Гуадалканал

 

Истребители Р-40 действовали и в районе Гуадалканала, где американцы высадили свой первый десант на Ти­хом океане. 7 августа на острове выса­дились американские части, начав кро­вопролитную операцию по вытесне­нию с острова японцев. В течение не­скольких первых месяцев в районе острова действовала в основном амери­канская палубная авиация, а также не­многочисленные истребители «Airacobra» и «Lightning». В январе 1943 года там сформировали 13-ю воз­душную армию, в состав которой вош­ла 18-я истребительная группа. В соста­ве группы были две эскадрильи, летав­ших на P-40F: 68-я и 44-я. Третья эскад­рилья группы (70-я) летала на «Аэрокоб­рах». Группе пришлось отражать масси­рованные налеты на остров, проведен­ные японцами в начале 1943 года.

27 января свой боевой счет открыл капитан Роберт Б. Уэстбрук из 44-й эскадрильи, сбив в ожесточенном бою один «Зеро». До своей гибели 11 янва­ря 1945 года Уэстбрук сбил 20 побед, из которых семь на Р-40. Одна из наи­более грандиозных битв над Гуадалканалом имела место 7 апреля. С японс­кой стороны действовало около ста самолетов. Союзники заявили 33 побе­ды, потеряв семь машин. 16 июня не­сколько Р-38 из 339-й эскадрильи сби­ли транспортный самолет с адмиралом Ямамото на борту. В этот же день пи­лоты 44-й эскадрильи вели тяжелый бой с группой пикирующих бомбарди­ровщиков D3A, сопровождавшихся истребителями А6М. Американцы за­явили 20 побед, в том числе по две ка­питан Фрэнк Гонт и капитан Джек А. Бейд. За 11 дней июня капитан Роберт К. Бирнс заявил четыре сбитых А6М. Через два месяца он сбил еще одного и стал асом 44-й эскадрильи. В сентябре 1943  года 68-я и 44-я эскадрильи пере­сели на Р-38.

Однако Р-40 продолжали действо­вать на Гуадалканале. Для усиления американских войск прибыли новозе­ландские части. Полеты на Р-40 ново­зеландцы начали в июне 1942 года. Этими самолетами оснастили три эс­кадрильи: 14-ю, 15-ю и 16-ю. Первой состояния боевой готовности достиг­ла 15-я эскадрилья, возглавляемая А. Кричтоном. В октябре эскадрилья при­ступила к патрулированию воздушно­го пространства в районе острова Тон­га. В задачу эскадрильи входил поиск подводных лодок противника. Этим делом пилоты 15-й эскадрильи занима­лись четыре месяца. В начале марта 1944 года на остров Санто прибыла 14-я эскадрилья, а 15-я эскадрилья присо­единилась к ней в начале апреля. В ап­реле 15-я эскадрилья получила новые Р-40М и в конце месяца вернулась на Гуадалканал уже под командованием Майкла Дж. Херрика. Херрик прежде служил в английской ночной истреби­тельной эскадрилье, сбив при этом пять немецких самолетов. Обычными задачами новозеландцев было патру­лирование над базой, сопровождение морских конвоев, атака наземных це­лей, сопровождение бомбардировщи­ков, охота в районе аэродромов про­тивника, перехват самолетов против­ника в районе Гуадалканала и остро­вов Рассела. Первый контакт с против­ником эскадрилья установила 6 мая. Командир эскадрильи Херрик и флайт-лейтенант С.Р. Дункан сопровождали разведывательный «Hudson». По доро­ге им попался одиночный A6M2-N «Rufe». Новозеландцы атаковали. Японец попытался уйти, но Херрик нагнал и сбил гидросамолет. Это была первая победа новозеландцев над Со­ломоновыми островами.

Следующий бой прошел не столь удачно. Спустя неделю после первой победы новозеландцы пытались пере­хватить группу японских бомбарди­ровщиков, сопровождавшихся истре­бителями. Японцы повредили один «Kittyhawk», но пилот остался цел. Сильный налет удалось отразить 7 июня. Удалось обойтись без потерь, но четыре Р-40 получили повреждения. В бою участвовало 104 союзнических истребителя, которые заявили 23 сби­тых А6М. На долю 15-й эскадрильи выпало четыре победы (командир эс­кадрильи Херрик, флайт-лейтенант С.Р. Дункан, флайт-лейтенант Д.А. Грейг, сержант Р.А. Мартин).

