Китай

 

Начало истории Р-40 в Китае, не­сомненно, связано с историей «летаю­щих тигров» - «Flying Tigers» или American Volunteer Group. Организа­тором этой части был полковник Клер Ли Шенно, который получил согласие на формирование трех истребительных эскадрилий в Китае для борьбы с япон­ской авиацией. Набор добровольцев шел очень быстро, в чем не последнюю роль играло то обстоятельство, что пилоты получали денежные премии за каждый сбитый или уничтоженный на земле японский самолет. Набрав 75 пилотов, Шенно сформировал три эс­кадрильи, которые возглавили Роберт Дж. Сенделл, Джон В. Ньюкирк и Арвид Э. Олсон. Эскадрильи кроме номе­ров имели собственные названия: 1-я -«Adam & Eves» («Адам и Ева»), 2-я -«Panda Bears» («Медведи панда»), 3-я - «Hell's Angels» («Адские ангелы»). Группа получила 90 истребителей Р-40В и С. В сентябре 1941 года началась интенсивная подготовка личного со­става на аэродроме Тунгу в Бирме. Шенно ввел в AVG парную тактику, позаимствовав ее у люфтваффе. Нахо­дясь под впечатлением возможностей японских А6М2, господствовавших в небе Китая, Шенно разработал новые принципы боя, которая сводилась к формуле: пикирование-огонь-перелет-уход.

Переброска на оперативный аэро­дром началась 12 декабря, когда 3-я эскадрилья прибыла в Мингаладон в районе Рангуна. Через шесть дней 1-я и 2-я эскадрильи группы прибыли в Куньмин, Китай. Боевое крещение американские добровольцы приняли 20 декабря 1941 года, когда 1-я и 2-я эскадрильи перехватили на юге про­винции Юннань десять японских бом­бардировщиков Kawasaki Ki-48 «Lily» из 21-го хикотая и сбили девять из них, потеряв только одну машину. Через три дня свой первый бой провела 3-я эскадрилья. Пилоты эскадрильи вмес­те с англичанами на истребителях «Buffalo» атаковали группу из 60 бом­бардировщиков Mitsubishi Ki-21 «Sally» и Ki-30 «Ann», шедших бомбить Рангун в сопровождении истребителей Nakajima Ki-27 «Nate». В грандиозном воздушном сражении американцы за­явили девять сбитых Ки-21 (в том чис­ле две победы Чарльза Н. Олдера) и один истребитель (в действительности Ки-30), потеряв четыре машины и двух пилотов.

Отметить Рождество американцам не дали. 25 декабря на Рангун в два эшелона налетели 80 японских бомбар­дировщиков, сопровождаемых 48 ис­требителями (в том числе новейшими Nakajima Ki-43 «Hayabusa» из 64-го сентая). Этот бой стал самым успеш­ным в короткой истории AVG. Пило­ты 3-й эскадрильи заявили 25 побед! По три победы заявили Чарльз Н. Олдер, Роберт Т. Смит и Джордж Макмиллан. По одной «хаябусе» сбили Уильям Н. Рид и Паркер Дюпуи. Япон­цы потеряли убитыми сержанта Сигекацу Вакаяму и лейтенанта Хироси Окуяму - первые потери 64-го сентая. AVG потеряла две машины. Макмиллан получил ранение, другой пилот совершил вынужденную посадку на рисовом поле. Несмотря на успехи, потеря машин беспокоила Шенно. 28 декабря он перебросил в Мингаладон 2-ю эскадрилью. Напряженность боев возрастала с каждым днем. Через две недели девять Р-40 из 3-й эскадрильи перебросили на аэродром Кедав в районе Куньмина, а пятеро пилотов 3-й эскадрильи влились в состав 2-й эскадрильи.

Эффектные акульи пасти на капо­тах Р-40 не сильно устрашили против­ника. Вскоре японцы предприняли крупное наступление в Китае, Бирме и Таиланде. 8 января 1942 года в плен попал Чарльз Мотт. 17 января четве­ро пилотов сбили над провинцией Юннань три бомбардировщика Ki-21 «Sally». В числе победителей оказался Чарльз Н. Олдер, который стал пер­вым асом AVG. Ко 2-й эскадрильи при­соединилась 1-я эскадрилья. Через три дня боев в Таиланде в AVG появился второй ас - командир 2-й эскадрильи Джек Ньюкирк, который сбил два ис­требителя Ki-27 «Nate» из четырех, сбитых в том вылете. Американцы при этом потеряли один Р-40, другой «Tomahawk» получил повреждения. Полеты над Таиландом совершались по обычному расписанию. Главной задачей американцев было сопровож­дение английских бомбардировщиков, которые постоянно подвергались ата­кам со стороны японских истребителей Ки-27. Иногда американцы сопровож­дали китайские бомбардировщики СБ-3 над Ханоем. 23 января американцам удалось сбить сразу семь Ки-27, из ко­торых четыре заявил Фрэнк Л. Лоулор, а по одному Дейвид Ли Хилл, Роберт X. Нил и Уильям Бартлинг. Бартлинг сам оказался сбит и совершил вынуж­денную посадку, разбив машину. Че­рез час удалось сбить шесть Ки-30, но в бою с истребителями прикрытия по­гиб Аллен Берт Кристиман, которого японские летчики расстреляли, когда он висел на стропах парашюта. Всего в тот день пилоты AVG заявили 11 по­бед, потеряв две машины и одного пи­лота. На следующий день бои вспых­нули с новой силой, а к числу асов группы прибавился Дэйвид Ли Хилл, сбивший свой пятый Ки-27. Остальные пилоты группы одержали еще четыре победы, в том числе сбили три бомбар­дировщика Ки-21 «Sally» (два Роберт X. Нил). Нил, зажатый несколькими японскими истребителями, сумел вык­рутиться и вернуться в Мингаладон. Две японские пули попали в кабину Нила, сорвав с его головы шлемофон. 26 января в бою погиб еще один пилот AVG Луи Хоффман, который таранил Ки-27. В рядах группы по­явился еще один ас - Джон Г. Брайт. Бои в районе аэродрома Мингаладон происходили каждый день. Японцы, летавшие на старых Ки-27, несли по­тери. Японский истребитель с неуби­рающимся шасси и вооруженный все­го двумя пулеметами винтовочного калибра был не слишком грозным про­тивником. Союзники применяли ис­требители трех типов. Машины Brewster «Buffalo» едва ли превосходи­ли Ки-27 по боевым качествам, кроме того, их было мало. Хорошо вооружен­ные истребители «Hurricane» испыты­вали проблемы в тропическом клима­те. Зато Р-40 «Tomahawk» идеально подошел к юго-восточному ТВД. Са­молеты обладали неплохими летными качествами и несли достаточно мощное вооружение. 28 января Роберт Дж. Сендел сбил два Ки-27 из 77-го сентая, но и сам совершил вынужденную по­садку. Другие пилоты группы сбили еще три «Nate». На следующий день восемь Р-40 (и два английских истре­бителя «Hurricane») атаковали группу из 20 Ки-27. Союзники заявили 14 по­бед (в том числе две английские пило­ты). Героем дня опять стал Роберт Дж. Сенделл, который одержал три побе­ды и стал лучшим пилотом 1-й эскад­рильи. Одну победу одержал Фрэнк Л. Лоулор, при этом также ставший асом. На следующий день группа понесла потерю. В ходе разведывательного вылета в район Мулмейна, Бирма был сбит огнем зенитной артиллерии То­мас Колу-младший.

