Британские «Корсары»

 

Из-за неудовлетворительных ка­честв специализированных палубных самолетов конструкции фирм Фэйри и Блэкбарн - традиционных поставщи­ков флота Ее Величества - командова­нию морской авиации пришлось фор­сировать разработку авианосных мо­дификаций истребителей RAF. Так в тяжелую пору 1941-42 г.г. появились самолеты «Си Харрикейн» и «Сифайр». Эти истребители значительно превосходили самолеты «Фалмэр» и «Скуа», но их дальность полета и посадочные характеристики по прежне­му не устраивали моряков.

К счастью для командования авиа­ции Royal NAVY в конце 1941 г. нача­лись массовые поставки из США на­стоящих палубных истребителей - са­молетов Грумман «Уайлдкэт» (в Вели­кобритании они получили наименова­ние «Мартлет»). «Уайлдкэт» обладал большой дальностью и продолжитель­ностью полета, неплохими посадочны­ми характеристиками, но у него имел­ся принципиальный для истребителя недостаток - малая максимальная ско­рость полета, всего 315 миль/ч. Не ус­пели «Мартлеты» поступить на воору­жение британского флота, как коман­дование Fleet Air Arm стало искать ему за океаном замену.

К этому времени фирма Чэнс-Воут из Коннектикута предложила совер­шенно новый тип палубного истреби­теля - XF4U-1 «Корсар». Самолет предназначался прежде всего для авиа­ции флота США, но стал предметом переговоров между Лондоном и Ва­шингтоном о возможности поставки Британии крупной партии «Корсаров» в рамках программы ленд-лиза. Пере­говоры увенчались успехом: авиации флота Ее Величества получила 2012 «Корсаров» четырех модификаций. «Корсар» стал самым популярным ис­требителем из числа поставлявшихся в годы второй мировой войны Великоб­ритании американских самолетов ана­логичного назначения.

Историки до сих пор не устают спо­рить о пригодности «Корсаров» для базирования на авианосцах. В свое вре­мя американские адмиралы сочли са­молет чрезмерно сложным на взлете и посадке для палубного летчика сред­ней квалификации. Особо отмечались чрезмерно жесткие амортизаторы ос­новных опор шасси из-за чего самолет на посадке стремился встать на нос и плохой обзор из кабины.

Эти и другие факторы привели к тому, что палубные эскадрильи ВМС США оснащались исключительно ис­требителями F6F «Хэллкет». Первые «Корсары» появились на палубах аме­риканских авианосцев только в 1944 г. К этому времени британский флот уже почти год эксплуатировал истребители F4U на авианесущих кораблях. С апре­ля 1944 г. «Корсары» британских эскад­рилий палубного базирования воевали и в Европе, и на Тихом океане.

Не взирая на «дикую» репутацию самолета, англичане приступили к пе­ревооружению своих эскадрилий на «Косары I» с середины 1943 г. Эскад­рильи, оснащенные «Корсарами» гото­вились к боевым действиям на океанс­ких просторах. Британские «Корсары» несколько отличались от американс­ких. В частности, из-за меньших раз­меров самолетоподъемников британс­ких авианосцев, пришлось укоротить плоскости крыла на восемь дюймов. Совершенно неожиданно «обрезание» положительно сказалось на пикирую­щих качествах самолета, уменьшило «парашютирование» на финальной стадии посадки. Все же многие высшие чины командования Fleet Air Arm ис­пытывали по отношению к новому ис­требителю опасения, аналогичные опа­сениям адмиралов ВМС США.

В начале 1944 г. в составе флота Метрополии и Дальневосточного фло­та имелось восемь эскадрилий, воору­женных «Корсарами». К концу войны в составе Fleet Air Arm имелось уже 18 эскадрилий. Самолеты F4U-1, извест­ные в Британии как «Корсар I» (по­ставлено 95 штук), поступили на воо­ружение 1830-й и 1833-й эскадрилий; в боях этим самолеты англичане не применяли. Более совершенных «Корса­ров» Mk II Британия получила 510 эк­земпляров. «Корсары II» перебрасыва­лись в Великобританию на палубах эскортных авианосцев.

