Me 109 расширяет LebensRaum

 

В ноябре 1940 года после визита Молотова в Берлин Гитлер принял оконча­тельное решение напасть на Советский Союз. Начало боевых действий было на­мечено на май 1941 года, однако резкие изменения в юго-восточной Европе зас­тавили Гитлера отодвинуть начало на­ступления на месяц. В качестве оконча­тельной даты выбрали 22 июня. Требо­валось сконцентрировать мощные удар­ные силы на исходных позициях всего за две-три недели. Например, 53-й истреби­тельный полк выдвинулся на исходные позиции в период с 12 по 14 июня.

Несмотря на то, что JG 53 целиком участвовал в плане «Барбаросса», он ни­когда не действовал как единое целое, а был «порезан на кусочки» и разделен между двумя группами армий следую­щим образом:

 

Stab/JG 53 Кшевицемайор Г. фон Мальтцанце        2 (Mitte)

I./JG 53   Кшевице о/л В. Бальфанц                         Lfe 2 (Mitte)

II./JG 53 Нойзиделькапитан Г. Бретнюц                  Lfe 1 (Nord)

III./JG 53 Рачки/Соболево     капитан В.Д. Вильке FLKps. VIII (Mitte)

 

Полк был целиком оснащен истреби­телями Me 109F-2 и полностью укомплек­тован. Наиболее опытной в составе пол­ка была III./JG 53, имевшая на боевом счету более 200 сбитых самолетов.

Боевые действия полк начал уже в 2:50 по Берлинскому времени (3:50 по местному и 4:50 по московскому време­ни), когда в воздух поднялись самолеты II./JG 53. В задачу группы входило провес­ти наступательное патрулирование с целью очистить небо от возможных истребителей противника. В ходе полета немцы обнару­жили одиночный И-16, однако короткий бой не принес результатов.

Через полчаса, в 3:20 взлетели само­леты III./JG 53. Их целью были советс­кие аэродромы в районе белорусско-ли­товской границы. Штабное звено вместе с 7-й эскадрильей атаковали аэродромы Алытус и Ораньи, в то время как 8-я эскадрилья направилась в район Оссова, где немцам удалось уничтожить на зем­ле семь самолетов. Штаб и 7-я эскадри­лья завязали первый воздушный бой, в ходе которого обер-лейтенант Вильке и фельдфебель Штумпф заявили, соответ­ственно, три и один И-15(Скорее это были И-153.). 9-я эскадрилья, как и 8-я атаковала наземные цели.

В 3:40 свой первый вылет совершила I./JG 53. Задачей группы было сопровож­дать формацию Ju 87. Полет прошел спо­койно, поскольку советских истребите­лей в воздухе не встретилось.

После первого удара последовала короткая пауза. Механики спешно гото­вили машины к очередному вылету, а пилоты обобщали опыт первого боя с новым противником. Второй вылет был запланирован на 6:00, но уже в 5:30 в воз­дух поднялось дежурное звено II./JG 53 на перехват группы СБ-2. Немцам уда­лось обнаружить противника и сбить че­тыре самолета, в том числе обер-фельдфебель Литьенс - два. Советским бортст­релкам удалось прошить очередью Me 109F-2 W.Nr. 6674 «двойной шеврон» командира II./JG 53, капитана Бретнютца. Пуля раздробила руку пилота и он решил совершить вынужденную посадку по ту сторону линии фронта между Эрцвилкасом и Немаксчяем. Пилоты груп­пы были очень опечалены столь неудач­ным началом кампании и попробовали подобрать командира. На его спасение был отправлен «Storch», однако все уси­лия оказались напрасны. Бретнюц по­пал в плен. 26 июня наступающие не­мецкие части освободили капитана, но было уже поздно. Началась гангрена. Несмотря .на ампутацию руки спасти жизнь пилота не удалось. Хайнц Бретнюц умер 27 июня, имея к тому времени на боевом счету 35 побед.

Самолет Бретнюца позднее был обна­ружен немецкими солдатами. После ос­мотра его посчитали годным к ремонту и отправили в Германию.

