Месяц в обороне Рейха

 

Летом 1943 года американские ВВС приступили к налетам на Рейх. 8-я воз­душная армия США, силы которой на­ращивались из месяца к месяцу, постоян­но терроризировала население западных районов Германии. Люфтваффе в попыт­ках нейтрализовать противника несло ощутимые потери. Развитие электрони­ки и повысившееся качество подготовки пилотов позволило союзникам перело­мить ход битвы в свою пользу.

Первый налет имел место 17 августа, когда бомбардировке подверглись Регенсбург и Швейнфурт. Немцы подняли в воздух все имевшиеся в распоряжении истребители. В разыгравшейся битве нем­цам удалось одержать 67 подтвержден­ных побед, в то время как был заявлен 71 сбитый самолет. Потери немцев достиг­ли 46 истребителей. Половину побед одержали части, оснащенные «Мессершмиттами», при этом потери этих частей составили 19 машин. 11 «мессеров» было сбито бортстрелками В-17, еще десять получило повреждения.

Среди частей, вовлеченных в битву, оказалась 5./JG 11, которая атаковала американские бомбардировщики ракетами с W.Gr 210, добившись слабых резуль­татов. Это был первый случай практичес­кого применения этого оружия, поэтому слабые результаты не удивительны. Луч­ше всего показал себя JG 50, который действуя с несколькими эскадрильями учебных полков заявил сразу 16 В-17.

В сентябре американцы усилили дав­ление. 8-й воздушный флот побил свои прежние рекорды по самолетовылетам и массе сброшенных бомб. Лишь в октяб­ре напряжение несколько ослабло из-за нелетной погоды и неудачной попытки уничтожить шарикоподшипниковый за­вод в Швейнфурте.

В то время в систему ПВО Рейха вхо­дил JG 3 «Udet», в августе 1943 года сня­тый с Восточного фронта. Полк разде­лился на группы и занял позиции в раз­ных районах Рейха, поддерживая полки Reichsverteidugung.

По состоянию на 1 октября полк имел следующую структуру и численность: Stab/JG 3 (полковник Вольф-Дитрих Вильке, нет самолетов), I./JG 3 (майор Клаус Квет-Фаслем, 40 Me 109G-4/G-3/ G-6), II./JG 3 (майор Курт Брендле, 39 Me 109G-5/G-6), III./JG 3 (майор Вальтер Даль, 31 Me 109G-5/G-6). Итого 110 Me 109G разных вариантов.

Первое столкновение полка с амери­канскими самолетами произошло 1 ок­тября во второй половине дня, когда III./ JG 3 силами 20 самолетов перехватила 15 В-17, шедших бомбить цели на юге Гер­мании, в том числе самолетный завод в Винер-Нойштадте. Несмотря на плохую погоду немцы обнаружили противника и завязали бой. В бою пилотам удалось зая­вить семь побед без потерь со своей сторо­ны. Лишь на обратной дороге у одного «мессера» отказал двигатель и самолет раз­бился, совершая вынужденную посадку.

2 октября 8-й воздушный флот США атаковал Эмден силами 550 бомбарди­ровщиков. На этот раз плохая погода помешала немцам обнаружить цели и почти весь полк не принял участия в бит­ве. Исключение составила II./JG 3, кото­рая перехватила один отряд американцев и заявила четыре сбитых В-17, потеряв два «мессера», пилоты которых погибли.

Неудачно для полка сложились об­стоятельства и 4 октября. На этот раз американцы аналогичными силами бом­били Франкфурт-на-Майне. I./JG 3, пер­вая поднявшаяся в воздух, не обнаружи­ла противника, a II./JG 3 завязала корот­кий бой, заявив три победы, в том числе две над В-17. На базу не вернулся фельд­фебель А. Калитта, которому в районе Аахена пришлось покинуть свой подби­тый Me 109G-5.

Тем временем II./JG 3 отражала 3 ок­тября налет американских и английских средних бомбардировщиков, которые в полдень и вечером атаковали немецкие аэродромы во Франции и Голландии. В 12:30II./JG3 пыталась перехватить 131В-26 из 3-го крыла, но им это не позволили сделать «Спитфайры» и Р-47. Немцы за­явили три сбитых истребителя, потеряв два своих. Хотя налет отразить не уда­лось, серьезного урона американские бомбы не нанесли.

