Боевое применение

 

Чтобы опробовать «Тандерболты» в реальных условиях эксплуатации по возможности скорее было решено во­оружить новейшими самолетами стро­евые истребительные подразделения. Выбор пал на 56-ю истребительную авиагруппу - ближайшую по месту дис­локации к заводу-производителю. Ре­шение о вооружении группы самолета­ми Р-47 было принято 14 января 1941 г. После Перл-Харбора и объявления Штатами войны Германии, группу пе­редислоцировали на Восточное побе­режье для обороны расположенных здесь индустриальных центров от на­летов германской авиации (!!!).

В состав 56-й группы входили 61-я, 62-я и 63-я эскадрильи. В начале 1942 г. 56-ю группу перебазировали север­нее в Каролинас, где она вошла в состав 1-й воздушной армии и I истреби­тельного командования. Штаб группы находился в Тинеке, шт. Нью-Джерси, 61-я эскадрилья базировалась в муни­ципальном аэропорте Бриджпорт, шт. Коннектикут, 62-я - на гражданском аэродроме Бендикс, шт. Нью-Джерси, а 63-я занимала часть заводского аэродро­ма фирмы Рипаблик в Фэрмингдэйле.

В окрестностях Фэрмингдэйла ба­зировалась также 80-я группа, начав­шая перевооружение на истребители Р-47В практически одновременно с 56-й группой. К июне 1942 г. в группу по­ступило достаточное для начала пере­учивания летного состава количество «Тандерболтов». Технический персо­нал группы изучал новую технику не­посредственно на заводе фирмы Ри­паблик. По сравнению с предшествен­никами, «Тандерболт» представлял собой существенный шаг в развитии техники - сложнейшие на тот момент электрическая и гидравлическая систе­мы самолета долгое время оставались головной болью техников. Вызывало проблемы техническое обслуживание приборное оборудование кабины, на­ладка системы управления.

Благодаря норову нового истреби­теля и собственной горячности юные летчики наломали немало дров по ходу рутинной службы: дежурства, трениро­вочные полеты, взлеты по учебным тревогам. В итоге, в 56-й группе к кон­цу июня из доброй половины «Тандер­болтов» часть была сломана, а часть просто превращена в металлолом. Ог­ромный истребитель чувствовал себя хозяином неба лишь на больших вы­сотах, здесь он демонстрировал пре­красную маневренность, имел лучшие разгонные характеристики, но легко переходил в пикирование. Пикировал самолет более чем охотно. Быстро на­бирая очень высокую скорость. На пикировании летчики стали сталки­ваться с явлением сжимаемости возду­ха, отмечались случаи флаттера хвос­тового оперения. Инциденты привели в начале сентября к пересмотру проч­ности конструкции хвостового опере­ния самолета.

Летчик-истребитель Хуберт «Хуб» Земке, будущий командир 56-й группы, начинал свою службу лейтенантом в 63-й эскадрильи. В этот период он близко сошелся с заводскими летчика­ми-испытателями фирмы Рипаблик, от них он узнал многие особенности «Тандерболта». В годы войны талант­ливые офицеры делали карьеру быст­ро. Земке приобрел репутацию блес­тящего тактика и великолепного орга­низатора. Молодой командир, один из немногих американцев, успел на соб­ственной шкуре (пусть и не в полной мере) войну в Европе в самый тяжелый для союзников период - Земке помогал британским и советским летчикам ос­ваивать истребители Р-40. После воз­вращения в Штаты Хуб непродолжи­тельное время командовал 80-й истре­бительной группой, базировавшейся сначала в Фэрмингдэйле, затем - Селфридж-Филде, шт. Мичиган. В июне 1942 г. Земке получил звание майора и в том же месяце 56-я группа получила первые 37 «Тандерболтов» модифика­ции Р-47В.

Земке стал командиром 56-й груп­пы 16 сентября 1942 г. Определенную роль в этом назначение сыграли зна­комство майора с истребителями Р-47 и его безупречная репутация как ко­мандира и летчика.

Новый командир умел заставить трудиться ленивых и справиться со строптивыми. Действительность со­ветско-германского фронта сильно повлияла на Земке, который требовал от своих подчиненных совсем не по-американски. В результате «Тандерболт» освоили почти все летчики груп­пы. Видимо Россия крепко засела в душу командира 56-й группы: Земке назвал свой личный Р-47 «My tovarysch» - еще один русский след в истории «Тандерболта».

