справки о городской поликлинике №12 на нашем сайте

Сицилийские неудачи JG 77

 

После падения Туниса в начале мая 1943 года перед союзниками открылся ряд возможных продолжений кампании на Средиземноморском ТВД. Наиболее перспективным казалось начать боевые действия против Италии - наиболее сла­бого участка в системе «Festung Europa». В Италии немецкие войска должны были неизбежно испытывать проблемы со снабжением, кроме того, союзническая авиация уже полностью доминировала в этом районе. С другой стороны, немцы имели достаточно времени, чтобы нала­дить в Италии надежную противовоз­душную оборону, кроме того, узкий по­луостров могли оборонять меньшее чис­ло самолетов. Но то, что высадка союз­ников на «итальянском сапоге» была не­избежна, мало кто сомневался. Поэтому обе стороны копили силы для будущей кампании. Немцы испытывали острую нехватку резервов, поскольку их основ­ные силы были связаны на Восточном фронте и на северо-западе Европы. Со­юзники же располагали прекрасными базами в Африке и на Мальте. Для про­тивостояния им немецкое командование выделило три полка, в том числе JG 77. Все группы полка дислоцировались на Сицилии на юге Апеннинского полуост­рова. На вооружении полка состояли ис­ключительно машины Me 109G-6.

Незадолго до начала боевых действий в Сицилии группы были почти полнос­тью укомплектованы, а процент исправ­ных машин находился в норме. JG 77 имел следующую структуру, командование и силы: Stab/JG 77 (майор Йоханнес Штайнхофф, 4/3), I./JG 77 (майор Хайнц Бер, 38/28), II./JG 77 (капитан Зигфрид Фрайтаг, 41/37), III./JG 77 (майор Уббен, 39/29). Всего полк располагал 132 само­летами, из которых 96 были исправны.

Несмотря на то, что союзники распо­лагали на Средиземноморье меньшим числом самолетов, чем на северо-западе Европы, кроме того, это были машины старых типов, группировка союзников была достаточно мощна по ряду причин. Прежде всего, на стороне союзников был численный перевес, качественный пари­тет с противником и лучшая подготовка личного состава. В результате Luftflote 2 был вынужден уйти в оборону. В июне 1943 года натиск союзников, готовящих высадку десанта, усилился, и немецкие авиационные части начали нести повы­шенные потери. За этот период JG 77 по­терял 27 самолетов. Но самые трудные испытания были еще впереди.

1 июля полк провел всего несколько разведывательных вылетов и вылетов по сопровождению патрульного гидросамо­лета. Эти действия не принесли никако­го успеха. Лишь истребители I./JG 77, взлетевшие на перехват группы из 18 «Спитфайров», вошли с противником в огневой контакт. В ходе короткого боя фельдфебель Поль заявил свою 19-ю по­беду, сбив один «Спитфайр». Это был единственный успех, одержанный груп­пой в том бою. В свою очередь, англича­не сбили «мессер» из 3-й эскадрильи, в котором погиб фельдфебель Г. Цук. Од­нако еще до конца дня погибли два пи­лота из II./JG 77, вылетевшие на перехват группы «Спитфайров». Пара «Густавов» вылетела и вскоре связь с нею оборвалась навсегда.

На следующий день пилоты JG 77 совершили 75 самолето-вылетов, глав­ным образом на перехват самолетов про­тивника. Одну из таких групп, состояв­шую из В-25 и Р-40, удалось перехватить поутру и завязать с ней бой. Немцы зая­вили шесть сбитых Р-40 и один В-25, по­тери полка составили один Me 109. В тот день полк еще потерял пять Me 109 и два Me 109 получили повреждения в аварии. В полдень пилоты I./JG 77 проводили разведку боем в районе Мальты. Там они столкнулись с группой «Спитфайров», из которых им удалось сбить три. И снова полк понес потери - на базу не вернулся один «Мессершмитт», сбитый англичана­ми. Хотя в тот день пилоты полка заявили девять побед, потери составили 8 са­молетов. Среди сбитых были два «Уорхоука» из отдельной 99-й истребительной эскадрильи, укомплектованной неграми. Впрочем, чернокожие не остались в дол­гу - одну победу заявил 1-й лейтенант Чарльз Холл.

