СБ-2М-100А модернизированный

 

Опыт боевого применения СБ в Испа­нии и Китае показал уязвимость самолета со стороны задней полусферы. Колпак ка­бины стрелка, хорошо обтекаемый и не выступающий за контуры фюзеляжа, су­щественно ограничивал ему обзор задней полусферы. Подготовка к бою верхней турели требовала определенного времени, которого порой не хватало в воздушном бою при стремительной атаке противника. Условия боевой работы стрелка, вынуж­денного в воздушном бою высовываться в воздушный поток, не способствовали ус­пеху. Обзор задней полусферы под само­летом, откуда главным образом и атаковал противник, был совершенно недостаточен, а люковая установка, предназначенная для отражения этих атак, имела очень огра­ниченные углы обстрела.

Выполняя требования военных лет­чиков конструкторы оружия Г.М.Можаровский и И.В.Веневидов разработа­ли для СБ новые стрелковые установки МВ-3 и МВ-2 с пулеметами ШКАС. Вер­хняя экранированная турель МВ-3 име­ла шарообразный обтекатель-колпак, который обеспечивал стрелку не только отличный обзор верхней задней полу­сферы, но и защиту от воздушного пото­ка. К тому же такая установка была по­стоянно готова к бою. Для повышения маневренности турель МВ-3 была обо­рудована аэродинамическими компенса­торами, уравновешивающими действие воздушного потока на ствол пулемета и значительно уменьшающими усилия для вращение турели в горизонтальной плос­кости. В вертикальной плоскости переме­щение оружия облегчалось расположени­ем клыкообразных опор крепления пу­лемета вблизи его центра масс. Благодаря этому турель МВ-3 легко вращалась на 360 градусов на разных скоростях самолета и на разных высотах полета. Турель МВ-3 позволяла вести быструю наводку пулеме­та на скоростную воздушную цель.

Люковая установка МВ-2 имела пу­лемет, выдвигающийся из кабины стрелка в поток за габариты фюзеляжа. Колен­ный оптический прицел ОГТ-2 значитель­но улучшил обзор в нижней части зад­ней полусферы. Кроме того, для улучше­ния обзора из кабины летчика назад и в стороны на переднем неподвижном ко­зырьке кабины были установлены зер­кала заднего и бокового обзоров. На ис­пытаниях самолета СБ с двигателями М-100А и с модернизированным оборони­тельным вооружением в мае-июне 1937 г были получены хорошие результаты, при этом летные данные снизились незна­чительно: максимальная скорость со­ставляла 412 км/час на высоте 4000 м.

Учебные воздушные бои показали значительное преимущество новых туре­лей МВ-3 и МВ-2, которые обеспечивали в 2-3 раза больше попаданий в цель, чем прежние пулеметные установки. Модер­низированный самолет был рекомендо­ван в серийное производство. Однако вплоть до 1940 г новые турели устанав­ливались лишь на отдельных самолетах, которые должны были замыкать бое­вой строй бомбардировщиков. Только существенные потери СБ после советс­ко-финской войны вынудили начать ус­тановку новых турелей МВ-3 и МВ-2 на серийных самолетах. Однако время было упущено и большинство самолетов СБ-2 участвовало в воздушных боях 1941-42 годов с устаревшим оборонительным вооружением. Немецкие летчики хоро­шо изучили уязвимые места бомбарди­ровщиков СБ с таким вооружением еще с Испании и увеличили счет своих воз­душных побед.