Аляска

 

После разгрома базы на Гавайях, американское командование осознало угрозу Алеутским островам и Аляске. Началось спешное усиление обороны островов. Усиливалась и авиация. Первой частью на Аляске, оснащенной ис­требителями Р-40, стала 11 -я эскадри­лья майора Джона Шенно (сына гене­рала Клера Л. Шенно, прославившего­ся в боях в Китае). Эскадрилью сфор­мировали 15 января 1940 года на базе Селфридж-филд, Мичиган. В начале октября часть передислоцировалась на базу Ки-филд, Миссисипи. 18 декабря поступил приказ перелететь на базу Элмендорф-филд на Алеутских остро­вах. Наземный персонал части уже на следующий день по железной дороге отправился в Сиэтл, где спустя четыре дня погрузился на транспорт «Saint Mihiel». 29 декабря транспорт прибыл в порт Сьюард. Майор Шенно и 24 его пилотов прибыли на базу в Сакрамен­то, где их Р-40Е прошли подготовку к зимним условиям. Однако погода ис­портилась и 11-я эскадрилья остава­лась в Сакраменто до 1 января 1942 года. В эскадрилье служили молодые и неопытные пилоты, только что за­кончившие курс подготовки. 18 пило­тов налетало на Р-40 менее восьми ча­сов. Не удивительно, что 4 февраля лишь 13 из них прибыло на Аляску. Семеро разбились по пути, причем три самолета полностью вышли из строя. Пятеро пилотов остались в Канаде.

18-я истребительная эскадрилья майора Нормана Д. Силлина летала на истребителях Р-36, оснащенных звездо­образными двигателями воздушного охлаждения. Как показала практика, такие моторы плохо подходили к за­полярным условиям. Поэтому, было решено перевооружить эскадрилью истребителями Р-40Е. Перевооружение завершили в апреле 1942 года. Обе упо­мянутые эскадрильи 5 февраля вошли в состав Provisional Interceptor Command, в свою очередь подчинен­ного 11-й воздушной армии. Возглавил PIC бывший командир 11-й эскадри­льи подполковник Норман Д. Силлин. Пилоты 11-й эскадрильи изображали на капотах своих Р-40 тигриные мор­ды, за что получили прозвище «Алеут­ские тигры» («The Aleutian Tigers»). 18-я эскадрилья получила прозвище «Си­ние лисы» («The Blue Foxes»),

3 июня 1942 года японцы атакова­ли Алеуты. Главной задачей атаки было отвлечь внимание американско­го командования от основной опера­ции в районе острова Мидуэй. Но опе­рация имела и самостоятельное значе­ние. В случае ее успеха японцы снима­ли угрозу со своего северного фланга и отбрасывали американцев дальше от своих северных границ.

В тот день самолеты с авианосцев «Дзюнё» и «Рюдзё» сбросили бомбы на базу ВМФ США Датч-Харбор на ост­рове Уналяска. В ответ 11-я эскадри­лья (ею в это время командовал майор Артур Т. Раис) организовала боевое патрулирование района. Во второй половине дня японцы обнаружили в заливе Макушина пять американских эсминцев. Было решено продолжить наблюдение за кораблями. С этой це­лью японские крейсера выпустили че­тыре разведывательных биплана Nakajima E8N «Dave». В районе Оттер-пойнт японских разведчиков перехва­тила пара Р-40Е. Лейтенант Джон Б. Мерфи со своим ведомым лейтенантом Джейкобом У. Диксоном внезапно ата­ковали японцев. Оба американца об­стреляли сначала один самолет. Объя­тый пламенем «Dave» свалился в што­пор и упал в воду у самого берега в районе ВПП аэродрома Оттер-пойнт. Второй разведчик ушел в облака. Со­вместная победа Мерфи и Диксона ста­ла первым успехом американцев на Аляске. Несмотря на то, что патрули­рование воздушного пространства продолжалось до наступления темно­ты, больше самолетов противника об­наружить не удалось.