Ситуация не изменялась несколько дней. Сицилия подвергалась непрерыв­ным налетам союзнической авиации. С рассвета до заката, без остановки, союз­ники бомбили цели на острове. Немец­кая ПВО была подавлена. 3 июля полк Штайнхоффа лишь дважды участвовал в бою - на большее не хватило сил. Пер­вый бой произошел в 11:00 и закончился в пользу пилотов I./JG 77. Им удалось прорваться через строй Р-40 и заявить пять сбитых бомбардировщиков. Два, идентифицированные как В-25 и «Бос­тон» стали жертвами обер-фельдфебеля Мешке и фельдфебеля Шталя, которые благодаря своему успеху стали асами.

Кроме того, немцам удалось сбить два Р-40. Все эти победы были одержаны ценой одного «мессера», сбитого пилотами аме­риканской 33-й истребительной группы. Пилот самолета сумел спастись.

Совсем иначе развернулись события в полдень того же дня. Несколько «Мессершмиттов» из III./JG 77 вылетели на перехват отряду «Лайтнингов». Бой не принес побед, а на обратной дороге один Me 109 разбился, а второй получил по­вреждения, так как самолеты израсходо­вали все топливо.

Еще более жаркие бои разгорелись 4 июля между 10:00 и 12:00, когда за непол­ные два часа JG 77 дважды поднимал свои самолеты в воздух. В первом бою 16 Me 109 из 1-й группы завязали бой с 12 «Бостонами» и примерно 40 Р-40 из 324 FG. Немцы заявили четыре победы, по­теряв один самолет. Еще один «мессер» разбился при посадке, угодив в свежую воронку. В числе победителей оказались обер-лейтенант Беррес из 1-й эскадрильи, который одержал свою 50-ю победу, а также фельдфебель Кюдорф из штаба группы, который, сбив «Уорхоук», приоб­рел статус аса. Со своей стороны, пило­ты 324 FG заявили пять побед.

В другом бою, разгоревшемся над морем к востоку от Сицилии, участвова­ло 34 Me 109G из II./JG 77, а также 30 В-17 и 12 «Спитфайров». В результате корот­кого, пятиминутного боя было сбито де­сять самолетов: четыре В-17, три «Спитфайра» и три «Мессершмитта». Все немецкие пилоты уцелели, хотя один был ранен. Сре­ди победителей оказался командир группы, капитан Фрайтаг, который, сбив «Спит­файр», одержал свою 95-ю победу.

Однако насладиться успехом союзни­ки немцам не дали. Едва истребители приземлились, как аэродром подвергся массированному удару крупного отряда В-26. В результате инфраструктура базы получила серьезные повреждения, два Me 109 были уничтожены прямым попадани­ем авиабомбы, а еще пять машин полу­чили повреждения.

5 июля незадолго до полудня полк снова вылетел на перехват союзнических бомбардировщиков. Полк действовал силами первых двух групп, насчитывав­ших 23 боеспособных «Густава». Против­никами немцев были 27 бомбардировщи­ков из 99 BG и 20 «Лайтнингов» из 95 FS, входившей в состав 82 FG. Пилоты JG 53 связали боем американские истребители, благодаря чему пилоты JG 77 смогли про­рваться к бомбардировщикам и обстре­лять 11 из них. Потери американцев были оценены в шесть В-17. Кроме того, был сбит одиночный «Москито», который оказался в районе боя. Это был первый самолет «Москито», потерянный англи­чанами в регионе. Американские бортст­релки заявили 38 определенных и 11 ве­роятных побед, хотя немцы потеряли лишь один «мессер», пилот которого ос­тался в живых. Другая машина получила серьезные повреждения во время посад­ки, очевидно, снова из-за воронок, остав­ленных на ВПП американскими бомбовозами. Но все усилия немецких пилотов оказались тщетными. Американские бомбардировщики продолжили полет и разнесли аэродром Гербини, уничтожив и повредив 28 самолетов.