В феврале напряжение боев не­сколько ослабло. Однако 6 февраля американские пилоты заявили еще шесть Ки-27 и один Ки-21, а статус аса получил Роберт X. Нил. На следующий день в аварии погиб Роберт Дж. Сен­делл. Освободившуюся должность ко­мандира эскадрильи занял Нил. Вос­пользовавшись затишьем, союзники провели серию налетов на японские аэродромы. Пилоты AVG сопровож­дали английские бомбардировщики. Часто приходилось заниматься штур­мовкой наземных целей. В этот пери­од японцы сконцентрировали свою авиацию в районе Салвина, благодаря чему пилоты AVG получили возмож­ность отдохнуть. Следующая встреча с 77-м сентаем произошла лишь 21 фев­раля. Шесть Р-40 завязали бой с 23 Ки-27. Американцы заявили четыре побе­ды ценой легкого ранения одного из пилотов. 24 февраля американцы унич­тожили на земле один из первых четы­рех истребителей Nakajima Ki-44 «Shoki» из отдельного 47-го чутая.

Утром 25 февраля американцы за­вязали бой с 20 Ки-27. Роберт X. Нил и Роберт Прескот заявили по две по­беды. Потерь американцы не понесли. В полдень имел место еще один бой с японскими истребителями. Погиб Эд­вард Лейболт, а союзники заявили 25 побед, из которых 19 записали на свой счет американцы. Уильям Макгарри заявил четыре победы, а по три запи­сали Чарли Бонд, Джордж Бергард и Роберт X. Смит. Нил заявил два Ки-27, также как Джон Блэкберн, а Дж.Р. Росси - одного. Следует заметить, что в дневном бою японцы потеряли всего два истребителя из 50-го сентая, а один пилот на Ки-44 получил ранение. На следующий день летчики AVG заяви­ли 17 Ки-27 и один Ки-48 «Lily» в бою над заливом Мартабан, потеряв три машины. Всего за два дня боев пилоты 1-й эскадрильи заявили 43 сбитых японских самолета, из которых семь записал на свой счет командир эскад­рильи Роберт X. Нил.

Очень ожесточенные бои разгоре­лись в районе Рангуна, который япон­цы заняли 8 марта. Вскоре 3-я эскад­рилья перебазировалась в Магве. В это время за каждый сбитый японский са­молет была установлена премия в 500 долларов. Первые выплаты пришлось делать уже 17 марта, когда Кеннет А. Джернстедт и Уильям Н. Рид соверши­ли налет на аэродромы Мудон и Мулмейн. Совершив несколько боевых за­ходов, они заявили уничтоженными 15 японских самолетов. Рид получил 4000 долларов, а Джернстедт 3500. Японцы признали потерю всего пяти машин. Через четыре дня японцы провели мас­сированный налет на аэродром Маг­ве, после которого в 3-й эскадрилье ос­талось всего шесть боеспособных ма­шин. Вскоре эскадрилья потеряла еще два Р-40 в результате следующего на­лета японцев. Поэтому пришлось со­брать вместе потрепанные эскадрильи.

Первой операцией собранной в ку­лак группы стал налет на аэродром Чанг-Май, где базировались японские бомбардировщики. Пилоты 1-й эскад­рильи заявили, что им удалось унич­тожить на земле 40 машин. Однако зе­нитным огнем был сбит Уильям Макгарри, который попал в плен. Особо отличился Грегори Бойингтон, кото­рый заявил уничтожение сразу десяти японских самолетов. В это время 2-я эскадрилья действовала по соседству. В ходе вылета погиб командир эскад­рильи Джон Ньюкирк. Возглавил «медведей панд» Дейвид Ли Хилл.

22 марта AVG получила четыре Р-40Е «Kittyhawk», которые по воздуху перегнали из Акры в Африке в Куньмин. Это было первое подкрепление, полу­ченное группой. Вскоре начали прибы­вать новые машины. Группа получала новую технику на аэродроме Лойвинг. Этот аэродром подвергся налету 8 ап­реля. Несколько Ки-43 «Hayabusa» из 64-го сентая завязали воздушный бой. Американцы заявили 12 побед, поте­ряв один «Kittyhawk» на земле. Еще несколько машин получили поврежде­ния. Через два дня последовал новый налет на Лойвинг. В его ходе амери­канцы заявили три сбитых Ки-43. В знак признания заслуг 22 апреля Клер Шенно был произведен в бригадные генералы. До конца 1941 года из 109 пилотов, прибывших в Китай, 18 по­гибло или пропало без вести, 21 вер­нулся в Штаты, 10 выполняло небое­вые обязанности, а шестеро стали ин­структорами Юннань-И.