8 октября обе группы 3-го полка пе­рехватили бомбардировщики противни­ка. Но истребители союзников не пропу­стили немцев, навязав им бой, обошед­шийся I./JG 3 потерей пяти Me 109. Еще три самолета получили повреждения. Пилюлю подсластил капитан Ровер, заявивший один сбитый истребитель.

Несколько лучше сложились дела у II./JG 3. Группа сумела дважды перехва­тить противника: в 14:00 - когда амери­канцы шли к цели, и в 16:00 - когда воз­вращались обратно. Было заявлено пять побед, потери - два Me 109, сбитых аме­риканскими бортстрелками.

Уже на следующий день над Север­ным морем II./JG 3 одержала две очеред­ные победы, сбив два В-17, отставшее от огромной группы из 352 В-24 и В-17, воз­вращавшихся из Польши. Американцы потеряли 24 бомбардировщика, в том числе 18 В-17 из группы в 106 В-17, ле­тевших бомбить Анклам. Три другие группы вернулись без проблем на базу, а еще одна группа, перехваченная в районе Гдыни из 109 В-17 потеряла шесть машин.

Если считать, что вся эта армада на­ходилась в воздухе 10,5 часов, почти все время проведя над территорией, контро­лируемой противником, то результаты немецких истребителей можно признать неудовлетворительными. Всего немцы заявили более 60 побед, в то время как действительные потери 8-го воздушного флота составили 28 машин, еще три были

списаны, как не подлежащие ремонту. 145 бомбардировщиков получили поврежде­ния, то при налаженной технической службе и снабжении их ремонт не соста­вил серьезной проблемы.

Немцы зафиксировали потерю 12 ис­требителей.

Успех 9 октября оказался сомнитель­ным как для II./JG 3, так и для всей сис­темы ПВО Рейха. Утешением служило лишь то, что три полка в тот день потерь не понесли. Совсем неудачным для JG 3 стал следующий день, когда полк поднял­ся на перехват группы из 490 бомбардиров­щиков, летящей на Мюнстер. Если II-я группа сумела сбить два самолета, потеряв только одну машину, то I./JG 3 вернулась на базу ни с чем, лишившись трех Me 109. Два пилота были ранены, один погиб.

Полк сумел реабилитировать себя 14 октября, когда американцы силами 291 бомбардировщика проводили налет на Швейнфурт. Погода спутала американ­цам все планы, и к цели вышло только 229 В-17 из 1 BD и 3 BD. Немецкие пило­ты заявили 148 побед, потеряв 46 истре­бителей. По данным противоположной стороны, потери американцев в том на­лете составили 60 бомбардировщиков и пять Р-47. Еще семь В-17 было списано, как не подлежащих ремонту, а более 130 машин получили повреждения. Причи­ной столь высоких потерь, в числе про­чих, оказалось слабое истребительное прикрытие. Из 196 взлетевших истреби­телей примерно половина вернулась на аэродромы, не сумев обнаружить бом­бардировщики. Только две группы «Тандерболтов» - 56 и 353 FG - участвовали в бою и заявили 13 достоверных побед, в то время как немецкие пилоты заявили только три сбитых американских истре­бителя. Среди жертв Р-47 оказались и самолеты I./JG 3, которые пыталась пе­рехватить группу в районе границы Рей­ха, потеряв в бою три Me 109, а еще три самолета получили повреждения. Погиб­ли три пилота, в том числе капитан Р. Гермерот, командир 2-й эскадрильи. Группа заявила только одну победу.

Не самым лучшим образом обстояли дела у II./JG 3, которая из-за плохой по­годы не смогла обнаружить противника, потеряв в добавок один истребитель. Лучше всего действовала III./JG 3, кото­рая за 20 минут боя заявила... 18 сбитых В-17! Этот результат тем более малове­роятен, если учесть, что группа действо­вала силами всего 25 самолетов. В бою было потеряно три «мессера», еще три получили повреждения. Один пилот по­гиб, другой получил ранение - капитан К. Лангер, командир 7-й эскадрильи, оснащенной истребителями, вооружен­ными ракетами W.Gr.21. С помощью ракет немцам удалось сбить пять «ле­тающих крепостей». Еще два В-17 сбил обер-лейтенант Г. фон Каферр из шта­ба JG 3.' Это был единственный успех звена в октябре.

