигателем фирмы Аллисон пользовалась большой популярностью в высших сферах авиационного корпу­са, ее поддерживал и сам командую­щий генерал Арнольд, но такой само­лет не мог нести большую нагрузку - бронезащиту, вооружение, топливо.

Мнение командования авиацион­ным корпусом совершенно не совпада­ло со взглядами на будущий истреби­тель технических руководителей фирмы Рипаблик, но фирма нуждалась в деньгах, а заказчик всегда прав. В ав­густе 1939 г. Картвели представил во­енным свой ответ на выданные требо­вания - элегантный низкоплан очень небольших размеров с вытянутым но­сом, установленным в нижней части фюзеляжа радиатором, полуэллипти­ческим крылом размахом 9,47 м и пло­щадью 9,27 м2. Расчет вес самолета -не более 2,1 т, расчетная скорость на высоте 4570 м - 670 км/ч. Макет само­лета продублировали, вторая «дере­вяшка» предназначалась для натурных продувок в аэродинамических трубах. Требования в легкому истребителю окончательно выкристаллизовались, когда в умах начальников американс­кой военной авиации произошел рево­люционный переворот в правильном направлении. Начальник штаба авиа­ционного корпуса генерал Д.С. Иммонс предложил пересмотреть суще­ствующую стратеги развития авиации, сместив приоритеты в разработке ис­требителей - идея легкого самолета воздушного боя была похоронена.

В 1940 г. фирма Рипаблик предста­вила проект истребителя ХР-47/47А; работы над ним велись в обстановке секретности параллельно с проектиро­ванием легкой машины с V-образным Аллисоном. Макет ХР-47 с двигателем R-2800 был готов, когда со сборочной линии завода сошел первый из тринад­цати YP-43, а по заказу Швеции стро­ились одноместный ЕР-1 и двухмест­ный 2РА-204А.