Карьера «Вдовы»

 

В начале второй мировой войны силы американских ночных истребителей с точки зрения качества совершенно никуда не годились, связано это был, главным образом, с запоздалым началом разра­ботки night fighter'ов и РЛС наведения истребителей. В свою очередь запаздыва­ние разработки специализированных ночных перехватчиков проистекло из-за отсутствия боевого опыта применения таких самолетов - в отличие от Европы, воздушная войны на Тихом океане и в Китае велась в основном днем в хорошую погоду - японская авиация по ночам не работала. В то же время в Европе после провала дневных рейдов на Британию люфтваффе перешли к ночным операциям. Тем не менее, командование амери­канской 8-й воздушной армии настаива­ло на необходимости иметь на вооруже­нии ночные перехватчики, ожидая резко­го увеличения активности японской авиа­ции в темное время суток. В отношении типа ночника мнения разделились: часть ратовала за Р-61, часть считала более правильным использование уже опробо­ванных в бою английских ночных истребителей Бристоль «Бофайтер» или Де Хэвиленд «Москито».

До начала серийного производства Р-61 ( американцы имели на вооружении «скороспелые» ночные истребители - ог­раниченное число адаптированных для действий ночью «Лайтнингов» модифи­кации Р-38М и специализированную модель бомбардировщика А-20 «Хэвок». Эти самолеты использовались, за исклю­чением отдельных «экспериментальных» случаев, в Штатах для подготовки и тре­нировки экипажей.

Программой ночных истребителей в США вплотную занялись весной 1942 г. Ответственность за ее выполнение была возложена на противовоздушное управ­ление министерства обороны, которое возглавлял полковник Гордон П. Сивилл. Перед вступлением США в войну Сивилл находился в Великобритании, где ознако­мился с организацией и боевой работой британской ПВО, эффективно действо­вавшей как при отражении дневных, так и ночных налетов германской авиации.

Первым районом «боевых» операций американских ночных истребителей стал не Тихий океан, не Британские острова, а солнечная Флорида. Командование USAAF собрало на авиабазе Орландо несколько истребительных эскадрилий. В Орландо был организован Оперативный тренировочный центр ПВО, одним из его подразделений стало подразделение X -подразделение ночных истребителей. Подразделение X возглавил майор Бруммель, вскоре Бруммеля и капитана Хэлла отправили набираться опыта в Вели­кобританию. После возвращения из-за океана обогащенные новыми знаниями и идеями Бруммель и Хэлл приняли учас­тие в окончательной стадии разработ­ки самолета ХР-61.

Летом 1943 г. центр получил первые самолеты, оснащенные бортовыми РЛС, самым первым стал летающий антиква­риат - бомбардировщик В-18 «Боло», пе­реоборудованный под летающую лабора­торию для отработки РЛС. За «Боло» появилось несколько истребителей Р-70. Первый YP-61 прибыл в Орландо в сере­дине сентября 1945 г., но он не имел РЛС!

Однако, через короткий промежуток вре­мени Центр получил настоящие ночни­ки - серийные Р-61А. Следующим этап в развитии сил американских ночных ис­требителей стало формирование трех эс­кадрилий: 418-й, 419-й и 421-й. Эскадри­льи предназначались для действий в юго-западной части Тихого океана. На воо­ружение поступили самолеты трех типов: Р-38, Р-70 и В-25, почти коллекция. В 1944 г. эскадрильи получили Р-61, летчи­ки и операторы РЛС раньше видели этот самолет только на фотографиях. Маши­на оказалась весьма сложной для освое­ния в полевых условиях.

Проблемы с освоением новой техни­ки пошли на убыль после того как из Орландо в эскадрильи начали прибывать экипажи, уже имевшие опыт эксплуата­ции Р-61А. Между тем в Орландо нача­лось подготовка летного состава еще для одной эскадрильи ночных истребителей. Постепенно подготовленные в Штатах к полетам на «Вдовах» экипажи сменяли в боевых подразделениях не столь трениро­ванных летчиков и операторов РЛС, осва­ивавших новую технику прямо на месте.