К апрелю 1944 г. флот Метрополии был готов направить вооруженные «Корсарами» эскадрильи на войну. 28 новых истребителей из 1834-й и 1836-й эскадрилий приняли участие в опера­ции «Тангстин» - налету 121 самолета с шести авианосцев на стоявший в Альтен-фьорде немецкий линкор «Тирпиц». Обе эскадрильи в период прове­дения операции базировались на бор­ту авианосца «Викториес». Пилоты «Корсаров» не встретили противодей­ствия истребителей люфтваффе, насто­ящий боевой дебют не состоялся.

Дебют «Корсаров» Ее Величества в водах Индийского океана состоялся также в апреле 1944 г., вскоре после проведения операции против «Тирпица». На борту авианосца «Илластриес» находились оснащенные «Корсара­ми» 1830-я и 1833-я эскадрильи. Целью операции являлся поиск рейдеров про­тивника в водах восточнее Цейлона. Летчики «Корсаров» с авианосца «Илластриес», как и их коллеги в ходе на­лета на «Тирпиц», противника в воз­духе не встретили, но получили опыт совместных действий с пилотами самолетов авиагруппы американского авианосца «Саратога».

В июле к двум эскадрильям «Кор­саров», базирующихся на авианосце «Илластриес», присоединилась третья - 1837-я, самолеты которой базирова­лись на прибывший к Цейлоны авиа­носец «Викториес». Теперь на двух авианосцах находилось 42 «Корсара». 25 июля «Корсары» прикрывали с воз­духа эскадру из трех линкоров, семи крейсеров и двух эсминцев, обстрели­вавших портовые сооружения и нефте­хранилища на острове Сабанг.

Японская авиация пыталась нане­сти удар по кораблям, дав наконец воз­можность пилотам британских «Кор­саров» вкусить первой крови. Пилоты 1830-й эскадрильи сбили три «Зеро», 1833-й - два «Зеро» и бомбардировщик Ки-21 «Сэлли». Еще один «Зеро» сби­ли «Корсары» 1838-й эскадрильи с авианосца «Викториес». Это были не только первые из 50 побед в воздуш­ных боях, одержанных на «Корсарах» флота Ее Величества, но и вообще пер­вые сбитые взлетевшими с авианосца «Корсарами» самолеты. Ранее победы на «Корсарах» одерживали только лет­чики эскадрилий корпуса морской пе­хоты США, базировавшихся на бере­говых аэродромах.

Очередной воздушный бой британ­ские «Корсары» получили возмож­ность провести лишь в октябре 1944 г. над Никобарскими островами, к это­му времени в Индийском океане «Кор­сары» оставались только на борту авианосца «Викториес». В воздушном бою с истребителями «Оскар» авиации японской армии ценой потери двух «Корсаров» и одного «Хэллкета» было сбито семь самолетов противника. Ча­сто указывается, что канадец лейте­нант Алек Дурно из 1834-й эскадрильи записал на свой счет сразу четыре по­беды - одну личную и три групповых, на пару с ведомым. Некоторые пута­ют Алека Дурно, канадца, который тогда являлся старшим офицером 1834-й эскадрильи, с его полным тезкой -летчиком той же эскадрильи лейтенан­том Алеком дурно, шотландцем по на­циональности.

Одной из последних операций бри­танского флота в Индийском океане, в которой принимали участие «Корса­ры» авианосца «Викториес» стал рейд 4 января 1945 г. на нефтеперегонный завод в Пангкалан-Брандан, остров Суматра. «Корсары» вместе с «Сифайрами» F III из авиагруппы авианосца «Индефатигебл» прикрывали удар­ные «Эвенджеры». В воздушном бою с японской стороны приняли участие истребители «Дина», разведчики «Дина» и бомбардировщики «Салли».

