Боевое применение

 

Начало боевого применения самоле­та Не 177 положили два прототипа, на­правленных в состав KG 40. Также само­леты Не 177А-0 спорадично участвовали в разведывательных полетах, в том чис­ле в составе эскадрильи подполковника Тео Ровеля.

Первые серийные Не 177А-3 попали в состав I. Gruppe Fernkampfgeschwader 50 в ноябре 1942 года. Группа была сфор­мирована летом 1942 года на аэродроме Бранденбург-Брист. Первые Не 177А-1 группа получила в июле 1942 года. Командовал группой майор Шеде. В нояб­ре сформировали в составе группы 3-ю эскадрилью и 4-ю учебную эскадрилью. В январе 1943 года группа перебазирова­лась на аэродром в Запорожье. Первый настоящий боевой вылет самолеты Не 177 совершили в конце 1942 года. Для снабжения окруженной под Сталингра­дом 6-й армии немецкое командование организовало воздушный мост. Под Ста­линградом была собрана почти вся транспортная авиация Рейха. К операции привлекли и Не 177 из I./FKG 50. В сере­дине января 1943 года самолеты группы вылетели из Бранденбург-Бриста и через Львов прибыли в Запорожье. Всего на аэродроме в Запорожье базировалось 27 Не 177А-3. Самолеты не были приспособлены к перевозке грузов, поэтому могли взять на борт не больше, чем заметно более легкий Не 111. В ходе первого же вылета группа потеряла машину коман­дира части майора Карла Шеде (Не 177А-1, 15233, E8+FH). Новым командиром группы назначили капитана Шлоссера. Самолеты Не 177 с трудом садились на полевых аэродромах и, что хуже всего, не могли забирать раненных, то есть обрат­но летали пустыми. 18 января 1943 года I./FKG 50 была переориентирована на выполнение бомбовых ударов. 20 января разбился один из самолетов группы, весь экипаж погиб. 21 и 24 января группа со­вершила 13 боевых вылетов. 25 января пять Не 177 атаковали аэродром Питом­ник. Всего под Сталинградом группа по­теряла семь машин, причем все из-за ава­рий двигателей или шасси. В феврале 1943 года группу вернули на аэродром Бранденбург-Брист. В Германию верну­лись и наземные службы группы.

Летом 1943 года I./FKG 50 перебази­ровалась на аэродром Магдебург-Бург, где осваивала управляемые летающие бомбы Henschel Hs 293. 25 октября 1943 года название группы изменили на II./KG 40. Следует заметить, что прежняя II./KG 40 стала называться V./KG 2 «Holzhammer».

В начале ноября 1943 года группа пе­ребазировалась на аэродром Бордо-Мериньяк и была подчинена командующе­му морской авиации на Атлантике (Fligerfuehrer Atlantik).

Первый боевой вылет состоялся 21 ноября 1943 года. Целью группы стал конвой SLI39/MKS 30, обнаруженный в 420 милях к северо-востоку от полуост­рова Финистере. В налете участвовало сразу 25 самолетов, каждый из которых нес по две бомбы Hs 293. Погода не слиш­ком способствовала атаке с использова­нием управляемых бомб, низкая облач­ность затрудняла наведение бомб на цель. Кроме того, неопытные в морских нале­тах экипажи не сумели обнаружить глав­ных сил конвоя. Удалось перехватить только два последних транспорта: «Marsa» и «Delius». Первый транспорт был потоплен, а второй получил повреж­дения, но сумел своим ходом дойти до базы. Во время налета произошел необычный воздушный бой между бомбар­дировщиками. Не 177 завязал бой с Consolidated B-24D «Liberator» из 224-й эскадрильи берегового командования. В задачу бомбардировщика входила защи­та конвоя от немецких подводных лодок. Но экипаж В-24 подошел к своей задаче творчески и атаковал бомбардировщики противника. Англичане обстреляли и повредили два Не 177, причем одному из них пришлось аварийно сбрасывать бом­бы Hs 293 и выйти из боя. Отбив налет двух бомбардировщиков, экипаж взвод­ного офицера Т.П. Уилсона вернулся к конвою и продолжил патрулирование. Налет П./KG 40 принес сомнительные результаты. У двух самолетов отказал механизм сброса бомб, один самолет был потерян в районе цели (был сбит?), один Не 177 упал в море в Бискайском заливе, а экипажу еще одного Не 177 пришлось прыгать с парашютами, когда у самоле­та закончилось топливо. Один Не 177А-3 совершил вынужденную посадку на брюхо в Бордо из-за отказа шасси, еще три машины получили легкие поврежде­ния. Капитан Петер Нусс заявил потоп­ление двух судов. Вероятно, именно са­молет Нусса потопил «Marsa».