В 1944 г. центр подготовки экипажей ночных истребителей переместился бли­же к месту производства самолетов - на авиабазу Хаммер-Филд, расположенную в окрестностях Фрисно, шт. Калифорния. В оперативном отношении центр вошел в состав IV истребительного командова­ния 4-й воздушной армии USAAF. Ноч­ные истребители состояли на вооружении 348-й, 349-й, 420-й и 424-й эскадрилий, позже обучение экипажей стали вести также на базе 423-й и 425-й эскадрилий. Помимо Хаммер-Филд, ночники летали с аэродромов Салинас, Делано, Бэйкерс-филд. Во Флориде осталась только 422-я эскадрилья. На базе этой эскадрильи велась сугубо теоретическая подготовка, а способная подниматься в воздух матери­альная часть эскадрильи была представ­лена единственным легким самолетом Пайпер L-4.

После трех месяцев интенсивной под­готовки личный состав эскадрилий начал готовиться непосредственно к боевым операциям. Подразделения перебросили ближе к театру военных действий и све­ли в 319-й авиакрыло, командовать ко­торым стал полковник Ральф А. Снэвили. Для подготовки экипажей в Калифор­нии вновь сформировали 450-е авиацион­ное базовое подразделение (AAFBU, Army Air Force Base Unit), эскадрильи подразделения обозначались буквами латинского алфавита (А, В, С и т.д.) или буквой и цифрой (Т-1, Т-2...). Запасные экипажи готовили на базе 451-й AAFBU, воздушные стрелки - на базе 441-UAAFBU.

В общей сложности в боевых действи­ях принимало участие 14 эскадрилий, имевших на вооружении самолета Р-61 «Блэк Уидоу». Первой стала 6-я ночная истребительная эскадрилья (6 NFS, Night Fighter Squadron), преобразованная в ночную из 6-й истребительной эскадри­льи 18 января 1943 г. Эскадрилья входи­ла в состав 7-й воздушной армии. Пер­вые самолеты Р-61 6 NFS получила 1 мая 1944 г., в этот период эскадрилья бази­ровалась в Джон Роджерс-Филд, Гавай­ские острова. С сентября 1944 г. эскадри­лья действовала на Сайпане и Иводзиме, в октябре вернулась на Гавайи. В 1947 г. эскадрилью перебросили в Штаты, где она получила новую технику, после чего изменила наименование на 339-ю истре­бительную эскадрилью. Первым коман­диром 6-й ночной истребительной эскад­рильи являлся майор Виктор М. Map, последним в годы войны - капитан Джордж У. Малхоллэнд. Первая ночная победа занесена на счет эскадрильи в ночь на 20 июня 1944 г. Всего экипажи эскадрильи за войну одержали 15 ночных побед. Экипаж в составе лейтенанта Ф. Хабермана, лейтенанта Р.П. Мони и ря­дового П.Дж. Фэрилли внес в общий ко­тел четыре победы, по две ночных побе­ды на счету экипажа в составе лейтенан­та Ф.С. Итона, лейтенанта Дж.И. Китчама и сержанта У.С. Андерсона, а также экипажей, которыми командовали лейте­нант М.У. Камбер и капитан И.Р. Тома­са. Несколько экипажей одержали по од­ной ночной победе.

Следующей получила «Вдовы» 414-я эскадрилья, первый Р-61 прибыл в эскад­рилью 20 декабря 1944 г. В это время эс­кадрилья базировалась в Понтедеро, ею командовал подполковник Кэррол X. Болендер. Первая ночная победа была занесена на боевой счет подразделения 2 февраля 1945 г. Всего экипажи эскадри­льи сбили пять самолетов противника, кроме того «отличился» экипаж капита­на А.Л. Джонса, заваливший «Бофайтер». Окончание войны застало эскадрилью на бельгийском аэродроме Флореннис. В конце ап­реля эскадрилья перебазировалась в Германию на аэродром Штроссфельд. Летом 1947 г. она была преобразована в 319-ю истребительную эс­кадрилью.

