«Корсары» авиации ВМС США

 

Первой в авиации флота США ис­требители «Корсар» в октябре 1942 г. начала получать эскадрилья VF-12. Первый опыт эксплуатации новых са­молетов вызвал большие сомнения от­носительно их боевой эффективности. Испытания проводились на авианосце «Сэнгамон» и показали, что истреби­тель F4U не подходит для базирования на корабле по причине не удовлетво­рительных посадочных характеристики и особенностей поведения летатель­ного аппарата на рулении. Амортиза­торы основных стоек шасси были чрез­мерно жесткими, требовалось дорабо­тать их конструкцию, чтобы смягчить ударную нагрузку на самолет в момент касания колесами шасси палубы. Фо­нари кабин раннего образца не обес­печивали требуемого обзора, види­мость еще более ухудшалась из-за по­падания на козырек фонаря кабины масла, выбивавшегося из-под юбки капота двигателя.

Перед отправкой эскадрильи VF-12 на Тихий океан подразделение пе­ревооружили с «Корсаров» на «Хэллкеты», даже несмотря на то, что ис­требитель «Корсар» после испытаний на «Саратоге» в апреле 1943 г. прошел сертификацию, разрешавшую эксплу­атацию самолета на авианосцах ВМС США. К этому времени все истреби­тельные эскадрильи авиации ВМС США получили на вооружение само­леты F6F «Хэллкет». Командование ВМС приняло решение вооружить «Корсарами» эскадрилью берегового базирования - VF-17 «Jolly Rogers». На Тихом океане действовало всего две эскадрильи «Корсаров» авиации ВМС США - вышеупомянутая VF-17 «Jolly Rogers» и эскадрилья ночных перехватчиков VF(N)-75, которой коман­довал лейтенант-коммендер У. Дж. «Гас» Уайлдхелм. Вооруженная истре­бителями F4U-2 эскадрилья VF(N)-75 базировалась в Мунда с 11 сентября 1943 г. Личный состав подразделения Уайлдхелма включал всего шестерых пилотов, но все эти летчики уже совер­шили по меньшей мере один «тур» на войну с Японией. К примеру, сам Уай­лдхелм успел повоевать на пикирую­щем бомбардировщике SBD, а боль­шинство пилотов имело налет более 2000 часов. Желание ВМС довести эс­кадрилью ночников до полного штата разбилось о неспособность промыш­ленности освоить массовый выпуск ра­диолокаторов, стоявшие на F4U-2 станции собирались и настраивались вручную - штучная работа.

С самолетами F4U-1 подобных проблем не было. Эскадрилья VF-17, которой командовал лейтенант-ком­мендер Том Блэкбурн (11 побед) при­была в Ондонга 27 октября 1943 г. Лет­чики подразделения сделали себе имя в боях над Соломоновыми островами, когда они за 79 дней сбили 154 японс­ких самолета. В начале года, когда формировалась эскадрилья, старшим офицером эскадрильи Блэкбурн выб­рал лейтенант-коммендера Роджера Хидрайка (12 побед). Хидрайк окон­чил летное училище в 1936 г., до пере­вода в VF-17 он успел послужить в нескольких эскадрильях. Всем извест­ный «Родж» почти всю боевую карье­ру провел в составе VF-17. Хидрайк так рассказывал о боях на «Корсаре»:

Мы покинули Норфолк в сентябре 1943 г. на борту авианосца «Банкер Хилл», чтобы продемонстрировать командованию авиагруппы свою спо­собность взлетать и садиться на ко­рабль. Вскоре мы получили самолеты модели F4U-1А с фонарями кабин ран­него типа, которые очень сильно огра­ничивали обзор; сиденья на истреби­телях модели «U-1 А» устанавливались низко, что еще больше сокращало поле зрения из кабин. Все что, летчик мог видеть впереди - так это огромный ка­пот двигателя. Из кабины стоявшего на палубе авианосца «Корсара» прямо по курсу можно было увидеть разве что корабельный флаг на верхушке мачты. Пока мы в море на борту авианосца демонстрировали командованию уро­вень своей выучки пришел приказ о формировании эскадрильи в качестве базовой. Этот приказ нас крайне разо­чаровал. Мы проделали огромную ра­боту совестно с представителями фирмы Чэнс-Воут по доводке истребите­ля. Никто в то время нам не сказал, что причиной отказа от базирования «Корсаров» на авианосце стало отсутствие системы снабжения новых самолетов запасными частями и расходными ма­териалами. В свою очередь вооружен­ные «Корсарами» эскадрильи авиации корпуса морской пехоты базировались на Соломоновых островах с февраля 1943 г., там было налажено снабжение подразделений всем необходимым. Первым аэродромом Соломоновых островов, на котором мы базирова­лись, стала Ондонга, расположенная в 50 милях северо-восточнее Гуадалканала. Затем мы базировались на Бугенвилле, откуда летали на Рабаул.