В 6:00 в соответствии с планом «мес­серы» из III./JG 53 снова вылетели на со­провождение пикирующих бомбардиров­щиков. Во время этого вылета состоялся бой с группой И-153 и И-16. Пятеро пи­лотов заявили по одной победе, ценой потери Me 109 обер-фельдфебеля Кословски. За несколько минут до падения Кословски также сумел сбить одну «Чайку». Среди отличившихся был обер-фельдфебель Кроншнабель, это была его первая победа. Через полчаса во время свобод­ной охоты пилоты штаба и I./JG 53 че­тырежды вступали в бой с противником, заявив четыре победы, в том числе три - штабное звено полка. В 9:00 летчики 1.1 JG 53 снова были в воздухе, сопровож­дая отряд Ju 87, а штаб полка занялся сво­бодной охотой. Оба отряда «мессеров» вступили в бой с советскими истребителями. Штабное звено наткнулось на 20 И-16, а истребители сопровождения были атакованы несколько меньшими силами. Штабисты вели долгий и безрезультат­ный с обеих сторон бой, а пилоты I./JG 53 заявили две победы. Одну из них, пер­вую в своей карьере одержал будущий эксперт полка лейтенант Целлот, которо­му суждено было погибнуть под Сталин­градом, имея на счету 71 победу.

Когда в 11:00 III./JG 53 вылетела бом­бить советские аэродромы в районе Виль­нюса, советская авиация нанесла ответный удар. На перехват советских бомбар­дировщиков вылетело несколько звень­ев I. и II./JG 53. К тому времени II./JG 53 уже командовал капитан Шпис, заняв­ший место погибшего Бретнюца. Пере­хват удался и пилоты полка заявили не­сколько побед. Пара пилотов из II./JG 53 - унтер-офицер Райбель и лейтенант Шульц заявили сразу пять сбитых ДБ-3. Через час снова в воздух поднялись дежурные звенья I. группы на перехват еще одного отряда советских бомбардиров­щиков, состоявшего из нескольких СБ-2. Были заявлены три победы, из которых одну записали на счет командира 1-й эс­кадрильи обер-лейтенанта Оли. Очеред­ную группу бомбардировщиков перехва­тило штабное звено группы, которое в 16:00 вылетело на свободную охоту в рай­он Кобрина. По дороге над Бялой Подляской пилоты обнаружили звено СБ-2. Первый самолет сбил лейтенант Шайсс (его вторая победа), второй - лейтенант Прой (первая победа), а третий - Мальтцан (18-я победа). Затем «мессеры» доле­тели до Кобрина, где провели штурмов­ку аэродрома, обстреляв стоящие на зем­ле самолеты. Примерно в то же время в большом бою участвовали пилоты III./JG 53, которые во время налета на советс­кий аэродром столкнулись с неожидан­но сильным отпором. В ходе боя немцы заявили сразу десять побед, потеряв обер-фельдфебеля И. Кроншнабеля, которому пришлось совершить вынужденную по­садку из-за аварии двигателя. В числе победителей оказались Вильке и будущий ас, лейтенант Юрген Хардер, который одержал в этом бою свою первую побе­ду. Затем в бой вступила I./JG 53, кото­рая сопровождала «штуки» и расчищала воздушное пространство. До цели истре­бители сопровождали пикировщиков, но после того как те отбомбились, смогли заняться свободной охотой. Вскоре немцы обнаружили пару советских са­молетов в районе Бялой Подляской. Оли направил им на перехват свое зве­но. Приблизившись, он определил са­молеты как ДБ-3. Обе машины были сбиты усилиями лейтенанта Падиора и фельдфебеля Венцеля.

Последние вылеты в тот день само­леты полка совершили в период между 19:15 и 21:00. Первым на атаку наземных целей вылетело штабное звено полка. Несколько «Мессершмиттов» из III./JG 53 вылетели на прикрытие наступающих танковых колонн. Немного позднее пи­лоты II./JG 53 сопровождали отряд Ju 88, но этот вылет прошел без осложнений. Несмотря на то, что в 22:00 еще было светло, все части полка завершили выле­ты и можно было подвести итоги дня. Это заняло довольно много времени, так как событий за сутки произошло очень мно­го. Всего за первые сутки войны полк зая­вил 75 побед, что составило четверть от всех заявок семи истребительных пол­ков люфтваффе. Лучше всего показала себя III./JG 53, которая заявила 36 по­бед, а еще 28 самолетов по данным пи­лотов было уничтожено на земле. По­тери полка - три самолета.

22 июня был одним из самых напря­женных дней кампании. Дальше каждый последующий день становился все спо­койнее. Перелом произошел именно 22 июня, советские ВВС потеряли множе­ство машин, поэтому оставшиеся силы приходилось растягивать по фронту. Немцы также несли потери, которые не могли немедленно восполнить. Это так­же заставляло снижать активность пол­ка. Уже 23 и 24 июня число боевых выле­тов резко сократилось. 23 июня полк со­вершил только шесть вылетов, а 24 июня - еще меньше. 23 июня пилоты II. и III./ JG 53 только по одному разу вступали в бой, понеся при этом потери. В частно­сти была сбита машина командира 7-й эскадрильи обер-лейтенанта Хайнца Альтендорфа, которому пришлось совер­шить вынужденную посадку в районе Граева, разбив при этом свой самолет. Еще тяжелее пришлось на следующий день пилотам I./JG 53, которые, пытаясь перехватить группу СБ-2 в районе Прушана, потеряли своего командира, капи­тана Вилфрида Бальфанца. Самолет Бальфанца был сбит очередью советско­го бортстрелка. Немцы заявили несколь­ко побед, в том числе лейтенант Тонне одну. В тот же день легкое ранение полу­чил лейтенант Шаллер из III./JG 53, пы­таясь провести штурмовку одного из со­ветских аэродромов.

