Игры для фанатов. Фантастические новые игры для новых игровых приставок.

Окинава и Япония: февраль-июнь 1945 года

 

К концу января 1945 года число быстрых авианосцев достигло 12 удар­ных и 6 легких. На борту этих 18 «flattops» базировалось 1365 самоле­тов, три четверти из которых состав­ляли истребители. На долю «Hellcat» приходилось до 80% от общей числен­ности палубных истребителей. В абсо­лютных цифрах это равнялось 820. Старые F6F-3 практически не встреча­лись (лишь в TF-58 еще продолжали эксплуатировать 63 F6F-3).

15 февраля Мичер сообщил, что на следующее утро планируется налет на Токио - первый налет палубной авиа­ции на Японские острова с того вре­мени, как три года назад тот же Ми­чер отправлял на Токио бомбардиров­щики Дулиттла с авианосца «Hornet».

Первый налет провели на рассвете. В задачу истребителей входило очис­тить воздушное пространство от япон­ских самолетов в районе Токио. На се­рьезное противодействие со стороны противника наткнулись лишь самоле­ты из TG-58.2 в районе полуострова Хиба на восточной стороне Токийско­го залива.

Там американцам пришлось вести бой с почти сотней японских истреби­телей. В ходе боя американцы заявили более сорока побед.

Значительная доля нагрузки в этом бою выпала на истребители 80-й авиа­группы подполковника Альберта Вор­са. Но в первом налете группу вел не сам Ворс, а его заместитель подполков­ник Лерой У. Кейт. Пилотам Кейта засчитали 24 подтвержденные победы и пять побед вероятных.

Истребители с авианосцев «Lexington» и «Hancock» активно уча­ствовали в операции. Пилоты из VF-9 заявили 25 побед, потеряв три машины.

Удачно действовали и пилоты с авианосца «Hancock». VBF-80 за сут­ки набрала 15 подтвержденных и 2 вероятные победы. Лишь один истреби­тель эскадрильи получил повреждения - стекло фонаря треснуло при попада­нии в него 7,7-мм пули.

В свою очередь, 14 истребителей из VF-80 обнаружили несколько расстро­енных групп японских самолетов и одиночные машины, которые сбива­лись без особого труда. Японские пи­лоты практически не сопротивлялись.

16 февраля было заявлено около 250 сбитых самолетов, из которых на долю истребителей «Hellcat» пришлось почти три четверти. VF-81 с авианос­ца «Wasp» потеряла пять пилотов и пять самолетов. VF-82 с авианосца «Bennington» потерял четыре машины в бою с японцами, а самолет 2-го лей­тенанта Пола К. Спрадлинга был сбит огнем своей же зенитной артиллерии, пилот погиб. Погода не благоприят­ствовала действиям американцев. 16 февраля VBF-12 с авианосца «Randolph» потеряла трех пилотов из-за проблем на взлете или посадке, в том числе заместителя командира эскадри­льи капитана Б.П. Симана.

17 февраля облака опустились еще ниже - до 50 м. Поэтому пришлось ос­тавить на палубе многие патрульные самолеты. VF-9 подняла в воздух че­тыре звена, которые патрулировали прибрежный район. Вечером Мичер прекратил операцию.

Всего за два дня удалось сбить 32 самолета, а 190 японских машин унич­тожить на земле. Пэт Флеминг из VBF-80 повторил свой результат предыду­щего дня и сбил за сутки 4 японских самолета, доведя свой боевой счет до 18 побед. Это был лучший результат среди пилотов Тактической группы в этот момент. За два дня боев тактичес­кая группа потеряла в результате дей­ствий противника 60 машин, число потерянных пилотов было несколько меньше. 2-й лейтенант Р.Л. Бачанан из VF-29 участвовал в налете на двига­тельный завод в Тачикаве. Истребите­ли вступили в бой с японскими само­летами в районе находившегося побли­зости с заводом аэродрома. Американ­цы заявили пять подтвержденных и две вероятные победы. Но машина Бачанана получила серьезные поврежде­ния, и пилоту пришлось приводниться в устье Токийского залива. Тут его, вместе с несколькими другими сбиты­ми пилотами из 17-й авиагруппы по­добрала американская подводная лод­ка «Pomfret», прославившаяся своими дерзкими действиями.

К полудню все самолеты приземли­лись, и авианосцы взяли курс на Иводзиму, где им предстояло поддерживать высадку десанта. Так начались после­дние полгода военных действий на Тихом океане.

Ранним утром 18 марта 1945 года американская палубная авиация про­вела налет на юго-восточное побере­жье острова Кюсю, атаковав 45 распо­ложенных там аэродромов. На аэро­дромах находилось немного самоле­тов, японцы отвели свою авиацию за пределы досягаемости американских истребителей. Но VF-17 с авианосца «Hornet» удалось обнаружить крупные силы противника в районе Каноя. Ко­мандовал VF-17 подполковник Мар­шалл У. Биб. По дороге к Каноя 20 истребителей перехватывали одиноч­ные японские «Zero», которыми зани­малась пара капитана Томаса С. Харриса. Биб с шестью другими истреби­телями пролетел над Каноя и заметил, как японцы спешно прячут стоящие на аэродромах самолеты. Проведя не­сколько боевых заходов, американцы уничтожили на земле 15 японских ма­шин, но вскоре попали под удар мно­гочисленных «Zero», «Frank» и «Топу». Проведя бой на низкой высо­те, американцы без потерь со своей стороны, заявили 25 подтвержденных и 3 вероятные победы.