56-я группа вместе с эскадрильями 4-й группы составила ядро VIII истре­бительного командования базировав­шейся в Великобритании 8-й воздуш­ной армии. Основной задачей, кото­рую решали пилоты «Тандерболтов», стало сопровождение тяжелых бомбар­дировщиков в налетах на Германию. «Короткие ноги», недостаточный ра­диус действия, ограничивали тактическое использование истребителей Р-47. В полевых мастерских «Тандерболты» пытались оснащать импровизиро­ванными подвесными топливными ба­ками. Положение изменилось только с появлением в 1944 модификации Р-47D-25, на которые можно было под­вешивать 760-литровые дополнитель­ные топливные баки. Изначально эти огромные баки предназначались ис­ключительно для использования в пе­регоночных полетах, но военная ситу­ация заставила пилотов летать с таки­ми «бочками» в глубокий тыл против­ника на сопровождение дневных бом­бардировщиков. Проблема заключа­лась в том, что эти баки не имели сис­темы наддува, что ограничивало их использование на больших высотах. Фактически топливо из бака расходо­валось примерно наполовину.

Жестокие потери американских бомбардировщиков в налетах на Швейнфурт, Бремен и Регенсбург (80я воздушная армия лишилась в этих рей­дах пятой части бомбардировщиков, принимавших участие в налетах) зас­тавили срочно принимать все возмож­ные меры по обеспечению ударных са­молетов истребительным прикрытием на всем маршруте до цели и обратно. «Словом» дня для истребителя стала «дальность». Группа технических спе­циалистов VIII истребительного ко­мандования под руководством полков­ника Кассиуса Хога предложила ис­пользовать для повышения радиуса действия «Тандерболтов» подвесные баки из прессованного картона, сде­ланные на основе подвесных баков британских истребителей «Харрикейн». Хог сумел даже наладить производство таких баков. Первые кар­тонные баки имели емкость 420 л, но затем ее довели до 570 л. Устанавлива­лись на Р-47 и металлические подвес­ные топливные баки емкостью 270 л и 420 л от истребителей Р-39 и Р-40. Имп­ровизированные металлические топлив­ные баки овального сечения емкостью 760 л оказались очень удачными, а вот из картонный вариант не прижился. За счет использования дополнительных баков тактический радиус действия ис­требителей Р-47 возрос на 520 км - ис­требители получили возможность при­крывать бомбардировщики в небе За­падной Европы на значительной части маршрута. Тем не менее, над Берлином «большие друзья» (бомбардировщики) пока летали в одиночестве.

На роль дальнего истребителя со­провождения отлично подходил двухмоторный двухбалочный «Лайтнинг», однако истребители Р-38 выпускал все­го один завод, из-за чего в них ощуща­лась постоянная нехватка. Приорите­том в получении «Лайтнингов» обла­дала действовавшая на Тихом океане 5-я воздушная армия.

Командование воздушной армии устраивали по своим характеристикам оснащенные британскими двигателя­ми Роллс-Ройс «Мерлин» истребители «Мустанг» модификаций Р-51В/С и Р-51D/K. Тактический радиус действия в 1600 км позволял этим самолетам со­провождать бомбардировщики в поле­тах до Берлина и обратно. В то же вре­мя, командование армии отмечало трудности с обеспечением «Мустан­гов» запасными частями и сложности технического обслуживания этих ис­требителей.

«Мустанг», вне всяких сомнений, являлся выдающимся самолетом, но в отдельных публикациях утверждается, что летчики 8-й воздушной армии практически не использовали в боях истребители Р-51.

Истина заключается в доминирова­нии «Тандерболтов» на протяжении всей первой половины 1944 г. в каче­стве истребителей сопровождения. Первые оснащенные «Мерлинами» ис­требители «Мустанг» прибыли в Вели­кобританию в конце 1943 г., но для их освоения еще требовалось время. О соотношении типов истребителей со­провождения в бомбардировочных рейдах дают представления следующие примеры:

- 11 января 1944 г. VIII истребитель­ное командование выделило для со­провождения бомбардировщиков 499 истребителей «Тандерболт», 49 «Лай­тнингов» и порядка двух десятков «Мустангов».

- 20 февраля - 668 «Тандерболтов», 94 «Лайтнинга» и 73 «Мустанга».

- 25 февраля, рейд на Регенсбург и Аугсбург; 755 тяжелых бомбардировщи­ков сопровождали 687 «Тандерболтов», 73 «Лайтнинга» и 139 «Мустангов».

Несложно заметить, что количе­ство «Мустангов» постоянно растет. Радиус действия «Мустанга» превосхо­дил радиус действия «Тандерболта», поэтому в конечном итоге командова­ние 8-й воздушной армии сделало став­ку на использование в качестве истре­бителей сопровождения «мустангов».

Одним из мероприятий вторжения союзников в Нормандию стало форми­рование 9-й воздушной армии, пред­назначенной для непосредственной поддержки наземных войск. Амери­канская авиация не имела специализи­рованного самолета штурмовика типа советского Ил-2, но эту нишу удачно закрыл «Тандерболт» с присущей ему высокой боевой живучестью и способ­ностью «тащить на себе» приличную ракетно-бомбовую нагрузку. Крупно­калиберные пулеметы позволяли эф­фективно поражать легкобронированные цели, а отдельные крайне смелые в суждения западные авторы утверж­дают будто бы своими пулеметами «штурмовики» Р-47 успешно отстрели­вали германские танки снайперски по­падая в решетки над двигателями, от­верстия вентиляторов и даже рикоше­том от дороги (!!!) поражая зажигатель­ными пулями топливные баки танков через уязвимое днище. С августа 1944 г. на Европейском театре военных дей­ствий американцы начали использо­вать напалм. Баками с напалмом воо­ружались и «Тандерболты».

