Ноябрь 1944 - январь 1945

 

Вице-адмирал Джон С. МакКейн начал свой первый рейд на Лузон в должности командующего TF-38, рас­полагая тремя оперативными группа­ми. Операция началась 3 ноября и про­длилась четыре дня. Американцы встретили над Лузоном лишь слабое сопротивление.

В боях отличились истребители из VF-11 и VF-14, а также из 15-й и 19-й воздушных групп. VF-19 потеряла вто­рого за три недели командира. МакКемпбелл, по-прежнему осуществляя координацию действий пилотов, на­шел время для того, чтобы сбить «Zero» и «Val».

Во второй половине дня 5 ноября несколько «Zero» атаковали TG-38.3. Американцы поздновато заметили противника. Истребители с авианосца «Lexington» сбили один японский са­молет, но четыре машины прорвались к кораблям. Зенитчикам удалось сбить еще три машины, но четвертый японец врезался в левый борт боевой рубки. Вспыхнул пожар, который удалось подавить лишь через 20 минут. В ходе инцидента 182 человека погибли или получили ранения.

В боях также участвовала переформированная VF-80 с авианосца «Ticonderoga», возглавляемая подпол­ковником Лероем У. Кейтом.

6 ноября, в четвертый и последний день операции свои последние бои про­вели эскадрильи VF-19 и VF-14. Фарнсуорт вернулся на борт авианосца «Lexington» с большим куском дюра­ля с японского истребителя под кры­лом - память о «Tojo», с которым пи­лот столкнулся в круговерти битвы.

Японский истребитель потерял крыло и упал. Так эффектно VF-19 подняла свой боевой счет до 167 побед.

Пилотам VF-14 в ходе боевого тура засчитали 140 побед в воздухе и 242 самолета, уничтоженных на земле. В свою очередь, за шесть месяцев эскад­рилья потеряла 43 самолета и 20 пило­тов, в том числе двух командиров (оба погибли в июле).

В ходе четырех дней боев американ­цы заявили уничтожение 439 японских самолетов, главным образом на земле.

В течение второй половины меся­ца американцы провели новые налеты. Японцы оказывали символическое со­противление. Японская авиация систе­матически уничтожалась на земле, хотя пилотам VF-15 удалось 11 нояб­ря провести охоту в небе. Во время на­лета на конвой в районе Залива Ормок, 16 истребителей «Hellcat» Дэвида МакКемпбелла вступило в бой с 20 японс­кими истребителями. Американцы за­явили 10 сбитых «Oscar», одну победу записал на свой счет командир 15-й авиагруппы.

Три дня спустя МакКемпбелл и его эскадрилья завершили боевой тур. На счету самого МакКемпбелла значи­лось 34 победы (в этот момент только на два меньше, чем у майора Ричарда Бонга, который продолжал летать на фронте до середины декабря и сумел одержать 40 побед).

34 личные победы Дейва МакКем­пбелла стали лучшим результатом, ко­торый когда-либо одерживал амери­канский пилот в ходе одного боевого тура. Кроме того, за ним записали семь вероятных побед и 21 самолет, унич­тоженный на земле. МакКемпбелл стал единственным пилотом палубной авиации, получившим Medal of Honor за последние три года войны.

На протяжении шести с половиной месяцев боев VF-15 засчитали 313 са­молетов сбитых в воздухе и такое же число уничтоженных на земле. Эти ре­зультаты, учитывая ущерб, причинен­ный эскадрильей японскому флоту, был самым лучшим на ВМФ США. В составе VF-15 сражалось 26 асов, что также рекорд для морской авиации США. Одним асом меньше было в VF-2. Эскадрилья потеряла 21 пилота в результате всех причин.

Налеты на Манилу продолжались до конца ноября. 19 ноября американ­цы заявили 116 сбитых японских само­летов, в том числе 8 в опасной близос­ти от Task Force 38. На борту авианос­ца «Lexington» в это время базирова­лась VF-20 подполковника Фреда Бакатиса. Эскадрилье удалось обнару­жить в районе Дель-Кармен хорошо замаскированный японский аэродром и уничтожить на нем до 70 самолетов. В тот же день эскадрилья VF-11 совер­шила налет на другой аэродром.