Бои с 64-м сентаем продолжались до конца апреля. Американцы часто путали Ки-43 с палубным А6М2, при этом безбожно завышая свою резуль­тативность. Например, 29 апреля аме­риканцы заявили сбитыми 13 «Зеро», тогда как действительные потери япон­цев составили всего два Ки-43. 5 мая американцы доложили о семи сбитых Ки-27, тогда как фактически им уда­лось сбить только четыре. Японцы продолжали наступать, вынуждая AVG часто менять аэродромы. Бои в воздухе не ослабевали, японская ПВО постоянно усиливалась. За две недели мая добровольческая группа потеряла четырех пилотов, что значительно ос­лабило AVG накануне китайского кон­трнаступления под Салвином.

В начале июня эскадрильи действо­вали по одиночке в районе шириной 650 км. Так, 1-я эскадрилья базирова­лась на аэродроме Гилин на востоке, 2-я эскадрилья - на аэродроме Чонкин на севере, а 3-я эскадрилья - на базе Куньмин на западе. 12 июня, на следу­ющий день после прибытия 1-й эскад­рильи в Гилин, аэродром был атако­ван японской авиацией, в том числе несколькими новыми тяжелыми истре­бителями Kawasaki Ki-45 «Toryu». Пилоты 1-й эскадрильи сумели сбить пять японских самолетов (заявили де­вять побед), в том числе два Ки-45. Японцы оставили Гилин в покое, пе­реключившись на более безопасные цели, такие как аэродром Хенян, кото­рый находился в зоне ответственности 2-й эскадрильи. После нескольких боев в его районе, японцы и этот аэродром вычеркнули из списков целей. После­дние победы пилоты AVG заявили 3 и 4 июля, когда 2-я эскадрилья заявила восемь побед над Ki-27 «Nate» (в дей­ствительности 54-й сентай потерял все­го 4 машины). Уже после расформиро­вания группы, 9 июля Питер Райт сбил разведчик Ки-21 из 90-го сентая. Эта победа была записана последней на счет AVG.

Американскую добровольческую группу расформировали 4 июля, спус­тя семь месяцев после начала боев. Американцы заявили 298 побед, поте­ряв в боях девять пилотов, еще четве­ро пилотов пропали без вести, а девять погибли в авариях. Расформирование AVG не означало конца карьеры Р-40 в Китае. Ветераны AVG составили ко­стяк 23-й истребительной группы, ко­торую возглавил полковник Роберт Л. Скотт. Группа состояла из четырех эс­кадрилий: 74-й, 75-й, 76-й и 16-й. Дей­вид Л. Хилл (ас AVG с 11,25 победами на счету) возглавил 75-ю эскадрилью. Он вспоминал:

«Было очень странно. Еще недав­но я летал как простой пилот AVG, и вдруг, по возвращении из очередного вылета, я узнал, что стал командиром 75-й эскадрильи».

76-ю эскадрилью возглавил майор Эдвард Ф. Ректор (семь побед), 74-ю эскадрилью - майор Фрэнк Шиль-младший (семь побед в AVG). 16-й эс­кадрильей командовал майор Джон Элисон. Все четыре эскадрильи лета­ли на самолетах Р-40 различных моди­фикаций. Первые победы 23-я группа одержала 4 июля, а их авторами стали пилоты 76-й эскадрильи. Противника­ми американцев стали Ки-27 из 54-го сентая. Бой произошел к северу от Хеняна. Майор Ректор заявил подтверж­денную победу над одним Ки-27 и ве­роятную над другим. Капитан Чарли Сойер заявил один сбитый и один по­врежденный японский истребитель. Джим Ховард и Вэн Шейперд - по од­ной подтвержденной победе. Капитан Боб Нил - две вероятные победы. Все­го 4-3-1 без потерь со своей стороны. 10 июля лейтенант Генри Элиас от­крыл боевой счет 75-й эскадрильи, сбив Ки-27 в районе Хеняна. Пилоты 16-й эскадрильи часто вылетали на пе­рехват японских ночных бомбардиров­щиков. Так, в ночь с 29 на 30 июля май­ор Джон Элисон сбил сразу три Ки-21 из 62-го кокутая. Но его Р-40 получил повреждения и майору пришлось вы­нужденно садиться. Июль закончился для 23-й группы масштабным сражени­ем над Хеняном. В течение 15-минут­ного боя с Ки-27 и Ки-43 американцы сбили два истребителя. Что особенно важно, один Ки-43 совершил вынуж­денную посадку и попал в руки амери­канцев. На следующий день снова при­шлось вести бой с Ки-43. Шесть Р-40 вступили в бой с двадцатью противни­ками над Хеняном. Майор Джил Брайт поразил один японский самолет, кото­рый взорвался в воздухе. Другой про­тивник Брайта вышел из боя с дымя­щимся двигателем. Также, волоча за собой дымный шлейф, ушел и против­ник лейтенанта Генри Элиаса. В этот момент в бой вступили пилоты из 16-й эскадрильи. По воспоминаниям одно­го из пилотов, японцы кружили в воз­духе «как взбесившиеся шершни». Тем не менее, 1-й лейтенант Джон Д. Лом­бард сбил один Ки-43, а его ведомый 2-й лейтенант Даллас Клингер - дру­гого. Третий Ки-43 стал жертвой капи­тана Эдмунда Р. Госса. Возвращавших­ся на базу потрепанных японцев в оди­ночку атаковал 2-й лейтенант Мак А Митчелл из 75-й эскадрильи. Митчелл сбил еще один Ки-43 и невредимым вернулся на базу.