25 июня советская дальняя авиация провела массированную ударную опера­цию. По всему фронту шли ожесточенные столкновения. Большая битва разгоре­лась над Вильнюсом, в которой участво­вали самолеты II./JG 53. Вечером выяс­нилось, что пилоты JG 54 и III./JG 53 за­явили в общей сложности около 50 по­бед, в том числе половина пришлась на 111-ю группу. Героем дня показал себя лейтенант Шрамм, который заявил сра­зу четыре победы. Не отстал от него фон Мальцан, который перехватил группу из девяти ДБ-3 и заявил четыре сбитых само­лета. Не обошлось и без потерь. Всего полк потерял шесть Me 109, из которых пять принадлежали III./JG 53. Примерно поло­вина потерь была вызвана авариями.

Удачным для III./JG 53 стало 26 июня, когда пилоты группы заявили 18 побед, потеряв лишь унтер-офицера Пфайффера, самолет которого попал в аварию. Вечером удача сопутствовала звену из 1./ JG 53, возглавляемому командиром эскад­рильи, обер-лейтенантом Оли. Проводя свободную охоту, четыре немецких истре­бителя атаковали группу И-153 и в ходе боя заявили три победы. Командир эскадрильи записал на свой боевой счет седьмую побе­ду, а унтер-офицер Банмер - первую.

27 июня произошло несколько мелких стычек. III./JG 53 прикрывала с воздуха немецкие танковые колонны. Пилоты группы доложили о 12 победах, одержан­ных ценой машины фельдфебеля Зауэра, сбитой советскими летчиками в районе Молодечно. Самому фельдфебелю уда­лось спастись и спустя несколько дней он вернулся в расположение части. Успехи других групп в тот день не известны, но можно оценить их примерно на том же уровне, что и в III./JG 53, причем две ос­тальные группы потерь не понесли.

III./JG 53 вела наиболее напряженные бои, соответственно неся более высокие потери. Две первые группы к вечеру 26 июня имели по 24 боеспособных истре­бителя. А 111-я группа к утру 29 июня рас­полагала всего 20 самолетами, из кото­рых могло летать 17. Остальные 14 Me 109F-2 были потеряны в период с 22 по 29 июня. Из них четыре были сбиты в воздушных боях, шесть были потеряны в результате аварий. Большинство сбитых машин пали жертвами бортстрелков со­ветских бомбардировщиков. Например, 29 июня командир полка, майор Гюнтер Барон фон Мальтцан, который вечером сбил бомбардировщик в районе Бобруй­ска, почти тут же был сбит ответным ог­нем другого самолета и совершил вынуж­денную посадку. Его ведомые одержали еще две победы и вернулись на базу. Не­удачей закончился день для I./JG 53, ког­да дежурное звено вылетело на перехват бомбардировщиков противника. Взлет­ная полоса оказалась плохо подготовле­на, и три самолета получили поврежде­ния при старте. В другой раз на скверной ВПП получили повреждения еще два са­молета, а один из пилотов был ранен.

30 июня III./JG 53 выполнила не­сколько вылетов, не одержав при этом заметных успехов. Одну победу одержал командир группы, который вечером в районе Бобруйска сбил на обратном пути на базу одиночный И-15. Активность других групп неизвестна, но можно пред­положить, что она была ограничена. Не­много активнее полк действовал 1 июля, когда II./JG 53 дважды поднималась по тревоге на перехват советских бомбарди­ровщиков. В обоих вылетах удалось до­биться побед. Две победы записал на свой боевой счет обер-фельдфебель Литьенс. В тот же день пара истребителей из III./ JG 53 несколько раз вылетала для при­крытия танковых колонн в районе Бори­сова, где немцам также удалось одержать по меньшей мере одну победу. Необыч­ное происшествие случилось 2 июня. В полдень пара самолетов 1-й эскадрильи вылетела на свободную охоту в район Тернополя. Там немцы перехватили груп­пу СБ-2. В ходе атаки лейтенант Шульц атаковал советский бомбардировщик. Очередь, пущенная бортстрелком СБ-2 разбила фонарь кабины и куски плексиг­ласа попали пилоту в глаза. Ситуация была совсем безнадежна, но обер-лейтенант Ганс Оли хладнокровно «взял ведо­мого на буксир». Он летел рядом с ма­шиной Шульца, постоянно отдавая ко­манды ослепшему пилоту, и сумел поса­дить ведомого на свой аэродром.

