«Рихтгофен» на родине Астерикса

 

В начале 1941 года в районе Ла-Ман­ша осталась только половина истреби­тельных сил люфтваффе. Остальные час­ти или базировались в Германии или были сняты с фронта для отдыха и пере­вооружения. Одним из оставшихся на месте полков был JG 2 «Richthofen», возглавляемый капитаном Карлом-Хайнцем Грайзертом. Полк состоял из трех групп, дислоцированных следую­щим образом: Stab/JG 1 в Бомон-ле-Роже, I./JG 2 в Тевиль, II./JG 2 в Бомон-ле-Роже, III./JG 2 в Бернэ.

Боевые действия в начале 1941 года шли тяжело. Военное положение и метео­рологические условия над Ла-Маншем явно не благоприятствовали для боевых операций. Поэтому значительная часть личного состава полка была отправлена в отпуск, а оставшиеся скучали на аэро­дромах без дела. Полеты, если и совер­шались, то в составе небольших отрядов, а в полном составе полк не вылетал во­обще. Изредка самолеты совершали пат­рульные вылеты или проводили облет отремонтированных машин. Но совсем без дела наземные службы полка не си­дели. Зима давала множество причин для аварий. Так, 2 января один из пилотов из-за аварии в воздухе совершил вынужден­ную посадку на Me 109E-4 W.Nr. 1373, повредив при этом планер машины. По­зднее случился еще один похожий случай.

В феврале ситуация изменилась мало. Летчики совершили несколько патруль­ных полетов, в ходе которых произошли две аварии, в том числе одна, закончив­шаяся гибелью пилота. 17 февраля ефрей­тор К. Фарнов из III.JG 2 погиб, совер­шая вынужденную посадку своего Me 109Е-4 W.Nr. 0978.

В марте погода улучшилась, в ре­зультате резко возросло число патруль­ных и учебных вылетов. Соответствен­но, подскочило число аварий. Эти по­тери были тем более обидны, что их было невозможно компенсировать за счет побед над противником.

Месяц начался на редкость неудачно. Уже 3 марта над Лизьё столкнулись два «мессера» из II./JG 2: Me 109E-4 W.Nr. 5120 и Me 109E-7 W.Nr. 1530. К счастью, оба пилота сумели спастись, хотя маши­ны полностью разрушились при столкно­вении. Не столь счастливым оказался фельдфебель X. Клее из III./JG 2, кото­рый разбился в районе Дессау, совершая вынужденную посадку на новеньком Me 109F-2 W.Nr. 8131. Это был один из пер­вых «Фридрихов», полученных полком. До этого новые истребители поступали только в ударные полки люфтваффе: JG 51, JG 53 и JG 26. Новые истребители в JG 2 поступали в ограниченном количе­стве, потому перевооружение шло очень медленно.

Третья декада марта ознаменовалась тремя следующими потерями. 20 марта сразу трое пилотов совершили вынужден­ные посадки не выпуская шасси из-за тех­нических неисправностей. В двух случаях дело закончилось повреждениями самоле­тов, а лейтенант В. Зенгероб из I./JG 2 раз­бился на своем Me 109E-7 W.Nr. 5986.

Вскоре наступило оживление. II./JG 2 получила задание отражать участивши­еся налеты английской авиации на рай­он Бреста. 29 марта группа перебазиро­валась в Брест, где оставалась до 7 апре­ля. Только там были отмечены несколь­ко небольших стычек с противником -первые для полка в 1941 году. Уже 1 ап­реля фельдфебель Бок, патрулирующий воздушное пространство над Ла-Ман­шем, обнаружил одиночный самолет. Это был английский бомбардировщик, поте­рявший контакт со своей частью из-за густой облачности. Немец атаковал и сбил «Hampden» из 61-й эскадрильи, пи­лотируемый взводным офицером Хартопом. Еще больше повезло трем немец­ким пилотам 6 апреля 1941 года, когда англичане совершили несколько налетов, действуя небольшими группами бомбар­дировщиков. Немцы перехватили не­сколько таких групп и навязали бой. Пер­вым обнаружил противника фельдфебель Бауэр, который в 12:30 севернее Морлэ сбил одиночный «Бленхейм» из 53-й эс­кадрильи, совершавший противолодоч­ное патрулирование. Пилотом сбитого бомбардировщика был взводный офицер Лишман, который в этом бою погиб. Че­рез час новую победу одержал обер-лейтенант Хепе, который настиг свою жертву в 6 км к северу от Плуста. Наконец, в 16:00 капитан Грайзерт перехватил в районе Бре­ста «Beaufort» из 22-й эскадрильи, пилоти­рованного взводным офицером Хиксом, и сбил его. Потерь немцы не понесли. Лишь повреждения получил Me 109E-7 W.Nr. 2047, пилот которого совершил вынужден­ную посадку в районе Бреста.

В первой половине апреля полк по­терял в авариях три самолета, в том чис­ле два «Эмиля» из Erg/JG 2 из-за столк­новений во время взлета. Какое-то вре­мя воцарилось затишье, пока 16 апреля капитан В. Махольд не сбил «Спитфайр» в районе Дувра. Две следующие победы немецкие пилоты одержали 18 апреля.