Британские пилоты сбили 12 самоле­тов, потеряв один «Эвенджер». Семь японских самолетов сбили летчики «Корсаров»: лейтенант Дурно (кана­дец!) в группе сбил одну «Дину» и один «Салли»; суб-лейтенант Дон Шеппард (также канадец) из 1836-й эскадрильи сбил два «Оскара».

После начала формирования бри­танского Тихоокеанского флота в ян­варе 1945 г. корабли Royal NAVY пе­ребазировались из Тринкомали в Сид­ней. На переходе командование реши­ло использовать редкий случай - сосредоточение в одном соединении четы­рех ударных авианосцев. Перед летчи­ками корабельных авиагрупп постави­ли задачу нанести удар по нефтепере­рабатывающему заводу в районе Палембанга на острове Суматра. Ранее завод принадлежал известной британ­ской кампании Шелл. Рейды на Палембанг планировались еще в конце декаб­ря 1944 г., они получили кодовое обо­значение «Меридиан 1» и «Меридиан 2». 24 января палубная авиация совер­шила 144 самолетовылета. Налеты продолжались пять дней - это была вторая по своему размаху операция британской авианосной авиации в пе­риод второй мировой войны. В соста­ве первой волны находилось 32 истре­бителя «Корсар» из состава авиагрупп авианосцев «Илластриес» и «Викториес». 16 истребителей входили в состав непосредственного эскорта бомбарди­ровщиков, 16 - прикрывали ударные самолеты сверху.

На отражение налета японцы под­няли истребители «Тодзё», «Ник» и «Оскар». В воздушном бою было сби­то пять «Корсаров», однако японцы потеряли 34 самолета на земле в резуль­тате бомбежки аэродрома. Затем удар­ную группу атаковало более 20 японских армейских истребителей, но «Корсары» «верхней» группы сорвали атаку, сбив восемь из них, ценой потери одного «Корсара» из 1833-й эскадрильи.

Лучшего результата в бою с «Ос­карами» и «Тодзё» добился ветеран морской авиации, уже добившийся почетного титула ас, майор (позже подполковник) Ронни Хэй, в то время он командовал 47-м авиакрылом. В авиации флота Ее Величества Хэй слу­жил с 1939 г., свою первую победу (в группе) он одержал в ходе битвы за Норвегию на «Скуа» в составе входив­шей в авиагруппу авианосца «Арк Ройал» 801-й эскадрильи. На Средиземно­морье летчик записал на свой счет еще семь личных и групповых побед. Тог­да он летал на «Фалмере» в составе 808-й эскадрильи, базировавшейся все на том же «Арк Ройале».

Роль Хэя в налетах на Палембанг уникальна, ас являлся «воздушным координатором», направлявшим дей­ствия всех групп самолетов. Специали­зированную подготовку для выполне­ния данной задачи Хэй в качестве ко­мандира авиакрыла прошел в апреле 1943 г. в Чэрми-Дауне. Прежде чем попасть на Тихий океан, Хэй переда­вал свой опыт и знания командирам авиационных подразделений, действо­вавших на Средиземноморье. Налеты на Палембанг являлись едва ли не пос­ледней возможностью для Хэя сверить теорию с практикой.

Четверка Хэя (в ней летал единственный в британском флоте ас «Кор­саров» канадец суб-лейтенант Дон Шеппард) патрулировала между ис­требителями непосредственного со­провождения ударной группы и истре­бителями верхнего прикрытия. Хэй летал на специально доработанном «Корсаре II» с бортовым кодом «JT427»/»TPH»: на истребителе были смонтированы плановый и панорам­ный аэрофотоаппараты. Ронни Хэй окончил курсы аэрофотографов в учеб­ном центре RAF в Бенсоне. «Воздуш­ный координатор» считал, что фо­тосъемка боя необходима для последу­ющего анализа действий летчиков. Все свои четыре победы на «Корсарах» ас одержал именно на самолете «JT427»/ »ТРН». Через много лет после оконча­ния войны, в конце XX века, Хэй вспо­минал:

