Тень Me 109 на львиной клетке

 

Во второй половине июля немецкое командование приняло решение о нача­ле массированных воздушных налетов на Англию. Операцию планировалось на­чать в последних числах июля, как толь­ко улучшатся погодные условия.

2-й и 3-й воздушные флоты начали концентрировать свои силы. В числе про­чих частей, привлеченных к операции, была I./JG 52, которая с начали июня 1940 года входила в состав системы ПВО Рей­ха и базировалась в Цербсте. До конца июля английская бомбардировочная авиация не проявляла активности, поэто­му группа занималась в основном учеб­ными полетами. Единственным «серьез­ным» делом стало участие группы в вагнеровском фестивале в Байройте, кото­рый посетил Адольф Гитлер. I./JG 52 в начале 20-х числах июля перебазирова­лась в Бёнингхардт, а 29 июля группа вошла в состав ударных сил, предназна­ченных для участия в операции «Adlerangrif». 3 августа, незадолго до начала операции, группа перебазирова­лась на аэродром Кале-Кокель. К тому времени группа имела следующую струк­туру и командование: Stab - капитан Зигф­рид фон Эшваге, 1-я эскадрилья - обер-лейтенант Карл Ломмель. 2-я эскадрилья -обер-лейтенант Вольфганг Эвальд, 3-я эс­кадрилья - обер-лейтенант Гельмут Кюле. Первая неделя августа прошла срав­нительно спокойно - стояла нелетная по­года. Лишь 10 августа Кессельринг и Шперрле, заручившись благоприятным прогнозом на последующие несколько дней, решили начать операцию. 12 авгу­ста в боевой вылет отправилась вся I./JG 52. Это был первый в истории группы вылет полным составом. В задачу JG 52 и, соответственно, I./JG 52 входила сво­бодная охота на участке Гастингс-Истбурн. Вылет не принес никаких резуль­татов. В тот же день группа совершила второй вылет, прикрывая формацию бомбардировщиков Do 17. На следую­щий день, который стал официальным началом «Битвы за Англию», I./JG 52 со­провождала группы немецких бомбарди­ровщиков, возвращающихся из налета. Снова сопротивления в воздухе немецкие пилоты не встретили. На протяжении двух следующих дней группа снова со­провождала отряды бомбардировщиков, наносивших удары по английским аэро­дромам в Манстоне (ErpGr 210, 14 авгус­та) и на юге Англии (KG 2, 15 августа).

Следующие два дня группа опять со­провождала бомбардировщики, возвра­щавшиеся из налетов на Англию. И сно­ва английских истребителей нигде не было видно. 16 августа 2./JG 51 соверши­ла штурмовой налет на аэродром в Ман­стоне. Налет совершался вечером, в ус­ловиях низкой облачности (до 1500 м). По оценкам немецких пилотов удалось унич­тожить на земле пять «Blenheim» и два «Spitfire», один заправщик, склад ГСМ и добиться нескольких попаданий в ангар. Кроме того, летчики обстреляли несколь­ко отдельных целей, обнаруженных на аэродроме, в том числе шесть или семь самолетов. 18 августа налет повторили силами 2-й и 3-й эскадрилий. Приказ са­молеты получили уже находясь в возду­хе, сопровождая возвращающиеся бом­бардировщики. Немецкая радиоразведка перехватила английское донесение, в ко­тором сообщалось, что на аэродром в Менстоне приземлилась эскадрилья са­молетов, нуждающаяся в заправке. Было решено перехватить англичан на взлете. Для этого 2-я эскадрилья должна была атаковать аэродром, 3-я эскадрилья при­крывать атакующих, а 1-я эскадрилья продолжать сопровождение бомбарди­ровщиков. Удар 2-й эскадрильи оказал­ся полной неожиданностью для против­ника. Немцы уничтожили на земле 10-11 истребителей, три бомбардировщика, а также сожгли ангар.