Другие японские самолеты дей­ствовали успешнее. Американские ко­рабли, в первую очередь TG-58.4, были атакованы многочисленными бомбар­дировщиками и камикадзе. Авианосцы «Enterprise», «Intrepid» и «Yorktown» получили незначительные поврежде­ния. На следующий день японцы ата­ковали американский флот в тот мо­мент, когда основные силы палубной авиации отсутствовали на борту ко­раблей. Бомбардировщики добились двух попаданий. В 7:00 прямое попадание авиабомбы получил авианосец «Wasp». Бомба пробила палубу и взор­валась внутри корабля. Погибло или было ранено более 370 человек. Почти тут же две бомбы поразили «Franklin». Корабль получил тяжелые поврежде­ния. Потери среди членов экипажей и летчиков на обоих авианосцев превы­сили 1100 человек.

В полдень 21 марта японские ками­кадзе применили новую технику - ра­кетный самолет-бомба «Ohka». Амери­канцы с февраля уже встречались с эти­ми самолетами, присвоив им обозна­чение «Baka» (по-японски «дурак»). 18 бомбардировщиков «Betty», несших самолеты-бомбы «Ohka», в сопровож­дении 30 «Zero» приблизилось к кораб­лям TG-58.1 на расстояние 70 миль. На перехват японцев вылетели два звена с авианосца «Hornet» - одно из VF-17 и одно из VBF-17. Еще восемь истреби­телей из VF-30 поднялись с палубы авианосца «Belleau Wood». Истребите­ли из VF-30 связали боем «Zero», а са­молеты с «Hornet» занялись бомбарди­ровщиками. В течение 20 минут все было кончено. Пилоты F6F методичес­ки уничтожали тяжелые, перегружен­ные бомбардировщики, совершая один боевой заход за другим. Капитан Ген­ри Э. Митчелл-младший из VBF-17 сбил пять «Betty», капитан Меррей Уинфред заявил четыре победы, а ос­тальные летчики с авианосца «Hornet» разделили между собой остальные де­вять японских самолетов. Всего япон­цы потеряли 12 «Zero» и все 18 «Betty» с подвешенными к ним самолетами-бомбами. Потери американцев - один «Hellcat» из VBF-17.

Через десять дней началась высад­ка десанта на Окинаве. Район опера­ции находился в пределах досягаемос­ти японских самолетов, базировавших­ся на Кюсю. 58-я тактическая группа оставалась в этом небезопасном райо­не два месяца - с середины марта до середины мая. Вероятно, это был са­мый тяжелый период в войне на Тихом океане. Японская авиация непрерывно атаковала американский флот, как обычным способом, так и используя камикадзе. На истребителей ложилась огромная физическая и психологичес­кая нагрузка. Чтобы обезопасить ко­рабли, вокруг Окинавы американцы развернули 16 передвижных радиоло­кационных станций на эсминцах. В зоне ответственности каждой РЛС пат­рулировали два эсминца, имевшие на борту необходимую радиоаппаратуру для наведения истребителей на цель.

Японцы провели первый массиро­ванный налет на американские кораб­ли 6 апреля 1945 года, на пятый день операции. В налете участвовало око­ло 700 самолетов, в том числе 355 ка­микадзе. Три эскадрильи TG-58.1 сби­ли около 90 самолетов. Во второй по­ловине дня обстановка оставалась на­пряженной, японцы предприняли еще несколько попыток прорваться к кораблям. 16 истребителей «Hellcat» из 17-й авиагруппы перехватили отряд камикадзе, очевидно шедших в направ­лении плацдарма. Истребители сбили 33 японских самолета, прежде чем к ним на помощь успели машины из дру­гих эскадрилий. Ближе к вечеру Марш Биб повел два звена из VF-17 на бое­вое патрулирование к северу от TF-58. Его истребители перехватили группу пикирующих бомбардировщиков «Val» и «Judy», сбив восемь из них. Таким образом, за сутки истребители авианосца «Hornet» одержали 41,5 по­бед. Эскадрилья VF-30 с авианосца «Belleau Wood» также вела ожесточен­ный бой. 14 пилотов заявили 26,5 «Val», 14 «Zero», 5 «Tojo» и 2 «Oscar» -всего 47,5 побед.