18 октября вошло в историю полка как «черный день» 11-й группы. Следует признать, что трагедия произошла при довольно курьезных обстоятельствах. Американцы планировали налет на Францию силами 226 В-26, но отказались от своего намерения. Выяснилось, что погода не позволяет продолжить полет, и все самолеты были отозваны назад. Но немецкие радары успели засечь множе­ство воздушных целей, поэтому по тре­воге в воздух поднялись самолеты не­скольких частей. И, поплутав в густой облачности, немецкие истребители легли на обратный курс. Внезапно погода ухуд­шилась в еще большей степени. Густой туман затянул многие аэродромы, не да­вая возможности истребителям пойти на посадку. В числе таких аэродромов ока­залась и база II./JG 3. Пилоты кружили в воздухе, пока в баках оставалось топли­во, ожидая, что в туман разойдется. Но чуда не произошло, и самолеты один за другим начали идти вниз. Шестеро пи­лотов смогли посадить свои машины бо­лее менее удачно, восемь самолетов раз­билось. Погибли четыре пилота, один по­лучил ранения.

Одна победа над «Спитфайром» послу­жила группе слабым утешением в тот день.

20 октября имела место одна из наи­более необычных операций, из проводив­шихся в то время. Американцы соверши­ли налет силами 212 бомбардировщиков и 360 истребителей. Американцам уда­лось сбить всего четыре немецких само­лета. В то же время к цели вышло всего немногим более 80 машин. Остальные заблудились в тучах и сбросили бомбы на запасные цели. Немецкие и американ­ские истребители играли друг с другом в жмурки в облаках!

От JG 3 в игре участвовала II./JG 3, которая чудом отыскала в районе герма­но-голландской границы небольшую группу «летающих крепостей» и заявила две победы. Тем же чудом в самый раз­гар боя из облаков показался отряд «Тандерболтов», которые сбили два «мессера» и повредили третий. Погибло два немец­ких пилота.

22 октября I./JG 3 перехватила отряд союзнических истребителей. Для немцев бой оказался безуспешный и обернулся потерей одного «мессера».

24 октября имела место последняя в октябре воздушная битва. Американцы атаковали немецкие аэродромы в север­ной Франции силами 200 В-26, сопровож­даемых более 250 истребителями. Не­смотря на облачность, немцы несколько раз перехватывали противника. В част­ности, на перехват «Мародеров» вылете­ла I./JG 3, которая, как обычно, смогла заявить одну победу, потеряв три само­лета сбитыми и два поврежденными. Сре­ди сбитых оказался и командир группы, майор Квет-Фаслем, который совершил вынужденную посадку, разбив свой само­лет. II./JG 3 также потеряла три самоле­та. В тот день полк потерял трех пилотов убитыми и трех раненными. Среди сби­тых оказался и командир 4-й эскадрильи, капитан В. Лукас, попавший в прицел английскому «Спитфайру».

Всего в тот день люфтваффе смогло сбить только два самолета, потеряв девять истребителей. Еще четыре самолета полу­чили повреждения. Кроме того, на земле союзники уничтожили два самолета.

Подводя итог деятельности JG 3 «Udet» в октябре, можно сказать, что вклад полка в общий результат оказался скромным, а результат не слишком впе­чатляющим. Полк потерял 42 самолета (то есть 38% штатной численности от 1 октября), а еще 31 самолет получил по­вреждения. 20 пилотов погибло, 11 по­лучило ранения. За октябрь полк заявил 48 сбитых самолетов противника, из которых 25, сбитых в двух боях, на счету III./JG 3. Хуже всего действовала I./JG 3, которая потеряла 15 «Густавов» и семь пилотов, сумела одержать... три победы, заявлен­ные одним пилотом! Это был капитан Ровер, который в октябре поставил ре­корд результативности. Его достижение смогли повторить только двое пилотов III./JG 3: обер-фельдфебель Зурау и унтер-офицер Ренч. Лейтенант Мюнстер сбил четыре В-17, в том числе два 10 октября.