24 августа I./JG 52 совершила два вылета. В ходе первого сопровождала возвращающиеся бомбардировщики, а в ходе второго занималась свободной охо­той в районе Хорнчерч, когда и удалось впервые вступить в воздушный бой с ис­требителями противника. Немцы заяви­ли одну победу, потеряв одного пилота. Следующий день прошел по тому же пла­ну: сначала сопровождение возвращаю­щихся бомбардировщиков из ErpGr 210, затем свободная охота. Оба вылета не принесли никаких побед. Зато следую­щий день оказался необычайно продук­тивным. Первое боевое задание 26 авгус­та заключалось в зачистке воздушного пространства над Лифном, перед налетом бомбардировщиков. Немцам удалось захватить англичан врасплох и стреми­тельно их атаковать. Ценой одного само­лета немецкие истребители заявили четы­ре воздушные победы.

Во второй половине дня группа со­вершила следующий вылет, на этот раз занимаясь свободной охотой в районе Лондона. Теперь англичанам удалось захватить немцев врасплох и причинить им потери. Только одна 2-я эскадрилья потеряла четырех пилотов, в то время как вся группа не смогла добиться ни одной победы. Группа дважды подвергалась атакам «Спитфайров», сначала из 64-й, а затем из 610-й эскадрилий. Оба раза анг­личане действовали небольшими отряда­ми и совершили лишь по одному боево­му заходу. Первыми в 15:15 были сбиты:

Обер-ефрейтор Владислав Малецки, Me 109E-1, «красная 1», взят в плен; Фельдфебель Альфонс Бахер, Me 109Е-1, «красная 2», попал в плен (имел две победы).

Спустя 15 минут атаковала 610-я эс­кадрилья, которой удалось сбить два оче­редных «мессера»:

Унтер-офицер Лотар Хартлиб, Me 109Е-1, пилот погиб; Унтер-офицер Карл-Хайнц Бокель, Me 109E-4, пилот попал в плен. Его сбил летный офицер Джон Эллис, у которого была уже седьмая победа.

Всего в тот день англичане потеряли 30 истребителей, в то время как потери люфтваффе составили 36 самолетов.

Очередные потери и победы принес­ло 30 августа, когда группа в полном со­ставе сопровождала небольшие ударные группы, имевшие целями английские аэродромы. Сначала, сопровождая во­семь Do 17 на Биггин-Хилл, немцы зая­вили одну победу, потеряв один «мессер» (пилот погиб). Во время второго налета на Лимфн подопечными I./JG 52 были восемь Me 109E/B из ErpGr 210. В обоих случаях пилотам удалось уберечь от по­терь сопровождаемые самолеты.

Чем дальше, тем более ожесточенным становилось сопротивление англичан в воздухе. Обе противные стороны несли ощутимые потери. Конец августа и нача­ло сентября были для I./JG 52 особенно удачными - почти каждый вылет прино­сил новые победы.

31 августа группа совершила три бо­евых вылета: свободная охота в районе Деттлингена, совмещенная с налетом на находящийся там аэродром силами 3./JG 52, а затем дважды сопровождение бомбардировщиков, в том числе Me 109E/B из ErpGr 210, бомбивших Кенли. Во вре­мя налета на Кенли группа потеряла один истребитель. В свой третий вылет группа прикрывала сверху отряд Не 111, шед­ших бомбить Биггин-Хилл. В ходе этого вылета удалось одержать две победы. В обоих случаях прикрываемые бомбарди­ровщики потерь не понесли. Но в тот день бомбардировочные части люфтваф­фе потеряли девять машин, части тяже­лых истребителей - семь Me 110, а истре­бительные части - 22 Me 109. Англичане потеряли за сутки 37 истребителей.

1 сентября группа сопровождала от­ряд Не 111, шедший бомбить Талбери. Во время вылета истребители одержали пять побед, потеряв одну машину. 2 сентября группа дважды сопровождала истребите­ли-бомбардировщики Me 109E/B из ErpGr 210. В ходе этих вылетов группа потеряла один истребитель, сбитый ог­нем зенитной артиллерии англичан, зая­вив при этом девять побед. Аналогичные задания группа выполняла 3, 5 и 6 сен­тября. Каждый из этих трех дней совер­шалось по два вылета. Группа потеряла два самолета (унтер-офицер Кинд погиб, а обер-лейтенант Валлер попал в плен), заявив всего одну победу.