6 июля над Сицилией немцы сбили в общей сложности 17 союзнических само­летов, их которых только одна победа выпала на долю JG 77. Ее автором ока­зался лейтенант Лихи, который вместе с несколькими однополчанами участвовал в бою с 40 «Спитфайрами», сбив одного из них. 12 других боевых вылетов не при­несло никаких результатов. Потери пол­ка за сутки составили три уничтоженных «Густава» и один поврежденный. Все по­тери вызваны авариями. Неудачным ока­зался и следующий день. Немцы сбили над Сицилией 16 союзнических самоле­тов, и снова на долю JG 77 выпала толь­ко одна победа, которую одержал Штайнхофф, сбивший «Мартлет». II./JG 77 дважды вступала в воздушный бой со стандартными формациями бомбарди­ровщиков USAAF, потеряв в боях два Me 109, и не сбив ни одного самолета про­тивника. Несладко пришлось и другим немецким частям, поскольку сопровож­дение, составленное из Р-40 из 317 и 324 FG, действовало очень эффективно.

8 июля снова гремели бои, но резуль­тат их был иной. Пилоты JG 77 провели три боя, заявив пять побед, потеряв че­тыре Me 109, а еще один самолет повре­дили при аварии. Свою 160-ю победу одержал майор Штайнхофф, который в 16:30 доложил о сбитом Р-40. Противни­ками его полка были 12 «Бостонов» и около 30 Р-40 из 324 FG и 99 FS. Амери­канские пилоты заявили три Me 109, то есть столько, сколько потеряла II./JG 77.

В последний день авиационного на­ступления союзники готовили почву для предстоящего десанта. Тяжелее всех в тот день пришлось II./JG 77, которая четы­режды вылетала на перехват. Первый вылет начался в 7:00, когда 13 Me 109 в сопровождении 10 «мессеров» из других групп перехватили 36 В-25 и «Бостонов», сопровождаемых 30 Р-40. Еще один та­кой бой разгорелся около полудня. Дю­жина «мессеров» из II./JG 77 и десяток самолетов из других частей перехватили 24 «Балтимора» и В-26, сопровождаемые «Уорхоуками». Этот бой был еще более успешным для немцев. В первом бою с истребителями «Кертисс» из 324 FG нем­цы заявили четыре победы, в том числе две победы на счету 5-й эскадрильи. Во втором бою с тем же противником счет был удвоен. Еще четыре Р-40 записали на свой счет пилоты II./JG 77, в том числе два капитан Фрайтаг - командир группы. В обоих случаях немцы потерь не понес­ли, но два Me 109 из JG 53 получили по­вреждения, а один разбился в результате аварии. Пилоты 324 FG в обоих боях за­явили девять уверенных и четыре веро­ятные победы.

Тем временем, между 8:00 и 9:00 де­вять «Мессершмиттов», в том числе шесть из JG 77, вступили в районе Шачча-Трапани в бой с 34 В-17, сопровожда­емых восемью Р-38 из 14 FG. Немцы не смогли добиться успеха, потеряв при этом два Me 109. Один, пилотированный обер-фенрихом Фридрихом Мёнхом, был сбит а пилот погиб из-за неисправности парашюта. Другой «Густав» получил 25-% повреждения. Американцы заявили один сбитый самолет.

Вечером того же дня за несколько часов до начала операции «Ladbroke» немецкая авиация на Сицилии распола­гала 298 истребителями (все G-6) в трех полках, в то время как штатная числен­ность трех полков составляла 360 машин. Могло летать только 165 самолетов, то есть 55%. В JG 77 положение было еще более тяжелое, где из 113 самолетов бо­еспособность сохранило только 53 (47%). Как видно, действия союзников на про­тяжении нескольких дней перед высадкой дали свои плоды.

