Кривая судьба фирмы Мессершмитта

 

История Me 109 началась еще зимой 1934 года и с самого начала несла на себе отпечаток закулисной игры, характерной для истории III Рейха, и в особенности для фирмы Вилли Мессершмитта. Эта игра началась еще в 1931 году и была не­разрывно связана с успехами НСДАП.

Аугсбург, где располагалась фирма Мессершмитта, находился всего в 45 км от Мюнхена, причем это был не только ближайший, но и крупнейший соседний город. Поэтому нет ничего удивительно­го в том, что фирма попала в сферу инте­ресов национал-социалистов. Это допол­нительно объяснялось тем, что среди ключевых фигур НСДАП было несколь­ко опытных пилотов, участвовавших в 1-й Мировой войне (Герман Геринг, Ру­дольф Гесс). Поэтому нацисты очень хо­рошо осознавали всю важность авиации для государства и армии. Внимание на Bayerische Flugzeugwerke GmbH (позднее Messerschmitt AG) первым обратил Ру­дольф Гесс.

Вилли Мессершмитт пользовался из­вестностью как конструктор довольно удачных самолетов еще с 20-х годов. В 1923 году, в возрасте 25 лет, он органи­зовал свою фирму Flugzeugbau Messerschmitt. Деньги на финансирова­ние своего предприятия он накопил про­ектируя и собирая планеры. В 1926 году Мессершмитт построил свой первый ме­таллический самолет М 18, к которому проявили интерес представители власти. Последовало несколько заказов, которые дали так необходимые фирме деньги. Вскоре, Messerschmitt-Flugzeugbau GmbH превратилась в предприятие, где на постоянных должностях работало 10 человек, включая самого Мессершмитта, его заместителя и трех механиков.

В том же году на базе баварской фаб­рики Румплера и фирмы Udet-Flugzeugbau GmbH возникла государ­ственная компания Bayerische Flugzeugwerke AG (BFW), которая стала основным конкурентом Мессершмитта. На стороне правительственной фирмы были крупные финансы, зато Мессерш­митт располагал ценным опытом и та­лантом. Это позволило двум конкурен­там найти общий язык и 8 сентября 1927 года было объявлено о слиянии Bayerische Flugzeugwerke AG и Messerschmitt-Flugzeugbau GmbH. В об­щий котел Мессершмитт вносил свои на­выки, знания и энергию, a BFW добавля­ла финансовые возможности. Соответ­ственно, произошло и разделение ответ­ственности: Мессершмитт брал на себя проектные работы, a BFW - выпуск са­молетов. По условиям договора Мессер­шмитт становился одним из директоров фирмы, а в названиях спроектированных им самолетов должно было быть указа­ние на его фамилию. То есть, самолеты фирмы несли стандартное обозначение М nn, например М 21. Буква «М» была офи­циально утвержденным обозначением, а также совпадала с первой буквой в фа­милии Мессершмитта.

Мессершмитт был человеком амби­циозным. Поэтому, когда в 1928 году под давлением парламента правительство решило отказаться от своей доли в акци­ях BFW, Мессершмитт не упустил свое­го шанса. К тому времени он был женат на дочери крупного финансиста Раулино, что позволило ему по семейным ка­налам получить необходимые деньги на выкуп продаваемых акций. Другими со­владельцами компании стали Штромейер и его тесть Раулино. В собственность самого Мессершмитта перешло 12,5% акций и он стал одним из трех главных директоров компании.

В новых руках фирма BFW преуспе­вала в течение двух лет. Но уже в 1929 году обнаружились серьезные недостат­ки в конструкции самолета М 20, кото­рые привели к нескольким авариям. В результате фирма Lufthansa отказалась от заказа на 10 экземпляров М 20, и по­требовала вернуть уже уплаченные день­ги. Стремительно нараставший кризис быстро добил фирму, и в конце 1930 года было объявлено о ее банкротстве. И тут Мессершмитт получил неожиданную поддержку со стороны НСДАП. Именно в этот критический момент на фирму об­ратил внимание Рудольф Гесс. Гесс од­новременно был хорошим знакомым са­мого Вилли Мессершмитта, а также од­ним из ближайших сотрудников Гитле­ра, который к тому времени был как ни­когда близок к креслу Рейхсканцлера. Гесс уже пользовался в Аугсбурге огром­ным влиянием и сумел своей волей при­остановить решение суда, предписывав­шее пустить оборудование фирмы с мо­лотка 1 июня 1931 года. В результате фир­ма просуществовала еще год, чего хвати­ло для того, чтобы наладить дела. В кон­це, на волне своего национального успе­ха, руководство НСДАП даже настояло на том, чтобы Lufthansa возобновила свой контракт на поставку десяти М 20.

Тем временем, политическая ситуа­ция каждый месяц становилась все более и более благоприятной для НСДАП. Па­раллельно все лучше и лучше шли дела у BFW, постепенно усиливавшей свои позиции. Разумеется, за успех приходилось расплачиваться. Вряд ли казна НСДАП заметно потяжелела от денег Вилли Мессершмитта - национал-социалисты име­ли множество других солидных спонсо­ров. Однако самолет М 23, предоставлен­ный в распоряжение Гесса, помог ему гораздо активнее участвовать в предвы­борной гонке как секретарю Гитлера.

В декабре 1932 года при поддержке НСДАП фирма сумела решить все свои судебные вопросы и возобновила свою деятельность с 1 мая 1933 года. Bayerische Flugzeugwerke была небольшой фирмой (по сравнению с монстрами вроде Junkers или Heinkel так и вовсе крошечной), но благодаря постоянным государственным заказам и кредитам сумела очень быстро поправить свое положение. Уже в 1934 году BFW получила два правительствен­ных заказа на лицензионный выпуск 54 боевых самолетов для люфтваффе. Это позволило на протяжении всего семи ме­сяцев в шесть раз увеличить штат фир­мы. В 1935 году фирма получила заказов уже на 340 самолетов...