Me 109 в пустыне - 2

 

В конце сентября - начале октября в ходе подготовки и осуществления плана «Тайфун» немецкая армия провела широ­комасштабную кампанию, снимая с Вос­точного фронта часть сил и перебрасы­вая их в район Средиземноморья. Это решение было продиктовано ситуацией в Северной Африке, где события разви­вались в невыгодном для Германии клю­че. Англичане постоянно наращивали в Ливии свое военное присутствие, игнори­ровать этот факт уже не представлялось возможным.

Ситуацию в Африке предполагали переломить за счет активной деятельности авиации. В Африку и на Сицилию перебросили несколько дополнительных частей, в том числе 53-й истребительный полк JG 53, который в 1941 году воевал на Восточном фронте, а потом краткое время дислоцировался в Бельгии и Гол­ландии. Из России в Италию были пере­брошены все части Luftflotte 2, а также некоторые части, входившие в систему ПВО Рейха, например, III./JG 27.

Эта группа участвовала в боях на Восточном фронте с 22 июня 1941 года. С фронта часть сняли лишь в начале ок­тября, после того, как вермахту удалось прорвать фронт под Москвой. В то вре­мя группа летала на «Эмилях», что зас­тавило перебросить часть в Германию, где летчики получили новые Me 109F-4/ trop, и только затем отправить в Север­ную Африку. На момент отправки на но­вый фронт группа имела следующую струк­туру и командование: Stab/JG 27 (капитан Эрхард Брауне), 7./JG 27 (обер-лейтенант Эрих Герлиц), 8./JG 27 (обер-лейтенант Анрон Пойнтер), 9./JG 27 (обер-лейтенант Эрбо Граф фон Кагенек).

Часть прибыла на фронт 6 декабря, приземлившись на базе в Тмими. Менее чем через неделю группе пришлось пере­базироваться на базу Мартуба. В день переброски, 12 декабря, III./JG 27 одер­жала свои первые «африканские» побе­ды. Их автором стал фон Кагенек, кото­рый во второй половине дня в районе Тмими сбил два английских истребите­ля. Но этот успех вскоре сменился тяже­лыми минутами, когда 9 декабря италь­янский истребитель по ошибке сбил транспортник Ju 52, перевозивший на борту наземный персонал группы. В ре­зультате погибло пять человек, четверо получили тяжелые ранения и ожоги, выс­какивая из горящего «Юнкерса».

До конца декабря пилоты III./JG 27 еще несколько раз одерживали победы, в результате чего боевой счет группы вырос на 8 побед. Успешнее других дей­ствовал лейтенант Г. Ницше, который 24 декабря над заливом Агейла без особых усилий сбил два «Бьюфайтера». Это были две первые победы пилота. Напряжен­ный бой группе пришлось вести 31 декаб­ря, когда около полудня восточнее Агедабии звено «Фридрихов» из 7-й эскад­рильи завязало бой с «Харрикейнами». Немцы заявили две или три победы. В действительности, 229-я эскадрилья, со­провождавшая группу «Бленхеймов» в тот день потеряла только два самолета и двух пилотов: один погиб, а другой по­пал в плен.

В январе III./JG 27 одержала только одну победу, а в феврале - пять побед в двух боях, которые имели место в третьей дека­де месяца. В марте в похожих условиях группа одержала семь побед. Главными противниками немцев в тот период стали истребители Р-40, лучшие союзнические истребители в то время на этом ТВД.

Плохая погода, тяжелые бытовые ус­ловия, проблемы со снабжением и застой на фронте привел к ограниченной дея­тельности группы в апреле и мае 1942 года. В апреле пилоты группы участво­вали всего в пяти боях, заявив пять по­бед, а в мае боевой счет группы попол­нился единственной победой. В июне су­хопутные войска активизировались. К тому времени группа, располагавшая полутора десятком исправных самолетов имела на счету всего 19 успехов. Потери группы достигли 25 самолетов, еще 19 машин получили повреждения. Среди потерянных «мессеров» только восемь было потеряно в результате действий противника, почти все в воздушных боях. Самой тяжелой стала потеря в ходе од­ного боя сразу двух «Фридрихов», сби­тых австралийскими пилотами сержан­том Томпсоном и сержантом Дайсоном из 450-й и 3-й эскадрильи. Это произош­ло 27 февраля в 12:00 в районе Тобрука. Жертвами австралийцев стали унтер-офицер И. Ленц и лейтенант В.Д. Зирк. Оба немецких летчика попали в плен. В том бою немцы заявили пять сбитых Р-40, из этих побед две записали на свой счет пилоты III./JG 27: обер-лейтенант X. Тангеринг и фельдфебель К. Форбгер. В действительности, в том бою англичане потеряли только три «Киттихока», а один совершил вынужденную посадку на аэродроме, не выпуская шасси.