Одну из них заявил пилот Erg/JG 2 фель­дфебель Шёнеманн. Отдельные стычки с противником отмечены 21 и 24 апреля. В первом случае немцы заявили две побе­ды, во втором - одну. Унтер-офицер Амхаузенд из I./JG 2 вступил в бой со «Спитфайром» в районе Остенде и сбил его. Вероятно, жертвой унтер-офицера стал взводный офицер Пилл из 91-й эскадри­льи, который отстал от своей группы, патрулирующей воздушное пространство над Ла-Маншем и был вынужден прыгать с парашютом. В тот же день JG 2 понес первую за долгое время боевую потерю. Пара «Спитфайров» из 66-й эскадрильи атаковала аэродром в Тьевиле, повредив Me 109E-7 W.Nr. 5979. Повреждения ока­зались столь велики, что самолет при­шлось списать. Эту победу следует запи­сать на счет командира крыла Макфи, который заявил всего лишь повреждение самолета противника.

29 апреля имело место несколько сты­чек между истребителями JG 2 и английс­кими самолетами, базирующимися в Биггин-Хилл. Две победы записал на свой бо­евой счет ас из III./JG 2 капитан Махольд. Потерь полк не понес, противнику лишь удалось повредить два «Фридриха-2».

Апрель закончился настоящей катас­трофой. 30 числа пилоты Erg/JG 2 разбили в районе Нанта в ходе учебных поле­тов сразу три Me 109E. Все самолеты по­лучили серьезные повреждения, но пило­ты остались живы.

В апреле полк одержал всего восемь побед, не потеряв ни одного пилота.

Май начался также, как кончился ап­рель - крайне неудачно. В районе базы в Тевилле столкнулись два истребителя. Погибли унтер-офицер X. Мейер и лей­тенант К. Фотель. Через неделю в тече­ние 48 часов полк дважды вступал в бой с противником, одержав 4 победы. Вече­ром И мая, в 21:00 над Портлендом сме­шанный отряд из I. и II./JG 2 вступил в бой с 12 «Спитфайрами» из 234-й эскад­рильи. На обратном пути немцы атако­вали группу «Харрикейнов» из 504-й эс­кадрильи. Всего немецкие пилоты заяви­ли три воздушные победы. Однако анг­личане потеряли всего один «Харрикейн». На следующий день одному из не­мецких пилотов удалось повредить «Бленхейм» из 59-й эскадрильи. Но уже в 16:00 пара «Спитфайров» из 616-й эс­кадрильи внезапно атаковала строй «Мессершмиттов» из II-й группы. Лет­ный офицер Дандас сбил унтер-офицера X. Риза. Me 109E-7 W.Nr. 3816 и пилот разбились. Это была первая потеря, по­несенная полком с начала года.

Через два часа четыре Me 109E из штаба полка завязали бой с четырьмя «Спитфайрами» из 54-й эскадрильи. Ан­гличане потеряли сержанта Кина, кото­рого сбил командир JG 2, майор Бальтазар. Сбив один истребитель немцы попы­тались выйти из боя, но англичане орга­низовали преследование, постоянно ведя огонь вслед уходящим немцам. «Эмиль» обер-лейтенанта Э. Ляйе получил три попадания, вызвавшие легкие поврежде­ния машины.

Похожим образом развивались собы­тия 19 мая. Около полудня над Портлен­дом показались самолета III./JG 2. Их перехватили англичане из 234-й эскадри­льи. Немцы заявили две победы без по­терь со своей стороны. Этот успех был во многом вызван скрытым подходом к цели, в результате чего англичане оказа­лись захваченными врасплох. Уже через час ситуация кардинальным образом из­менилась. «Спитфайры» в том же районе сумели захватить врасплох несколько Me 109 из I./JG 2. Англичане заявили пять побед без потерь со своей стороны. В дей­ствительности немцы потеряли только три Me 109E. Один из них - W.Nr. 6539 унтер-офицера К. Амханзенда - упал на территории Англии, погребя под своими обломками тело пилота. Два других ис­требителя дотянули до французского по­бережья, где приводнились. В доверше­ние всего во время рулежки повреждения получил «Фридрих-2» из III./JG 2. Всего за сутки полк, заявив три победы, поте­рял четыре своих самолета. Это был са­мый неудачный день с начала года.

На протяжении следующих трех недель не отмечено ни одного воздушного боя. Но полк потерял восемь машин, в том числе три пришлось списать. Девя­тый «мессер» полк потерял 9 июня, ког­да зенитным огнем с борта английских кораблей был сбит самолет Махольда. Первый успех летом пилоты одержали лишь 13 июня, когда в патрулировании над Англией фельдфебель Фалькингер из III./JG 3 перехватил одинокий «Лисандр» из 16-й эскадрильи и сбил его. Самолет в огне рухнул на землю. Погиб командир эскадрильи Уолкер.

17 июня полк вел интенсивные бои над Францией. Основную роль играл JG 26, но III./JG 2 сумел отличиться тремя победами, в том числе двумя, одержан­ными обер-лейтенантом Рёдерсом. Нем­цы потеряли Me 109F-2 W.Nr. 5522 и ун­тер-офицера X. Зойферта. Это была пос­ледняя потеря, понесенная полком во Франции. 18 июня штаб, П. и III./JG 2 перебазировали в район Кале, где англи­чане активизировали свою деятельность. В Галлии осталась только I./JG 2, кото­рая 29 июня перебазировалась в Брест.