Спустя шесть дней японцы прове­ли первый с конца октября крупный налет на американские корабли. В это время корабли из TG-38.1 и TG-38.2 находились в районе Лузона. Амери­канским истребителям удалось сбить 26 японцев, но во второй половине дня радар обнаружил японские самолеты всего в 30 милях от эскадры - слишком близко, чтобы их можно было эффек­тивно перехватить. Действительно, трем «Zero» удалось прорваться через наскоро организованное истребитель­ное заграждение. Два самолета сбили зенитчики, но третий спикировал на «Intrepid». Через пять минут на «Intrepid» спикировали еще два япон­ских истребителя. Один сбили, а вто­рой рухнул на палубу. Начался пожар, который длился два часа. Погибло и получило ранения более 150 человек. Авианосец пришлось отправить в ре­монт. Корабль успел поучаствовать в боях всего 11 недель. Находившаяся на его борту эскадрилья VF-18 сбила 187 самолетов противника. Лучшим асом VF-18 стал Сесил Харрис, который в последний день сумел довести свой боевой счет до 24 побед. Из них 23 он одержал, летая на истребителях «Hellcat». Харрис стал вторым по ре­зультативности пилотом американс­кой палубной авиации.

Камикадзе продолжали беспоко­ить тактическую группу. Легкий авиа­носец «Cabot» также получил попада­ние. Другой камикадзе на самолете «Judy» рухнул на палубу авианосца «Essex». В результате оба корабля по­лучили повреждения, причем на одном из них повреждения были тяжелые. Этих результатов японцам удалось до­стичь, потеряв 32 смертников. Однако, из строя вышел лишь авианосец «Intrepid», остальные корабли продол­жали действовать.

Стало ясно, что для защиты от ка­микадзе следует действовать по мень­шей мере тремя оперативными группа­ми. Полученный к этому времени опыт позволил сформулировать правила защиты от камикадзе. К концу ноября правила получили известность под на­званием «The Big Blue Blanket» («Боль­шой синий ковер»), придуманным на­чальником штаба 38-й тактической группы подполковником Джоном С. Тачем. Всего было четыре правила:

Во-первых, следует обнаружить все аэродромы, с которых могут действо­вать камикадзе, после чего нейтрали­зовать их постоянными налетами днем и ночью.

Во-вторых, численность боевых патрулей над каждой группой следует довести до 20-24 истребителей. Кроме того, четыре пары истребителей, так называемый «Jack Patrols», должны были кружить на высоте 1000 м вдоль границы заградительного зенитного огня. В их задачу входило перехватывать низколетящих камикадзе и разведчиков, которые на низкой высоте старались из­бежать обнаружение радаром.

В третьих, пары эсминцев радарно­го обеспечения, так называемые «Tomcats», занимали позиции на двух или трех наиболее угрожаемых направ­лениях на удалении по меньшей мере 40 миль от основных сил флота. Над каждым эсминцем должна была нахо­диться по меньшей мере пара истреби­телей, готовая к немедленному перехва­ту. Кроме того, на эсминцы возлагалась обязанность определять возвращающи­еся из налета свои самолеты. Любой чу­жой самолет немедленно перехватывал­ся дежурными истребителями.

В четвертых, командирам истреби­тельных групп разрешалось проявлять разумную инициативу, что позволяло использовать истребители наиболее эффективно в конкретной ситуации.

Новая доктрина позволяла каждому кораблю, несущему на борту истребите­ли, проводить перехват неопознанных целей. Так удавалось активнее реагировать на изменяющуюся обстановку, ког­да порой исход решали минуты.

