АНТ-35,АНТ-46 и другие «родственники» СБ

 

Пассажирский самолет АНТ-35, со­зданный в КБ А.А.Архангельского под общим руководством А.Н.Туполева в 1936 г, оказался одним из самых скоро­стных пассажирских самолетов в мире. Его максимальная скорость составляла 390 км/час, с нормальной коммерческой нагрузкой он мог лететь на дальность 800 км, а максимальная дальность полета составляла 1500 км. Самолет был обо­рудован комфортабельной (по тем време­нам) кабиной на 10 пассажиров, буфе­том, туалетным и багажным помещени­ями. При создании АНТ-35 был макси­мально использован опыт создания скоростного бомбардировщика СБ. В стремлении получить максимальную ско­рость фюзеляж АНТ-35 был максималь­но «обжат» для уменьшения лобового сопротивления, такую же задачу конструкторы решали при создании СБ. По су­ществу АНТ-35 был пассажирским вари­антом СБ, от которого были взяты без изменения крыло, оперение, шасси и ряд деталей. На АНТ-35 были установлены другие двигатели - М-85 мощностью по 860 лс, которые обеспечивали самолету не только горизонтальный полет при отказе одного из них, но и полет с набо­ром высоты на одном двигателе при нор­мальном полетном весе самолета. Се­рийные самолеты АНТ-35бис, получив­шие обозначение ПС-35 (Пассажирский Самолет-35) были построены в количе­стве всего 11 штук. Они эксплуатирова­лись главным образом на международ­ных авиалиниях Москва-Прага и Москва-Стокгольм. В годы войны са­молеты ПС-35 привлекали для участия в различных операциях в качестве транс­портных самолетов.

Одновременно с созданием СБ в КБ А.Н.Туполева под руководством А.А.Архангельского в 1935 был создан трехместный дальний истребитель ДИ-8 (АНТ-46) с мощным наступательным и оборонительным вооружением. АНТ-46 был создан как истребитель сопро­вождения для скоростных и дальних бомбардировщиков. Он являлся модифика­цией самолета СБ и отличался от него ус­тановкой двигателей воздушного охлаж­дения Гном-Рон (Gnome-Rhone 14Krsd) мощностью по 800 лс каждый и составом вооружения. Наступательное вооруже­ние ДИ-8 должно было состоять из двух безоткатных пушек АПК-4 калибра 76 мм, устанавливаемых в отъемных частях крыла вне диска, сметаемого воздушным винтом. Каждая пушка имела боезапас по 15 снарядов: один снаряд размещался в стволе пушки, а остальные размещались в основном и дополнительном магазинах. Кроме этих пушек самолет ДИ-8 имел два неподвижных пулемета ШКАС с боеза­пасом 1000 патронов, смонтированных в центроплане крыла у бортов фюзеляжа. Один подвижный пулемет с боезапасом 250 патронов находился в носовой каби­не переднего стрелка, а кабина заднего стрелка оснащалась таким же вооруже­нием, как и на самолете СБ.

При испытаниях самолета ДИ-8 в ав­густе 1935 была достигнута максималь­ная скорость 388 км/час на высоте 4250 м. Высоту 5000 м ДИ-8 набирал за 11,4 мин. Однако, как и первые опытные АНТ-40, новый самолет оказался недо­статочно устойчивым в полете и чрезмер­но чутким к незначительным отклонени­ям рулей. Причины этих дефектов и пути их устранения были к тому времени уже известны по опыту доводки и испытаний скоростного бомбардировщика АНТ-40.

Поэтому для самолета ДИ-8 были из­готовлены новые отъемные части крыла, горизонтальное оперение и модифи­цированный руль направления с роговой компенсацией, которые к тому времени были успешно применены на СБ. По­скольку работы по пушкам Л.В.Курчевского были прекращены после того как его репрессировали по доносу, предпола­галось установить на ДИ-8 новое насту­пательное вооружение. Планировалось установить четыре крыльевые пушки ШВАК или пять таких же пушек, объе­диненных в подфюзеляжную быстросъемную батарею. Планировалось так же установить на ДИ-8 новые форсиро­ванные двигатели М-34, так как он усту­пал СБ по скорости и скороподъемнос­ти. Однако этим планам не суждено было осуществиться, так как бригада А.А.Ар­хангельского была переведена на серий­ный завод в качестве самостоятельного конструкторского бюро.

Ей было предписано заниматься обеспечением серийного производства СБ и работами по его усовершенствова­нию. Поэтому работы над самолетом ДИ-8 были прекращены.

«Дальним родственником» СБ мож­но условно считать так же торпедоносец Т-1 (Торпедоносец-1), создание которо­го началось в бригаде В.М.Мясищева под общим руководством А.Н.Туполе­ва. Самолет Т-ЦАНТ-41) создавался на основе опыта, полученного при разра­ботке скоростного бомбардировщика СБ. АНТ-41 имел много схожих с СБ конструктивных решений и аналогичную с ним аэродинамическую конфигурацию.

Т-1 оснащался двигателями жидкостно­го охлаждения М-34ФРН по 890 лс, уби­рающимися шасси и имел специальный фюзеляжный отсек, в котором подвеши­валась одна торпеда или бомбы весом до 1000 кг. 2 июня 1936 летчик А.П.Чернавский выполнил на опытном самолете Т-1 первый полет, а месяц спустя, 3 июля на четырнадцатом полете Т-1 разрушил­ся в воздухе из-за изгибноэлеронного флаттера. Доводка дублера АНТ-41бис с поплавками вместо колес была прекраще­на в связи с выпуском бомбардировщика ДБ-ЗТ конструкции С.В.Ильюшина.

Самолет СБ оказал влияние на базо­вую концепцию будущей работы конст­рукторов Туполева и Архангельского, которые создали ряд самолетов так и оставшихся на стадии проекта. Так, в 1935 г Архангельский спроектировал дальний разведчик АНТ-49, который был модификацией СБ, отличавшейся тем, что в бомбоотсеке были установлены фотоаппаратура и большой топливный бак. В 1936 г существовали так же про­екты самолетов АНТ-38 и АНТ-48, тол­чок к созданию которых дал самолет СБ.