4 июня около 8:00 восемь Р-40 из 11-й эскадрильи перехватили группу японских палубных самолетов: 11 пи­кирующих бомбардировщиков D3A «Val» с «Дзюнё», сопровождавшихся десятью истребителей А6М2 с того же авианосца и шестью А6М2 с «Рюдзё». Американцы атаковали, имея преиму­щество в высоте, и прорвались к бом­бардировщикам, которых вел лейте­нант Зендзи Абэ. Несмотря на актив­ные действия японских истребителей, американцам удалось сбить два пики­ровщика, а еще два D3A1 получили тяжелые повреждения и не смогли до­тянуть до своих кораблей. По одному сбитому бомбардировщику заявили лейтенант Лестер М. Чанселлор, лей­тенант Джеймс А. Дейл и лейтенант Герберт К. Уайт-младший. Бой же с истребителями «Зеро» шел трудно. Японский истребитель оказался нео­бычайно маневренным и скоростным. Для неопытных американских пилотов бой с А6М2 стал трудным экзаменом. Несмотря на то, что лейтенант Джон Дж. Кейп-младший сбил А6М2 Тадаёси Коги, он сам попал под огонь дру­гого «Зеро». Машина Кейпа загоре­лась. Пробив облака, Р-40 рухнул в море вместе с пилотом. В честь Джона Кейпа была названа новая база в От­тер-пойнт, известная как Кейп-филд. Больше счастья было у лейтенанта Уинфреда Э. Макинтайра, который вступил в круговой поединок с другим «Зеро». Очень быстро японец сел Макинтайру на хвост и поджег его Р-40. Однако пилот сумел дотянуть до бере­га и там сел на брюхо. Пролетавший мимо патрульный гидросамолет PBY сел у берега и принял на борт обожжен­ного пилота. Меньше чем через час Макинтайр был уже на своей базе.

Американскую оборону Алеутских островов усилили также канадскими частями. В числе прочих подкреплений было и несколько истребительных ча­стей, оснащенных самолетами Р-40. Первой 8 июня прибыла на базу Элмендорф-филд канадская 111-я эскад­рилья, которой командовал Дж.У. Кервин. 24 июня канадцы начали боевые вылеты, патрулируя воздушное про­странство, а также отрабатывая эле­менты воздушного боя и атаки назем­ных целей. Вскоре командир эскадри­льи Кервин погиб в катастрофе, вре­завшись в горы в тумане. Его место занял флайт-лейтенант Х.Т. Митчелл. Эскадрилья вошла в состав канадско­го крыла X. Кроме того, в канадской базе на острове Аннетт находилось крыло Y (командир крыла А.Д. Несбитт). В составе крыла 118-я эскадри­лья была оснащена истребителями «Kittyhawk». Задачей крыла была за­щита Британской Колумбии и юго-во­сточной Аляски. К тому времени япон­ские авианосцы уже были далеко на юге и американцы с канадцами оста­лись без работы. 20 августа Митчелл передал командование эскадрильей Кеннету А. Бумеру. Любопытно, ка­надцы летали на новых Р-40К. в то вре­мя как американцы до конца 1942 года пользовались старыми Р-40Е.

Тем временем японцы без боя за­няли острова Атту и Киска, организо­вав там свои базы. Американцы не имели возможности выбить японцев с занятых островов и ограничились их морской и воздушной блокадой. Японская авиация на островах была пред­ставлена в основном гидросамолетами A6M2-N «Rufe», представлявшими со­бой переделку из серийных А6М2. Мас­сивные поплавки, разумеется, летных качеств истребителя не улучшили. Все гидросамолеты были собраны в составе 452-й группы морской авиации.

11 сентября была сформирована 343rd FG, которую возглавил подпол­ковник Джон С. Шенно. В состав груп­пы вошли 11-я, 18-я и 54-я эскадрильи (54-я эскадрилья летала на двухмотор­ных истребителях Lockheed P-38 «Lightning»). Американцы тесно взаи­модействовали с канадцами. 25 сентяб­ря подполковник Шенно повел груп­пу из 18 Р-40 в налет на остров Киска. Задачей Р-40 было сопровождать бом­бардировщики, подавлять зенитные батареи и атаковать наземные цели. На перехват в воздух поднялись два A6M2-N. Один был быстро сбит канад­цем Кеннетом Бумером, а второго взял на себя подполковник Шенно. Амери­канцы и канадцы потерь не понесли.

