СБ на болгарской службе

 

После оккупации Чехословакии немец­кое авиационное министерство дало ука­зание для сбыта В 71 в Болгарию. Для по­ставки болгарским ВВС этого самолета был заключен контракт на постройку 32 самолетов в 1939-1940, фактически было передано 24 Avia В 71. Они предназнача­лись для двух эскадрилий (eskadri) 5-го бомбардировочного авиаполка (orliak), дислоцированного в Пловдиве (Plovdiv). Одна эскадрилья полка была вооружена бомбардировщиками Дорнье Do 17, закуп­ленными в Германии. В болгарских ВВС самолет получил официальное обозначе­ние «Avia» B-71 «Жерав»(журавль) или «Катюшка». Болгарские летчики отмечали адский холод зимой, особенно в кабине штурмана, в продуваемой через вертикаль­ные щели пулеметной установки, сильную вибрацию моторам, плохой обзор всех чле­нов экипажа, отсутствие нормальной свя­зи между членами экипажа (имеющаяся пневмопочта была анахронизмом времен «царя гороха»), малую бомбовую нагруз­ку (всего полтонны бомб), частые отка­зы гидросистемы выпуска шасси. Претен­зий не было только к двигателям Испано-Сюиза чешского производства и чеш­ским приборам (радиостанция, бомбо­вый прицел и т.д.).

В период германской оккупации лет­чики 5-го бомбардировочного полка, выполняя задания немецкого командова­ния, летали с аэродрома Бадем чифлик на разведку лагерей и позиций греческих партизан и их бомбежку в районах Бело­морской Тракии и Македонии во время восстания в Драма в 1943 г.

Если в СССР СБ сняли с вооружения еще в начале 1943 г, то болгарские ВВС использовали его в боях до конца 1944 г. Тогда в боях за освобождение Болгарии болгарские летчики участвовали в бомбар­дировке германских войск. К осени 1944 г во 2-й эскадрилье 5-го бомбардировочно­го полка осталось 5 боеготовых самоле­тов A via B-71. Хотя к тому времени само­лет безнадежно устарел, болгарские лет­чики умудрялись выполнять на нем боевые задания без истребительного прикрытия. Так, 18 ноября 1944 звено из трех СБ под командованием поручика Бойдева совершило удачный налет на станцию у Вучитрен, где находилось до 60 вагонов и паро­возы. С трудом подняв в воздух перегру­женные самолеты с бетонного аэродрома Враждебный под Софией, летчики едва набрали высоту 3000 м. Больше изношен­ные моторы, работавшие на пределе, не позволили. Обещанная для прикрытие пара старых «Девуатинов» так и не появилась. Летчикам в этот день повезло - ни «Мессершмитты», ни «Фокке-вульфы» не помешали им выполнить боевое задание и удачно сбросить 50- и 100 кг бомбы. Зе­нитки молотили воздух вокруг и снаряды рвались рядом, но противозенитный ма­невр после сброса бомб спас от поражения. Всего за ноябрь 1944 г болгарские лет­чики выполнили на самолетах Avia B-71

14 самолето-вылетов, приняв участие в 4-х налетах. Целями их были железнодо­рожные станции, механизированные ко­лонны, скопления противника. При этом ни одного самолета не было сбито и не погиб ни один член их экипажей. Основ­ной проблемой инженеров и техников было поддерживать летающие музейные экспонаты в боевой готовности.