Несмотря на то, что первый день де­сантной операции на Сицилии («Husky») не принес решительного перелома, союзники бросили в бой такие силы, что нем­цы оказались прижатыми к земле. За сут­ки союзники провели 3600 самолето-вы­летов, в то время как Luftflote 2 произвел неполных 300, в том числе часть в ноч­ное время. JG 77 произвел 65 самолето­вылетов, из них 34 по сопровождению штурмовых «Фокке-Вульфов». В ходе двух таких операций противника в воз­духе не было обнаружено, но четыре са­молета получили повреждения от огня корабельной зенитной артиллерии. Ут­ром, между 8:40 и 10:00 «Мессершмитты» вели бой с группой Р-40, которые несли польские опознавательные знаки. Поля­ки сумели не пропустить немецкие истре­бители к бомбардировщикам. Двое пило­тов из 5-й эскадрильи заявили по одной победе, потерь немецкие летчики не по­несли. Немного хуже сложились дела ве­чером, когда пилоты заявили два сбитых Р-40 и один В-25, потеряв при этом по­врежденными два самолета. Еще пять машин были повреждены на земле само­летами союзников. III./JG 77 потеряла один «мессер» при невыясненных обсто­ятельствах. Всего за сутки полк потерял безвозвратно десять Me 109. Даже по­врежденные самолеты попадали в число невосполнимых потерь, так как уже 11 июля началась эвакуация частей люфт­ваффе с Сицилии, и поврежденные маши­ны пришлось бросить.

На протяжении следующих дней Luftflotte 2 не проводил крупных опера­ций, поскольку шла эвакуация частей. Если отдельные вылеты и совершались, то силами пар или звеньев. 12 июля из всех трех групп JG 77 активно действо­вала только II./JG 77, которая за сутки семь раз поднимала самолеты. Дважды группа вступала в бой с Р-38, не одержав при этом побед, но потеряв командира, капитана Фрайтага, который получил ранение в бою с «Лайтнингами». В тот же день I./JG 77 потеряла два истребите­ля вместе с пилотами - обе машины раз­бились при невыясненных обстоятель­ствах. В III./JG 77 также не обошлось без потерь. В районе Мальты был сбит ун­тер-офицер Ф. Шмидт из 9-й эскадрильи, который пал жертвой «Спитфайров» во время разведывательного полета.

13 июля стало для JG 77 черным днем. В этот день полк потерял сразу 24 само­лета, еще три машины получили повреж­дения, которые было невозможно испра­вить в сложившейся ситуации. I./JG 77 потеряла два Me 109 в авариях, один был сбит союзническими истребителями, а один уничтожен прямым попаданием авиабомбы на аэродроме. Ни одной по­беды немецким летчикам в тот день одер­жать не удалось. II./JG 77 перенесла раз­гром в 9:00, когда поднятая по тревоге вылетела на перехват. В бою союзники сбили один Me 109, еще два повредили. Четвертый самолет был уничтожен на аэродроме в ходе бомбардировки. К ве­черу личный состав группы уничтожил 12 неисправных самолетов, эвакуировать которые не представлялось возможным. Как и в I./JG 77, в II./JG 77 побед в тот день не одержал никто.

III./JG 77 потеряла пять Me 109, ко­торая вела бои над Сицилией, действуя с базы на Сардинии. Группа вступила в бой с «Лайтнингами» и «Спитфайрами» око­ло 7:30, заявив две победы (один «Спитфайр» и один Р-38). Потери группы со­ставили четыре самолета, в том числе машина командира 8-й эскадрильи, капи­тана Э. Омерта, одного из лучших асов полка. Пятый «Мессершмитт» был сбит огнем зенитной артиллерии.

14 июля оставшиеся истребительные части Luftflotte 2 прошли реорганизацию на базе Вибо-Валенция на юге Италии. Поскольку ни одна из групп не имела достаточно сил, то весь JG 77 объедини­ли в составе импровизированной JGr Vibo-Valentia. Пары и звенья новой ис­требительной группы совершили не­сколько боевых вылетов. Два вылета за­кончились боем и победой. Утром, в 8:00 1-я эскадрилья заявила две победы в ходе боя с группой «Спитфайров», не потеряв при этом ни одного самолета. Звено из 7-й эскадрильи сбило В-26, победу над ко­торым на свой счет записал ас III./JG 77 -обер-фельдфебель Иоганн Пихлер. Вско­ре после своей 37-й победы Пихлер сам был сбит «Спитфайром», прорваться к бомбардировщикам немцы не смогли.