III./JG 53 в тот день занималась сво­бодной охотой, всего проведя шесть вы­летов парами самолетов. Было одержа­но несколько побед, в том числе сотая с начала кампании. Ее автором стал обер-лейтенант Белов. Те же задания группа выполняла 2 июля, заявив в течение дня еще семь побед. Две из них записали лей­тенанту Шрамму. В тот день на базу не возвратился унтер-офицер Лайфельд, который во время боя был ранен и сбит, после чего его посчитали пропавшим без вести. Спустя несколько дней пилот все же нашелся, хотя тяжелое ранение заста­вило его навсегда распрощаться со служ­бой в линейной части.

Несмотря на плохую погоду, 4 июля полк совершил несколько боевых выле­тов. III./JG 53 занималась прикрытием су­хопутных частей, одержав в тот день че­тыре победы без потерь со своей сторо­ны. Зато 5-я эскадрилья в тот день поте­ряла сразу двух пилотов. Унтер-офицер Райперт погиб к северу от Острова, а обер-лейтенант Шредер был ранен и со­вершил вынужденную посадку в районе Патаси. Еще два пилота полка получили ранения, один во время взлета, другой при посадке. Всего два «мессера» были записаны в графу безвозвратных потерь, а три машины получили повреждения.

Два следующих дня не отличались от предыдущих, по крайней мере для III./JG 53. 5 и 6 июля группа сбивала по четыре самолета в ходе вылетов по прикрытию с воздуха наступающих танковых ко­лонн. 6 июля победы добилось штабное звено полка, которое незадолго до полу­дня поднялось на перехват группы из 11 ДБ-3. Вылет прошел удачно - немцы зая­вили четыре сбитых бомбардировщика. Повезло пилотам I./JG 53, которые пере­хватили несколько небольших групп совет­ских бомбардировщиков и заявили десять побед. Среди героев дня оказался новый командир группы, капитан Ганс фон Верра, который отличился тем, что в 1940 году сумел сбежать из лагеря для военноплен­ных в Канаде. Сбитый им СБ-2 стал его первой победой на Восточном фронте.

7 июля имел место очередной бой с советскими бомбардировщиками. Четве­ро пилотов из штабного звена полка в 5:00 перехватили в районе Полное три СБ-2. Фон Мальцан сбил ведущий бом­бардировщик и тут же получил очередь со второй машины. Лейтенант Шисс за­менил вышедшего из боя командира и сбил отстреливающийся бомбардиров­щик. Когда же Шисс попытался атако­вать третий, то советский пилот снизил­ся до самой земли и, ловко маневрируя, начал уходить. Шисс расстрелял весь бо­екомплект и также вышел из боя. Пресле­дование продолжил обер-лейтенант Хайнеке. На следующий день произошла по­хожая история. Во время свободной охо­ты штабное звено полка перехватило три самолета, которые идентифицировали как «Валти» V-2. В действительности это были три Су-2. Началось преследование. Фон Мальцан снова сбил первый само­лет, второй бомбардировщик был сбит Пуфалем. За третьим Су-2, шедшим над самой землей, погнался Шисс. Погоня снова закончилась тем, что немецкий пилот расстрелял боекомплект, но так и не сумел сбить самолет. Почти одновре­менно в районе Острова бой вели само­леты II./JG 53. В том бою группа потеря­ла обер-фельдфебеля Маргштайна. Пи­лот, правда, успел покинуть горящую машину, но высоты не хватило, чтобы расправился парашют.

9 июля штаб полка заявил три очеред­ные победы над СБ-2. В тот же день пятеро пилотов из III./JG 53 также заявили победы. Они обнаружили небольшую группу советских самолетов, состоящих из Су-2 и одного Пе-2. В бою немцам уда­лось сбить один самолет, победу одержал капитан Хайнце, для него это был пер­вый успех. Пилоты II./JG 53 почти повто­рили результат предыдущего дня. Они перехватили несколько СБ-2 и заявили четыре победы, в том числе две Литьенс. Но героем дня стал майор фон Мальцан, который в ходе одного вылета заявил победы над двумя И-16 и одним СБ-2, тем самым доведя свой боевой счет до 30 по­бед. Не обошлось и без потерь, которые понесла I./JG 53. В двух боях группа по­теряла три самолета. Двое пилотов (лей­тенанта Гесса и унтер-офицера Блюма) получили ранения, а фельдфебеля Фран­ке посчитали погибшим. На следующий день I./JG 53 заявила 14 побед, потеряв два самолета и двух пилотов. Лейтенант Рюба пропал без вести, а лейтенант Хайдемайер погиб восточнее Житомира. Кроме того, вечером повреждения получил само­лет адъютанта группы, лейтенанта Тонне, а сам лейтенант был легко ранен в голову, когда очередь, пущенная одним И-15, про­шила кабину его «Фридриха».