415-ю эскадрилью сформировали в феврале 1943 г., первые истребители Р-61 подразделение получило в марте 1945 г. Тогда эскадрилья ба­зировалась во Франции на аэродроме Сент-Дизье и входила в состав 9-й воздушной армии. Ко­мандовал эскадрильей майор Гарольд Ф. Аугспургер. В боях подразделение участия не прини­мало и соответственно побед не имело. До ок­тября 1945 г. она базировалась в Германии, за­тем эскадрилью вернули в США. В сентябре 1947 г. подразделение перешло на новую технику и было переформировано в 449-ю истребительную эскадрилью.

Более удачливыми оказались экипа­жи 418-й эскадрильи из 5-й воздушной армии. Сформированная в апреле 1943 г. эскадрилья получила первый Р-61 в сен­тябре 1944 г. Тогда эскадрилья базиро­валась на аэродроме Голландия, который находился вовсе даже не в Европе, а как раз на острове Папуа-Новая Гвинея. Ко­мандовал эскадрильей майор Кэролл С. Смит. Затем подразделение базировалось на атолле Моротаи (звено на острове Уэкди), на Минодоро и в конечном ито­ге на Окинаве. На Окинаве 418-я эскад­рилья оставалась до октября 1945 г. За время боевых действий экипажи «Вдов» из 418-й эскадрильи одержали 18 побед (первую в ночь на 7 октября 1944 г.). По три победы на счету экипажей лейтенан­тов А.Р. Соурба и Б.С. Томпкинса. Пос­ле реорганизации и переоснащения новой техникой подразделение в 1947 г. было преобразовано в 4-ю истребительную эс­кадрилью.

419-я ночная истребительная эскадри­лья из 12-й воздушной армии была сфор­мирована в апреле 1943 г., «Блэк Уидоу» поступили на вооружение эскадрильи в мае 1944 г. Эскадрилья почти весь пери­од своей боевой карьеры действовала отдельными звеньями, разбросанными по разным базам на островах Тихого оке­ана - Новой Гвинее, Адмиралтейском архипелаге, Моротаи и др. Штаб находил­ся сначала на Гуадалканале, затем - на острове Миддельбурга, конец войны за­стал штаб на аэродроме Пуэрто-Принцесса, Филиппины. На момент получения истребителей Р-61 эскадрильей командо­вал майор Эмерсон И. Бэйкер, в конце войны - подполковник Норман X. Джэкоб. Первую и единственную победу одержал в ночь на 5 августа 1945 г. эки­паж в составе летчика лейтенанта Д.М. Диссирта, оператора РЛС 1-го лейтенан­та Л.К. Томпсона и воздушного стрелка сержанта Ф.А. Маккормэка. В Пуэрто-Принцессе эскадрилья оставалась до ян­варя 1946 г., затем ее перебазировали в Штаты. В феврале 1947 г. эскадрилья была расформирована.

На Тихом океане воевала также 421-я эскадрилья (5-я воздушная армия), сформированная 1 мая 1943 г. В январе 1944 г. эскадрилья прибыла на аэродром Милн-Бэй (о. Новая Гвинея), позже ее перебросили на аэродром Наджаб. Командовал подразделением капитан Уиль­ям Т. Брэдли. Эскадрилья также действо­вала главным образом отдельными зве­ньями, разбросанными по всей Новой Гвинее, затем по Филиппинам, в конце войны штаб находился на аэродроме Марселино, о. Лузон. Незадолго до за­вершения второй мировой войны эскад­рилья в торжественной обстановке при­была на аэродром Кларк-Филд - глав­ную американскую базу на Филиппинах. Здесь она оставалась до ноября 1945 г. Первую победу занесли на боевой счет 412-й эскадрильи в ночь на 7 июля 1944 г., экипаж Р-61 в составе летчика капита­на О.М. Вольфа, оператора РЛС лейте­нанта Б.Н. Эллайна и одного из двух стрелков (какого точно установить не удалось сержанта К. Уэйшэри или сер­жанта Д.Х. Трэбинга сбил японский са­молет. Этот экипаж сбил четыре из 13 занесенных на счет эскадрильи самолетов противника. В 1947 г. 421-я ночная истре­бительная эскадрилья была преобразова­на в 68-ю истребительную эскадрилью.