11 июня в бой вступила 14-я эскад­рилья, которую возглавлял С.Г. Квилл. Уже на следующий день эскадрилья приняла боевое крещение, отбив оче­редной массированный налет японцев. Всего союзники сбили 25 самолетов, в том числе шесть 14-я эскадрилья (по два флайт-лейтенант Э.Х. Браун и лет­ный офицер Г.Б. Фискен, по одному флайт-лейтенант Дж.А. Олдфилд и летный офицер А.Г.Стенли). В бою погиб летный офицер К.П.К. Морпет. 16 июня в бою над островом Саво пи­лоты 14-й эскадрильи заявили пять сбитых А6М без потерь со своей сто­роны. По две победы заявили флайт-лейтенант Олдфилд и летный офицер М.Р. Кларк, одну победу - летный офи­цер К.Дж. Гайлд.

В конце июня американцы высади­лись на острове Рендова. Японцы бро­сили все силы на уничтожение десан­та. В воздухе разгорелись ожесточен­ные битвы, в которых активно участво­вали новозеландцы. 1 июля восемь Р-40 из 14-й эскадрильи вместе с амери­канцами отражали налет 72 японских машин. Новозеландские пилоты заяви­ли семь подтвержденных побед над «Зеро» и три вероятные, потеряв две машины и одного пилота. Американ­цы в этом бою заявили 15 побед, поте­ряв три Р-40 и три F4F. 4 июля восемь истребителей «Kittyhawk» из 14-й эс­кадрильи, патрулируя над Реднова на высоте 4200 м, были атакованы че­тырьмя десятками японских самоле­тов. Первым был сбит командир эскад­рильи Квилл, который был ранен и посадил свой Р-40 на брюхо на остро­ве Рассел. Несколько других Р-40 так­же получили повреждения. Больше всего досталось машине сержанта Р.К.К. Наирна, который в одиночку вел бой с несколькими А6М, сумев сбить один «Зеро». Снова отличился летный офи­цер Г.Б. Фискен, которому засчитали два «Зеро» и один бомбардировщик G4M «Betty». Этот бомбардировщик оказался единственным многомотор­ным самолетом, сбитым новозеланд­цами над Тихим океаном. Фискен стал первым асом 14-й эскадрильи. К своим шести победам, одержанным в 1942 году над Сингапуром, он доба­вил еще 11.

Новозеландцы участвовали и в боях 7 и 15 июля, а спустя два дня уча­ствовали в налете американской авиа­ции на японский флот в районе Кахили. 25 июля 14-ю эскадрилью отвели в Санто, а ее место заняла 16-я эскадри­лья под командованием Джона Нелсона. Эскадрилья свой первый боевой вылет предприняла в последний день месяца. Истребители сопровождали американские легкие бомбардировщи­ки, летевшие бомбить район Мунда. Внезапно авиаотряд атаковало 30 японских истребителей А6М. Новозе­ландцы потеряли две машины и одно­го пилота, которым оказался командир эскадрильи. Потерь противнику при­чинить не удалось.

Тем временем в Санто прибыла 17-я новозеландская эскадрилья, также оснащенная истребителями Р-40. В ав­густе 16-я эскадрилья сумела сбить де­вять японских самолетов. Особенно отличился флайт-лейтенант Роберт Л. Спердл, который к своим прежним семи победам, одержанным в Европе, добавил одну над «Зеро». Другую по­беду он одержал совместно с флайт-сержантом НА. Пайри. Когда морская пехота занимала следующие острова, новозеландцы вместе с американцами провели небольшое наступление. Глав­ной целью авиации стал остров Буген­виль. При этом особенно отличились флайт-лейтенант М.Т. Вандепамп и уоррент-офицер Э.Дж, Миллер, кото­рые 3 сентября сумели отбить у вось­ми «Зеро» поврежденный «Liberator». Уже 11 сентября 16-я эскадрилья вер­нулась в Новую Зеландию, а ее место на Гуадалканале заняли 15-я и 17-я эс­кадрильи. В Санто в качестве резерва прибыла 18-я эскадрилья, сформиро­ванная в июне 1943 года.

Новозеландские эскадрильи сопро­вождали бомбардировщики на аэро­дромы Кахили и Баллале, но одержать побед им не удалось. 17-я эскадрилья открыла свой боевой счет 23 сентября, когда флайт-лейтенант Д.Ф. Джордж и летный офицер Дж.Р. Б. Хайет в паре сбили один «Зеро». Большой бой про­изошел 1 октября над Велла-Лавелла.