Свою первую победу в воздушном бою я одержал 1 ноября 1943 г., когда мы прикрывали высадку десанта в за­ливе Принцессы Августы на Бугенвилле. Я патрулировал заданный район, Томми Блэкбурн страховал меня сверху. Мы взлетели с Однонги в со­ставе восьмерки «Корсаров». Сразу после взлета получили сообщение о приближении к Бугенвиллю группы японских самолетов. В наборе высоты на моем самолете отказал генератор, поэтому для экономии заряда аккуму­ляторной батареи мне пришлось вык­лючить радиостанцию. К этому момен­ту мы достигли южной оконечности Бугенвилля, высота составляла 20 000 футов. Мы летели в направлении Бука, где находился аэродром японцев. Я заметил три небольших пятнышка; поняв, что это японские самолеты поста­рался поставить свой «Корсар» в такое положение, чтобы солнце светило в глаза противнику. Я покачал крылом, подавал знак летчикам моего звена -воспользоваться рацией я пока не хо­тел. Я планировал использовать в бою не шесть, а четыре расположенных ближе к фюзеляжу пулеметов. Это был наш первый воздушный бой. Я верил в удачу. Наше вооружение было при­стреляно на точку сходимости трасс, лежащую в 900 футов от истребителя. На удалении 90 футов линейный размах крыла «Зеро» в сетке прицел не превы­шал 50 мм. Я нажал на гашетку, давив не то две, не то четыре секунды. Ко мне присоединились другие летчики.

Неделей позже нас направили на перехват большой группы японских самолетов - бомбардировщики и 29 истребителей группы сопровождения. Это был первый случай, когда я убе­дился, что локаторщики не даром едят свой кусок хлеба. Шестеркой мы пат­рулировали небо над заливом Прин­цессы, японские самолеты в строю тро­ек шли ниже. Я подумал: «Здесь вы узнаете, насколько хорош «Корсар». На пикировании мы пронзили строй само­летов противника. Японцы построи­лись в два оборонительных круга - из­вестный оборонительный прием, пред­ложенный первым американским асом майором Либерти (17 побед) в годы первой мировой войны. Мы сделали несколько заходов, наших самолетов было всего шесть. Я выполнил даже три лобовых атаки. В одном из захо­дов хорошо видел как после очередей, выпущенных пулеметами моего «Кор­сара», от вражеского самолета полете­ли какие-то куски: мимо меня просви­стели два цилиндра двигателя. Я не увидел, чтобы хоть кто-нибудь из японцев открыл огонь или же попытал­ся бы открыть огонь. Мы сбили без труда несколько самолетов, после чего взяли курс домой.

11 ноября мы прикрывали ударное соединение из трех авианосцев, совер­шавших поход к Рабаулу. Мы должны были осуществлять ПВО соединения, пока палубные самолеты наносили удар по Рабаулу и Симпсон-Харбору. Нам было приказано соблюдать режим радиомолчания. Висела мощная об­лачность, мощная настолько, что най­ти авианосцы, даже зная их координа­ты оказалось очень сложно. К кораб­лям мы вышли примерно в девять ча­сов утра, вскоре после взлета палубных самолетов мы совершили посадку на палубы кораблей. ПВО обеспечивала наша эскадрилья и корабельная эскад­рилья «Хэллкетов». Я вместе с поло­виной эскадрильи находился на борту флагманского авианосца «Эссекс», в то время как Томми Блэкбурн с другой половиной сел на палубу авианосца «Банкер Хилл». В 13.00 мы стартова­ли с палуб кораблей, как в это время ожидалась атака японцев. Действи­тельно, со стороны Рабаула к авианос­ному ордеру приближалась большая группа самолетов. Нам предстояла жаркая схватка. Мой ведомый и я под­били один «Зеро». Японский истреби­тель скрылся в облачности, я не стал его преследовать в надежде, что он вскоре он выскочит из облаков. Я ждал его, но японец все равно появился вне­запно. Я уже нажал на гашетку, но вдруг увидел, что стреляю не по «Зеро», а по «Корсару». Я инстинктив­но отпустил гашетку. Подлетев ближе, я увидел надпись на фюзеляже истре­бителя: «BOG HOG». Боже! - это са­молет командира!