Успешнее других в этот день действо­вал лейтенант Целлот, который в двух боях заявил три сбитых самолета, в том числе два ДБ-3, сбитых около 11:00, ког­да звено обер-лейтенанта Оли перехвати­ло группу советских бомбардировщиков, сбив пять из них. Еще две победы заявили пилоты III./JG 53, которые в тот день совершили несколько боевых вылетов на свободную охоту. Аналогично развива­лись события и на следующий день, ког­да снова было перехвачено несколько звеньев советских бомбардировщиков. Одну из побед на свой счет записал ко­мандир 3-й эскадрильи, обер-лейтенант Урзинус. Сбитый им ДБ-3 стал его пер­вой победой.

13 июля продолжались полеты. Все подразделения полка вылетали на сво­бодную охоту с целью прикрыть с возду­ха наступающие немецкие сухопутные части. Сопровождать бомбардировщики приходилось редко, поскольку в воздухе господствовала немецкая авиация. В те­чение дня полк доложил о нескольких сбитых самолетах противника, не поне­ся за сутки потерь. Активно действовало штабное звено полка. На следующий день штабное звено вело тяжелый бой с девятью СБ-2 и тремя И-16. Немцы до­ложили о двух победах (бомбардировщик и истребитель), которые записали на свой боевой счет фон Шисс и фон Мальцан. Штабное звено потерь не понесло, как и остальные эскадрильи полка. Исключе­ние составил лейтенант Рольф Клиппген из 9-й эскадрильи, который был ранен и совершил вынужденную посадку на лег­ко поврежденной машине. Лучше всего в тот день показал себя лейтенант Хардер, который сбил два И-16 в одном дневном вылете. На следующий день две победы в районе Киева одержал командир полка, который в течение одного боя сбил СБ-2 и И-15. Но уже во втором вылете другой И-15 очередью прошил радиатор на «Фридрихе» фон Мальцана, и пилоту пришлось совершать вынужденную по­садку. Тем временем дежурное звено П./ JG 53 вело ожесточенный бой с неболь­шим отрядом советских бомбардировщи­ков, атаковавших аэродром группы. Нем­цам удалось сбить три самолета. Позже по одной победе заявили фельдфебель Зауэр и фельдфебель Кословски, которые занимались свободной охотой в районе Смоленска.

16 июля 1-я эскадрилья полка вела тяжелый бой с эскадрильей ДБ-3. Немцы часто путали эти самолеты с американс­кими В-10 из-за похожей формы носа фюзеляжа. Несколько «мессеров» эскад­рильи вылетели в 11:00 на сопровожде­ние пикировщиков, шедших в район Винницы. После того, как «штуки» отбомби­лись и легли на обратный курс, истреби­тели занялись свободной охотой. Вскоре было обнаружено девять ДБ-3, которые тут же были атакованы. На этот раз бой развивался не слишком удачно. Хотя обер-лейтенанту Оли удалось сбить один ДБ-3, но и его самолет получил свою пор­цию свинца, заставившую пилота выйти из боя. Командование звеном принял на себя лейтенант Норберт Шефер, который заявил одну за другой две победы, после чего получил попадание в радиатор и тоже вышел из боя. Совершив вынужден­ную посадку, Шефер попал в плен - его первый вылет, когда он принял командо­вание и одержал свои первые победы, стал для него и последним. В ходе трех других вылетов пилоты I./JG 53 заявили еще три победы без потерь со своей сто­роны. Тем не менее, 1./JG 53 пришлось списать в тот день три Me 109, в том чис­ле два поврежденных. Еще тяжелее давал­ся опыт пилотам II./JG 53, чей аэродром подвергся бомбовому удару. Группа по­теряла два Me 109. Это был первый удач­ный налет советской авиации на аэродро­мы полка. III./JG 53 также понесла поте­ри - в плен попал фельдфебель Зауэр, у которого в районе Смоленска отказал мотор.

18 июля советская авиация предпри­няла новую попытку налета на немецкие аэродромы. Одна из групп бомбардиров­щиков вылетела в направлении аэродро­мов в районе Житомира, где дислоциро­вался Stab/JG 53. Однако немцы не дали себя захватить врасплох и рассеяли отряд из шести СБ-2. Пилоты штаба заявили три победы. Немного раньше, в 4:00 двое пилотов 1-й группы перехватили группу «пешек», сбив два бомбардировщика.