Чтобы действовать в соответствии с разработанными правилами, числен­ность летного состава в истребитель­ной эскадрильи ударного авианосца увеличили с 54 до 105 пилотов. Число машин в эскадрильи довели до 73, для чего пришлось сократить число бом­бардировщиков и торпедоносцев. Эс­кадрильи пикировщиков «Helldiver» и торпедоносцев «Avenger» уменьши­лись до 15 машин в каждой. По мень­шей мере пять авианосцев типа «Essex» имело 70-самолетную истребительную эскадрилью: VF-3 (TG-38.1), VF-7, VF-11 и VF-20 (TG-38.2), а также VF-80 (TG-38.3). Кроме того, 4-я авиагруппа снова в полном составе собралась на борту авианосца «Essex». Истребитель­ная эскадрилья группы насчитывала 69 истребителей F6F-5, в том числе четыре разведчика F6F-5P, а также четыре ночных истребителя F6F-5E - всего 73 самолета.

Быстрые авианосцы должны были поддерживать десант на Минданао, который планировали высадить 15 де­кабря 1944 года. Операцию начали ис­требители на рассвете 14 декабря сери­ей налетов на район плацдарма. Япон­цы практически не оказывали сопро­тивления в воздухе. 14 декабря лишь один крупный бой пришлось вести пи­лотам из VF-80, два звена которого перехватили в воздухе 27 «Zero» и «Oscar». Восемь самолетов с авианос­ца «Ticonderoga» вступили в бой с японскими истребителями, шедшими на небольшой скорости и малой высо­те. Американские пилоты заявили 19 побед, не потеряв ни одного самолета.

Тем временем план «The Big Blue Blanket» внедрялся в жизнь. Круглые сутки 500 истребителей подавляли японские аэродромы, уничтожая на них все обнаруженные самолеты. 14 декабря в воздух поднялось 69 японс­ких самолетов. Две трети из них - 46 было сбито. «Ковер» Джима Тача ока­зался настолько эффективным, что японцы отказались от налетов на авиа­носцы, хотя в другом районе Филип­пин потопили два и повредили четыре американских корабля.

В конце декабря во время отдыха на Улити к 4-й истребительной группе на борту авианосца «Essex» присоеди­нились две эскадрильи авиации морс­кой пехоты, оснащенные самолетами «Corsair». Период, когда «Hellcat» был единственным палубным истребите­лем, подошел к концу.

30 декабря 1944 года 38-я тактичес­кая группа начала крупномасштабный рейд, в ходе которого «посетила» Фор­мозу, острова Рюкю, Лузон, затем сно­ва Формозу, а дальше повернула в Ки­тайское море. Вся операция растяну­лась почти на месяц.

Ранним утром 3 января 1945 года истребители «Hellcat» из эскадрильи VF-80 с авианосца «Ticonderoga» всту­пили в бой с пятнадцатью японскими истребителями, сбив 12 из них. В свою очередь, американцы потеряли 2-го лейтенанта П.Дж. Манелла, которого японцы расстреляли из пулеметов, ког­да он покинул сбитый истребитель с парашютом.

Затем американцы снова занялись Филиппинами, где японцам удалось восстановить свое присутствие, пере­бросив туда около 500 самолетов. Пло­хие атмосферные условия не давали в полной мере развернуть «большой синий ковер». Американцам удалось сбить всего 14 и уничтожить на земле 18 японских самолетов. 7 января небо над Филиппинами очистилось, но сильный ветер и высокая волна приве­ли к тому, что американцы потеряли 18 самолетов в момент взлета и посад­ки. Однако взлетевшие машины добра­лись до японских аэродромов и унич­тожили на земле 75 самолетов. «Ковер» надежно защищал небо, в воздухе уда­лось обнаружить и сбить только четы­ре японских самолета. Японские лет­чики оставались на земле, не рискуя подниматься в небо, где господствова­ли американские истребители.

С 3 до 9 января японцы подняли в воздух около 100 камикадзе и около 40 истребителей сопровождения. Следую­щий крупный налет на Формозу про­вели 9 января. Японские самолеты практически отсутствовали в воздухе. Пилоты докладывали, что у японцев гораздо больше макетов, чем настоя­щих самолетов, поэтому оценить точ­но причиненный противнику ущерб не представляется возможным.