Я не знал насколько серьезно по­вредил «Корсар» Блэкбурна вплоть до посадки в Ондонга. Дома командир показал мне дыру в своем самолете. «Ты неважный стрелок, Роджер. У тебя шесть пулеметов, способных прошить мою машину от хвоста до носа и от носа до хвоста, а сделал одну дырку», - вот и все, чем ограничился коман­дир. Мою ошибку придали забвению. Томми вскочил в облако, уходя от че­тырех или пяти «Зеро».

Ежедневно, как часы над нами по­являлось порядка 80 японских само­летов. Командование потребовало усилить истребительное прикрытие бомбардировщиков, осуществлявших рейды на Рабаул. Мы сопровождали пикирующие бомбардировщики и тор­педоносцы морской авиации равно как и бомбардировщики В-24 и В-25 под­разделений USAF. Обычно эскадрилья поднимала в воздух 16 истребителей, но как-то Томми решил проучить японцев, послав дополнительное зве­но «Корсаров» «наверх». Японцы име­ли в окрестностях Рабаула четыре пре­красно подготовленных аэродрома, мы же располагали единственной по­лосой на Бугенвилле. У японцев хоро­шо работала служба воздушного на­блюдения и оповещения о приближе­нии воздушного пространства. Посты службы вовремя предупреждали о под­ходе наших самолетов, составе группы, курсе, боевом порядке. На подходе к цели мы обычно наблюдали пыль на аэродромах - то взлетали японские истребители. Эскадрильи «Корсаров» морской пехоты и палубных «Хеллкетов» шли ниже нас, мы осуществляли «верхнее» прикрытие. Мы обычно ле­тали на высоте 35 000 футов, в то время как японцы предпочитали атаковать на высоте примерно 20 000 футов. В одном из полетов мы не сумели использовать свое преимущество в высоте, так как в пулеметах загустела смазка.

У нас имелась возможность внезап­но атаковать неприятеля. Японцы не смотрели вверх. Я вел в бой четверку молодых летчиков. В районе цели я хорошо видел, как из облаков вывали­лось два горящих «Зеро». Японцы, тем не менее, сохраняли некое подобие бое­вого порядка. К месту боя подошли «Корсары». На сцене появилась пара «Корсаров», ведомая Айком Кипфордом (16 побед). Парни сработали прекрасно!

Как-то в январе 1944 г. я отстал от группы, когда мы возвращались до­мой. Недалеко от Симпсон-Харбора я натолкнулся на одиночный «Зеро», который также же держал курс на свою базу. В короткой схватке я сбил япон­ский истребитель. Меня захватило зре­лище горящего самолета, летчик кото­рого пытался выбраться из кабины. Когда же я оглянулся, то увидел на хво­сте трех коллег сбитого мною пилота. Один истребитель пристроился непос­редственно в кильватер, еще по одно­му шли с флангов. К счастью в тот раз у меня был один из новеньких истре­бителей, недавно доставленных в Эспириту-Санто; машина была оснаще­но системой впрыска воды, позволяв­шей кратковременно поднять мощ­ность двигателя на 25 л.с. и увеличить тем самым скорость на несколько ки­лометров в час. Я старался избежать попаданий в «Корсар» постоянно ме­няя высоту и скорость так, чтобы не терять скорость. Чтобы оторваться от противника мне потребовалось поряд­ка десяти минут.

В другой раз я спикировал на са­молет противника. Сложно сказать о чем думал японец, но он стал выпол­нять вираж, поэтому я быстро его нагнал. Мне не составило особого труда сбить беднягу. В том же полете я вы­полнил еще одну практически анало­гичную атаку. Командир японского звена похоже возомнил себя великим тактиком, зря. «Корсар» имел непло­хие характеристики в горизонтальном маневре плюс являлся устойчивой платформой для стрельбы из бортовых пулеметов. Я выполнял виражи даже с перегрузкой в 9G. На наших самоле­тах устанавливались акселерометры -по тому времени они являлись секрет­нейшими приборами. Однажды акселе­рометр показал 11G! Правда это было не в бою. Я тогда возвращался из рей­да на Рабаул, предстояла посадка на одном из Зеленых островов. Самолетов противника в ходе этого полета мы не встретили. Над заливом Принцессы Августы висела плотная облачность. Я летел на высоте 2000-3000 футов. Взглянув на облака я решил поднять­ся выше. Обычно мы летали ниже об­лаков, правда высота в этом случае порой составляла всего 15 футов. При полете на такой высоте крайне слож­но было определить свое местоположе­ние, так как очертания островов цели­ком «не читались». К несчастью в тот раз мы попали в самый центр урагана. Все шесть самолетов группы раскида­ло по разным направлениям. Вот как раз тогда акселерометр на моем само­лете и показал 11G. Нас хранил Гос­подь - все самолеты благополучно вер­нулись домой.