26 ноября 1943 года 21 Не 177А-3 вы­летели на перехват конвоя KMF 26 в рай­оне мыса Бужи в Алжире. Уже на взлете сгорел один самолет, у которого начался пожар в мотогондоле из-за разрушения коленвала. В районе цели немцев встре­тила не только судовая зенитная артил­лерия, но и истребители союзников: французские «Spitfire» Mk V из GC 1/7, американские Bell P-39Q «Airacobra» из 350th FG и английские Bristol «Beaufighter» Mk VI из 153rd Sqn. RAF. В бою с истребителями II./K.G 40 потеря­ла шесть машин, в том числе самолет ко­мандира группы майора Рудольфа Монса (в 1940/41 г.г. Монс потопил судов об­щим водоизмещением 63000 брутто-тонн) и машину капитана Нусса. Управляемые бомбы поразили транспорт «Rohna», пе­ревозивший живую силу. Транспорт бы­стро пошел ко дну. В сумерках и в усло­вии сильного волнения спасательные ра­боты быстро провести не удалось. В ре­зультате погибло около 1000 американс­ких солдат, направлявшихся на фронт в Италию. Во время ночной посадки в Бордо группа потеряла еще две машины. Командование группой принял капитан Дохтерманн. Новый командир отменил дневные налеты и предложил ограни­читься более безопасными ночными ата­ками. В ходе ночной атаки с самолетов сбрасывалось несколько осветительных бомб и в их свете наводились управляе­мые Hs 293. В конце года в группе оста­валось всего четыре боеспособных Не 177, которые были собраны в составе 2-й эскадрильи. В январе 1944 года самоле­ты, вооруженные бомбами Hs 293, атако­вали флот союзников в районе Анцио. 23 января удалось потопить судно водоиз­мещением 3000 тонн. В феврале 1944 года II./KG 40 получила машины Не 177А-5. В конце февраля аэродром Бордо-Мериньяк был атакован 150 бомбардировщи­ками из состава 8-й воздушной армии.

В апреле 1944 года II./KG 40 прохо­дила подготовку в торпедном центре в Бабьем Доле.

В августе 1944 гола самолеты группы отвели на аэродром Лехфельд, а 15 сен­тября группа перебазировалась на аэро­дром Гардемон в Норвегии.

В конце 1943 года OKL решило про­вести серию массированных налетов на цели, расположенные на территории Ве­ликобритании. Этот план получил кодо­вое название «Steinbock».

Следует заметить, что эту операцию поддержал сам фюрер, который приказал снять с Восточного и Итальянского фронтов дополнительные части и при­влечь их к операции.

Уже 3 ноября 1943 года маршал Мильх приказал определиться с тем, ка­кие части будут привлекаться к операции. Из 2-го воздушного флота выделили KG 30, KG 54 и KG 77, а также новые части, еще находившиеся на стадии перевоору­жения II./KG 66 (переходила на Ju 88S), I./KG 100 и I./KG 40 (переходили на Не 177), а также I./KG 51 (Me 410A-1).

В декабре 1943 года на аэродроме Шатоден, где базировался KG 100, при­был генерал-майор Дитер Пельц. В пер­вый раз самолеты Не 177 предполагалось использовать для налета на Англию.

