Путь к «Тандерболту»

 

Задуманный Картвели истребитель не являлся абсолютно новой конструк­цией - он представлял собой развитие все-того ХР-44, ноги которого в свою очередь выросли из самолета АР-4 кон­струкции Северского.

Картвели на первых набросках «за­вернул» турбокомпрессор в фюзеляж. Турбокомпрессор увеличивал массу самолета - пришлось пойти на увели­чение площади крыла. Работа велась в спешке - Картвели даже приглашал к себе домой для работы над проектом наиболее способных инженеров и конструкторов, специалистов по бортово­му оборудованию во внеслужебное время. Шел поиск наилучшего места для турбокомпрессора, компоновка сменяла компоновку, рассматривался, в частности, вариант с удлиненным по аэродинамическим соображениям фю­зеляжем.

Вместо уродливого горшка маслорадиатора, торчащего перед радиато­ром двигателя в нижней части фюзеля­жа, было предложено установить два маслорадиатора за двигателем на про­тивопожарной перегородке, между двумя воздуховодами от турбокомп­рессора. Выхлопные газы от двигате­ля подводились по широкому каналу, проложенному в нижней части фюзе­ляжа к турбине. Сжатый воздух от тур­бины подавался через теплообменник по двум стальным трубам, проложен­ным по бортам верхней части фюзеля­жа к воздухозаборнику двигателя. Уве­личение площади крыла привело к уве­личению его размаха - появилось воз­можность убирать опоры шасси цели­ком в крыло, а не в крыло и центроп­лан, как на ХР-44.

За аэродинамику самолета отвечал молодой и очень способный специа­лист Костас И. Паппас. он уже прини­мал участие в создании самолетов ХР-41 /АР-4 и Р-45.

Кабина и фонарь претерпели мини­мум изменений по сравнению с каби­ной и фонарем ХР-44. Наиболее суще­ственным изменением стало внедрение боковой дверцы, по типу использовав­шейся на истребителях американском Р-39 «Аэрокобра» и британском «Тай­фун». Фонари с дверцами ставились только на прототип и три последую­щих «Тандерболта».