Со штурмовок «Тандерболты» по­рой возвращались с ужасающими бое­выми повреждениями - простреленны­ми насквозь или вовсе вырванными снарядами цилиндрами двигателей, иногда нижняя часть фюзеляжа и плос­кости крыла получали массу пробоин от собственных, сброшенных слишком низко, бомб, иногда - самолет просто обдирал брюхо о макушки деревьев. «Тандерболт» демонстрировал благо­даря наличию звездообразного двига­теля воздушного охлаждения гораздо лучшую живучесть, нежели остроно­сые «Спитфайры», «Мустанги» или «Лайтнинги». Большую живучесть ло­бастых звезд лишний раз продемон­стрировала войны в Корее, когда фир­ма Норт Америкэн всерьез собиралась ставить двигатель воздушного охлажде­ния на «Мустанг». В Корее «Мустанги» наносили удары по наземным целям, то есть выполняли те же задачи, что «Тан­дерболты» в Западной Европе.

Действовавшая на Тихоокеанском театре военных действий 5-я воздуш­ная армия генерала Джорджа Кении получила первые «Тандерболты» в июне 1942 г. Главным препятствием для их использования стал недостаточ­ный радиус действия, меньший даже, чем у Р-40. Инженерно-техническая служба 5-й воздушной армии немед­ленно стала проводить мероприятия по оснащению истребителей Р-47 до­полнительными топливными баками. Помимо дополнительных баков от «Аэрокобр» и «Уархоков» мастерские стали выпускать штампованные из ме­талла баки «Брисбен» емкостью 760 л. Пользовались популярностью и под­весные 630-литровые баки от «Лайтнингов».

После нескольких случаев гибели летчиков и самолетов в ходе длитель­ных перелетов над водными простран­ствами Тихого океана, командование ВВС пригласили известного летчика Чарлза Линдберга поделиться с пило­тами опытом длительных перелетов. В случае правильной регулировки обо­ротов двигателя и турбокомпрессора, рациональной установки шага лопас­тей воздушного винта истребитель Р-47С был способен держаться в воздухе более пяти часов. Существует легенда, что Линдберг не только обучал летчи­ков, но и сам выполнил несколько бо­евых вылетов, в одном из которых сбил истребитель Накаяма Ki-43 «Хаябуса» (по американской кодировке «Оскар»). Официальные данные легенды не под­тверждают.

В воздушных боях с плохо воору­женными и не имевшими брони япон­скими истребителями, которые одна­ко обладали экстраординарной манев­ренностью, летчики «Тандерболтов» "выработали свои тактические приемы. Чаще всего использовалась атака на пикировании с последующим энергич­ным выходом восходящим виражом. Летчики, сражавшиеся на Тихом океа­не, пытались повысить маневренные качества «Тандерболтов» за счет де­монтажа двух внешних пулеметов и сокращения боезапаса. В 1943 г. на Новой Гвинее действовали три истре­бительных авиагруппы, вооруженных «Тандерболтами». По мере улучшения ситуации на Тихоокеанском театре военных действий «Тандерболты» ста­ли все чаще использовать в качестве истребителей-бомбардировщиков.

В составе действовавшей на Среди­земноморье 7-й воздушной армии име­лось шесть вооруженных «Тандерболтами» истребительных авиагрупп. И здесь самолеты Р-47 чаще применялись для нанесения ударов по наземным це­лям, чем для ведения воздушных боев.

На Азиатском континенте истреби­тели Р-47 использовала единственная группа, входившая в состав 10-й воз­душной армии. Это было особое соеди­нение - 1-я авиационная группа коммандос. Перед группой стояла задача поддерживать с воздуха действия войск союзников на территории Индии и Бирмы. Бок о бок с истребителями Р-47 американских коммандос дей­ствовали самолеты «Тандерболт I» и «Тандерболт II» британских ВВС. Бри­танские «Тандерболты» прибыли в Бирму в марте 1944 г., вскоре после проведения японцами в этом районе наступательной операции. Американ­ские истребители-бомбардировщики в короткий срок сменили устаревшие «Харрикейны» в 221-й группе RAF.

Подразделения 14-й американской воздушной армии, наполовину воору­женной «Тандерболтами», прошли бо­евой путь, пролегавший по доброй по­ловине Земного шара: от Северной Африке через Сицилию, Италию в Индию, а затем - в Китай. В Китае «Тандерболты» из состава 14-й воз­душной армии передали войскам мар­шала Чан Кай Ши.