Реорганизация не принесла ощути­мых результатов и на протяжении следу­ющей недели деятельность истребителей Lfe 2 практически замерла. Проявились проблемы со снабжением, а необычайно разрушительный налет, проведенный со­юзниками 16 июля силами около 105 средних бомбардировщиков на базу Вибо-Валенция привел к тому, что все стоявшие на аэродроме самолеты полу­чил повреждения той или иной тяжести. Из 80 машин 30 было уничтожено или не подлежало ремонту, были уничтожены многие строения, а все запасы сгорели. Остатки JG 77 участвовали в перехвате группы В-24, летящей на Бари. Перехват не удался. Пилоты JG 77 заявили два сби­тых «Либерейтора», действительные по­тери американцев составили три В-24. Бортстрелки заявили 11 достоверных по­бед, то есть «сбили» все немецкие истре­бители, участвовавшие в атаке. Группа же потеряла только один самолет, сбитый огнем зенитной артиллерии.

JG 77 продолжила службу лишь 23 июля, но только силами 1-й группы. Часть за сутки провела четыре операции силами 26 Me 109, участвовала в двух боях, но не одержала никаких успехов. Потери составили два Me 109. Один был по ошибке сбит немецкой зенитной батареей, а другой упал в результате ава­рии. На следующий день группа провела три боя, сбив один Р-51 из 25 «Апачей» и «Уорхоуков», перехватив этот отряд сила­ми 12 Me 109. Единственный сбитый в тот день самолет потеряла III./JG 77, кото­рая попыталась перехватить со своей базы на Сардинии союзнический пат­руль. В ходе преследования один само­лет упал в воду при невыясненных обсто­ятельствах.

25 июля обернулся для Lfe 2 настоя­щей трагедией. Над заливом Евфимия крупная группировка «Спитфайров», на­считывавшая более 40 машин, перехвати­ла десть Ju 52, сопровождаемых семью Me 109 из I./JG 77 и пятью Me 109 из П./ JG 27. Англичане навязали немцам бой, пользуясь своим численным превосход­ством. Были сбиты все десять транспор­тных «Юнкерсов» и четыре Me 109 из JG 77. Немцы смогли сбить только два ис­требителя, одну из побед заявил обер-лейтенант Штразен из Stab/JG 77, кото­рый почти сразу сам был сбит английс­ким истребителем. Среди сбитых оказал­ся один из асов полка - обер-лейтенант Э. Беррес. Беррес погиб.

Два следующих дня немцы занима­лись охотой на разведывательных «Мус­тангов» из 68 FRG. 26 июля одного из разведчиков сбил капитан Омерт. Это была единственная победа, одержанная за день. На следующий день дважды по­счастливилось фельдфебелю Шлику. Сначала утром он перехватил пару «Piper Cuby» и одного из них сбил. Лейтенант Кёлер повредил второй самолет. После полудня это же звено перехватило пару «Мустангов» и тут же атаковало против­ника. Захватить противника врасплох не удалось, американцы вовремя заметили противника. Тем не менее, фельдфебель Шлик сумел сесть противнику на хвост и сбить его. Вторым «Мустангом» занялся обер-фельдфебель Мешке. В горячке боя Мешке забыл снять оружие с предохра­нителя и, воспользовавшись этим, амери­канец начал отрываться. Его попытался перехватить лейтенант Кёлер, но было уже поздно. Нервы у Кёлера сдали, и он проорал по радио Мешке: «Это все из-за тебя, глупый засранец!»

В тот день полк заявил еще один сби­тый В-26, потеряв два Me 109 и одного пи­лота. На следующий день, 29 июля потери составили три Me 109, еще два самолета получили повреждения в результате ава­рий. Несмотря на несколько вылетов, ни одного самолета сбить не удалось.

