Me 109 над Мурманском

 

JG 5 «Eismerjaeger» был сформирован в начале 1942 года специально для дей­ствий на северном фланге Восточного фронта. Теоретически, полк был сильным, поскольку насчитывал четыре группы, но на практике штаб Luftflotte 5 мог распола­гать только несколькими из них (кстати, по номеру флота был и номер полка).

Весной 1944 года одна из групп была переброшена во Францию. После высад­ки союзников в Нормандии, туда пере­бросили и вторую группу. IV группа при­крывала норвежское побережье от воз­можною десанта союзников. В результа­те для обороны фронта к западу от Мур­манска оставили т только III./JG 5.

К моменту начала советского наступ­ления, группа имела следующую струк­туру: Stab III./JG 5 (обер-лейтенант Дёрр), 7./JG 5 (лейтенант Шук), 8./JG 5 (обер-лейтенант Глёкнер), 9./JG 5 (обер-лейтенант Андерсон).

Многие командиры заняли свои по­сты лишь недавно. Обер-лейтенант Дёрр принял командование после обер-лейтенанта Шолца, которого перевели на дол­жность командира JgFlFue Norwegen. На место, освобожденное Дёрром назначи­ли лейтенанта Шука. Примерно в то же время 8-ю эскадрилью возглавил обер-лейтенант Глёкнер, поскольку прежний командир эскадрильи, обер-лейтенант Г. Бергер, погиб 8 мая в районе Вайдагубы, когда его Me 109G-2 W.Nr. 13910 был сбит над конвоем.

Часть дислоцировалась в Сальиярве и насчитывала около 30 «мессеров», в основном «Густавы-6». 70% самолетов летало. Как нетрудно догадаться, по сравнению с советскими более чем 1000 самолетами этого было совершенно не­достаточно. Все же пилотам группы иной раз удавалось срывать отдельные опера­ции противника.

Например, 25 мая 1944 года в 21:00 полтора десятка пилотов вылетело на прикрытие конвоя. Их противниками было коло 80 советских самолетов. В ходе боя немцы назаявляли 33 победы: 20 А-20, восемь Р-40 и пять Р-ЗУ, без потерь со своей стороны.

Похожим образом развивались собы­тия и на следующий день, только бой слу­чился не поздним вечером, а ранним ут­ром - в 4:00. Немцы снова вступили в бой с крупной группировкой советской авиа­ции, заявив 37 побед: десять А-20, девять Ил-2, десять Р-40 и восемь Р-39, опять без потерь со своей стороны.

Следующий крупный бой имел место 17 июня, когда III ./JG 5 поднялась по тре­воге на перехват крупной формации со­ветских самолетов, шедших бомбить не­мецкий конвой и, одновременно, немец­кую авиабазу. Немцы успели поднять в воздух лишь шесть «Густавов» из 9-й эс­кадрильи. Произошел бой, затем самоле­ты вернулись на базу, пополнили запасы топлива и боекомплект и снова подня­лись в воздух. Новый бой состоялся в районе Киркинеса. Немцы заявили 12 побед, потеряв двух пилотов раненными. Один из них, обер-фенрих Г. Фоллет по­кинул свой Me 109G-6 W.Nr. 411463 с парашютом. Другой пилот - ефрейтор Зуске - сумел довести свою поврежден­ную машину до базы.

В 10:00 произошла новая, на этот раз не столь масштабная битва. Пара немец­ких пилотов поднялась в воздух на пере­хват разведывательного самолета, шедше­го на предельной высоте. Обер-фельдфебель Шуке сбил разведывательный «Спитфайр», доведя число своих побед до 12.

На группе лежала вся воздушная обо­рона немецкой армии за Полярным Кру­гом. Пилоты постоянно летали. О напря­женности их вылетов можно судить по тому факту, что 27 июня Дёрр и Норц получили возможность заявить по 12 по­бед каждый. Всего в тот день группа зая­вила 30 побед, не понеся потерь со своей стороны, хотя советские пилоты отмети­ли четыре сбитых самолета в ходе вечер­него налета на Киркинес. На следующий день группа потеряла унтер-офицера Г. Кессира, чей “Густав-6”, W.Nr. 412003 не вернулся на базу, а сам пилот был запи­сан как пропавший без вести. В тот день, отражая ночной налет на Киркинес, нем­цы заявили семь побед: один А-20 и шесть Р-39. Пусть читателя не смущают слова «ночной налет». За Полярным Кругом летом царит полярный день, позволяю­щий летать круглосуточно.

В большие битвы немцы вступали редко, но если такое случалось, исполь­зовали эту возможность, чтобы заявить как можно больше побед. Например, в июле группа лишь дважды вела крупные бои - 4 и 17 июля, в эти дни пилоты зая­вили 26 и 37 побед. Но в обоих случаях пришлось расплачиваться. 4 июля груп­па потеряла два Me 109, сбитых против­ником. В 20 км восточнее Киркинеса в сво­ем «Густаве-6» W.Nr. 411091 погиб ефрей­тор Ф. Элькен, а в 6 км западнее Петсамо получил повреждения Me 109G-6 W.Nr. 412213, RX+MW, а его пилот - ефрейтор А. Фрай - был ранен. 17 июля группа поте­ряла один самолет - Me 109G-6, W.Nr. 411959, погиб унтер-офицер В.Т. Хинц.

