СБ-2М-103 эталон 201 серии на 1939

 

В 1938-1939 гг КБ Туполева стреми­лось улучшить скоростные характерис­тики СБ за счет облагораживания фор­мы гондол двигателей путем переноса водяных радиаторов из лобовой части мотогондол в тоннели под мотор. Пер­вая такая попытка была сделана в 1938 при постройке опытного самолета СБ бис 3. 8 июня 1939 начались государствен­ные испытания СБ 2М-103 №2/201 эта­лон 201 серии. Самолет имел новые воз­душные и масляные радиаторы, размещенные в крыле; гофрированные элеро­ны с полотняной обшивкой, крыло с на­ружной клепкой и другие изменения в конструкции. На испытаниях, окончив­шихся 26 июля, была достигнута макси­мальная скорость 409 км/час на высоте 4000 м, что было признано совершенно неудовлетворительным.

Обнаружились также ряд крупных дефектов, ухудшавших эксплуатацию самолета. Было признано, что эта мо­дификация СБ выпуска авиазавода № 22 государственные испытания не вы­держала.

После испытания нескольких вари­антов входных тоннелей был выбран ва­риант с постоянным входным отверсти­ем. Новый вариант обеспечивал необхо­димую продувку воздушно-водяного радиатора, при этом интенсивность ох­лаждения регулировалась с помощью отклоняемой в полете задней нижней крышки капота, как это было и на само­летах с лобовыми радиаторами. Сниже­ние аэродинамического сопротивления было достигнуто за счет новой хорошо обтекаемой формы мотогондол. Этому же способствовало устранение лобовой щели между коком воздушного винта и капотом двигателя и размещение маслорадиаторов в крыле. Общая аэродинами­ка была улучшена благодаря двойному покрытию эмалевой краской всего са­молета и полировке передней кромки крыла и оперения. Кроме этого, мотоус­тановка была опущена вниз для улучше­ния обзора из кабины (раньше пилот мог смотреть только вперед и вверх, боковой обзор был очень ограниченным). Само­лет имел следующие основные парамет­ры (таблица 1, 7я колонка).

В ноябре 1939 г самолет СБ 2М-103 №13/221 эталон 201 серии авиа­завода № 22 успешно прошел государ­ственные испытания и показал при нор­мальном полетном весе 6380 кг следую­щие данные (Таблица 2, 6я колонка). По заключению Научно-исследовательского института ВВС этот самолет был принят как эталон для серийного производства на второе полугодие 1939. В 1939 на авиа­заводе № 22 было выпущено 1435 СБ-2М-103 разных модификаций.