Me 109 в пустыне

 

Незадолго до начала боевых действий против Югославии, немецкое командова­ние решило направить в Северную Аф­рику I./JG 27 с целью обеспечить воздуш­ное прикрытие сухопутных войск Эрвина Роммеля. Первые самолеты группы прибыли в Африку 18 апреля 1941 года и уже на следующий день приступили к боевым вылетам. Это были самолеты 1-й эскадрильи, которую возглавлял обер-лейтенант Карл-Хайнц Редлих, имеющий на боевом счету десять побед. В его рас­поряжении было около дюжины пилотов и примерно такое же число самолетов. Тем не менее, появление эскадрильи ока­зало заметное влияние на ход боевых дей­ствий в Ливии. До этого в Ливии в воз­духе господствовали английские «Харрикейны», которым противостояли давно устаревшие итальянские «Фиаты». Ита­льянцы уступали англичанам более 50 км/ ч максимальной скорости. Появление «мессеров» полностью изменило создав­шуюся ситуацию. Теперь англичане ста­ли уступать противнику 50 км/ч макси­мальной скорости. Немецкий истреби­тель превосходил английский по ряду других характеристик, что позволяло не­мецким пилотам уверенно доминировать в небе.

Уже 19 апреля произошли первые воз­душные бои. Пилоты 1-й эскадрильи за­явили четыре победы, потеряв один Me 109. Обер-лейтенант Редлих заявил о двух сбитых им в районе Тобрука самолетах противника. Его 12 победа одновремен­но стала 100-й победой I./JG 27, одержанной частью с начала войны. 98-ю победу группы одержал унтер-офицер Зиппель, который в районе немецкого аэродрома в Газали сбил «Харрикейн», одержав свою третью личную победу. Четвертая победа дня выпала на долю лейтенанта Шрёра (101-я победа группы). Жертвами немцев стали пилоты 61-й и 274-й эскад­рилий, причем Редлих или Шрёр сбили командира эскадрильи Лэпсли. В течение нескольких дней немцы сбили еще не­скольких ведущих офицеров RAF. Вооб­ще, с прибытием I./JG 27 в Северную Африку для англичан начались трудные дни.

20 апреля унтер-офицер Зиппель сбил «Веллингтон», но на следующий день сам был сбит и погиб. 21 апреля в районе не­мецкого аэродрома был сбит и лейтенант Шрёр, который все же уцелел, хотя и по­лучил множество ранений. Эта потеря была возмещена обер-фельдфебелем Эспенлаубом, который сбил очередной «Харрикейн», снова одержав 100-ю побе­ду группы, на этот раз официально под­твержденную. 22 апреля группа потеря­ла еще одного пилота - обер-фенриха Помпша, также сбитого английскими истребителями.

20 апреля в Газали прибыла 2-я эскад­рилья, 21 апреля прибыл штаб группы во главе с командиром - капитаном Нойманном, а 22 апреля на аэродром прилетели самолеты 3-й эскадрильи. 23 апреля 1941 года группа совершила первый вылет полным составом. Структура и командо­вание группы были следующие: Stab/JG 27 (капитан Эдуард Нойманн), 1./JG 27 (обер-лейтенант Карл-Хайнц Редлих), 2,1 JG 27 (обер-лейтенант Эрих Герлиц), 3./ JG 27 (обер-лейтенант Герхард Хомут).