3 августа 23-я группа совершила первый бомбовый налет силами 12 Р-40. Целью американцев были японские позиции в районе Линьчуаня. Через два дня группа понесла первую поте­рю - погиб 2-й лейтенант Ли Майнор из 75-й эскадрильи. Пилоты 16-й эскад­рильи в этот день сумели сбить два японских истребителя. Основным зада­нием «акул» (так стали называть 23-ю группу за рисунки на капоте) к этому времени стало сопровождение средних бомбардировщиков В-25 «Mitchell», бомбивших японские аэродромы в районе Кантона. 8 августа пилоты 75-й группы сумели уберечь своих подо­печных от агрессивной атаки 24-го кокутая. 1-й лейтенант Патрик X. Дэни­еле заявил один сбитый Ки-43. На об­ратном пути капитан Сойер сбил один Ки-27, повредив еще три. В середине августа 23-я истребительная группа перебазировалась на новые аэродро­мы. 16-я эскадрилья прибыла на базу Пейшии в районе Чункин, 74-я и 76-я эскадрильи перебазировались в Кунь­мин, а 75-я эскадрилья расположилась в 150 км к северо-западу от них в райо­не Чаньи.

Был сформирован разведыватель­ный отряд, который летал над терри­торией, занятой противником, вплоть до Ханоя. Разведчики летали на старых Р-40В, на которые генерал Шенно при­казал установить фотокамеры. Развед­ка дала ценнейшую информацию, и пока не появились машины F-4 «Lightning» разведка проводилась на старых Р-40 «Tomahawk». 8 сентября 1-й лейтенант Томас Р. Смит в ходе разведывательного полета сбил япон­ский разведывательный самолет Mitsubishi Ki-46 «Dinah», известный своей быстроходностью и большим потолком. Смит сначала вывел из строя левый двигатель противника, а затем и правый, после чего Ки-46 рух­нул на землю.

Действия 23-й группы в сентябре и октябре 1942 года были ограничены частыми проливными дождями и низ­кой облачностью. 14 сентября коман­диром 16-й эскадрильи стал майор Джордж У. Ханзлет. Значительная битва произошла 25 октября, когда группа сопровождала бомбардиров­щики, бомбившие порт Коулун и аэро­дром Кайтак в районе Гонконга. В бою с японскими истребителями майор Хилл сбил один Ки-43, а три других повредил. Командир 23-й группы пол­ковник Роберт Л. Скотт заявил два сбитых «Зеро», а также сообщил о «японских мессершмиттах», под кото­рыми он вероятно имел в виду истре­бители Kawasaki Ki-61. Трое других американских пилотов, ведомых 1-м лейтенантом Мортимером Марксом, вели бой с группой японских истреби­телей. Сам Маркс и 1-й лейтенант Уильям Э. Миллер заявили по две по­беды. Две победы, в том числе над од­ним Ки-45, заявил и 1-й лейтенант Чарльз Дюбуа. Тем временем, японцы повредили один «Mitchell», экипаж которого запросил помощь. На сигнал отозвался капитан Джон Хэмпшир. В первом же заходе он сбил «Зеро», ко­торый взорвался в воздухе. Другого японца сбил ведомый Хэмпшира 1-й лейтенант Мортон Шер. Но самолет Шера получил повреждения, что зас­тавило лейтенанта возвращаться на базу. До аэродрома он не дотянул, со­вершив вынужденную посадку на тер­ритории, контролируемой китайцами. Всего во время боя 23-я группа заяви­ла 11 сбитых японских истребителей, потеряв одну машину. Во второй по­ловине дня американцы сбили еще два «Зеро» в бою над Менгце. На протя­жении нескольких последующих дней американцы совершали штурмовые вылеты против японских аэродромов.

В начале ноября значительную ак­тивность проявила 16-я эскадрилья. Шевелиться американцев заставило крупное японское воздушное наступле­ние на базу эскадрильи в Квейлине. 2 ноября над аэродромом появилось 12 японских бомбардировщиков в сопро­вождении 48 истребителей. На пере­хват в воздух поднялось 12 истребите­лей «Kittyhawk». Началась свалка, в которой американцы сбили три «Zeke» и две «Sally», потеряв 2-го лейтенанта Уолтера Лейси, сбитого огнем с япон­ского бомбардировщика. Всю следую­щую неделю шли дожди, но 9 ноября японцы снова показались над Квейлином силами девяти истребителей. Пи­лоты 16-й эскадрильи перехватили противника и сбили трех японцев, не понеся потерь со своей стороны. Через три дня японцы почти все светлое вре­мя суток атаковали аэродром неболь­шими группами. 16-я эскадрилья не понесла потерь, заявив несколько по­бед. После этого японцы до конца года бомбили Квейлин только по ночам. В полночь 23 ноября 1-й лейтенант Джон Д. Ломбард сбил два Ки-21, а 1-й лей­тенант Джозеф X. Гриффин - один. 24 ноября во время штурмовки наземных целей погиб 1-й лейтенант Патрик X. Дэниеле из 76-й эскадрильи, один из лучших пилотов части. Другие летчи­ки 23-й группы сбили два А6М. В пол­ночь шесть Р-40, имея бомбы на внеш­ней подвеске, вылетели в район Ханкоу на борьбу с речным судоходством японцев. Несмотря на большое коли­чество зенитной артиллерии в районе, пилоты благополучно отбомбились и без потерь вернулись на базу.

27 ноября союзники провели налет на район Гонконга, где сбросили бомбы на авиационные заводы, аэродром Тьен-Хо и на суда в устье реки Перл. 23-я группа участвовала в налете сила­ми 22 Р-40. Несмотря на присутствие в воздухе большого количества японс­ких истребителей, противнику удалось лишь повредить один бомбардиров­щик «Mitchell». В свою очередь, пило­ты 23-й группы заявили 23 подтверж­денные победы, четыре вероятные по­беды и повреждение одного самолета. Это была одна из последних операций 23-й группы в 1942 году. Вскоре часть отвели в Куньмин. Начались кадровые перестановки. Так, майор Дейвид Л. Хилл и майор Эдвард Ф. Ректор вер­нулись в США. 5 декабря командова­ние 75-й эскадрильей принял майор Джон Р. Элисон, а 76-ю эскадрилью возглавил майор Брюс К. Холлоуэй. В тот же день во время разведывательно­го вылета на F-4A погиб командир 74-й эскадрильи майор Фрэнк Шиль-младший. Освободившуюся долж­ность занял майор Алберт Дж. Бомлер. Группа также получила пополнение в виде новых машин Р-40К.