Предполагалось, что каждый бомбарди­ровщик возьмет по 2500 кг бомб, в том числе кассеты А В 1000, содержащие по 700 малых зажигательных бомб. I./KG 40, проходившая подготовку на аэродроме в Фассберге, в середине января перебази­ровалась на аэродромы во Франции. Что­бы избежать потерь, самолеты распреде­лили между несколькими аэродромами и лишь 20 января 1944 года сконцентриро­вали на аэродроме Шатоден. I./KG 100 перебазировалась в Лехфельд, также как и I./KG 40 была рассредоточена и скон­центрировалась лишь накануне начала операции.

20 января 1944 года I./KG 40 распо­лагала 15 машинами, в том числе 12 ис­правными, a I./KG 100 (без 3./KG 100) 31 машиной, в том числе 27 исправными.

Первый налет на Лондон провели в ночь с 21 на 22 января. Люфтваффе сила­ми 227 самолетов действовало двумя эше­лонами с 20:40 до 22:10 и с 4:20 до 5:45. Удару подверглись южные районы Лон­дона. Серьезного ущерба налет не при­нес. Удалось разрушить 31 дом и вызвать 94 пожара. Потери среди населения со­ставили 14 человек убитых и 74 раненных.

В ходе первого налета I./KG 40 потеряла один Не 177А-3 (Werk Mummer 5747), сбитый в 21:39 в районе Уитморвейл в Сур­рее истребителем De Havilland 98 «Mosquito» Mk XII из 151-й эскадрильи RAF (экипаж уоррент-офицер Х.К. Кемп и флайт-сержант Дж.Р. Мейдимент). Часть экипажа сбитого бомбардировщи­ка попала в плен, а обер-лейтенант Курт Ватербек и ефрейтор Иоганн Конрад по­гибли. Обер-ефрейтор Вильгельм Доге получил ранение в ходе вынужденной посадки.

Шедший во втором эшелоне Не 177А-3 из 2./KG 40 стал жертвой другого «Mosquito» Mk XII (экипаж флайт-офицер Ф.К.К. Ноуэлл и флайт-сержант Ф. Рэнделл). Сбитый Не 177 упал в море к юго-востоку от Гастингса. В плен попа­ли обер-фельдфебель Ф. Андре и фельд­фебель X. Байттер. Тело обер-фельдфебеля А. Биллинга нашли в Дувре, а фельд­фебеля Отто Хиршфельда - в Лидде. Два других члена экипажа пропали без вести. Английская ПВО, хотя и достаточно плот­ная, не смогла оперативно отреагировать на массированный налет противника.

29 января 1944 года I./KG 40 прекра­тила участие в налетах на Англию и пе­ребазировалась в Рейх на аэродром Фассберг. 3 февраля 1944 года Лондон бом­били шесть самолетов из 3./KG 100. Все машины вернулись на базу. В ночь с 18 на 19 февраля Лондон атаковала вся I./ KG 100. Машины вылетели с базы на Рей­не, а приземлились на аэродроме в Ренне. В ночь с 20 на 21 I./KG 100 совершила новый налет со взлетом и посадкой на Рейне. Обошлось без потерь. 21 февраля самолеты I./KG 100 перебазировались в Шатоден.

В ночь с 22 на 23 февраля флайт-лейтенант Бейли и летный офицер Симпсон, летевшие на «Mosquito» Mk XVII из 25-й эскадрильи RAF, сбили в 0:12 самолет Не 177А-33 (Werk Nummer 332227, 5J+QL) из 3./KG 100, который упал на Йоксфорд в Саффолке. Уцелел только хвостовой стрелок. Вместе с оторванным хвостовым оперением обер-ефрейтор Эмиль Ими упал на землю и был обнаружен одним из местных жителей. 19 февраля I./KG 100 перебазировалась из Франции на аэро­дром Раине.