23 апреля I./JG 27 дважды вылетала на сопровождение пикирующих бомбар­дировщиков из StG 2, бомбивших Тоб­рук. В ходе первого вылета произошло столкновение с английскими истребите­лями. Два пилота группы заявили в об­щей сложности четыре сбитых «Харрикейна» из 73-й эскадрильи. Среди жертв обер-лейтенанта Францискета и лейте­нанта фон Моллера оказался командир эскадрильи Уайкхем-Барнс. Примерно в то же время свою очередную победу зая­вил Редлих. Командир 1-й эскадрильи вел патрулирование, когда обнаружил фор­мацию «Бленхеймов» из 55-й эскадрильи. Он атаковал противника и обстрелял два бомбардировщика. Один из англичан объятый пламенем рухнул на землю. Дру­гой самолет по оценке немецкого аса так­же должен был упасть, но в действитель­ности самолет лишь получил определен­ные повреждения, которые не помешали ему вернуться на базу. Другой отряд «Бленхеймов» во второй половине дня атаковало звено обер-фенриха Марселя. Выходя к цели районе Тобрука Марсель заметил еще группу «Харрикейнов». Не­мецкий пилот бросил бомбардировщики и атаковал истребители. За первый заход четверка Марселя сбила один истреби­тель из 6-й эскадрильи, который прикры­вал всю группу самолетов. В действитель­ности жертвой немцев стал командир эс­кадрильи Уэлд. На протяжении дня I./JG 27 одержала семь побед, потеряв два Me 109 и одного пилота - фельдфебеля Лянге.

Следующая крупная битва произош­ла 1 мая, когда 3-я эскадрилья снова со­провождала отряд «штук», шедших бом­бить Тобрук. В районе цели немцев пе­рехватило около десяти английских ис­требителей из 274-й и 6-й эскадрилий. При подходе к цели немцы получили при­каз перехватить английский разведчик, шедший над Акроной. Командир эскад­рильи, обер-лейтенант Хомут разделил свои силы на две части. Сам повел одну часть на перехват разведчика, а звено Марселя оставил сопровождать пикиров­щики. Вскоре почти одновременно про­изошло два боя. «Харрикейны» попыта­лись атаковать пикировщики, но Мар­сель, пользуясь преимуществом в высо­те, перехватил противника, сбил два «Харрикейна» и сорвал их атаку. В 20 км южнее другую группу «Харрикейнов» атаковал отряд Хомута. И здесь немцы сбили два английских самолета. Англи­чанам удалось сбить только один немец­кий самолет, пилотированный ефрейто­ром Кеном. К вечеру дня на боевом сче­ту I./JG 27 в Северной Африке уже зна­чилось 27 побед, в том числе 22 над «Харрикейнами». Англичане за этот период действительно потеряли 22 истребителя этого типа.

После периода напряженных боев наступило затишье. 4 мая 1941 года DAK перешел к обороне. В эти дни единствен­ную победу удалось одержать только обер-лейтенанту Хомуту.

15 мая англичане, усиленные 43 истре­бителями и более 200 танками начали наступательную операцию под кодовым названием «Brevity». Целью англичан было прорвать кольцо окружения вокруг Тобрука. Несмотря на то, что наступле­ние обычно сопровождается активным использованием авиации с обеих сторон, в действительности это не имело место. Полеты были ограничены до минимума.

15 мая, в первый день наступления, нем­цы сумели сбить всего два английских самолета, причем обе победы записал на свой счет Хомут. Англичане начали было продвигаться вперед, но были быстро остановлены. Сложилась патовая ситуа­ция, в которой ни одна из сторон не мог­ла добиться решительного превосход­ства. Боевые действия в воздухе шли вяло. Лишь 21 мая состоялось крупное сражение, и то по недосмотру англичан. Те решили совершить налет большим отрядом легких бомбардировщиков, не обеспечив им истребительного прикры­тия. Что хуже всего, в бой была брошена 14-я эскадрилья, только что прибывшая на фронт и укомплектованная зелеными пилотами. В таких благоприятных усло­виях немецким летчикам не могли поме­шать ни тяжелые погодные условия, ни нехватка бензина. На перехват «Бленхеймов» поднялось звено из 3-й эскадрильи. Немцы перехватили англичан над шоссе Капуццо-Тобрук. Семи минут немцам хватило, чтобы сбить пять бомбардиров­щиков. По две победы одержали фельд­фебель Ковальски и обер-лейтенант Хо­мут, что стало для него уже традицией.