Большого успеха группа добилась 26 декабря, когда летчики перехвати­ли девять японских бомбардировщи­ков, шедших в сопровождении десяти истребителей. Полковник Скотт ата­ковал тройку Ки-21 и одной длинной очередью поразил все три машины! Один из бомбардировщиков взорвал­ся в воздухе, засыпав обломками летев­ший рядом самолет. Всего американ­цы заявили 10 подтвержденных, 5 ве­роятных побед и одно повреждение, потеряв два Р-40 и одного пилота (1-го лейтенанта Роберта X. Муни из 16-й эскадрильи). Последнюю в 1942 году победу принес группе 2-й лей­тенант Уильям Э. Дистефано, кото­рый 30 декабря сбил «Oscar» в райо­не Лашио, Бирма.

Новый год начался сменой руко­водства. Полковник Скотт вернулся в США, а его место с 9 января занял под­полковник Брюс К. Холлоуэй. Долж­ность командира 76-й эскадрильи за­нял капитан Грант М. Махони. Пер­вые победы 1943 года группа одержа­ла 16 января, когда японцы начали в Бирме крупное наступление. Утром этого дня к аэродрому Юннань-И при­близились два эшелона японских бом­бардировщиков Ки-21 и Ки-48 в сопро­вождении почти 30 Ки-43. На перехват противника поднялось 10 Р-40. Эта де­сятка не смогла прорваться к бомбар­дировщикам и японцы успешно отбом­бились. Американцы, связанные боем с японскими истребителями, потеряли 2-го лейтенанта Джорджа В. Пайтза. В свою очередь, американцы заявили восемь побед. До конца марта 23-я группа занималась в основном атака­ми наземных целей. В конце марта 16-я эскадрилья и часть 76-й эскадрильи перебазировались в Квейлин, а 75-я эскадрилья - в Линлин. Это была под­готовка к операции против японцев в районе Ханькоу и Кантон-Гонконг. В это же время оставшаяся часть 76-й эс­кадрильи находилась в Куньмине, от­ражая налеты японцев из Бирмы и Индокитая. 74-я эскадрилья занимала аэродром Юннань-И, прикрывая рай­он Хамп и имея возможность оказы­вать давление на японцев в Бирме. В марте эскадрилья находилась недале­ко от Куньмина, откуда совершала раз­ведку и наносила истребительно-бомбардировочные удары по целям на се­вере Бирмы. В ходе этих операций эс­кадрилья потеряла двух пилотов, сби­тых огнем зенитной артиллерии.

Тем временем японская авиация в районе усилилась 25-м и 33-м сентаями. 33-й сентай был оснащен новыми японскими истребителями Nakajima Ki-44 «Shoki» («Tojo» согласно союз­нической классификации). Пилоты 23-й группы впервые встретились с Ки-44 1 апреля во время налета японцев на аэродром Линлин. В ходе ожесточен­ного боя пилоты 75-й эскадрильи зая­вили пять побед, потеряв капитана Берралла Барнума, который столкнул­ся в воздухе с японским самолетом. В течение трех последующих недель дож­ди держали самолеты прикованными к земле. 24 апреля японцы снова совер­шили налет на Линлин силами 44 ис­требителей «Oscar» и «Tojo». Бой длил­ся почти час. Пилоты 75-й эскадрильи заявили пять побед. Капитан Хэмпшир заявил две победы, в том числе над двухмоторным самолетом, сбрасывав­шим листовки над аэродромом. Тем самым капитан довел свой боевой счет до восьми побед. Через два дня япон­цы внезапно атаковали аэродром Юн­нань-И, где стояли самолеты 74-й эс­кадрильи. Неожиданность была пол­нейшей, никто не смог помешать япон­цам атаковать. Погибли пять механи­ков, еще пятеро были ранены. Япон­цы полностью уничтожили пять Р-40, еще 18 машин получили повреждения. Пока эскадрилья зализывала раны, с аэродрома Юннань-И действовала 16-я эскадрилья. 28 апреля 21 японский бомбардировщик Ki-48 «Lily» в сопро­вождении истребителей Ki-43 «Oscar» атаковал аэродром Куньмин. Несмот­ря на то, что большинство американс­ких истребителей успело подняться в воздух, японцы успели сбросить бом­бы на аэродромные постройки, убив

шесть человек и 11 ранив. Американ­цы преследовали уходящих японцев на расстояние 150 км от Куньмина до Меконга. В ходе преследования пило­ты заявили 11 достоверных и 8 вероят­ных побед без потерь со своей сторо­ны. Героем дня стал капитан Хэмпфри, который заявил победы над двумя истребителями и одним бомбардиров­щиком, столько же побед он заявил вероятно. Таким образом, он довел свой боевой счет до 11 побед, что сде­лало его лучшим асом Китайско-Бирманско-Индийского ТВД.

23-я группа получила первые Р-40М, которые тут же бросили в бой. Следует заметить, что в составе груп­пы имелось также несколько истреби­телей Republic P-43. В апреле в рядах группы появились китайские летчики, которые проходили подготовку на Р-40. Китайцы летали наряду с американ­цами и, налетав нужное время, перево­дились в состав CACW (смешанного американо-китайского крыла).