7 сентября характер выполняемых бомбардировочными частями люфтваф­фе заданий изменился. По приказу Гит­лера бомбардировочные полки люфтваф­фе теперь должны были бомбить Лондон. В течение нескольких следующих недель 2-й и 3-й воздушные флоты люфтваффе наносили удары по военным целям, рас­положенным в пределах столицы Вели­кобритании. Этот приказ, как показало будущее, был ошибочным. Англичане получили возможность сконцентрировать то немногое, что оставалось в их распоряжении, над своей столицей, и па­раллельно пополнить обескровленные в предыдущих боях эскадрильи. Напря­женность боев не уменьшилась, напро­тив, теперь в воздухе разгорались насто­ящие массовые сражения.

В первом налете на Лондон участво­вала I./JG 52, прикрывавшая отряд Не 111, бомбивший восточные районы горо­да. Группа заявила четыре победы в воз­духе, не понеся потерь со своей стороны. В тот день англичане потеряли 29 истре­бителей, тогда как потери люфтваффе составили 34 истребителя и бомбарди­ровщика. Однако в их числе не было Не 111, сопровождаемых I./JG 52.

Удачно сложились обстоятельства для I./JG 52 и 11 сентября, когда группа, сопроводив до Лондона и обратно не­сколько Do 17, снова вылетела на пере­хват английских истребителей, летавших над Ла-Маншем. В нескольких стычках немцы одержали четыре победы, сбив в том числе два «Albacore» и один «Blenheim». Но наибольший успех ожи­дал группу 15 сентября во время налета на Лондон. Летчики капитана Эвальда (возглавившего группу 26 августа) заяви­ли сразу восемь побед, потеряв обер-лейтенанта Ганса Бертеля, занимавшего дол­жность адъютанта группы и имевшего на боевом счету шесть побед. Бертель стол­кнулся на своем Me 109E-4 W.Nr. 3182 с английским истребителем в районе Данбридж-Уэлз и попал в плен. Возможно, самолетом, с которым столкнулся Бертель, был один из двух «Харрикейнов» из 605-й и 607-й эскадрилий, пилоты кото­рых доложили о таране Do 17.

Вылеты 16 и 17 сентября не принесли результатов. 18 сентября в ходе трех бое­вых вылетов на прикрытие бомбардиров­щиков, атакующих Тилбери, группа заяви­ла две победы, не понеся при этом потерь.

До конца сентября на протяжении восьми дней I./JG 52 совершила еще 11 боевых вылетов в полном составе. Самы­ми тяжелыми были 24, 27 и 30 сентября, когда приходилось совершать по три бо­евых вылета за день. Наибольший успех сопутствовал группе 4 сентября, когда группу по тревоге подняли в воздух и отправили на перехват самолетов про­тивника. Произошел бой, в котором не­мецкие пилоты заявили семь побед без потерь со своей стороны. Удачно прошло и 27 сентября, когда группа дважды вы­летала на свободную охоту в район Мейдстоун-Четчем. Во время первого выле­та было сбито четыре английских само­лета, а во время второго - еще один, и снова без потерь со своей стороны. 27 сентября оказалось удачным днем для люфтваффе в целом. За сутки удалось сбить семь истребителей RAF, потеряв только четыре бомбардировщика. Истре­бительные части потерь не понесли, а все потери бомбардировочной авиации были вызваны огнем зенитной артиллерии ан­гличан.

30 сентября I./JG 52 одержала две по­беды, потеряв обер-лейтенанта Курта Кирхнера из штаба группы. Кирхнер, имевший на боевом счету три победы, был сбит во время третьего за день бое­вого вылета в районе Лондона. Его сби­ли пилоты из 603-й эскадрильи RAF.

Октябрь I./JG 52 начала двумя выле­тами на прикрытие Jabo Me 109E/B из l.(J)/LG 2, которые 1 октября дважды вылетали бомбить Лондон. Такого типа задачи стали основными для группы вплоть до конца октября. Всего за 12 дней группа совершила 21 боевой вылет пол­ным составом. Самым тяжелым днем ста­ло 15 октября. Группа трижды вылетала сопровождать истребители бомбарди­ровщики. Три эскадрильи истребителей прикрывали один-три звена из l.(J)/LG 2. Хотя группа вылетала на задания пол­ным составом, прежней угрозы против­нику она не представляла. Поскольку пополнений не поступало, то если в на­чале августа 1940 года часть располага­ла примерно 30 самолетами и пилотами, то к 25 октября в группе оставалось все­го 10 боеспособных машин и пилотов.