В ходе этого боя 15-я эскадрилья зая­вила семь сбитых пикирующих бом­бардировщиков D3A. По две машины заявили летный офицер A.M. Дэвис и летный офицер Дж.Х. Гримсдейл, по одной - летный офицер А.Г. Пьерар и взводный офицер Дж. де Виллимофф, одну совместную победу записали на счет командира эскадрильи Херрика и летного офицера А.Л. Парлейна. 11 октября пилоты 17-й эскадрильи при­шли на выручку одиночному Р-38, ко­торый вел бой с несколькими «Зеро». В ходе первого боевого захода коман­дир эскадрильи П.Г.Х. Ньютон сбил один японский истребитель, а коман­дир крыла Тревор О. Фримен повре­дил другой. В ходе дальнейшего боя победы заявил флайт-лейтенант А.У. Бачанан. Фримен был первым коман­диром крыла RNZAF, который пере­квалифицировался из бомбардиров­щиков в истребители. 24 октября 15-я и 18-я эскадрильи перебазировались с Гуадалканала на аэродром Оноднга на острове Новая Джорджия, откуда вы­летали прикрывать наземные части на острове Трижери. В первый день опе­рации (27 октября) пилоты 15-й эскад­рильи сбили четыре «Зеро», а во время прикрытия высадки десанта на Буген­виль (1 ноября) 18-я эскадрилья заяви­ла семь сбитых «Зеро» плюс одну ве­роятную победу. Большое сражение произошло 22 ноября, когда самолеты 18-й эскадрильи, ведомые флайт-лейтенантом Балфуром, сбили пять «Зеро» без потерь со своей стороны. Всего в ноябре истребители RNZAF соверши­ли более 1000 боевых вылетов. 11 де­кабря новозеландцы провели первый вылет как истребители-бомбардиров­щики.

17 декабря оказался неудачным для новозеландцев. В тот день 15-я и 18-я эскадрильи уступили место 14-й и 16-й эскадрильям. 24 истребителя «Kittyhawk», ведомые командиром крыла Фрименом, вылетели на свобод­ную охоту в районе Рабаула. В жарком бою удалось заявить пять побед, но на базу не вернулись сам Фримен и лет­ный офицер Дж.О. Макферлейн. Дол­жность командира крыла временно за­нял командир эскадрильи Дж.С. Нельсон. Он исполнял обязанности до фев­раля 1944 года, когда прибыл новый командир крыла К.У .К. Николлз. Пос­ле этого неудачного вылета 14-я эскад­рилья вернулась в Санто, а ее место заняла 17-я эскадрилья, возглавляемая Р.Г.Х. Ньютоном. Сопровождая бом­бардировщики на Рабаул, 19 декабря эскадрилья одержала одну воздушную победу. 25 декабря в ходе очередного налета на Рабаул произошло крупное воздушное сражение. Вместе с 17-й эскадрильей в налете участвовала 1б-я эскадрилья (командир эскадрильи Дж.Х. Аркрайт). Обе эскадрильи вме­сте заявили 12 подтвержденных и 4 ве­роятные победы. Потери новозеланд­цев также были высокие - семь машин и пять пилотов.

В начале января 1944 года 17-я эс­кадрилья перебазировалась на новый аэродром на полуострове Торокина. Там к нему вскоре присоединилась 15-я эскадрилья Дж.А.А. Гибсона. В ян­варе новозеландцы заявили 14 сбитых «Зеро», потеряв пять пилотов. Напри­мер, 9 января командир эскадрильи П.Г.Х. Ньютон одержал две победы, доведя свой боевой счет до пяти. Че­рез две недели первую победу на Со­ломоновых островах одержал Гибсон (ветеран RAF, уже имевший 13,5 побед, одержанных в Европе). Сопротивление противника уже было подорвано, и в середине февраля японцы отвели воз­душные части из Рабаула. За четыре дня до этого события пилоты 18-й эс­кадрильи заявили два сбитых «Зеро» -это были последние победы новозелан­дских Р-40. Несмотря на появление еще двух эскадрилий (19-я и 20-я), оснащен­ных самолетами Curtiss Р-40, новозе­ландцы начали постепенно менять са­молеты на более современные модели. Всего на истребителях «Kittyhawk» новозеландцы одержали 99 побед.