30 апреля 75-я эскадрилья верну­лась на аэродром Линлин. И уже 2 мая база подверглась налету японцев. Японцы действовали силами 40 истре­бителей «Oscar» и «Tojo». 16 Р-40 свя­зали японцев боем, не допустив атаки на аэродром. Уже в первом заходе Хэмпшир и 1-й лейтенант Джо Гриффин сбили по одному Ки-44. Затем пилоты 75-й эскадрильи перехватили в районе Чанша семь истребителей «Oscar». Шесть японцев были сбиты. В числе прочих по одной победе одержали под­полковник Эдисон (5-я победа) и капи­тан Хэмпшир. Однако сам Хэмпшир в бою был ранен в живот и совершил вы­нужденную посадку неподалеку от Чан­ши на берегу реки Сян. Несмотря на то, что китайцы оказали ему первую по­мощь, капитан умер через несколько минут. На его боевом счету было 13 под­твержденных и три вероятные победы.

15 мая произошла очередная круп­ная битва. 30 бомбардировщиков Ки-48 в сопровождении 23 Ки-43 64-го сентая атаковали аэродром Куньмин. Пи­лоты 75-й эскадрильи заявили 15 под­твержденных и 8 вероятных побед. Один Ки-43 сбил капитан Даллас Клингер из 74-й эскадрильи, это была пятая победа капитана. К этому вре­мени «акулы» все чаще совершали раз­ведывательные вылеты вглубь японс­кой территории, не упуская случая «по­кусать» противника. Например, 30 мая 74-я эскадрилья уничтожила три паро­воза, потопила речную баржу и унич­тожила на земле один японский само­лет. Во второй половине июня японцы снова атаковали аэродромы 23-й груп­пы, но без особого успеха. 30 июня в аварии погиб командир 74-й эскадри­льи майор Джон Д. Ломбард (7 побед). К тому времени 23-я группа заявила 171 подтвержденную победу, 70 веро­ятных побед и 24 повреждений.

23 июля японцы начали очередную кампанию по уничтожению американ­ской авиации в Китае. В течение неде­ли пилоты 23-й группы вели ожесточенные воздушные бои. В это время группа получила несколько истребите­лей Р-38 «Lightning», которые в буду­щем должны были заменить Р-40. В ходе напряженных боев, 23-я группа заявила 54 победы, потеряв шесть машин и трех пилотов. 7 августа в состав 23-й группы вошла 449-я эскадрилья капитана Сэма Палмера, летавшая на Р-38.

20 августа японцы начали новое воздушное наступление против амери­канской 14-й воздушной армии. 20 Ки-44 из 85-го сентая атаковали аэродром Квейлин. На перехват поднялись 14 Р-40 из 74-й эскадрильи. В ходе боя вы­яснилось, что Ки-44 заметно превосхо­дит по летным качествам «Kittyhawk». В течение нескольких минут американ­цы потеряли два Р-40К. Погибли капи­тан Трумен О. Джеффрейс и китайский пилот, лейтенант Мао. Две победы за­явил капитан Артур У. Крикшэнк-младший, который позднее, в ходе со­провождения группы бомбардировщи­ков, также сумел уничтожить один японский самолет на аэродроме Тьен-Хо. В этом вылете победы заявили еще трое пилотов. На следующий день пи­лоты 23-й группы заявили пять сбитых «Tojo», потеряв одну машину. 22 авгу­ста американцы заявили еще восемь побед, в том числе по две на счету ка­питана Артура У. Крикшэнка, капита­на Джона С. Стюарта и 1-го лейтенан­та Билла Хокинза. Последний круп­ный налет японцев имел место 20 сен­тября. Японцы атаковали Куньмин. Пилоты 75-й эскадрильи заявили 12 сбитых Ки-21 и Ки-43, потеряв один Р-40. Вскоре 16-ю эскадрилью перевели в состав 51-й истребительной группы и переоснастили «Мустангами».

В октябре начали поступать новые P-40N, но и они не дотягивали до уров­ня «Tojo». В это время американцы начали применять истребители Р-51 «Mustang», которые стали предметом мечтаний пилотов 23-й группы. Одна­ко новых истребителей еще было слиш­ком мало, поэтому приходилось летать на Р-40, которые составляли абсолют­ное большинство американских истре­бителей в регионе. 4 ноября новым ко­мандиром 23-й группы тал полковник Дейвид Л. Хилл, ветеран AVG и 75-й эскадрильи. Ровно через месяц амери­канцы снова на своем опыте убедились в техническом превосходстве «Tojo» над Р-40, потеряв два истребителя, в том числе машину командира 74-й эс­кадрильи капитана Пола Белла. Сам Белл, выпрыгнув с парашютом, сломал ногу при приземлении. На следующий день, во время боя с Ки-43 в районе Чанте серьезные повреждения получи­ли два Р-40. В течение этих двух дней 74-я эскадрилья заявила три сбитых Ки-43. 10 декабря пилоты 23-й группы вели успешные бои над своими аэро­дромами в Хеняне, Квейлине и Линлине. Утром удалось сбить три бомбар­дировщика «Lily» ценой потери двух машин и одного пилота. В полдень был сбит один «Oscar», но несколько Р-40 получили повреждения в бою. При этом японцам удалось на земле унич­тожить сразу 23 истребителя «Warhawk».

Успешно была проведена операция 11 декабря. Майор Элмер Ричардсон, командир 75-й эскадрильи, повел де­вять Р-40 в район Наньчана. Там аме­риканцам удалось перехватить группу Ки-43, заходивших на посадку. В бою удалось сбить семь японских истреби­телей, а затем еще несколько уничтожить на земле. Две победы в этом вы­лете одержал польский ас майор Ви­тольд Урбанович, летавший в это вре­мя в составе 75-й эскадрильи. Утром следующего дня американцы сбили четыре Ки-43, а также заявили три ве­роятные победы и три повреждения. Среди героев дня был капитан Линн Ф. Джоунс из 74-й эскадрильи, который стал при этом асом. Один «Oscar» так­же сбил капитан Юджин Ланди, кото­рый при этом был сбит сам. Капитану пришлось прыгать с парашютом. Японский пилот попытался расстре­лять висящего на стропах Ланди, но про­махнулся. 75-я эскадрилья в тот день за­явила девять побед, потеряв одного пи­лота и две машины. Затем в течение не­скольких дней вплоть до 20 декабря аме­риканцы атаковали японский аэродром Палючи, где удалось уничтожить пять бомбардировщиков Ки-48.

