Окраска и обозначения

 

Прототип Do 335V1 сверху (борта и верх фюзеляжа, верхние стороны крыльев) был выкрашен краской RLM 71 Dunkelgruen. Снизу (нижняя сторо­на фюзеляжа и крыльев) была покра­шена краской RLM 65. Винты вместе с обтекателями втулки в соответствии с правилами были покрыты краской RLM 75 Schwarzgruen.

Последующие прототипы и серий­ные машины имели стандартный за­водской камуфляж. Верхние и боковые стороны самолета покрывали пятнами красок RLM 71 и RLM 70. Пятна были регулярные и имели границу плавно­го перехода шириной около 2,5 см. Та­кой же плавный переход имелся и на границе с нижним камуфляжем, кото­рый представлял собой сплошной фон RLM 65. Такую окраску имел Do 335V3, у которого краской RLM 65 был дополнительно выкрашен нижний киль. Следующие машины вплоть до V9 (кроме V4 и V5) окрашивались так­же, но оба киля у них несли верхний камуфляж. Лишь у V7 и, возможно, V6, нижний киль был окрашен как у V3. Следует заметить, что камуфляж Do 335 соответствовал камуфляжу, приме­няемому в бомбардировочной и разве­дывательной авиации.

В июле 1944 года RLM в качестве стандартных ввело краски серии 80. Основным цветом для нижних поверх­ностей стал RLM 76 Lichtblau. Изго­товителям направили письменные опи­сания новых камуфляжных схем, но цветные образцы отсутствовали. Кроме того, запасы старых красок следо­вало использовать до конца. Так по­явились нестандартные и смешанные камуфляжи, состоявшие, например, из цветов RLM 71 и 81 или RLM 70 и 80.

Поскольку официальных образцов цветов 80-й серии до сих пор не обна­ружено, о их точном оттенке можно лишь догадываться. Очевидно, заводы так и не получили цветных образцов, поэтому все красили самолеты краска­ми, лишь примерно соответствующи­ми утвержденным образцам. Считает­ся, например, что RLM 81 - это цвет с доминирующим коричневым оттенком и называется Braunviolett, в то время как RLM 82 светлее на два тона и имеет вы­раженную зелень - Dunkelgruen. В отно­шении Do 335, новые краски попросту заменялись старыми RLM 70 и RLM 71, сохраняя новый рисунок камуфляжа. Такой камуфляж несли серийные маши­ны, а также прототипы V4 и V5.

Анализ оригинальной краски со­хранившегося до наших дней самоле­та Do 335A-02 (пренебрегая тем обсто­ятельством, что за прошедшие десяти­летия цвет краски мог измениться не­предсказуемым образом, тогда как по воспоминаниям пилотов цвета машин заметно менялись уже через несколь­ко дней с начала эксплуатации) пока­зывает, что пятна верхнего камуфляжа представляют собой темный и более светлый оттенки зеленого. Что инте­ресно, этот факт подтверждается офи­циальной инструкцией по окраске Do 335, в которой обе краски RLM 81 и 82 характеризуются словом Dunkelgruen, т.е. темно-зеленая. Впрочем, есть веро­ятность, что такая интерпретация была характерна только для завода Dormer.

Чтобы еще больше запутать чита­теля, скажем несколько слов о краске RLM 83, которая в документах RLM от августа 1944 года характеризуется как... «темная краска». Благодаря ана­лизу дошедших до нас документов уда­лось определить, что RLM 83 - это зе­леная краска, несколько темнее, чем RLM 82. Возможно, что Do 335A-02 нес камуфляж RLM 82/83. Некоторые авторы безапелляционно заявляют, что Do 335 нес камуфляж 81/82, не при­водя в доказательство этого ни одно­го документа.

Сомнения вызывает и цвет нижнего камуфляжа. В упомянутой выше инст­рукции нижние поверхности самолета следовало покрывать краской RLM 65. Эта краска практически никогда не ис­пользовалась совместно с красками 80-й серии. Ее заменила краска RLM 76. Но нельзя исключить возможности того, что некоторые Do 335 были снизу выкраше­ны краской RLM 65.

Опознавательные знаки (балочный крест - Balkenkreuz и свастика - Hakenkreuz) наносились на фюзеляж, киль и обе стороны крыльев. Кресты на фюзеляже были упрощенные и пред­ставляли собой белые уголки. На са­молетах Do 335V1-V6 размах плеч кре­ста составлял 1000 мм, а, начиная с V7 и до М14, увеличился до 1250 мм. На серийных самолетах крест снова уменьшили до 1000 мм. На верхней сто­роне крыльев кресты все время были упрощенные с размахом плечей 1000 мм. На нижней стороне крыльев крес­ты изображались полностью, то есть были черными с толстой белой обвод­кой и тонким черным кантом. У про­тотипов размах плеч составлял 1525 мм, а у машин А-0 нижние кресты ста­ли того же размера, что и верхние.