Всего в июле группа потеряла пять пило­тов и семь «Мессершмиттов», в том числе шесть в результате действий противника.

В августе погибло еще четыре пило­та, а один летчик был ранен. Основная тяжесть потерь легла на 17 и 23 августа, когда группа провела несколько боев. В их ходе немцы заявили 69 побед, в том числе 40 побед только 17 августа. Среди погибших пилотов значатся лейтенант К.Г. Шнайдер, сбитый 17 августа советс­ким Як-9, а также ефрейтор Г. Вин, про­павший без вести в тот же день в районе Петсамо. Первый из названных летал на Me 109G-6 W.Nr. 412320, а второй пило­тировал самолет, принадлежавший той же серии-W.Nr. 412228.

Затем поступил приказ OKL передать в II./JG 5 большую часть 9-й эскадрильи. В итоге, в составе III./JG 5 остались остатки 9-й эскадрильи (лейтенант В. Гайко), 10-я, бывшая 7-я, эскадрилья Шукса, 11-я, быв­шая 8-я, эскадрилья Глёкнера и новая 12-я эскадрилья лейтенанта Линца.

5 сентября началось наступление Со­ветской Армии. Немцам пришлось отхо­дить, что заметно ограничило тактичес­кие возможности группы. Дополнитель­ное препятствие создавала плохая пого­да, затруднявшая действия авиации с обе­их сторон.

Группа вновь активизировалась 15 сентября, когда погода улучшилась. Из первого же вылета не вернулись два пи­лота: лейтенант Г. Фуманн, погибший на своем Me 109G-6 W.Nr. 166177 в районе Пуманки, и унтер-офицер Г. Лорк, кото­рому пришлось с парашютом покинуть свой Me 109G-6 W.Nr. 412439.

Еще хуже для полка закончился день 16 сентября, когда 8 самолетов 11-й эс­кадрильи вылетело из Киркинеса на пе­рехват советской авиагруппы, составлен­ной из А-20, В-2 и истребителей сопро­вождения. В ходе боя Глёкнер заявил две победы, Шук еще две, но в этот момент был сбит самолет другого аса - лейтенанта И. Норца. «Йоркель» попытался дотянуть до базы, в чем ему активно помогали три ос­тальные самолета звена, но в 20 км от Кир­кинеса он упал и разбился на своем Me 109G-6 W.Nr. 412199 «желтая 8».

Очередные крупные бои имели место лишь 26 сентября. В тот день группа до­ложила о 14 победах, потеряв 2 «Густа­ва», пилотированных молодыми пилота­ми. В 15 км на северо-восток от Петсамо в своем Me 109G-6 W.Nr. 412217 погиб обер-фенрих Г. Хашке, а в Me 109G-2 W.Nr. 14630 был ранен унтер-офицер Пфлаум. Впрочем, Пфлаум сумел уце­леть. Проболтавшись два дня на ледяных океанских волнах, он все же был спасен экипажем Do 24.

Весь сентябрь группа вела напряжен­ные бои. Немецким пилотам приходи­лось действовать при десятикратном чис­ленном превосходстве противника. Пос­ле того, как под натиском советских войск наземные части немецкой армии начали отступление, начались проблемы со снабжением. Это не позволяло своев­ременно ремонтировать поврежденные самолеты. За сентябрь III./JG 5 потеряла в результате аварий восемь G-2 и G-6, еще шесть Me 109G были потеряны в резуль­тате действий противника.

В сентябре ощутимые потери понес­ли и другие части Lfe 5, которые участво­вали в прикрытии отступления немецких войск. На фронт снова вернули IV./JG 5, которая поддерживала обескровленную 111-ю группу. Эта часть, переброшенная в Норвегию, за месяц боев потеряла шесть Me 109G-6, в том числе одного в бою, а остальные из-за аварий. Двое пи­лотов группы пропали без вести. Четыре Me 109G-8 были списаны в l./NAGr 32, в то время как l.(F)/124 потеряла один Me 109G-4/R3.

Дальше дела пошли еще хуже. В на­чале октября Советская Армия приступи­ла ко второй части своего наступатель­ного плана. В конце сентября наступаю­щие получили подкрепление в виде 7-й ВА, сконцентрированной в районе Мур­манска. В результате советские войска к началу октября имели за Полярным Кру­гом уже более 1500 самолетов из 7-й ВА, ПВО и СФ. Противниками их были две потрепанные группы, что давало числен­ный перевес в 25:1! К 19 октября JG 5 рас­полагала всего 58 самолетами, из кото­рых 51 летал.