23 декабря 14-я воздушная армия была реорганизована. 23-я группа, дис­лоцированная в Сычуани, вместе с 11-й бомбардировочной эскадрильей со­ставила 68-е крыло, которое возглавил полковник Кейси Винсент. Было так­же сформировано смешанное крыло CACW, в состав которого вошло не­сколько эскадрилий Р-40 и В-25. Под­готовку пилотов начали уже в сентяб­ре и к марту 1944 года сформировали восемь истребительных эскадрилий (3-я и 5-я истребительные группы), а так­же четыре бомбардировочных эскад­рилий (1-я бомбардировочная группа). Самолеты CACW носили опознава­тельные знаки USAAF на фюзеляжах и китайские на крыльях. На рулях на­правления традиционно наносили бело-синие полосы. Машины в сме­шанное крыло доставляли непосред­ственно из Соединенных Штатов или через Северную Африку. Первыми бое­готовность обрели 17 октября две истре­бительные эскадрильи, которые присту­пили к полетам над Бирмой, севером Индии и югом Китая. 19 декабря погиб ветеран AVG майор Уильям Н. Рид (17,5 побед), летавший в составе CACW.

Источником непрерывной головной боли для пилотов и техников были сла­бые покрышки Р-40, не переносящие не­ровных полевых аэродромов. Когда в течение одного месяца сразу у четырех Р-40К лопнули колеса при посадке, было решено ставить на самолеты покрышки с восемью или десятью канавками. Это позволило исправить ситуацию.

Первые победы в 1944 году 23-й группе принесли пилоты 74-й эскадри­льи, которые 10 января вылетели на сопровождение бомбардировщиков, бомбивших Куэйкиан. В бою с Ки-43 американцы заявили одну подтверж­денную, одну вероятную победу и три повреждения. До конца января Р-40 сбили еще три японских самолета, по­теряв одну машину в бою и три в ава­риях. В феврале группа по-прежнему активно действовала. 11 февраля 1-й лейтенант Джордж Ли на Р-40М сбил два Ки-43, но и сам был вынужден пры­гать с парашютом. Парашют спас жизнь и 1-му лейтенанту Орену Бейт­су. В начале февраля из Соединенных Штатов доставили первые пусковые установки для ракет М-9. Эти установ­ки подвешивали под крылья Р-40. Пи­лоты начали осваивать новое оружие. Первую ракетную атаку 74-я эскадри­лья майора Барри Меллоана провела в районе аэродрома Чуэйшань на ост­рове Хайнань. В этом налете также участвовали Р-40 из CACW и бомбар­дировщики В-25 «Mitchell». Американ­цам удалось захватить противника врас­плох. Ракетами и пулеметным огнем ис­требители уничтожили на земле четыре самолета и повредили еще столько же. Кроме того, ракетами удалось поразить два ангара, несколько других зданий и радиолокационную станцию.

17 апреля японцы предприняли крупномасштабное наступление, имев­шее целью перерезать железнодорожную ветку в провинции Хонань. Пер­воначально бои шли далеко на севере от базы 23-й группы. Но потом было решено усилить атаки на линии ком­муникаций японцев, с целью помешать им развить успех. Первый вылет состо­ялся 6 мая. Летчики 23-горппы сопро­вождали бомбардировщики, бомбив­шие Ханькоу. Среди истребителей со­провождения были машины 75-й эс­кадрильи. Японцы приняли контрме­ры, начав серию беспокоящих налетов на базу Сычуань. Уже 11 мая трем Р-40 пришлось отбивать налет 35 Ки-43. Только чудом можно объяснить тот факт, что в бою американцы не понес­ли потерь, а капитан Эд Коллинз сбил один японский самолет. На следующий день 1-й лейтенант Стивен Боннер из 76-й эскадрильи, летавший на P-40N, сбил два Ки-43, что довело число по­бед на его счету до пяти. Американцы потеряли одну машину, кроме того, на земле повреждения получили еще три. Спустя два дня 76-я эскадрилья доло­жила о 2 подтвержденных, 2 вероятных победах и 7 повреждениях.

Главная фаза японского наступле­ния началась 26 мая. 23-я группа не имела ни минуты покоя. До 29 мая в боях было потеряно семь Р-40. Нехват­ка бензина заставила американцев ог­раничить свою деятельность обороной аэродрома. Положение с топливом улучшилось лишь в начале июня. Уже 9 июня 74-я эскадрилья совершила пять боевых вылетов, нанеся удар по назем­ным целям. Японская зенитная артил­лерия вела прицельный огонь, в ре­зультате в районе Чучоу был сбит и погиб майор Барри Э. Меллоан. Ког­да на следующий день 74-я эскадрилья вернулась в Квейлин, в ней оставалось всего восемь способных держаться в воздухе машин, из которых полностью исправны были только три. Однако механики быстро вернули в строй большинство самолетов и с 17 июня 23-я группа поддерживала китайские ча­сти в районе Хеншаня. В течение девя­ти следующих дней группа совершила более 500 боевых вылетов, потеряв только один P-40N. Однако японцы продолжали наступать и 25 июня 23-я группа эвакуировалась с аэродромов Квейлин и Лючоу. Группа каждый день поднималась в воздух, атакуя на­земные цели и сопровождая свои бом­бардировщики. Только 29 июня груп­па потеряла трех пилотов, из них двое были сбиты огнем зенитной артилле­рии. В тот же день свою первую побе­ду заявил новый командир 74-й эскад­рильи капитан Джон К. Хербст. В июле 23-я группа заявила 27 сбитых японс­ких самолетов, еще 5 машин было уничтожено на земле. За этот же месяц в боях и авариях группа потеряла 24 машины и одного пилота.