Сформированная 1 августа 1943 г. 422-я ночная истребительная эскадрилья действовала в составе 9-й воздушной армии. Истребители Р-61 эскадрилья получила в мае-июне 1944 г. В это вре­мя эскадрилья базировалась в Великоб­ритании на аэродромах Чэрми-Даун и Скоуртон.

На протяжении всей войны эскадри­льей командовал подполковник Орис Б. Джонсон. До 25 июля 1944 г. главной ба­зой эскадрильи оставался Скоуртон, но отдельные звенья действовали с аэродро­ма Хорн-а-Форд. В конце июля эскад­рилью перебазировали в Европу, снача­ла на аэродром Мапирт (Франция), затем - на аэродром Шатюдан. В начале сентяб­ря основной оперативной базой стал бельгийский аэродром Флореннис. Здесь эскадрилью усилили звеном из действо­вавшей в Италии 414-й ночной истреби­тельной эскадрильи. В апреле 1945 г. 422 NFS базировалась уже в Германии, на аэродроме Штрассфельд. Окончание войны в Европе личный состав эскадри­льи встретил на аэродроме Ландензальц, Германия. В конце 1945 г. выведенную в США эскадрилью расформировали. Первая победа одержана экипажем Р-61 из 422 NFS в ночь 16 июля 1944 г., одна­ко это был не пилотируемый самолет, а беспилотный самолет-снаряд V-1. Пер­вый «настоящий» немецкий самолет был занесен на счет эскадрильи в ночь на 7 августа 1944 г. 422-я эскадрилья имеет самый внушительный реестр побед сре­ди все имевших на вооружении истреби­тели Р-61 подразделений: 43 самолета и пять самолетов-снарядов V-1. Как мини­мум три экипажа одержали по пять побед, этими экипажами командовали лейтенан­ты Х.И. Эрнст, Р.А. Смит и И.Д. Акстилл. Еще два экипажа одержали по четыре по­беды, два - по три и пять - по две.

Помимо 422-й эскадрильи в составе 9-й воздушной армии действовала также 425-я ночная истребительная эскадрилья, сформированная 1 декабря 1943 г. Эскад­рильей командовал до февраля 1945 г. капитан Леон Г. Левис. Первые истребители Р-61 эскадрилья получила в июне 1944 г., первая победа (V-1, как и в случае с 422-й NFS) одержана в ночь на 5 августа 1944 г., первый пи­лотируемый самолет противника был сбит в ночь на Рождество 24 декабря 1944 г. Экипажи 425-й эскадрильи действовали с британских баз Чэрми Даун и Скоуртон вместе с летным составом 422-й NFS.

Перед переброской во Францию в августе 1944 г. эскадрилья базировалась на аэродроме Стонеман-Пэрк. Во Франции она базировалась на аэродромах Ванни, Ле-Мусти, Куломмис, Прогнис и Этэйн. В апреле 1945 г. эскадрилья дей­ствовала с аэродрома, расположенного в окрест­ностях Франкфурта, завершила войну на аэродро­ме Фюрц. После перебазирования в США эскад­рилья была переформирована в 317-ю истреби­тельную эскадрилью. Летая на «Блэк Уидоу» эки­пажи 425 NFS сбили десять самолетов противни­ка и четыре летающих бомбы V-1. Наибольшего успеха добился экипаж лейтенанта У. А. Эндрюса (оператор РЛС саблейтенант Дэж. И. Клейхейнц) - две победы.

426-я эскадрилья ночных истребителей входи­ла в состав 14-й воздушной армии. Датой форми­рования эскадрильи считается 1 января 1944 г. В августе 1944 г. эскадрилью перебросили в Индию, до октября самолеты подразделения базирова­лись на аэродроме Мадхайганджи, однако вто­рое звено действовало с различных китайских аэродромов вроде Куньминя, Хсианя или Аньканьга. Вес период боевых действий эс­кадрильей командовал майор Уильям С. Хиллригель. Первый японский самолет был сбит экипажем эскадрильи в ночь на 29 октября (командир лейтенант Х.У. Хейс, оператор РЛС флайт-офицер Р.С. Броук). 5 ноября 1945 г. эскадрилью рас­формировали.