На следующий день группа снова со­вершила вылет на Лондон, обернувший­ся неудачей. Несмотря на три заявленные победы группа потеряла трех пилотов. Бой начался внезапно и перерос в свалку по принципу «каждый сам за себя», от­сюда высокие потери с обеих сторон. Противниками немцев были 92-я и 257-я эскадрильи, которые в том бою потеря­ли не три, как заявили немцы, а только два самолета. 92-я эскадрилья потеряла «Спитфайр» взводного офицера Паттинсона, а 257-я эскадрилья - «Харрикейн» взводного офицера Капона. Немцы по­теряли обер-лейтенанта Гюнтера Бюсгена (шесть побед, Me 109E-3 W.Nr. 1966) из 1-й эскадрильи, обер-лейтенанта Кар­ла Зауэра (Me 109E-7 W.Nr.4132) из 2-й эскадрильи и фельдфебеля Зигфрида Фосса (четыре победы, Me 109E-4 W.Nr. 5283) из 3-й эскадрильи(В списке потерь люфтваффе все три машины числятся как принадлежавшие l.(J)/LG 2.). Бюсген на был сбит около 16:30 взводным офице­ром Т.С. Уэйдом из 92-й эскадрильи. Все трое попали в плен, а Бюсген был в доба­вок ранен.

По дороге пропал и на базу не вернул­ся самолет II./JG 52, пилот которого унтер-офицер Вилли Райхенбах попал в плен.

Еще хуже пошли дела во время выле­та 27 октября, когда группа потеряла три машины и трех пилотов, не сумев сбить ни одного самолета противника. Все со­бытия произошли утром в период между 8:10 и 10:00. Англичане не стали ввязы­ваться в большой бой, а периодически наносили мелкие уколы небольшими группами истребителей. Немцы также старались не ввязываться в долгие бои, поскольку погода была плохая. Англича­не то и дело внезапно выныривали из туч, делали боевой заход и снова ныряли в тучи. Первым в 8:30 был сбит ефрейтор Карл Ботт из 2-й эскадрильи, чей Me 109Е-4 W.Nr. 1268 «черная 5» был пора­жен прицельной очередью, пущенной командиром крыла Маккеллером из 605-й эскадрильи. Самолет упал на землю, а пилот попал в плен. Через 45 минут был сбит фельдфебель Лотар Шиферхёфер из 3-й эскадрильи, летевший на Me 109E-4 W.Nr. 3525 «желтая 4». Фельдфебель так­же был взят в плен. Последним сбили обер-лейтенанта Ульриха Штайнхильпера из 3-й эскадрильи, чей Me 109E-4 W.Nr. 2798 «желтая 2» был сбит летчи­ком из 74-й эскадрильи примерно в 9:40. Немецкий пилот покинул горящую ма­шину с парашютом. Несмотря на потери, группа сумела довести I.(J)/LG 2 до цели, где истребители-бомбардировщики сбро­сили бомбы на один из аэродромов, не понеся при этом потерь. На этом боевая служба I./JG 52 закончилась, поскольку часть, располагавшая семью боеспособ­ными самолетами и таким же числом пи­лотов уже не представляла какой-либо боевой ценности.

За три неполные месяца «Битвы за Англию» I./JG 52 совершила 79 боевых вылетов силами всей группы, не считая отдельных заданий, выполнявшихся си­лами звеньев и эскадрилий, как, напри­мер, 12 вылетов на поиски упавших в Ла-Манш самолетов в октябре 1940 года. Группа одержала 72 победы, потеряв 25 пилотов, в том числе 20 в результате дей­ствий противника.

После периода отдыха и пополнения группа возобновила налеты на Англию 27 декабря 1940 года. На этот раз группа базировалась в Голландии, где остава­лась до сентября 1941 года, добившись за этот срок 42 побед. 2 октября 1941 года группа прибыла на Восточный фронт. В «голландский» период своей истории группа потеряла только пять пилотов. Обер-фельдфебель Карл Мунц был сбит 12 июня 1941 года во время атаки на анг­лийскую патрульную летающую лодку и провел в воде 16 часов, пока его не подо­брал спасательный Аг 196. Искупаться пришлось еще двум пилотам, в том чис­ле лейтенанту Ветке, который 28 июня был сбит очередью, пущенной бортовым стрелком «Stirling'a» в районе Бременсхафена. Однако эти два летчика были очень быстро обнаружены и спасены.