В ночь с 24 на 25 февраля 1944 года «Mosquito» Mk XII (экипаж флайт-лейтенант П.Ф.Л. Холл и летный офицер Р.Д. Мериотт) сбил в 22:40 самолет Не 177А-3 из 2./KG 100 (332222, 5J+PK). Обломки самолета упали на поле гольфового клуба в Ламерхерсте, Кент. Пи­лот бомбардировщика обер-лейтенант В. Хундт и унтер-офицер Р. Луке погибли. Унтер-офицер В. Михаэлис, обер-ефрей­тор А. Крайзер и унтер-офицер К. Койч попали в плен, а фельдфебель Эмиль Граф пропал без вести. В эту ночь немцы бомбили радиолокационную станцию в Вестминстере, Лондон.

Следующий Не 177 стал жертвой «Mosquito» Mk XII из 151-й эскадрильи RAF в ночь с 1 на 2 марта 1944 года. Са­молет Не 177А-3 (332206, 6N+KK) из 2.1 KG 100 был сбит над Хаммервудом в рай­оне Ист-Гринстед, Суссекс. Пилот лейте­нант К. Гётце и стрелок унтер-офицер А. Штукенберг погибли, а остальные члены экипажа попали в плен. Обломки сбито­го Не 177 повредили машину командира крыла Дж.Х. Гудмена и оператора рада­ра летного офицера У.Ф.Э. Томаса.

В ночь с 19 на 20 марта 1944 года Не 177 из 2./KG 100 (332375, 6N+OK) был сбит польским экипажем из 307-й эскад­рильи PSP (взводный офицер Брухоцки, флайт-лейтенант Зюлковски). Немецкий самолет упал в море в районе Скагнесс-фьорда в 21:46. Экипаж бомбардировщика: капитан Г. Мюллер, обер-ефрейтор Ф. Кюхлер, унтер-офицер Э. Гюндер, унтер-офицер Э. Хокауф, унтер-офицер Г. Роденштайн и обер-фельдфебель В. Утикаль - пропал без вести. В марте 1944 года са­молеты люфтваффе бомбили не только Лондон, но также Бристоль и Гулль.

В ночь с 18 на 19 апреля 1944 года 125 немецких самолетов снова совершили налет на Лондон. Истребитель «Mosquito» Mk XII из 410-й эскадрильи RCAF (летный офицер Дж.С. Кристи и летный офицер С.Б. Хапперт) сбил Не 177А-3 (332379, 6N+AK) из 2./KG 100. Унтер-офицер Г. Шпайерер и обер-еф­рейтор Ф. Копф погибли, а остальным летчикам (фельдфебель Г. Раис, фельдфе­бель В. Хек, унтер-офицер И. Вер и ун­тер-офицер В. Хайдорн) удалось выпрыг­нуть с парашютом. Все они попали в плен. Сбитый самолет упал в 1:03 на тер­ритории Батлерз-Фарм в Эссексе. Следу­ющей ночью немцы бомбили Гулль. В ночь с 25 на 26 апреля 1944 года из налета на Плимут не вернулся один Не 177А-3 из 3./ KG 100. Следующей ночью при заходе на посадку во Франции разбился поврежден­ный Не 177А-5 из 2./KG 100. Это была ма­шина КМ+ТО Werk Nummer 550039.