Кабина «Корсара» огромна, ты восседаешь в ней словно король, види­мость через остекление каплеобразно­го фонаря на «Корсаре II» можно счи­тать неограниченной. Как-то, уже пос­ле Суматры, я приземлился на запол­ненный темно-синими «Корсарами» последней модели F4U-4 аэродроме Манус, Адмиралтейские острова. Я поинтересовался, какого ... собствен­но говоря, эти истребители здесь сто­ят? Оказалось, что в ВМС США истре­бители «Корсар» снимают с вооруже­ния подразделений первой линии и направляют на капитальный ремонт после 500 часов налета. Наши «Корса­ры II» налетывали без серьезного ре­монта по 2000 часов! Я спросил аме­риканца можно ли поменять мой «драндулет» на какой-нибудь подлежа­щий ремонту «Корсар». «Да бери лю­бой», - пожал плечами янки: «Делай с ним чего захочешь!» Грустно, но я не воспользовался щедростью американ­ца - страшно представить гнев моего адмирала, угляди он на палубе «Викториеса» яркое синее пятно американ­ского «Корсара» на фоне наших серых истребителей!

Однако, вернемся к Палембангу. Все принимавшие участие в налете «Корсары» несли дополнительные топ­ливные баки, обеспечивавшие пятича­совую продолжительность полета. Сначала мы вырабатывали топливо из этих баков, после чего баки сбрасыва­лись. Я вел собственное, отдельное, звено, ведомым летел Шеппард. Мы постоянно сканировали воздушное пространство во всех секторах в ожи­дании появления японских самолетов.

В результате первого налета завод пострадал лишь частично. Я не мог в полной мере координировать действия групп «Эвенджеров II», «Файрфлаев I», «Хэллкетов I», «Корсаров II» и «Сифайров» F III, поскольку на моем са­молете в результате попадания снаря­да или пули вышел из строя топливный насос. Я вместе со своим звеном занял позицию, с которой мог отсечь вражес­кие истребители от «Эвенджеров». «Тодзё» пытался прорваться к «Эвенджерам», но я легко поймал японца в сетку прицела: двухсекундная очередь - японец запылал. Вероятно, я поразил топливный бак самолета противника. Затем наше вено спикировало на «Ос­кара». Я также всадил в него очередь; в отличии от «Тодзё», «Оскар» не за­горелся - он просто врезался в землю на высокой скорости.

Пятью днями позже, сразу по за­вершению операции «Меридиан II», я выполнил полет на аэрофотосъемку результатов налетов. Мой «Корсар» перехватила четверка японских истре­бителей «Тодзё» и «Оскар». Я немед­ленно прервал выполнение разведыва­тельного задания. Шеппард и я быстренько разобрались с противником, записав каждый на свой личной счет по две «половинки». В бою с японца­ми мы имели преимущество за счет скоростных качеств «Корсара».

В 1945 г. на Тихом океане действо­вали вооруженные «Корсарами» эскад­рильи № 1830и№ 1833 из состава авиа­группы авианосца «Илластриес», № 1834 и № 1836 с «Викториеса», № 18841 и № 1842 с «Формидебла». Обычно на вооружении одной эскадрильи находи­лось 18 истребителей, «командировка» подразделения на войну длилась во­семь месяцев. На вооружении авиа­групп авианосца «Формидебл» нахо­дились «Корсары» модели Mk IV, это был боевой дебют самолетов данной модификации.

Однако вернемся опять ненадолго к операции «Меридиан». Помимо Хэя и Шеппарда три победы в воздушных боях над Суматрой одержали летчики «Корсаров» из 1830-й и 1834-й эскад­рилий. Англичане также понесли по­тери - был сбит лейтенант Дурно (одна личная и четыре групповые победы на «Корсаре»). Дурно и еще один сбитый пилот попали в плен, их освободили из лагеря Чэнги в августе 1945 г.