Еще хуже сложились дела 30 июля. III./JG 77 рано утром вылетела по трево­ге, с целью перехватить американские бомбардировщики, шедшие бомбить базы на Сардинии. Разыгралась долгая битва, длившаяся 35 минут. Против немцев действовало 20 Р-40 из 317 FS и 16 из 319 FS. Немцы потеряли четыре Me 109. Три пилота были ранены, четвертый -лейтенант Вильке - погиб. Немцы заявили пять Р-40, но действительные потери составили все­го один «Уорхоук». Американские пилоты щедро «сбили» сразу 21 самолет!

В тот день III./JG 77 потеряла еще один самолет. В ходе разведывательного вылета в район Туниса пропал без вести один из пилотов. Тем временем I./JG 77, несмотря на два боя, не потеряла ни од­ного самолета, но и не смогла добиться побед. На следующий день, сопровождая отряд штурмовиков Fw 190, «мессеры» из I./JG 77 завязали бой с 25 Р-40 в районе Милаццо. Немецкие пилоты заявили одну победу, потеряв один Me 109. Еще один «Густав» разбился во время взлета. Три следующие самолета были потеряны на следующий день в результате аварий, а один Мс 109 из II./JG 77 был сбит в бою со «Спитфайрами» в районе Мессины. У «Мессершмитта» аса 1-й группы, обер-лейтенанта Франца Грдлички отказал двигатель, и самолет разбился, совершая вынужденную посадку. Это был первый бой и первая потеря группы за последние две недели, то есть с момента, когда груп­пу отвели в тыл для переформирования.

2 августа обе группы выполнили все­го три вылета численностью 25 Me 109 (не считая двух разведывательных мис­сий), из которых только один вылет, про­веденный десятью Me 109 из I./JG 77 при­мерно в 13:00 завершился контактом с про­тивником. Немцы сумели захватить врас­плох звено «Спитфайров» и сбить два са­молета. Одного из англичан сбил лейтенант Кёлер, это была его 25-я победа.

Это событие заметно не повлияло на ход боевых действий в регионе. Всего за тот день немецкие летчики заявили 21 победу. Весь полк JG 77, насчитывающий около 100 пилотов, сумел внести лишь 10% от общего результата.

Подобные результаты полк показал и на следующий день, когда восемь Me 109 из 1./JG 77 над Мессиной столкнулись с восемью «Спитфайрами» и девятью Р-40. В течение нескольких минут боя немцы за­явили три сбитых «Уорхоука». На базу не вернулись три Me 109G. Два из них полу­чили повреждения в результате аварии, а третий был сбит. Пилот этого самолета носил очень необычное имя Люфт-кампф (буквально «воздушная битва»).

Следующие два дня прошли для пол­ка по тому же сценарию.

3 августа 1I./JG 77 потеряла два само­лета, один получил повреждения, а дру­гой разбился. Обе потери стали резуль­татом аварии. 4 и 5 августа группа лиши­лась четырех Me 109, в том числе один самолет числился в безвозвратных поте­рях. Снова все машины получили по­вреждения в результате аварий.

7 августа полк одержал свои после­дние успехи. В полдень 11 «Мессершмиттов» вступило над Мессиной бой с дю­жиной Р-40. В течение боя, продливше­гося 15 минут, командир 4-й эскадрильи, лейтенант Райнерт заявил две победы. Во второй половине дня группа перехвати­ла группу из 30 Р-38. Унтер-офицеру Эрхарду Филиппу удалось подстеречь от­ставший самолет и сбить его. Но на этот раз не обошлось без потерь. Один «мессер» сбили американцы, а другой - ита­льянские зенитчики. Вообще, в тот день итальянцы удружили своим союзникам, повредив зенитным огнем еще один немец­кий истребитель. Два «Бьюфайтера» были сбиты пилотами III./JG 77 у берегов Сар­динии. В тот же день II./JG 77 потеряла два «Густава» в результате аварии.