427-я ночная истребительная эскадри­лья была сформирована 1 февраля 1944 г., в сентябре подразделение получило истребители «Блэк Уидоу». Подразделе­ние работало на Европейском театре во­енных действий. До 20 мая 1945 г. эскад­рильей командовал подполковник Джэймс С. Мичел. Подразделение было переброшено на Тихоокеанский театр военных действий и расформировано в октябре 1945 г., тогда эскадрильей ко­мандовал уже майор Томас Н. Уилсон. Первой оперативной базой 427-й эскад­рильи стал итальянский аэродром Помиглиано, здесь подразделение провело большую часть сентября. Затем ее пере­бросили в Индию, в октябре эскадрилья прибыла на аэродром Баррэкпоур, через месяц экипажи 427 NFS летали уже с аэродрома Пандавешвар. Отдельные зве­нья действовали с баз Мийткийна (Бир­ма) и Куньминь (Китай). Затем снова -индийская база Киссельбарри, здесь эс­кадрилью застало окончание войны. В первое время после окончания войны эс­кадрилья базировалась в Китае на аэро­дроме Лийчоу. За весь период подразде­ление практически не имело контактов с самолетами противника, поэтому лист боевых побед 427 NFS остался девствен­но чистым.

547-я ночная истребительная эскадри­лья просуществовала два года: сформи­рована в составе 5-й воздушной армии 1 марта 1944 г., расформирована 20 февраля 1946 г. До 21 июля 1945 г. ею командо­вал подполковник У.С. Одилл, с ноября 1945 г. - капитан У.С.Бинки. Истребители Р-61 эскадрилья получила перед Рож­деством 1944 г., тогда она базировалась на острове Оуи. Чуть позже эскадрилью перебросили на, Филиппины (Лингаен/Лусон), отдельные звенья действовали с баз в Лейте и Миндоро. Окончание вто­рой мировой войны застало эскадрилью в полном составе на базе Лингаен, Фи­липпины. В октябре 1945 г. 547 NFS вер­нули в США. Первую победу на счет эс­кадрильи записал экипаж под командо­ванием лейтенанта А.Д. Бюркю (опера­тор РЛМ саблейтенант Б.Б. Бакс в ночь на 25 декабря 1944 г., всего через день после получения Р-61. Всего на боевой счет 547 NFS было занесено шесть побед.

Помимо 6 NFS в составе 7-й воздуш­ной армии имелось еще две эскадрильи ночных истребителей, вооруженных са­молетами Р-61. Одна, 548-я ночная истре­бительная, была сформирована 10 апре­ля 1944 г., командир - майор Роберт Д. Картис. Эскадрилья просуществовала относительно недолго - 19 декабря 1945 г. ее расформировали. Новенькие «Блэк Уидоу» подразделение получило в сен­тябре 1944 г., в этот период эскадрилья базировалась на Гавайях - аэродромы Хикэм-Филд и Кипапа-Галч. В декабре 1944 г. звенья эскадрильи прибыли на Сайпан. Остатки эскадрильи переброси­ли в район Сайпана в январе 1945 г. В марте эскадрилья перебазировалась с Сайпана на Иводзиму, в июне - на в Ие-Шима. Первый японский самолет запи­сал на боевой счет эскадрильи экипаж «Блэк Уидоу» в составе летчика лейтенан­та Б.Дж. Боускардина и оператора РЛС саблейтенанта Дж.Р. Маккуина а ночь на 22 июня 1945 г. За короткий срок экипажи 548 NFS сбили четыре японских самолета. Пребывание эскадрильи на Тихом океане завершилось в декабре 1945 г.

Вторая, 549 NFS, входила в состав 7-й воздушной армии. Эта эскадрилья так­же просуществовала недолго - менее двух лет, с 1 мая 1944 г. по 5 февраля 1946 г. Истребители Р-61 часть получила в ок­тябре 1944 г., до февраля 1945 г. эскадри­лья базировалась на Гаваях (аэродром Кипапа-Галч), в феврале ее перебросили на Сайпан. Одно звено эскадрильи дей­ствовали с Иводзимы, 20 марта на Ивод­зиму прибыла вся эскадрилья, она оста­валась здесь вплоть до января 1946 г. На боевой счет 549 NFS занесена единствен­ная победа, одержанная в ночь на 23 июня 1945 г. экипажем флайт-офицера Д.У. Джиндрю.