Падение обеих машин подтвердили на­земные наблюдатели. Одним из героев боя стал фельдфебель Райбель, для кото­рого это была уже пятая победа. Однако погреться в лучах славы Райбелю не при­шлось - из следующего полета он не вер­нулся. Его самолет упал, но сам пилот сумел спастись и спустя несколько дней выйти в расположение части. Меньше приключений выпало на долю обер-фельдфебеля Корнаца - несмотря на то, что его самолет получил повреждения от огня советской зенитной артиллерии, пилоту удалось дотянуть до своего аэродрома.

Удачно сложился для штаба полка день 20 июля. В районе Умани штабное звено перехватило звено Су-2, бомбящее наземные цели. Едва немцы зашли на ата­ку, из туч вынырнуло несколько И-15. Однако контратака не успела, немцы стремительно атаковали. Фон Мальцан обстрелял один бомбардировщик, но тут подоспели советские истребители, и на­чался бой. Шисс перехватил И-15, севший на хвост фон Мальцану, а сам фон Маль­цан вскоре сбил второй И-15. Это был его 40 самолет. Тем временем Пуфаль сбил один Су-2, добившись своей пятой побе­ды. Еще более удачным оказалось 23 июля, когда штабное звено вылетело на перехват группы СБ-2. Обнаружить противника не составило труда, поскольку группу засекла немецкая зенитная бата­рея. Хотя группу из шести бомбардиров­щиков прикрывали три И-16, немцы ата­ковали и в ходе короткого боя заявили пять побед: три истребителя и два бом­бардировщика. Один истребитель и один бомбардировщик заявил командир пол­ка. В тот же день пилоты из III./JG 53 постоянно действовали на центральном участке фронта, совершив несколько вы­летов, действуя парами. Группа заявила две победы: лейтенант Госнедль и обер-фельдфебель Нойгофф сбили по одному И-16. Такой же результат имела и I./JG 53, которая вместе со штабом действова­ла южнее, в районе Умани и Киева. Ана­логичные результаты были показаны и назавтра. Полк заявил в общей сложнос­ти четыре победы, потеряв два самолета поврежденными и одного пилота ранен­ным. На большее уже не хватило сил, в частях уже начала сказываться нехватка самолетов. В результате потерь и отсут­ствия запасных частей III./JG 53 располагала уже всего шестью боеспособными истребителями, а остальные имеющиеся машины или находились в ремонте или стояли на земле, ожидая подвоза нужных запчастей.

Конец июля ознаменовался успешны­ми действиями звена, выделенного из со­става III./JG 53 и действовавшего под Вязьмой. Звено насчитывало четырех пилотов: обер-лейтенант Гёц (командир), лейтенант Шмидт, фельдфебель Штумпф и фельдфебель Зайдель. Звено базирова­лось в Вярдине, выполняя функцию от­ряда раннего перехвата бомбардировщи­ков противника. Уже в первый день боев, 25 июля звено заявило восемь побед, в том числе лейтенант Шмидт четыре, а Гётц три. На следующий день, 26 июля было одержано еще шесть побед, на этот раз оплаченных ценой одного самолета, совершившего вынужденную посадку.

Снова успех сопутствовал штабу и I-й группе полка, которые утром 26 июля отражали налет на свой аэродром. Сна­чала немцы перехватили три СБ-2, а затем девять Ил-2, которых некоторые пи­лоты спутали с «Валти V-11». Один Ил-2 сбил Шисс. Затем он попытался атако­вать второй самолет, но тут обнаружил, что расстрелял весь боекомплект. Немцы заявили, что им удалось сбить все бом­бардировщики и штурмовики, а унтер-офицер Хагеродрн «умудрился» сбить еще и И-153 в придачу. Потери полка со­ставили один поврежденный «Фридрих», совершивший вынужденную посадку. На следующий день похожий успех одержа­ла III./JG 53, увеличив свой счет на 15 побед, среди которых три принадлежали капитану Хайнцу. В тот же день лейте­нант Эрих Шмидт получил Рыцарский крест за свою 30-ю победу.

29 июля штаб и 1-я группа перехвати­ли шесть ДБ-3 в районе аэродрома Но­вый Миргород. Точные результаты боя не известны. Еще четыре победы добави­ли на счет полка пилоты III./JG 53, дове­дя его до 1007. Этот очевидно неправдо­подобный результат был достигнут це­ной ощутимых потерь. Так за вторую половину июля полк потерял восемь са­молетов, в том числе два в результате боевых действий противника. 30 июля штабное звено полка участвовало в на­лете на штаб маршала Тимошенко под Киевом. Штурмовку выполнял отряд Ju 87, а «мессеры» обеспечивали прикрытие. В ходе вылета на огонь советской зенит­ной артиллерии нарвался Шисс. Коман­дир полка фон Мальцан заявил две по­беды над советскими бомбардировщика­ми. В 111-й группе поздравляли двух дру­гих пилотов: лейтенанта Хардера, одер­жавшего пятую победу, и обер-лейтенанта Мюллера, который принес группе юбилейную 200-ю победу.