После прибытия в Сидней британ­ские авианосцы вместе с кораблями 5-го американского флота образовали «Тэск форс 57». Из 270 британских са­молетов - 110 были «Корсары». Про­бой пера авианосцев флота Ее Величе­ства на новом театре военных действий стала операция «Айсберг» - вторжение на Окинаву. Первые боевой вылет на Тихом океане «Корсары» из Fleet Air Arm совершили 26 марта 1945 г. Летчи­ки «Корсаров» штурмовали японские зенитные батареи, наносили удары по наземным целям, а еще у них появилась новая работа - охрана кораблей от атак камикадзе. Ронни Хэй вспоминал:

В последние военные месяцы ос­новную угрозу кораблям представля­ли камикадзе. Наиболее уязвимы наши авианосцы становились в момент под­готовки самолетов к боевому вылету, когда палубы кораблей заполоняли бомбы, а в баки самолетов по горлыш­ко заливалось топливо. Авианосец в этот момент представлял собой огром­ную бомбу, поставленную на боевой взвод. Заставить сработать взрыватель было бы не так уж и трудно. Я помню находился в кабине своего истребите­ля и готовился к взлету, когда загро­хотала вся артиллерия корабля. К авианосцу устремился одиночный са­молет - не то «Зеро», не то «Вэл». К счастью пушкари не промахнулись: японец рухнул в воду прямо по курсу корабля. Почти одновременно самолет камикадзе сбили артиллеристы авианос­ца «Индом» в момент, когда корабль принимал возвращавшиеся после боево­го вылета самолеты. Я получил разреше­ние и повел на взлет свое звено.

В воздушных боях середины апре­ля летчики «Корсаров» сбили десять японских самолетов: победы поровну разделили пилоты авианосцев «Викториес» и «Илластриес». 4 мая британские «Корсары» перехватили группу из примерно 20 разнотипных самолетов противника, атаковавших авианосное соединение. При отражении налета Дон Шеппард одержал свою пятую победу, став таким образом асом. Еще три самолета сбили летчики с «Викториеса». На следующий день была одер­жана первая победа на «Корсаре» Mk IV - отличился летчик из 1841-й эскад­рильи с авианосца «Формидебл».

Окинава пала после месяца ожес­точенных боев. Палубная авиация по­несла ощутимые потери: две трети из 270 самолетов британских авианосцев вышли по различным причинам из строя. Корабли «Тэск Форс 57» ушли в Сидней зализывать раны. В зоне боев они появились в конце июля. До кон­ца войны летчики британских «Корса­ров» одержали всего две победы в воз­душных боях, обе - на счету пилотов 1841-й эскадрильи: в конце июля был сбит «Кэйт», 9 августа - «Грэйс».

В последние военные дни погиб ветеран воздушных боев второй миро­вой войны канадец из 1841-й эскадри­льи командир звена лейтенант Роберт Хэмптон Грэй. Грэй наносил удар по японским кораблям у побережья Хон­сю, он подошел к цели на дистанцию 5- футов. Корабль, который поразил летчик, взорвался, этим же взрывом разметало «Корсар» канадца. Грэй на­чал воевать в апреле 194 г., он прини­мал участие в налете на «Тирпиц». Лей­тенант Роберт Хэмптон Грэй стал од­ним из двух летчиков Fleet Air Arm, удостоенных в годы второй мировой войны высшей военной награды Вели­кобритании - Креста Виктории.

Так окончилась война для пилотов британских «Корсаров». Из 18 эскад­рилий, получивших на вооружение самолеты данного типа, в боях приняли участие восемь. Великобритании постав­лялись «Корсары» четырех модифика­ций, но машины только двух моделей принимали участие в боевых действиях. 40 последних «Корсаров» сняли в Вели­кобритании с вооружения в августе 1946 г. Всего британцы получили чуть боль­ше 2000 истребителей «Корсар».