Окраска и обозначения

 

Сохранившиеся фотографии прото­типов указывают на то, что машины Не 177V1-V3 несли стандартный камуфляж боевых бомбардировщиков люфтваффе. Верхняя часть фюзеляжа, крыльев и хво­стового оперения покрывались пятнами Flieglack 7122.70 RLM 70 Schwarzgruen и Flieglack 7122.71 RLM 71 Dunkelgruen, a нижняя сторона самолета покрывалась краской Flieglack 7122.65 RLM 65 Hellblau. Два следующих прототипа це­ликом были выкрашены серо-зеленой краской Flieglack 7122.02 RLM 02 Grau. Другие прототипы, в том числе V8, были снова выкрашены красками RLM 70/71, тогда как хвостовое оперение оставалось серым (RLM 02).

Самолеты Не 177 из нуль-серии несли стандартный камуфляж RLM 70/71/65. Так, например, был окрашен самолет DL+AQ.

Серийные самолеты несли более сложный камуфляж, лучше приспособ­ленный для конкретных условий.

Инструкция по камуфлированию са­молетов предписывала окраску верхней стороны самолета красками RLM 70 и 71, при этом киль следовало красить крас­кой RLM 65 Grau. Борта фюзеляжа так­же красили в цвет RLM 65. На этот фон наносили нерегулярные пятна зеленого (RLM 70/71) или серо-зеленого (RLM 02) цвета. Особый камуфляж несли самоле­ты из KG 40. Часть самолетов Не 177А-3 перекрасили, используя краски, приме­нявшиеся в морской авиации: Flieglack 7122.72 RLM 72 Gruen и Flieglack 7122.73 RLM 73 Gruen. Эти краски по цвету со­ответствовали краскам RLM 70/71. Неко­торые самолеты окрашивались так, что зеленой краской покрывали лишь верх­нюю часть фюзеляжа и верхнюю сторо­ну крыльев. Остальную поверхность са­молета закрашивали светлой серо-голу­бой краской (вероятно Flieglack 7122.76 RLM 76 Hellgrau), поверх которой дела­лись нерегулярные темно-зеленые «изви­вы». Особенный камуфляж имели и ма­шины из KG 100 и KG 1. Эти полки уча­ствовали в ночных налетах на Великоб­ританию и несли соответствующий ка­муфляж. Нижние поверхности самолетов выкрашивались матовой черной краской, тогда как верхняя сторона фюзеляжа и крыльев была черно-серой. Камуфляж во многом походил на тот, что применялся в частях ночной истребительной авиации люфтваффе. Последняя часть, использо­вавшая Не 177, была KG 1. Там машины целиком выкрашивались краской RLM 65 или близкой по оттенку RLM 76. За­тем, на верхней стороне фюзеляжа и кры­льев наносились нерегулярные темно-се­рые пятна. Трудно сказать точно, какая краска использовалась, вероятнее всего это была RLM 02 Grau или RLM 74 Grau. Для защиты от коррозии внутренние поверхности самолета покрывали двумя слоями бесцветного лака Isolierlack I.S. 238 или I.S. 247а (на Не 177А-5).

 

Опознавательные знаки

 

Из документов, определявших нане­сение опознавательных знаков, известно, что свастика (Hakenkreuz) на киле имела размах 750 мм. Длина каждого плеча сва­стики составляла 150 мм. Белый кант сва­стики имел ширину 30 мм. Балочный крест (Balkenkreuz) на фюзеляже был шириной 1500 мм, а ширина каждого пле­ча составляла 375 мм. Белый кант балоч­ного креста также был шириной 30 мм.

Центр балочного креста находился на половине расстояния между задней кром­кой крыла и передней кромкой горизон­тального стабилизатора.

Балочные кресты на верхней стороне крыльев имели размах 900 мм, ширина «балки» составляла 225 мм, кант 30 мм. Центр креста находился в 2000 мм от оконцовки крыла. На нижней поверхно­сти центр креста находился в 5840 мм от оконцовки, а размеры креста совпадали с размерами крестов на фюзеляже.

Следует заметить, что в действитель­ности размеры крестов могли отличать­ся от предписанных официально. Напри­мер, прототипы несли свастики размахом 1200 или 1500 мм. Это делалось для того, чтобы новый самолет случайно не был сбит немецким же истребителем. В бое­вых частях также встречались опозна­вательные знаки нестандартного разме­ра. Такие примеры можно найти в KG 40 или KG 1.

Опознавательные знаки делались красками Flieglack 7160.22 и 7164/22 RLM 22 Schwarz (черная) и Flieglack 7160.21 и 7164/21 RLM 21 Weiss (белая).

 

Тактические обозначения

 

Самолеты Не 177 носили стандартные алфавитно-цифровые обозначения, при­менявшиеся в бомбардировочных частях люфтваффе. Два первых знака (буква и цифра) обозначали часть, а две другие буквы - принадлежность данного само­лета в рамках группы или полка. Обозна­чения наносились на бортах фюзеляжа таким образом, что первые две буквы находились перед крестом, а две другие -за ним. Например, обозначение могло иметь вид «V4+AA». Буквы и цифры обо­значения имели в ширину 560 мм. Шири­на линий, которыми делались буквы и цифры составляла 140 мм. Интервал меж­ду литерами 270 мм. Тактические обозна­чения повторялись на нижней стороне крыльев.

Обозначения наносили черной крас­кой. Иногда код эскадрильи делался цве­том эскадрильи. На самолетах из KG 100 код делался в виде белого контура букв. В 1944 году использовались тактические обозначения меньшего размера. Тогда лидеры имели ширину всего 180-230 мм. Такие уменьшенные обозначения встре­чались на самолетах из KG I, KG 40 и KG 100.

Кроме тактических обозначений са­молеты часто несли свой радиопозывной. Внешне радиопозывной представлял со­бой такой же четырехлитерный код, но не содержал цифр. Например, прототип VI имел радиопозывной CB+RP.

Тактические номера наносились смы­ваемой краской Ikarol или Foerster 346/ 22 (черная) или 346/21 (белая).

На самолеты также наносились эле­менты быстрой идентификации.

 

Эксплуатационные обозначения

 

Эксплуатационные обозначения де­лались в разных местах обшивки самоле­та красной краской Flieglack 7164.23 RLM 23 Rot (предупреждающие надпи­си), а также черной краской Flieglack 7164.22 RLM 22 Schwarz или желтой крас­кой Flieglack 7164.04 RLM 04 Gelb.

 

Окраска внутренних поверхностей самолета

 

Изнутри самолет выкрашивали серо-зеленой краской RLM 02 Grau и Flieglack 7135.66 RLM 66 Grau или защитными лаками разных типов.

Приборную доску покрывали краской RLM 66 Grau. Деревянные части красили серо-зеленой краской Holz 02 или бесцвет­ным защитным лаком 7131.00 RLM 00.

Винты красили краской Flieglack 7142 и дополнительно в два слоя краской RLM 70.

Каждый самолет имел свой серийный номер (Werk Nummer). Номер обычно наносили белой краской на киле. Иног­да последние цифры номера черной крас­кой дублировались на борту передней подфюзеляжной гондолы.

Эмблемы частей обычно изображали возле кабины. Известны самолеты с эмб­лемами из I./FKG 50, KG 1 и KG 100. Са­молеты из KG 40, по-видимому, эмблем никогда не несли. Не 177 из учебной части Flugzeugfuehrerschule (В) 16 нес эмблему этой части.