Типичный бой с японскими истре­бителями произошел утром 6 августа. Восемь P-40N атаковали японскую ав­токолонну в районе Хеняна. 2-й лей­тенант Чарльз Э. Кук-младший так описывает произошедшие события:

«Этот бой мне запомнился, хотя обычно сражения проходят как бы мимо моего сознания. «Папа» [Хербст], Тед [товарищ Кука] и я вели три звена на север. Мы шли на высоте 12000-14000 футов [ок. 4000 м]. Внезапно мы заметили большую группу «Зеро», шедших выше и севернее нас. Ниже действовали шесть японских истреби­телей, обстреливавших наземные цели. Я сообщил о виденном «папе», и он приказал нам с Тедом атаковать.

Мы пошли вниз и обстреляли «Val» [вероятно Ki-51 «Sonia»] без видимых результатов. Мы сделали боевой раз­ворот и атаковали снова. На этот раз нам удалось зажечь один самолет. Я едва успел отметить клубы дыма, ва­лящие из японского самолета, как вдруг в моторе моей машины что-то громыхнуло. Я оглянулся и увидел, что у меня на хвосте висят два «Val», от которых ко мне тянутся желтые трас­сы. Из охотника я превратился в дичь!

Я осознал свою ошибку и передви­нул ручку дросселя в положение «обога­щенная смесь». Двигатель работал с пе­ребоями, но не дымил. Я дотянул до Линлина, тогда как остальные вернулись в Квейлин. Я усвоил урок: чрезмерная самоуверенность - жестокий учитель».

Лейтенант Адаме в том бою заявил одну победу, а капитан Хербст - две, доведя их число до пяти. Вообще, ав­густ оказался очень неудачным меся­цем, в течение которого 23-я группа потеряла 30 машин. Следует сказать, что Р-40 летали при любой погоде, даже в период муссонов. Погода была не менее опасным противником, чем японцы. В этом могли убедиться пило­ты из 118-й эскадрильи тактической разведки, которая вошла в состав 23-й группы в июне. Командовал 118-й эс­кадрильей майор Эдвард О. Маккомас, эскадрилья летала на P-40N. Посколь­ку ситуация на фронте была угрожаю­щей, разведчикам часто приходилось выступать в роли истребителей-бом­бардировщиков. Так 6 августа трое пилотов из 118-й эскадрильи возвра­щались из боевого вылета. Прижатые низкой облачностью, они врезались в землю и погибли. Свой боевой счет 118-я эскадрилья открыла за месяц до этого трагического происшествия. 7 июля 1-й лейтенант Оран С. Уотте в районе Анькина сбил два Ки-43, а че­рез неделю еще одного.

Японцы, продолжая наступление, 7 сентября заняли город и аэродром Линлин. Главной базой 23-й группы стал Квелин. Из-за высоких потерь в материальной части, группа летала на тех машинах, какие были под рукой. А под рукой были различные модифика­ции Р-40 и Р-51. Однако с сентября 1944 года 23-я группа стала переходить на «Мустанги», уступая Р-40 в пользу CACW. 23-я группа и смешанное кры­ло часто совершали совместные бое­вые вылеты, действуя по схеме: китай­цы атакуют наземные цели бомбами и ракетами, американцы прикрывают. Так было, например, 21 сентября, ког­да 12 Р-40 из 23-й группы прикрывало 16 Р-40 из CACW, атаковавших цели в районе Ниньсяна. Японцы попытались атаковать, но были связаны боем ис­требителями прикрытия. Вспоминает 1-й лейтенант Роберт С. Питерсон:

«Этот вылет можно описать крат­ко. Мои бомбы, две фугасные 500-фун-товки, пошли к земле. Я резко начал уходить, чтобы не попасть под оскол­ки и ударную волну своих же бомб. Внезапно в наушниках раздалось: «Зеро!» Наверное, в этот момент все наши пилоты крутили головами, пы­таясь выяснить, не у него ли на хвосте сидит японский истребитель. Волосы вставали дыбом под шлемофоном.

«Зеро» я заметил неподалеку. Я сде­лал горку, стремительно набирая вы­соту. В лобовой атаке я обстрелял про­тивника. Тот вспыхнул и по спирали пошел вниз».

В ходе вылета пилоты 75-й эскад­рильи заявили две подтвержденные и две вероятные победы, а также пять повреждений. Пилоты CACW также заявили пять сбитых противников, в том числе два «Tojo» записал 2-й лей­тенант Гордон Э. Уиллис. 5 октября 118-я эскадрилья тактической развед­ки получила своего первого аса. Им стал 1-й лейтенант Оран С. Уотте, который сбил к западу от Кантона один из четы­рех заявленных во время боя «Tojo». Японцам удалось сбить один Р-40.

15 октября командир 23-й группы полковник Хилл закончил свой боевой тур и вернулся в США, имея на счету 14,75-1-5 побед, большую часть кото­рых он одержал, летая на Р-40. Его ме­сто занял подполковник Филлип К. Луфберроу, но уже 12 декабря он усту­пил должность ветерану AVG полковни­ку Эдварду Ф. Ректору. В это время Р-40 уже почти не применялись в боях, а в начале 1945 года их передали в CACW для подготовки китайских пилотов.

В Индокитае на Р-40 летала не только 23-я группа, но также 33-я и 80-я истребительные группы. Первой в Индию прибыла 80-я группа (88-я, 89-я и 90-я эскадрильи). Группа действо­вала как истребительно-бомбардировочная часть, атакуя японские войска в Бирме. Позднее в состав группы вош­ла 459-я эскадрилья, оснащенная ис­требителями Р-38 «Lightning». 33-я ис­требительная группа первоначально действовала на Средиземном море, а в Индию прибыла в феврале 1944 года. На вооружении группы состояли Р-40 «Warhawk» и Р-47 «Thunderbolt». Эта группа также действовала в качестве истребительно-бомбардировочной.

В дальнейшем на Р-40 летали толь­ко чанкайшисты, которые воевали на них вплоть до 1947 года.