Эту ситуацию никак переломить не удавалось, поэтому в октябре потери Lfe 5 снова были удручающими. Обе группы JG 5 потеряли в общей сложности 13 «Гу­ставов», из которых шесть было сбито истребителями, а два советской зенитной артиллерией. Еще 18 «мессеров» было потеряно в результате аварий. Потери были тем более велики, что в их число входили машины, которые в принципе можно было бы отремонтировать, имей для этого наземные службы хоть малей­шую возможность. В результате, напри­мер, вместо того, чтобы ремонтировать Me 109, совершивший аварийную посад­ку на аэродроме в Рованиеми, его прихо­дилось взрывать, чтобы машина не дос­талась противнику.

Разведывательные части потеряли в октябре семь G-8 и G-4/R3, в том числе один G-4 из l.(F)/124, сбитого в районе Киркинеса. Под обломками самолета погиб фельдфебель Мондштайн.

Поскольку в октябре погода была хуже, чем в сентябре, действия люфтваф­фе и, соответственно, потери были меньшими. Немцы в основном, ограничива­лись обороной своих аэродромов.

Первым тяжелым днем месяца стало 9 октября, когда советская авиация в пер­вый раз атаковала немецкие авиабазы. Обе стороны назвали достаточно внуши­тельное число побед (немцы 85, а русские 37), хотя действительные потери были гораздо меньше. Например, JG 5 в тот день потерял только унтер-офицера И. Зуске. Пилот погиб из-за отказа парашю­та, когда его самолет попал под огонь советской зенитной артиллерии в тот момент, когда пилот пытался спасти ма­шину с атакованного советской армией аэродрома.

Неудовлетворенное результатами первого налета, советское командование повторило удары 11 и 12 октября. Основ­ной целью стала главная база Lfe 5 -Киркинес. Первый удар был нанесен сила­ми 25 Ил-2 из 17-го ГвШАП, сопровожда­емых 36 истребителями. Следом шло 55 Ла-5 и Як-9 из 324-й ИАД, в задачу кото­рых входило блокировать аэродромы. Немцы отчаянно сопротивлялись, заявив за сутки 25 побед. Потери полка составили одного человека - унтер-офицера А. Шварлецки, который был ранен в бою с Р-39. Пилот вернулся в часть лишь через три дня.

Неудачным для полка стало 12 октяб­ря. Служба оповещения не смогла вовре­мя обнаружить советские самолеты, по­этому первые бомбы упали на Киркинес. когда самолеты 11-й эскадрильи еще вы­руливали на взлетную полосу. Все же эс­кадрилья сумела подняться в воздух, но лишь для того, чтобы потерять два само­лета: Me 109G-6 W.Nr. 104166 унтер-офи­цера Г. Хорнберга и Me 109G-2 W.Nr. 14646 унтер-офицера Р. Хайнельта. Оба пилота пропали без вести.

Активнее других 15 октября действовал лейтенант Ф. Зимме, который в районе Петсамо в одиночку вступил в бой с совет­скими самолетами и заявил сразу четыре победы, но и сам был сбит и погиб.

17 октября принесло немцам нечаян­ный успех, чему способствовали нестан­дартные обстоятельства. В тяжелых ат­мосферных условиях большой отряд со­ветских самолетов атаковал немецкий морской конвой, который прикрывали истребители. Несмотря на плохую пого­ду, сопротивление противника и огонь корабельной зенитной артиллерии, жер­твой которой пал один из «мессеров» пилотам JG 5 удалось заявить победу над 17 Ил-2. Но эта победа оказалась не бес­кровной. Полк потерял четыре машины, а один пилот, унтер-офицер К.Х. Фукс пропал без вести, когда был сбит советс­ким Яком-9. Один «мессер» получил тя­желые повреждения в результате прямо­го попадания 37-мм фугасного снаряда, а другой нарвался на очередь бортстрел­ка одного из штурмовиков. Оба самоле­та пришлось списать.

Последние бои в Финляндии имели место 22 октября, а 23 октября JG 5 покинул финское воздушное пространство. Еще несколько дней происходили отдель­ные стычки, но к началу ноября 1944 года немцы окончательно ушли из Финляндии.

К тому времени JG 5 практически лишился самолетов. III./JG 5 располагал всего семью несколько раз латанными Me 109, прослужившими уже более года. Один из «Густавов-2» группы находился в строю уже два года и был потерян в октябре (В октябре 1944 года группа рас­полагала более 20 «Густавами-2» и даже четырьмя «Фридрихами»!). В Киркинесе полк получил пополнение в виде 56 но­вых «Густавов». Эти самолеты передали в IV./JG 5, которая не имела самолетов вообще. Тем временем появился план пе­ресадить III./JG 5 на «Фокке-Вульфы».

Всего за два месяца боев пилоты JG 5 заявили около 200 побед. При этом бое­вые потери группы составили 15 машин. Советская сторона отмечает, что в ходе октябрьского наступления советские ВВС потеряли только 62 машины, что означает потерю одного самолета на каж­дые 100 самолето-вылетов. В сентябре уровень потерь был несколько выше.

Налеты на немецкие авиабазы обхо­дились советской стороне заметно доро­же. Один самолет терялся на каждые 17 самолето-вылетов.