Эта победа не имела ровно никакого продолжения. В первой декаде июня пи­лоты I./JG 27 сумели сбить только три самолета противника - все в ходе неболь­ших стычек с малыми группами англий­ских истребителей. В ночь с 13 на 14 июня генерал Уэвелл приказал начать опера­цию «Battleaxe» - еще одну попытку раз­блокировать Тобрук. Ранним утром 14 июня аэродром I./JG 27 был атакован одиночным «Мэрилендом», который со­провождал один «Харрикейн»! Пока ан­гличане выискивали цели на аэродроме, в воздух поднялась пара «мессеров», ко­торая в лобовой атаке сбила английский истребитель, пытавшийся прикрыть сво­его подопечного. Самоотверженным ан­глийским пилотом был капитан К. Драйвер, ас 1-й южноафриканской эскадри­льи, имеющий на счету 11 побед. К свое­му счастью, Драйвер успел покинуть го­рящий самолет, его парашют раскрылся и пилот благополучно опустился на зем­лю, прямо в руки немецких солдат. Тем временем обер-лейтенант Фрацискет, сбивший Драйвера, атаковал «Мэри­ленд» из 24-й южноафриканской эскад­рильи, добился нескольких попаданий и вызвал на борту самолета пожар. Вскоре лейтенант Хоффманн сбил еще один оди­ночный «Мэриленд» из 39-й южноафри­канской эскадрильи. В тот же день Редлих и Шнайдер сбили по одному «Харрикейну» из 1-й южноафриканской эскад­рильи. В итоге за день I./JG 27 одержала пять побед. Всего пять побед в первый день крупного наступления! Этот факт наглядно иллюстрирует уровень актив­ности как немецкой, так и английской авиации в Северной Африке.

В воскресенье, 15 июня, англичане бросили в бой всю имеющиеся у них авиа­цию. Потери англичан тут же удвоились - пилоты I./JG 27 заявили в тот день де­сять побед, в том числе восемь «Харрикейнов», потеряв двух пилотов. Героями дня стали Редлих и Хоффманн, которые заявили по две победы. Свою первую из будущих 60 побед одержал обер-фенрих Ганс-Арнольд Штальшмидт. На следую­щий день снова отличился Хоффманн, сбивший два из трех «Харрикейнов». 17 июня стал счастливым для лейтенанта Г. Шмидта, который заявил сразу четыре победы, побив тем самым все рекорды части. Успех Шмидта был тем более це­нен, что составив половину побед груп­пы за сутки.

Несмотря на то, что и это наступле­ние англичан провалилось, уже 17 июня Уэвелл попробовал снова перехватить инициативу.21 июня немцы отразили последние попытки англичан атаковать под Соллюмом, на этом завершилась опе­рация «Battleaxe». В ходе трех первых, самых напряженных дней боев (15-17 июня) англичане потеряли 33 истребите­ля и три бомбардировщика, в то время как пилоты I./JG 27 заявили 19 истреби­телей и два бомбардировщика, потеряв десять Me 109. Уже 18 июня эта пропор­ция сместилась еще больше в пользу нем­цев, когда немецкое звено устроило по­гром восьмерке «Томагавков» из 250-й эскадрильи. На базу не вернулись сразу четыре истребителя. Обер-лейтенант Ред­лих, лейтенант Реммер и унтер-офицер Штайнхаузен одержали по одной побе­де, сбив взводного офицера Манро, сержанта Мортона и сержанта Саммера без потерь со своей стороны.

С окончанием операции «Battleaxe» в небе Северной Африки наступила тиши­на. Обе стороны копили силы, а густая пыль, висящая в воздухе, исключала воз­можность полетов. В последних днях июня произошло всего несколько стычек. В июле боевые вылеты были и вовсе ог­раничены. Например, в последнюю неде­лю июня было отмечено всего четыре контакта с противником, закончивших­ся для англичан потерей пяти самолетов.

Два из них - оба «Харрикейны» - сбил Францискет. В одном из июльских боев удалось сбить сразу три «Томагавка», один из которых оказался на счету все того же Францискета.