Последней эскадрильей, принимав­шей участие во второй мировой войне и оснащенной самолетами «Блэк Уидоу», являлась 550-я NFS из 5-й воздушной ар­мии. Сформирована эскадрилья была 1 июня 1944 г., «Вдовы» получила в янва­ре 1945 г. Годом позже 550-ю NFS рас­формировали. Командовал эскадрильей майор Роберт А. Тейлор. Базировалась она на островах Миддельбург, Моротаи, на Филиппинах, островах архипелага Сулу. За весь период боевой деятельнос­ти экипажи встречали противника в воз­духе считанные разы и не сбили ни одно­го самолета.

В общей сложности в боевых действи­ях принимало участие 14 эскадрилий, имевших на вооружении ночные истре­бители Нортроп Р-61 А/В «Блэк Уидоу». Эскадрильи входили в состав 5-й, 7-й, 9-й, 13-й и 14-й воздушных армий. Экипа­жи «Вдов» сбили 127 самолетов против­ника и 18 летающих бомб V-1. Четыре экипажа могут претендовать на титул асов - на их счету по пять побед. Четыре экипажа одержал по четыре победы, пять -по три, два экипажа сбили по два самоле­та и по одному V-1, пятнадцать экипажей сбили по два самолета противника и 43 -по одному. Еще один экипаж сбил два V-1.

В Европе активность самолетов люфт­ваффе в темное время суток оставалась до­статочно высокой до самого окончания войны, поэтому Р-61 применялись именно в той роли, для исполнения которой и за­думывались - ночных истребителей. Лишь в 425 NFS несколько самолетов были ос­нащены пилонами от «Лайтнингов» для подвески неуправляемых ракет HVAR; эти самолеты использовались для ночных атак железнодорожных эшелонов.

На Тихом океане ситуация сложилось совершенно иначе - японцы по ночам не летали практически совсем. Штабы 5-й и 13-й воздушных армий приняли решение перенацелить истребители Р-61 на ночные атаки наземных целей и непосредственной авиационной поддержки подразделений армии США и корпуса морской пехоты. Мощное пушечное вооружение, сосредото­ченное в районе центра масс самолета, по­зволяло эффективно и с высокой точность поражать наземные цели. Под крыльями монтировались пилоны для подвески ра­кет, бомб и баков с напалмом. Масса зал­па одной вдовы примерно равнялась мас­се залпа легкого крейсера. Весной и ле­том 1945 г. истребители Р-61 применя­лись на Филиппинах для поддержки наземных войск, главным образом, в днев­ное время суток. Особого внимание зас­луживают действия по оказанию поддер­жки рейнджерам, которые под покровом ночи смогли захватить лагерь американ­ских военнопленных в провинции Кубанатуан на острове Лузон. В результате операции удалось освободить из плена 411 американцев, которых японцы удер­живали с 1941 г.

Вскоре после окончания войны само­леты «Блэк Уидоу» поступили на воору­жение реорганизованных истребитель­ных групп. Название групп изменилось с ночных истребительных на всепогодные истребительные. На континентальной части США базировались 52 всепогодная истребительная авиагруппа (AWFG, All-weather Fighter Group). В составе 2-й и 5-й эскадрилий, 325 AWFG (317-я, 318-я и 319-я эскадрильи). На Тихом океане (Япония и Филиппины) действовала 51 AWFG (16-я, 25-я и 26-я эскадрильи) и 347 AWFG (4-я, 68-я и 339-я эскадрильи). Последними подразделениями, имевши­ми на вооружении F-61 (в 1947 г. обозна­чение истребителей в США было изме­нено с Р, Pursuit, на F, Fighter) являлись 68-я и 331-я эскадрилья. С вооружения этих подразделений самолеты Р-61 сня­ли в мае 1950 г. всего за несколько дней до начала войны в Корее.

К сожалению, самолет «Блэк Уидоу» не получил даже толики славы «Мустан­га» или «Летающих Крепостей» и мало известен широкой публике.