На следующий день снова отличились пилоты штаба и 1-й группы полка, кото­рые несколько раз вступали в стычки с небольшими группами самолетов про­тивника. В результате этих стычек было заявлено девять побед: пять над Пе-2 и четыре над И-16. По две победы записа­ли фон Мальцан (два Пе-2), Тонне (Пе-2 и И-16) и фон Верра (два Пе-2).

Успехов полк добивался и в последу­ющие дни. Советские пилоты в тот пери­од летали только небольшими группами на малой высоте. Так 4 августа I./JG 53 одержала две победы: по одной обер-лейтенант Квет-Фаслем и обер-лейтенант Урзинус, который, сбив вечером Ил-2, заслужил право называть себя асом.

Важную для себя победу одержал 5 августа новый командир I./JG 53, обер-лейтенант Г.И. Хайнеке, занявший мес­то обер-лейтенанта Оли. Вечером, в рай­оне Барышевки, неподалеку от Киева, во главе звена «мессеров» Хайнеке вылетел в первый раз в роли командира 1-й эскад­рильи на перехват группы из пяти совет­ских бомбардировщиков. Вылет прошел удачно, немцы заявили два сбитых само­лета, одного из которых сбил новый ко­мандир эскадрильи. Это была его 15 по­беда и, одновременно, последняя победа штаба и I./JG 53. 6-7 августа обе части отвели в тыл для переформирования, а оттуда перебросили на новый участок фронта.

Тем временем, успешно действовала III./JG 53. 2 августа группа вошла в со­став Gefechtsverband Hagen, объединяю­щий остатки JG 27. Отряд действовал в районе Смоленского котла, где обе сто­роны вели отчаянные бои, стараясь пе­реломить ход сражения в свою пользу. Кроме свободной охоты летчики группы занимались штурмовкой наземных целей. Обычно в течение дня отмечались не­большие стычки с парами и звеньями со­ветских самолетов. Особняком стоит день 5 августа, когда пилоты группы за­явили 15 побед. Это было повторение рекорда от 27 июля. Двое пилотов сбили несколько самолетов в ходе одного вы­лета: лейтенант Шрамм два, а фельдфе­бель Калькум четыре.

В течение нескольких следующих дней пилоты III./JG 53 не добивались за­метных успехов, а их главным заданием было сопровождение пикировщиков. В группе оставалось всего несколько ис­правных машин, на которых пилоты ле­тали по очереди. 16 и 17 августа фельд­фебелю Клиппгену пришлось прыгать с парашютом, а фельдфебель Витцель дважды совершал вынужденную посадку, один раз разбив самолет, а второй раз серьезно его повредив. 18 августа группа располагала уже только одним боеспо­собным истребителем. К 20 августа уда­лось вернуть в строй еще три машины. 19 августа пилоты группы в районе Великих Лук заявили три победы. Но положение с материальной частью оставалось ката­строфическим. 21 августа на сопровож­дение отряда Ju 87 полк сумел отправить только два Me 109. Несмотря на стычку с истребителями противника побед одер­жать немецкие пилоты не сумели.

23 и 24 августа в районе Великих Лук группа смогла одержать сразу 15 побед. Дальше - больше. Правда, 25 и 26 авгус­та пилоты группы заявили только три и четыре победы, соответственно, но уже 27 августа число побед подскочило до 14, а 28 - до 29. Лучшим пилотом группы стал обер-лейтенант Альтендорф, который 27 августа «засчитал себе» три победы.

Но не все было так легко, как могло представиться. 31 августа отряд из шес­ти «мессеров», ведомый обер-лейтенантом Гётцем, штурмовал советский аэро­дром. В ходе штурмовки советские зенитчики сбили лейтенанта Шмидта, имевше­го к тому времени 47 побед, в том числе 18, одержанных над Англией. Шмидт был одним из лучших асов полка. Шмидт сумел покинуть горящую машину, но попал в плен.

В конце августа напряженность боев начала ослабевать. 7 сентября, например, группа заявила только семь побед. 8 сен­тября результат повторился, а 9 сентяб­ря летчики заявили 11 побед, в том чис­ле лейтенант Хардер и лейтенант Шрамм по две. На базу не возвратился лейтенант Бекманн, которому при­шлось садиться в аварийном режиме. 7 сентября по той же причине группа по­теряла лейтенанта Шаллера.