Условия на Алеутах не способство­вали действию авиации. Погода часто портилась и редко когда можно было совершить два вылета за день. Иногда самолеты неделями стояли на аэродро­мах, что подрывало боевой дух летчи­ков. Поэтому американское командо­вание пользовалось любой возможно­стью, чтобы дать пилотам полетать. В воздухе противник отсутствовал, по­этому истребители обычно занимались штурмовкой наземных целей. После­дний боевой вылет в 1942 году состо­ялся в конце октября. Затем наступил двухмесячный перерыв, вызванный полярной зимой. Снова самолеты под­нялись в воздух лишь 4 января 1943 года. Десять Р-40 сопровождало бом­бардировщики в налете на Киску. Спу­стя несколько дней погода снова на­долго испортилась. Летчики выполня­ли только патрульные полеты в непос­редственной близости от базы. Лишь 4 февраля, когда вступил в строй аэро­дром на острове Амчитка, лежащим на полпути между Адаком и Киской, на­чались полеты. 16 февраля 18-я эскад­рилья перебазировалась на новый аэродром. К тому времени американ­цы получили новые Р-40К.

Японцы попытались вынудить аме­риканцев оставить Амчитку. Однако появление на острове истребительной эскадрильи означало провал японских попыток. 18 февраля майор Клейтон Дж. Ларсон и лейтенант Элмер Дж. Стоун во время боевого патрулирова­ния обнаружили два A6M2-N «Rufe» над заливом Святого Макария. Оба американских пилота сбили по одно­му японскому гидросамолету. Это были первые и последние победы 18-й эскадрильи на Алеутах. Первый налет на Киску с Амчитки эскадрилья про­вела 1 марта, а до конца апреля уда­лось провести 46 налетов.

В начале марта на базу Кейп-филд прибыла 14-я канадская эскадрилья, которой командовал Бредли Р. Уолкер. Эскадрилья заняла место 11-й эс­кадрильи, переброшенной на базу Дейвис-филд на острове Адак. Одновре­менно 111-я эскадрилья перебазирова­лась на остров Кодиак. 31 марта на базу Дэвис-филд прибыла и 14-я эскад­рилья, чтобы под наблюдением опыт­ных американских пилотов закончить курс подготовки. Завершающий курс был рассчитан на две недели, но погода была столь плохая, что лишь 13 ап­реля удалось подняться в воздух. Уже через четыре дня канадцы прибыли на Амчитку, где вошли в состав 18-й эс­кадрильи. Первая боевая операция над Киской состоялась на следующий день. Каждый Р-40 взял на внешнюю подвес­ку по одной 136-кг фугасной бомбе и по шесть килограммовых осколочных бомб. После 14 налетов на Киску, 15 мая канадская эскадрилья перебазиро­валась на Кейп-филд. Одновременно, 4 мая на Адак прибыла 111-я эскадри­лья с восемью Р-40К.

Налеты на Киску продолжались непрерывно. Если только позволяла погода, американские и канадские са­молеты кружили над островом, сбра­сывая бомбы. Господство американцев в воздухе было подавляющим, и единственную угрозу для американских и канадских самолетов представляла японская зенитная артиллерия. Высад­ка десанта на острове Атту началась 11 мая при полной поддержке авиации. Несмотря на массированные бомбар­дировки, японцы отчаянно сопротив­лялись. Островом удалось полностью овладеть лишь 28 мая. Через месяц японцы покинули Киску.

Война на Алеутах закончилась. С 3 июня 1942 года по 28 августа 1943 года части, летавшие на Р-40, действо­вали в крайне неблагоприятных погод­ных условиях и сумели сбить всего де­сять японских самолетов (11-я воздуш­ная армия в целом сбила за этот период 34 самолета). Но главным результатом кампании стало то, что японцы не смог­ли развить наступления на Алеутах.