12 января 1945 года американцы провели налет на Французский Индо­китай.

В этот день истребители обстреля­ли и сожгли в заливе Камрань 20 япон­ских гидросамолетов, а еще 70 самоле­тов уничтожили на земле.

Спустя три дня после налета на Индокитай, Task Force 38 провела налет на Гонконг. 15 января американ­цы также прочесывали воздушное про­странство над Формозой и побережь­ем Китая. В ходе боевых вылетов уда­лось сбить 16 японских самолетов. Пять из них сбило звено из VF-11, ко­торое вел командир эскадрильи Джин Фейрфакс. На следующий день Фейрфакс во главе отряда из 20 истребите­лей «Hellcat», патрулировал в 50 милях от Гонконга. Он заметил японский «Tabby» (выпускавшийся по лицензии DC-3) в сопровождении четырех истре­бителей. Предположив, что самолет перевозит офицеров высшего ранга, Фейрфакс приказал атаковать про­тивника. Сначала американцы рас­правились с истребителями сопро­вождения. Медлительный «Tabby» даже не успел скрыться из виду. У транспортника не было никаких шан­сов. Под его обломками погиб вице-адмирал К. Хатакеяма, командую­щий пограничной обороной в Южно-Китайском море, который направ­лялся с инспекцией в Гонконг.

На следующий день американцы провели налет на Гонконг. Удалось сбить только 13 японских самолетов, но плотный зенитный огонь причи­нил нападающим ощутимый урон -американцы потеряли в районе цели 22 самолета.

21 января 1945 года быстрые авиа­носцы снова прибыли к Формозе. Са­молеты нанесли ряд ударов по японс­ким кораблям и аэродромам. В возду­хе удалось засечь всего три японских самолета, два из которых были сбиты. Истребители сообщили о том. что им удалось уничтожить на земле 100 япон­ских самолетов.

Потом снова появились камикадзе. Около полудня американскую эскадру атаковали три группы японских само­летов. Авианосец «Langley» получил попадание авиабомбы и на три часа прекратил принимать и выпускать са­молеты. Почти одновременно на палу­бу авианосца «Ticonderoga» рухнул «Zero» с подвешенной 250-кг бомбой.

Корабль охватил пожар. Спустя 40 минут к эскадре попыталась прорвать­ся группа из 8 камикадзе. Шестерых сбили истребители, одного зенитчики. Но один камикадзе все же прорвался и таранил боевую рубку авианосца «Ticonderoga». Всего в результате этих двух атак экипаж авианосца потерял 345 человек, в том числе 143 убитыми. Поврежденный корабль под сопро­вождением ушел к Улити.

Налеты камикадзе продолжались. Перехват осложнялся тем, что на ра­бочей волне радара появились помехи. После полудня две группы камикадзе атаковали TF-38. Одна из этих групп состояла из семи смертников и шести истребителей сопровождения. Эту группу перехватили два звена из VF-22 под командованием капитана Кле­мента М. Крейга. В ходе боя капитан поднял свой результат до 12 побед и получил Navy Cross.

Третий японский налет не привел к успеху. 13 японских самолетов было рассеяно. Выяснилось, что эта группа вылетела с острова Лузон в 220 милях от Формозы. На следующий день аме­риканцы провели налет на острова Рюкю, а затем взяли курс на Улити.

Первая кампания под ударами ками­кадзе закончилась. Она длилась с 25 ок­тября 1944 года по 25 января 1945 года. Повреждения получили шесть авианос­цев: четыре ударных и два легких. Ощу­тимые потери понес флот вторжения: было потеряно несколько десантных кораблей, эсминцев, эскортных авианосцев, которые действовали в непосред­ственной близости от берега.

Противодействие камикадзе с каж­дым днем становилось все эффектив­нее, но напряжение достигло апогея, когда американцы начали налеты на острова Японского архипелага.