24 сентября 8-я эскадрилья в одном штурмовом вылете потеряла сразу двух пилотов: фельдфебель Винклер погиб, а капитан Хайнце пропал на несколько дней, но смог вернуться в свою часть. В результате этих потерь группе пришлось резко сократить число боевых вылетов. Ограничивалось также число самолетов, участвующих в каждом вылете. Сказыва­лась и нелетная погода - небо затянула сплошная облачность. Лейтенант Хар­дер, заметивший шестерку Су-2, оторвал­ся от своих товарищей и атаковал про­тивника. Хотя он доложил о том, что ему удалось сбить один самолет, остальные бомбардировщики скрылись в облаках. Внезапно Хардер понял, что не представ­ляет где находится и в какую сторону ему лететь. Он кружил над землей до тех пор, пока не израсходовал все топливо, после чего совершил вынужденную посадку. На его счастье, он оказался на своей сторо­не фронта, в районе Новгорода. Его Me 109F-2 W.Nr. 9212 «Шеврон с кругом» удалось спасти, но повреждения машины оценили в 35%, что требовало капиталь­ного ремонта в заводских условиях.

Этот не слишком удачный вылет имел место 25 сентября. Как позднее выясни­лось, это был вообще один из последних вылетов полка на Восточном фронте. В начале октября, с началом наступления вермахта на Москву, часть сняли с фрон­та и отправили в Рейх на переформиро­вание. Вслед за III-й группой в тыл от­правили и II./JG 53, которая прибыла на фронт во второй декаде августа и имела неполный состав. Под Старой Руссой действовал штаб группы, а также 4-я и 5-я эскадрильи, то есть всего 25 истребите­лей вместо 40. Первый боевой вылет П./ JG 53 провела 19 августа, но уже 22 авгу­ста потеряла унтер-офицера Шойхойпфлюга, который погиб в бою с советскими истребителями. Спустя три дня эту поте­рю удалось смягчить успехом обер-фельдфебеля Литьенса, который в районе озе­ра Ильмень заявил в ходе трех боевых вылетов пять побед. Наиболее продук­тивным оказался последний вылет, про­изведенный около 16:40. В результате вылета немцы заявили четыре победы, в том числе Литьенс три над И-16. Счастье не оставило обер-фельдфебеля и на следу­ющий день, когда в 5:00 в воздух поднялась дежурная пара 4-й эскадрильи. В ходе вы­лета Литьенс сбил еще один И-16, доведя число своих побед до 20. Следующая пара «мессеров» заявила еще две победы.

27 августа в II./JG 53 стал днем фель­дфебеля Рольваге, который в двух выле­тах заявил три победы, что составило почти треть всех успехов группы за день. Лейтенант Дингер из 4-й эскадрильи за­явил две победы (над Р-10 и И-16).

30 августа II-я группа понесла новую безвозвратную потерю. Унтер-офицер Нисколаус погиб, нарвавшись на огонь советской зенитной батареи. Но хуже все­го группе пришлось в начале сентября, когда за первую неделю месяца часть по­теряла сразу шесть самолетов, а также одного пилота убитым и двух раненны­ми. Не исправилась ситуация и в дальней­шем. 10 и 11 сентября в результате ава­рий группа потеряла два Me 109, в том числе Me 109F-4 W.Nr. 8408, пилотиро­ванный Литьенсом. 11 сентября, сопро­вождая отряд Ju 87, Литьенс был сбит И-16 в районе Романова. Самолет получил тяжелые повреждения, а пилот был ра­нен, что заставило его прыгать с парашю­том. Прежде чем его сбили, Литьенс ус­пел заявить две победы, которые соста­вили почти четверть успехов группы за сутки. Всего 11 сентября группа провела 4 боевых вылета, совершив 29 самолето­вылетов, одержав девять побед, в том числе семь в период между 9:00 и 11:00.

16 сентября фельдфебель Рольваге сбил одиночный Ли-2, который стал его 10 победой. 5 октября Рольваге совершил последний вылет II./JG 53. В ходе вылета он одержал последнюю победу группы на Восточном фронте. В 16:32 его жертвой стал одиночный И-16.

Всего в ходе кампании на Восточном фронте пилоты JG 53 заявили 769 побед. Потери составили 15 пилотов (погибшие, пропавшие без вести, взятые в плен), еще 26 пилотов было ранено. 55 самолетов было уничтожено, 41 тяжело поврежден, 23 поврежден в меньшей степени. Всего из 170 машин полк потерял 70%. Безвоз­вратные потери составили 32%.

Действия JG 53 на Восточном фрон­те можно признать удачными.