Пилоты из эскадрильи VF-83 с авианосца «Essex» заявили 56 побед с рассвета и до полудня. Разведыватель­ные отряды, патрулировавшие секто­ра, обнаружили и уничтожили не­сколько рассеянных японских самоле­тов. Всего было обнаружено 53 маши­ны, 13 пилотам удалось перехватить 26 из них. Потери американцев: один сби­тый и 8 поврежденных F6F. Спустя час пара F6F с авианосца «Essex», нахо­дившихся на боевом патрулировании в районе Йокосимы, заметили девять несущих бомбы «Zero». Ведущий пары полковник Хью Н. Баттен умело ис­пользовал облачность. Вместе с ведо­мым лейтенантом Сэмом Дж. Брокато он внезапно атаковал противника и сбил четыре «Zero». Остальные попы­тались скрыться. Американцы органи­зовали погоню и сбили еще четыре японских самолета. Чтобы одержать эти восемь побед, двое пилотов израс­ходовали в общей сложности 1500 пуль калибра 12,7 мм. Все победы были под­тверждены кадрами фотопулемета или свидетелями.

Всего истребители «Hellcat» Мичера сбили 200 из 350 сбитых в тот день японских самолетов. Несмотря на оше­ломляющие потери, японцам удалось поразить 19 кораблей, в том числе 13 эсминцев службы раннего радиолока­ционного оповещения.

Японцы все чаще и чаще повторя­ли налеты, хотя в них участвовало уже меньше самолетов. Всего японцы про­вели девять крупных налетов камикад­зе: три в апреле, четыре в мае и два в июне. В каждом из налетов участвова­ло от 45 до 185 камикадзе. Палубные истребители в значительной степени ослабили эти налеты.

Американские палубные истреби­тели не только прикрывали флот втор­жения, но и совершали налеты на тер­риторию Японии. Лучший день опера­ции для истребителей с авианосца «Hornet» выпал на 16 апреля, когда им удалось сбить 45 самолетов противни­ка в ходе трех патрулирований, трех тревожных вылетов и одного налета. Пилоты Марша Биба сбили 31 японс­кий самолет, а истребители-бомбарди­ровщики - еще 14. На следующий день VF-9 одержала свой очередной успех. Звено Джина Валенсии вылетел на пе­рехват цели, обнаруженной радаром в 60 милях к северу от эскадры. Перво­начально казалось, что это небольшая группа, поэтому на перехват отправи­ли только одно звено. Но в действи­тельности японцы выставили 38 воо­руженных бомбами «Zero» и Ki-84 «Frank» сопровождения. Пока звено капитана Дж.Э. Филипса спешило на помощь, Валенсия атаковал противни­ка, шедшего на высоте 4500 м. Япон­цы имели преимущество 38 к 4. Пер­вой же очередью Валенсия сбил «Frank». Японские самолеты начали поспешно сбрасывать бомбы. Один американский истребитель держался на высоте, а остальные сбивали япон­цев. Эта тактика оправдалась. Удалось сбить 14 истребителей, еще три побе­ды были одержаны вероятно, один са­молет был поврежден. Валенсия запи­сал на свой счет шесть «Frank», Мит­челл - три «Zero», Джим Френч - четы­ре «Zero», а Клинтон Смит - один «Frank». Когда звено Филипса прибы­ло к месту боя, им осталось добить три самолета: «Frank», «Oscar» и «Zero». Американцы обошлись без потерь, лишь у одного самолета из звена Фи­липса крыло оказалось прошито оче­редью 7,7-мм пулемета.

Японцы продолжали налеты. Они действовали довольно разношерстны­ми группами. Например, 22 апреля патруль «Barrier CAP» капитана Руба Деноффа перехватил между Кюсю и Окинавой 50 японских самолетов разных типов. Прежде чем японцы успе­ли нырнуть в облака, Денофф заметил в составе отряда биплан с открытой кабиной, шедший в глубине строя. Американцам удалось сбить шесть или восемь японских самолетов, но и япон­цы смогли огрызнуться. Четыре истре­бителя из звена лейтенанта Боба Древелова получили серьезные поврежде­ния. Три из них пришлось списать, как не подлежащие ремонту.

Тем временем шел бой вокруг эс­минцев с РЛС. 4 мая Валенсия и пило­ты его звена сбили 11 японских само­летов в ходе двухчасовой битвы на не­большой высоте. Спустя неделю Ва­ленсия провел последний бой: звенья Валенсии, капитана Марвина Фрагера и капитана Берта Экарда перехватили 55 японских самолетов в северной час­ти острова Рюкю. Звено Валенсии всту­пило в бой с 18 японцами, шедшими в двух группах, и сбили 9 из них без по­терь со своей стороны. Валенсия дей­ствовал настолько рискованно, что от близких взрывов вышла из строя его бортовая радиостанция. В ходе боя Валенсия довел свой счет до 43 побед.

Из около 3000 японских самолетов, атаковавших Task Force 58, было сби­то почти 1700 силами палубных истре­бителей. Все же японцам удалось по­разить бомбами и камикадзе 9 авиа­носцев. Хотя ни один из кораблей не затонул, авианосцам «Franklin» и «Bunker Hill» пришлось выйти из опе­рации. Пилоты находились в состоя­нии полного физического и нервного истощения, обычный полугодовой бо­евой тур для них сократили до четы­рех месяцев. По мере того, как затиха­ли бои на Окинаве, палубная авиация все больше и больше внимания уделя­ла налетам на Японские острова.