Август не принес больших изменений. Обе стороны окопались и не проявляли активности, что, соответственно, сказы­валось на активности авиации. Истреби­тели лишь совершали патрулирование, изредка совершая вылеты на прикрытие разведчиков и бомбардировщиков, или на перехват противника. Несмотря на ограниченные возможности, немецкие пилоты использовали их полностью. Так, за август было сбито 18 самолетов, при этом группа не потеряла ни одного пи­лота! Самым удачным днем стало 21 ав­густа, когда немцам удалось перехватить группу английских бомбардировщиков, состоявшую из пяти «Мэрилендов» из 24-й южноафриканской эскадрильи и 16 «Харрикейнов» сопровождения из 229-й эскадрильи. Немцы действовали силами десяти Me 109. За несколько минут боя немецкие пилоты заявили шесть побед, в том числе над тремя бомбардировщика­ми. Среди героев дня были лучшие асы части: капитан Редлих и лейтенант Шрёр. Всего за 21 августа пилоты I./JG 27 зая­вили восемь побед, потеряв один Me 109. В действительности в тот день противник потерял семь самолетов. Обе дополни­тельные победы немцы одержали утром, когда немецкий патруль наткнулся на группу «Томагавков» из 2-й южноафри­канской эскадрильи. Стремительно ата­ковав, немцы сбили две машины: коман­дира эскадрильи и его ведомого. Побе­ды записали капитан Герлиц и лейтенант Котманн.

29 августа снова англичане и немцы встретились друг с другом. Вечером этого дня к юго-западу от Сиди-Барани лей­тенант Шредер в пике со стороны солн­ца атаковал отряд «Томагавков» из 250-й эскадрильи и прицельной очередью прошил ведущий самолет взводного офи­цера Колдуэлла, позднее ставшего леген­дой RAF в Северной Африке. Буквально нескольких пуль не хватило, чтобы анг­лийский самолет рухнул на землю. Одна­ко несмотря на пожар в двигательном отсеке австралийский пилот сумел удер­жать машину в воздухе и дотянуть до базы. Шредер, заметив мелькнувший в воздухе сброшенный фонарь кабины, ре­шил, что англичанин будет прыгать с парашютом и не стал добивать самолет. Эта ошибка позднее дорого обошлась люфтваффе, поскольку Колдуэлл одер­жал большое число побед, в том числе сбив несколько ведущих немецких асов. Напряженность боев немного возросла в сентябре - погода улучшилась и обе стороны начали готовится к наступле­нию. В первой половине месяца несколь­ко побед одержал Марсель, сумевший довести свой боевой счет до 15-18. Одно­го из своих противников Марсель сбил 14 сентября, когда I./JG 27 одержала сра­зу восемь побед. Немцы сбили пять «Харрикейнов», двух «Томагавков», а Хомут сбил «Мэриленд» из 24-й эскадрильи. В тот день англичане потеряли семь само­летов. Спустя десять дней немцев ожидал очередной крупный успех. Утром звено Марселя вылетело на перехват девяти «Мэрилендов», но задание целиком вы­полнить не удалось. В районе Бардии Марсель обнаружил два «Мэриленда» и сбил одного из них, сделав два боевых захода. В другом бою одну победу одер­жал Хомут, которому удалось сбить ко­мандира крыла Сандерса из 3-й южноафриканской эскадрильи. Основные собы­тия дня случились ближе к полудню, ког­да усиленное звено из 3-й эскадрильи вылетело на свободную охоту в район перевала Халфайя. Там немцы наткну­лись на две группы английских истреби­телей, насчитывавшие по девять «Харрикейнов» каждая. Немцы дружно атакова­ли сначала группу 1-й южноафриканской эскадрильи, а затем группу морской авиа­ции. За 15 минут немцы заявили шесть побед: обер-лейтенант Хомут одну, обер-фельдфебель Ковальский одну, а обер-фенрих Марсель - четыре! В результате Хомут с 27 победами остался лучшим асом группы, а на второе место вышел Марсель, имея 23 победы.

Всего в сентябре 1941 года пилоты I./JG 27 одержали почти 30 побед, снова не потеряв ни одного пилота!