Во время налетов на Лондон экипа­жи Не 177 применяли оригинальную так­тику. Самолеты стартовали с передового аэродрома в Рейне на территории Рейха. Наиболее опыт­ные экипажи брали на борт по две 1800-кг бомбы и две 1000-кг бомбы, то есть 5600 кг бомб. Другие самолеты несли по четыре 1000-кг бомбы. Сначала взлетали перегруженные ма­шины, которые медленнее набирали высоту. Перед разбе­гом каждый самолет зажигал на хвосте белый позиционный огонь. Когда машина отрывалась от ВПП, пилот гасил огонь, что означало «Полоса освободилась». Тогда разбег начинал следующий Не 177. Поднявшись в воздух самоле­ты направлялись в точку сбора в районе Нордвейка (Гаа­га), а затем брали курс на цель. Курс определялся шестью огнями, плававшими по поверхности Северного Моря. Ан­глийское побережье Не 177 пересекали в районе Орфорднесс на высоте около 5000 м. Отойдя на 50 км от берега, са­молеты сбрасывали Radar Stoerfolien (Dueppel) - полоски алюминиевой фольги, ставящие для радаров помехи. Сброс фольги повторяли несколько раз. В районе Ньюмаркета че­тырьмя огнями отмечалась точка смены курса. Здесь само­леты Не 177 поворачивали на юг и брали курс на Лондон. Над столицей Великобритании немцы сбрасывали бомбы. Пилоты глушили двигатели, входили в легкое пике и осво­бождались от бомб. Это делалось для того, чтобы ввести в заблуждение службу звукового наблюдения. Вместе с бом­бами сбрасывалась последняя порция фольги. Далее Не 177 продолжали терять высоту, разгоняясь до 560 км/ч. Это де­лалось с целью оторваться от истребителей противника. К французскому побережью немецкие бомбардировщики вы­ходили уже на высоте всего 800 м. Дальше они двигались по специальному воздушному коридору вдоль Ла-Манша до Арнема, где снова меняли курс и возвращались на аэродром Раине. В конце апреля 1944 года самолеты Не 177 перестали участвовать в налетах на Великобританию. В мае 1944 года I./ KG 100 вошла в состав формирующейся III./KG 1. Параллель­но шло формирование II./KG 100. В феврале 1944 года 4./KG 100 прибыла на аэродром Аальборг в Дании. Была сформиро­вана и 5-я эскадрилья. В состав новой I./KG 100 вошли 6-я и 8-я эскадрильи, оснащенные самолетами Не 177А-3.

После высадки союзников в Нормандии, самолеты П./ KG 40 участвовали в налетах на флот вторжения, атакуя ко­рабли бомбами Hs 293. Один из Не 177А-5 был перехвачен австралийским «Mosquito» из 456-й эскадрильи RAAF. Снача­ла австралийцы засекли противника с помощью радара, а за­тем установили визуальный контакт. Прицельная очередь, пу­щенная с дистанции всего 100 м, вызвала пожар двигателя, за которым последовал взрыв бензобака. Самолет упал в море. Летный офицер Стьюинс и летный офицер Келлет вскоре об­наружили и сбили еще один Не 177. В ту ночь 456-я эскадрилья сбила четыре самолета из II./KG 40. Следующей ночью само­леты люфтваффе несколько раз атаковали союзников. Налеты

почти не принесли результата, удалось потопить всего пять кораблей. Самолеты Не 177 также использовались для поста­новки мин. 26 июня 1944 года на аэродроме в Тулузе находи­лись самолеты I./KG 40, тогда как самолеты II./KG 40 дисло­цировались в Бордо. Всего во Франции находилось 25 самолетов Не 177.

В 1944 году на Восточном фронте появился бомбардиро­вочный полк, оснащенный машинами Не 177. Это был Kampfgeschwader I «Hindenburg». Полк дислоцировался на тер­ритории Восточной Пруссии. Закончив подготовку, в мае 1944 года на аэродромы Провеен и Зераппен в районе Кенигсберга прибыла I./KG 1. К концу месяца обучение завершили и две другие группы полка. Полком командовал подполковник Карл фон Ризен. Первые боевые вылеты полк совершил в начале июня. Немцы действовали с больших высот, поэтому почти не несли потерь от советских истребителей. Полк бомбил Псков, Смоленск, Невель и другие города. 16 июня 1944 года 87 самолетов провели налет на Великие Луки. Бомбометание с большой высоты было хоть и безопас­ным, но совершенно бесполезным заня­тием. После того, как советские войска начали наступление в Белоруссии, бом­бардировщики из KG 1 часто были единственным фактором, способным сдержать продвижение советских тан­ковых колонн.

