Опоздавший в Норвегию Me 109

 

В начале апреля, через несколько ме­сяцев «зитцкрига», Германия провела неожиданную кампанию на севере Евро­пы. Немецкая операция под кодовым на­званием «Wesseruebung» не была войной в полном смысле этого слова, но скорее вторжением с ограниченным использова­нием военной мощи. Основную роль в операции сыграла транспортная и бом­бардировочная авиация. Их прикрывала единственная истребительная группа П./ JG 77, состоявшая из следующих частей: Stab I1/JG 77 (капитан К. Хенчель), 4./JG

77 (обер-лейтенант X. Хенц), 5./JG 77 (ка­питан А. фон Лоевский) и 6./JG 77 (капи­тан Ф.Х. Лянге).

По состоянию на 5 апреля группа рас­полагала 38 Me 109E-3.

Сразу после начала операции группа перебазировалась на норвежский аэро­дром Кристиансанд. Уже 12 апреля око­ло 13:00 (GMT) в воздух поднялось око­ло десяти Me 109 на свое первое боевое задание.

Западнее аэродрома появилась груп­па из 12 бомбардировщиков «Hampden» из 44-й и 50-й эскадрильи RAF. Самоле­ты шли на большой скорости, вел отряд командир эскадрильи Д. Гуд. Английс­кие самолеты были замечены и обстре­ляны немецкой зенитной батареей, а за­тем их атаковали «мессеры» из 5-й и 6-й эскадрилий. Во время первого же боево­го захода немецким пилотам удалось поджечь по одному бомбардировщику из каждой эскадрильи. «Мессеры» снова и снова атаковали англичан, пока за 20 минут не расстреляли весь боекомплект. Те или иные повреждения получили все английские машины. В районе Кристиан­санд упало пять машин, в том числе две, сбитые огнем зенитной артиллерии. Еще две машины упали в море или разбились при посадке на аэродроме. Немцы поте­ряли... пять Me 109E, сбитых английски­ми бортстрелками. Четверо пилотов по­гибло. Это свидетельствует не только об отважности немецких пилотов, но и их полной беззащитности в не имевшей ни­какого бронирования кабине «Эмиля». Среди погибших были два летчика, зая­вившие победы за несколько минут до гибели. Погиб и лучший пилот группы -унтер-офицер Курт Опольски, имевший на счету три победы.

Немцы заявили шесть побед, в том числе обер-фельдфебель Р. Манге - две. Еще одну победу в тот день принес своей группе лейтенант Карманн, кото­рый в 13:00 сбил «Hudson» из 233-й эс­кадрильи, пилотируемого взводным офи­цером Йорком.

15 апреля фельдфебель Петерманн и лейтенант Ротт перехватили по одиноч­ному «Hudson'y», обстреляли их и доло­жили, что самолеты пошли вниз пуская клубы дыма. Очевидно, одним из сбитых самолетов в действительности был «Wellington» из 38-й эскадрильи, который ранним утром бомбил базу люфтваффе в Сола. Вторым сбитым самолетом, веро­ятно, был «Hudson» из 224-й эскадрильи, связь с которым прервалась над Норве­гией в 13:00.

Следующее столкновение с самолета­ми RAF имело место 24 апреля. Пара «Эмилей» поднялась по тревоге на пере­хват звена «Hudson'oв» из 220-й эскадри­льи. Бой был коротким и ожесточенным. В море упали два английских бомбарди­ровщика, пилотируемые сержантом У. Пичи и взводным офицером М. Петри, а третий бомбардировщик сумел уйти. Фельдфебель Эртель и обер-лейтенант Пойнтер вскоре атаковали другое звено «Hudson'oв» из 233-й эскадрильи и повре­дили два бомбардировщика. В 9:30 неиз­вестный пилот сбил «Blenheim» из 107-й эскадрильи.

30 апреля пилоты II./JG 77 сбили в двух боях три самолета, отражая налеты английских бомбардировщиков на не­мецкие аэродромы. Первыми оказались сбиты два «Blenheim'a» из 110-й эскадри­льи, которые уже возвращались после бомбометания на аэродром Сола. Нем­цам удалось сбить экипажи флайт-сержанта Р. Аббота и командира эскадри­льи К. Дорана. Аббота сбил лейтенант Хенц, а Дорана - лейтенант Демес, при­чем Хенц свой успешный боевой вылет закончил за десять минут.

Через два часа в воздух поднялась пара «Эмилей» с задачей перехватить не­сколько «Wellington'ов». Немцы обнару­жили пару бомбардировщиков из 37-й эскадрильи и в стремительной атаке сби­ли один из них. Немцы также понесли потери - хвостовой стрелок бомбарди­ровщика сбил лейтенанта Демеса. Не­смотря на потерю ведущего, ведомый фельдфебель Саваллиш продолжил ата­ку и обстрелял второй «Wellington», ко­торый упал в районе фьорда Ставангер. Второй английский бомбардировщик позднее был сбит парой Me ПО. Это в сумме дает три победы. Хотя 37-я эскад­рилья потеряла в тот день только два са­молета: летного офицера Гордона и ко­мандира эскадрильи Бредфорда.

До конца кампании, то есть до 11 июня, пилоты II./JG 77 сбили еще три английских самолета. 1 мая лейтенант Г. Ширмбёк из 4./JG 77 перехватил "Hudson» сержанта К. Белла из 269-й эс­кадрильи. Ранним утром 27 мая капитан Ланг, командир 6-й эскадрильи, перехва­тил над Норвегией «Blenheim», пилоти­рованный взводным офицером Александером из 254-й эскадрильи. Наконец, 30 мая фельдфебель Менге сбил «Hudson» из 269-й эскадрильи.

Таким образом, в ходе операции «Wesseruebung» II./JG 77 сбила 17 само­летов противников, потеряв десять ма­шин, в том числе семь, потерянных в боях с английскими бомбардировщиками.