Свастика на верхнем киле имела плечи размахом 535 мм и представля­ла собой лишь белую окантовку. У са­молета Do 335M13 свастика на киле была необычного типа - вписанная в квадрат темного цвета (вероятно, RLM 70) со стороной 575 мм. У этого само­лета была еще одна особенность - законцовки крыльев были с нижней сто­роны выкрашены в другой цвет. Веро­ятно, это был желтый или красный цвет. Несмотря на множество фотогра­фий точно определить цвет невозмож­но. Мы склоняемся к мнению, что законцовки крыльев в действительности вовсе не были окрашены и оставались цвета дюраля, что на черно-белых фо­тографиях могло создать эффект более темного, чем RLM 65 цвета. В пользу нашего мнения говорит тот факт, что на законцовках крыльев отчетливо видны зашпаклеванные клепаные швы.

Некоторые самолеты, попавшие в руки союзников в недоделанном состо­янии, оставались неокрашенными. Ис ключение составляли кили. Следует упомянуть о самолете Do 335A-12 (RP+UB, W.Nr. 240112), у которого нижняя сторона оставалась неокра­шенной. Вероятно, покрасить самолет не хватило времени.

Бортовой код (Stemmkennzeichen) наносились на фюзеляж и нижнюю сто­рону крыльев. Код представлял собой буквы черного цвета и высотой 560 мм (фюзеляж) или 600 мм (нижняя сторо­на крыльев). У самолетов с более круп­ными крестами на фюзеляже, литеры кода были увеличены до 760 мм. Код наносили водорастворимой краской, что позволяло при необходимости бы­стро изменить код. К сожалению, код быстро стирался в ходе эксплуатации, и у многих самолетов его едва можно различить на фоне темного камуфля­жа. Некоторые самолеты не несли бортового кода вообще. На прототипах (не всех) на нижнем киле белой крас­кой обозначался номер прототипа (V8, V9 и т.п.). Предсерийные и серийные самолеты на верхнем киле несли три последние цифры своего серийного номера. Цифры наносили белой крас­кой над свастикой. У некоторых про­тотипов, поменявших код «V» на «М», на месте трех последних серийных цифр наносился код, включавший в себя одну или две последние цифры серийного номера и номер в системе «Muster». Например, у Do 335A-1 (МЗ, W.Nr. 240161) значилось на хвосте 1/3, а самолет Do 335M18 (W.Nr. 240314) нес код 14/18. У некоторых самолетов номер в системе «Muster» указывался на нижнем киле.

Ничего не известно об окраске са­молета Do 335V10/M10, прототипа ночного истребителя А-6, действовав­шего в составе I./NJG 3. Скорее всего самолет нес стандартный камуфляж ночной истребительной авиации в виде небольших пятен RLM 74 или 75, на­несенных пульверизатором поверх фона RLM 76, который покрывал весь самолет целиком. Пятна же наноси­лись на верхнюю сторону фюзеляжа и крыльев. О бортовом номере самоле­та можно только догадываться, начи­нался он на «D5» - префикс I./NJG 3. Не исключена возможность того, что самолет носил старый камуфляж, на­несенный еще на заводе. Возможен ва­риант камуфляжа, характерный для истребителей Do 217J/N, представляв­ший собой крупные пятна RLM 74 и 75 на верхней стороне фюзеляжа, кры­льев и оперения, постепенно переходя­щих в мелкие пятна по бортам фюзе­ляжа. Базовый цвет камуфляжа - RLM 76. Радиопозывной самолета в тот пе­риод CP+UK.

Do 335V3, использовавшийся в со­ставе 1. Aufkl.Gr.Ob. d.L. нес код T9+ZH.

Отреставрированный Do 335A-02 имеет ряд ошибок в окраске. Во-пер­вых, цифры на киле имеют нехарактер­ную гарнитуру. Форма свастики на киле также неправильная. Во-вторых, коки и лопасти винтов выкрашены чер­ной краской, вместо применявшейся для этих целей краски RLM 70. Еще одна ошибка, уже не относящаяся к окраске, - это длинные стволы, имити­рующие дула пушек MG 151/20, распо­ложенных в фюзеляже.