В середине июня ситуация обостри­лась. Только за первые три дня второй половины месяца пилоты III./JG 27 зая­вили семь побед в ходе трех боев, в том числе пять Р-40 и один В-24 «Liberator». В третьей декаде июня было сбито еще девять самолетов, в том числе пять при­шлось на 26 июня, когда в полдень в рай­оне Мартуха пилоты сбили четыре истре­бителя противника в течение 15 минут. В этот же период шесть побед одержали пилоты T./.TG 27. В действительности, пять истребительных дивизионов Содру­жества потеряло четыре «Кертиса», еще две машины получили тяжелые повреж­дения.

Но победы давались непросто. В июне группа потеряла 11 машин. За каж­дые три победы часть платила двумя ма­шинами. Среди жертв английских асов оказались в числе прочих командир 7-й эскадрильи, обер-лейтенант Германн Тангердинг, «мессер» которого получил повреждения и пилоту пришлось совер­шать вынужденную посадку. Потери, вызванные действиями противника были нормальными, а в потери в пилотах и того меньше. Лишь унтер-офицер К.Г. Панир попал в плен, когда 15 июня его «мессер» Me 109F-4/trop W.Nr. 10039 «желтая 8» был сбит огнем зенитной ар­тиллерии в ходе штурмовки аэродрома Гамбат. Панир выпрыгнул с парашютом, попав в список безвозвратных потерь группы.

Июль и начало августа прошло в на­пряженных боях. Битва длилась 40 дней без остановки на всем пути до Эль-Аламейна. Впрочем, участие III./JG 27 было достаточно скромным. Почти все успехи одерживались небольшим числом пило­тов, в то время как основные силы груп­пы занимались зачисткой воздушного пространства. За этот период группа за­явила 39 побед, потеряв дюжину самоле­тов. Затем на большую часть августа группа перебазировалась в Хаггаг-эль-Квасабу, где пилоты, наконец, получили отдых.

Когда осенью начались новые бои, III./JG 27 оказалась к ним совершенно не готова. К 1 сентября группа располагала только 27 Me 109F. Несмотря на посто­янную доставку новых самолетов, не уда­лось пополнить парк до штатной числен­ности, поскольку потери были высоки. Каждый месяц группа получала по 16-17 самолетов, но этого едва хватало для того, чтобы покрывать текущие потери. По состоянию на 1 ноября 1942 года груп­па располагала только 27 Me 109F.

В первой половине сентября успехи были редки. Обычно в одном бою удава­лось одержать не более одной победы. 15 сентября был успешным днем для III./JG 27. Пилоты доложили о 13 сбитых само­летах противника. Эти победы были одержаны в двух боях. Все самолеты были определены как Р-40, лишь Шрёр идентифицировал свою жертву как «Спитфайр». Этот неожиданный успех объясняется тем, что группе пришлось участвовать в крупном воздушном бою, который длился с 16:45 до 17:05. В этом бою участвовали и две другие группы полка. Все началось с того, что немецкие истребители сопровождали отряд пики­ровщиков, когда их перехватили 36 Р-40 из четырех эскадрилий. Охранение, со­стоявшее из 15 «мессеров», вступила в бой. В ходе боя не только удалось отсто­ять «штуки», но пилоты заявили 20 сби­тых самолетов противника. В действи­тельности союзники потеряли только шесть Р-40, а еще два были повреждены. Немцы потеряли 2 машины, но в III./JG 27 обошлось без потерь.