Пока I./JG 27 наслаждалась триум­фом, в Африку прибыли первые подраз­деления II./JG 27. 16 сентября на Черный континент передислоцировалась 4-я эс­кадрилья, возглавляемая обер-лейтенантом Рёделем. 25 сентября прибыла 5-я эскадрилья обер-лейтенанта Дюлльберга, а 27 сентября - 6-я эскадрилья обер-лейтенанта Штрёсснера. Последним, 29 сентября перебазировался штаб группы, которым командовал капитан Липперт. 26 сентября пилотам из 4./JG 27 выпала честь совершить первый боевой вылет П./ JG 27 в Северной Африке. В задачу лет­чиков входила свободная охота в районе Соллюма, но вылет не принес каких-либо событий. Первую победу пилотам II./JG 27 удалось одержать лишь 3 октября в районе Бук-Бук. Унтер-офицер Хорст Ройтер из 5./JG 27 сбил «Харрикейн» сержан­та Лоури из 33-й эскадрильи. Спустя не­сколько часов в районе Сиди-Барани по одной победе одержали Рёдель и Шахт.

Вместе с появлением новой части, полностью укомплектованной и осна­щенной новыми самолетами, роль I./JG 27 резко уменьшилась. Немногие уцелев­шие «Эмили» группы находились в пла­чевном состоянии. Несмотря на это груп­па продолжала полеты. Например, 12 октября отдельные пары и звенья 3-й эс­кадрильи несколько раз вступали в бой с английскими истребителями. Первая стычка произошла в 8:00 в районе Бук-Бук и закончилась победой, одержанной Францискетом. Позднее Марсель сбил еще два самолета противника, а в 9:05 в районе Сиди-Омар еще одну победу на свой боевой счет добавил лейтенант Зиннер. К бою присоединилось звено из П./ JG 27. Свежие самолеты атаковали обо­ронительный круг «Томагавков» и «Харрикейнов». По самолету сбили лейтенант Кернер («Томагавк») и капитан Керлиц («Харрикейн»). Всего немцы насчитали за сутки шесть побед, в том числе пило­ты 3-й эскадрильи сбили четыре «Тома­гавка» из 2-й и 3-й южноафриканской эскадрилий. Марсель и Францискет сби­ли лейтенанта Уэйтса, летного офицера Робертса и сержанта Скотта. Зиннер сбил «Томагавк» сержанта Паркера.

Но события 3 октября представляли собой скорее исключение, обычно пило­ты I./JG 27 редко одерживали заметные победы. В конце ноября аэродром 3-й эс­кадрильи подвергся налету ночных бом­бардировщиков RAF, в результате чего эскадрилья потеряла половину боеспособных самолетов. После этого случая было решено отвести I./JG 27 в Европу для отдыха и пополнения. В следующую ночь после получения приказа английс­кие ночные бомбардировщики нанесли удар по аэродрому 2-й эскадрильи, при­чинив и тут ощутимые потери! В конце октября группу все же отвели в Герма­нию. Пополнение, получение новых ма­шин, отпуска для пилотов и механиков продлились немного более месяца. 3-я эскадрилья вернулась в Северную Афри­ку 15 декабря, в то время как 1-я эскад­рилья действовала там уже с середины ноября 1941 года. I./JG 27 начала вторую часть своей африканской карьеры, закон­чившейся лишь весной 1943 года.

Первый этап африканской кампании для группы сложился очень удачно. С апреля до конца октября I./JG 27 одер­жала около 140 побед, потеряв всего око­ло десятка пилотов и, что плохо, почти все самолеты. Но следует помнить, что около половины потерь было вызвано авариями, повышенным износом двига­телей в условиях повышенной запылен­ности и налетами английских бомбарди­ровщиков. На боевые потери пришлось не более 15-20 машин. Учитывая, что фак­тический урон противнику составлял где-то около 120 самолетов, можно заклю­чить о высокой эффективности действий группы. Успех объяснялся хорошей под­готовкой пилотов, а также техническим превосходством Me 109E над английски­ми самолетами.