Полк действовал до 28 июля 1944 года. Затем Красная Армия подошла к границе Восточной Пруссии, и налеты пришлось прекратить. Полк отвели в Рейх и сконцентрировали на аэродромах на юге Германии.

Во второй половине 1944 года бом­бардировочные части, оснащенные Не 177, практически не проявляли активно­сти. KG 1 находилась на юге Германии, некоторые самолеты из KG 40 передали в учебный центр Flugzeugefuehrerschule (В) 16 в Бурге, в районе Магдебурга. Над Северным Морем продолжали действо­вать только 4. и 5./KG 100, базировавши­еся на голландских аэродромах.

Самолеты Не 177 использовались в составе частей метеорологической раз­ведки (Wekusta), в том числе в Wekusta OKL2.

До конца войны лишь отдельные са­молеты продолжали летать. Причиной того был острый дефицит бензина, которого не хватало даже для истребителей, тем более для четырехмоторных колос­сов. На земле стояли даже новые маши­ны, которые, бывало, так ни разу и не поднимались в воздух. В последние дни войны, стоящие на земле машины стали жертвой авиации союзников.

Любопытный эпизод в истории Не 177 связан с захватом французскими «маки» одного Не 177А-5 из KG 40. Анг­личане давно хотели заполучить хотя бы один целый Не 177, но возможности та­кой не появлялось.

Первую информацию о Не 177 англи­чане получили 13 июня 1940 года от по­павшего в плен пилота из KG 55, кото­рый наблюдал в Рехлине облет прототи­пов. Дальнейшая информация, получае­мая от пленных, не позволяла создать цельной картины, а часто была противо­речива или явно преувеличена. Так, один из пленных утверждал, что Не 177 маневреннее, чем даже истребительные моди­фикации Ju 88. Другой пленный утверж­дал, что Не 177 может действовать с ко­ротких полевых аэродромов, и что дли­на разбега и пробега у него даже мень­ше, чем у двухмоторного Do 217.

Высадившись во Франции, англича­не обратили внимание на аэродром Бланьяк в районе Тулузы, где ремонтирова­лись самолеты Не 177. Было решено зах­ватить один экземпляр бомбардировщи­ка. План захвата разработал командующий французским сопротивлением в рай­оне Жер Ж.М. Старр (полковник Илер). Операцию должен был провести смешан­ный англо-американский отряд, сбро­шенный на парашютах 17 августа 1944 года. 2 сентября 1944 года поступил сиг­нал, что удалось захватить один исправ­ный Не 177. Тогда транспортный само­лет «Hudson» в сопровождении пары ис­требителей «Beaufighter» доставил в рай­он Тулузы технический отряд из центра в Фарнборо. Командовал группой А.Ф. Хардз, начальниц центра RAE, который должен был вернуться в Англию на том же самолете, и Роланд Дж. Фолк, кото­рый должен был поднять в воздух тро­фейную машину. Английский самолет благополучно прибыл в Бланьяк, а спус­тя несколько дней Фолк перелетел на Не 177A-5/R6 Werk Nummer 550219 в Анг­лию. Машина прежде принадлежала П./ KG 40. В Англии самолету присвоили номер TS 439.

Потом самолет подвергся всесторон­ним испытаниям. В полетах на нем уча­ствовал в числе других капитан FAA Эрик Браун. Французам удалось захва­тить самолет Не 177А-0 Werk Nummer 32013, DR+IU. Это была учебная маши­на из состава IV./KG 40. Два исправных Не 177 на территории Чехословакии об­наружили советские войска.

Самолеты Не 177 использовались в следующих частях:

I./FKG 50

KG I «Hindenburg»

KG 40

KG 100 «Viking»

Erpobungs Kommando 177 (1942)

Kampfgruppe 177 (1942)

KG 4 «General Waver»

KG 54 «Totenkopf»

KG 200

Erprobungs und Lehr Staffel 177

Fliegerfuehrer Nordmeer

Fliegerfuehrer Atlantic