Похожим образом развивались собы­тия и в следующей битве, когда пилоты III./JG 27 заявили четыре сбитых «Киттихока». Союзники не подтверждают этих потерь.

В следующие дни немцам не удалось повторить такого успеха, несмотря на то, что Шрёр - лучший пилот группы - не вылезал из кабины. На протяжении не­скольких дней группа одерживала по одной-две победы, и лишь в начале октяб­ря результативность снова возросла. 2 октября заявлено 5 побед, а 9 октября -шесть. 9 октября также оказался траги­ческим для III./JG 27 днем. Аэродром подвергся бомбардировке, в результате группа понесла тяжелые потери в само­летах. Спустя несколько часов после на­лета в воздух поднялись 45 немецких ис­требителей, которые попытались отра­зить налет около 100 союзнических са­молетов. В ходе боя немцы заявили 11 сбитых машин, в том числе пилоты III./ JG 27 - три. В действительности союз­ники потеряли всего пять самолетов, не считая поврежденных. Следующий бой принес группе три очередные победы, итого шесть, из восьми побед, одержан­ных всеми немецкими самолетами в том бою. Все три победы группы в том бою -две Шрёра и одна Шёфбёка - получили подтверждение.

В этих двух боях группа потеряла три самолета. Два были сбиты в воздухе, а два повреждены на земле. Один из пилотов 7-й эскадрильи, фельдфебель В. Фингерхут прыгнул с парашютом и попал в плен. Такая же участь ожидала 13 октября од­ного из лучших пилотов группы - лейте­нанта Эриха Шёфбёка, командира 7-й эскадрильи, который в ходе боя с семью «Спитфайрами» в районе Эль-Аламейна был сбит и пропал без вести. Эта потеря оказалась не последней. На следующий день был сбит другой ас группы, обер-фельдфебель Г. Розенберг, который в ходе боя с английскими истребителями из 2-й и 4-й эскадрильи получил ранение.

Октябрь оказался наиболее напря­женным месяцем для III./JG 27. Правда, пилоты заявили 41 победу, но и сами по­несли тяжелейшие потери. Группа лиши­лась 32 самолетов, в том числе 19 уничтоженных, а также 11 пилотов убитых, пропавших без вести, раненых и взятых в плен. Среди них было два аса и два ко­мандира эскадрилий - кроме упомянуто­го Шёфбёка группа потеряла, занявшего освободившееся место командира 7-й эс­кадрильи, обер-лейтенанта В. Альтхофа. В ноябре закончилась эпопея III./JG 27. Роммель начал быстрое отступление. С воздуха отступающие части прикрыва­ли последние машины III./JG 27. Актив­ным действиям мешала нехватка боеприпасов и бензина, а также необходимого технического оборудования для обслужи­вания самолетов. Пилоты III./JG 27 по­стоянно сталкивались с мощным присут­ствием противника, который навязывал тяжелые бои, постоянно атакуя отступа­ющие немецкие колонны. В результате за месяц группа потеряла 21 истребитель, в конце ноября III./JG 27 располагала толь­ко 15 «мессерами», в том числе Me 109G-2/trop. О том, в каких тяжелых условиях были понесены эти потери, свидетель­ствует тот факт, что за весь месяц группа потеряла только одного пилота, но 16 человек наземного персонала погибло, получило ранения или попало в плен, в результате атак авиации и наземных войск союзников на аэродромы группы.

За ноябрь группа смогла сбить всего четыре самолета противника в трех боях, имевших место в первой половине меся­ца. Два сбитых самолета определили как В-24. Их сбили 4 ноября в районе Бенга­зи. В этой операции погиб лейтенант Эберхадр Шмидт из штаба III./JG 27. Его Me 109F-4/trop W.Nr. 13250 напоролся на огонь английской зенитной артиллерии.

В ходе битвы под Эль-Аламейном группа одержала 79 побед, потеряв 50 Me 109, не считая поврежденных машин. Пропало без вести или попало в плен 12 пилотов, четверо были ранены. Если счи­тать подтвержденные победы, то их со­отношение к потерям составило пример­но 1:1, что вряд ли можно назвать успеш­ным результатом.