Итоги 9 августа мало отличались от итогов 7 числа. I./JG 77 снова потеряла два Me 109 в результате аварии. Отряд из семи «мессеров» из II./JG 77, ведя большой бой с крупным отрядом бомбарди­ровщиков противника, заявила два сби­тых Р-38. Один «Лайтнинг», сбитый ун­тер-офицером Филиппом, стал пятой по­бедой немецкого пилота. 14 августа Фи­липп попытался улучшить свой счет, но на этот раз ему не повезло и его сбил аме­риканский истребитель. Летчик уцелел и через несколько дней вернулся в распо­ложение своей части.

Несмотря на то, что 9 августа амери­канцы не причинили немцам потерь, тем пришлось списать два Me 109, разбитых при вынужденной посадке. Еще два вы­лета, проведенных утром и в обед сила­ми 24 пилотов II,/JG 77, не принесли ни­каких результатов.

10 августа был тяжелым днем для пол­ка. Летчики вылетали на шесть операций, в воздух поднялось 70 самолетов. Но ре­зультаты были минимальны. Два аса III./ JG 77 - Омерт и Уббен - сбили по Р-38 у берегов Сардинии. Остальные две груп­пы побед не одержали, а потеряли из-за аварий два Me 109. Один самолет полу­чил 50% повреждений, а другой - 75%. На следующий день были потеряны еще два Me 109 (50% и 85% повреждений), а кро­ме того, третий был сбит «Спитфайрами» в районе Этны, когда 17 «мессеров» по­пыталась перехватить группу английских самолетов. Всего полк произвел 48 само­летовылетов в рамках 9 операций.

12 августа, во время второго боя, пи­лоты RAF устроили немцам кровавую баню. К счастью для JG 77, этот полк непосредственно не участвовал в столк­новении. Лишь I./JG 77 действовал непо­далеку. В 16:00 лейтенант Райнерт зая­вил один сбитый «Спитфайр», а девять «Густавов» атаковали 25 Р-40 и четыре «Спитфайра». Бой был ожесточенный и трудный для обеих сторон.

На следующий день, около 11:00 15 Me 109 из I. и II./JG 77 сопровождали пять Do 217. По пути их атаковали девять Р-40 из 78 FG, в ходе боя немцы заявили четыре сбитых самолета противника. Три победы записал себе Райнерт. Но это были его последние успехи. В том же бою он по­лучил очередь с «Уорхоука» и был вынуж­ден прыгать с парашютом над морем.

С 14 августа и до 17 августа, когда союзники полностью овладели Сицили­ей, JG 77 уже не показывал сколько-ни­будь ощутимых результатов. 14 августа пилоты 8./JG 77 заявили два сбитых Р-40. 17 августа около полудня семь Me 109 из II./JG 77 поднялись на перехват группы из 40 «Бостонов», сопровождаемых сот­ней Р-38. Немцы заявили одну победу, не понеся потерь. Это был последний успех полка в ходе боев за Сицилию.

За четыре дня полк потерял безвозв­ратно еще пять «Мессершмиттов», в том числе только один в результате действий противника. Еще два самолета получили повреждения, в том числе один в бою. Так как за этот период полк произвел более ПО самолетовылетов, уровень по­терь можно оценить как приемлемый. В свою очередь, это позволяет предполо­жить, что союзники не проявляли долж­ного усердия в последние дни операции. В подтверждение этого служит факт, что немцам удалось эвакуировать с острова 106 тысяч человек и 18 тысяч тон только разных медикаментов.

Результаты JG 77 в ходе битвы за Сицилию можно оценить по следующим цифрам. С 1 июня по 17 августа полк по­терял 39 пилотов убитыми и 15 раненны­ми. 140 самолетов пришлось списать, 36 получили тяжелые повреждения, 30 бо­лее легкие повреждения. О том, в каких тяжелых условиях приходилось действо­вать полку, свидетельствует тот факт, что большинство уничтоженных «Густавов» было потеряно на земле во время непре­рывных бомбардировок союзников.

За этот же период летчики полка зая­вили 124 победы, то есть меньше, чем потерял полк. Даже если учесть только самолеты, сбитые в боях, то пропорция окажется мало утешительной. Боевые потери полка составили 55 самолетов, это означает, что с учетом неподтвержден­ных побед соотношение побед к потерям едва дотягивает до 2:1.