Конструкция самолета СБ-2

 

Скоростной бомбардировщик управ­лялся экипажем из трех человек и пред­ставлял собой свободнонесущий двухмо­торный моноплан. Главным несущим элементом планера АНТ-40 был центроп­лан с гондолами и интегрированной с ним частью фюзеляжа. К центроплану крепились консоли крыла, а также носо­вая и хвостовая части фюзеляжа.

Крыло состояло из центроплана с мо­тогондолами и консолей. Крыло имело двухлонжеронную конструкцию. Каж­дый лонжерон состоял из верхней и ниж­ней части, составленной из хромансиловых труб, соединенных между собой. Ближе к законцовке лонжерон переходил в балку. Гладкая несущая обшивка соеди­нялась с нервюрами и стрингерами. Ме­ханизация крыла состояла из элеронов и закрылков. Элероны были компенсиро­ваны по массе и аэродинамически. Зак­рылки типа Шренка могли отклоняться на 15°. Элероны шли вдоль всей консоли крыла и подвешивались на двух петлях. Правый элерон оснащался триммером.

Фюзеляж имел овальное сечение и со­стоял из трех частей: носовой, централь­ной и хвостовой. В носовой части нахо­дилась кабина штурмана-стрелка (одно­временно бомбардира) и кабина пилота. В центральной части находился бомбо­вый отсек, а в хвостовой - кабина стрел­ка-радиста. Носовой обтекатель имел трубчатый каркас и остекление из гнуто­го целлулоида. Носовая часть крепилась к центральной в четырех точках. Цент­ральная часть фюзеляжа соединялась с лонжеронами и стрингерами центропла­на, образуя с ними единое целое. Хвос­товая часть крепилась к центральной так­же, как и носовая.

Центральная часть образовывала же­сткую конструкцию с лонжеронами и стрингерами центроплана. Хвостовая часть крепилась к центральной в четы­рех точках и завершалась хвостовым опе­рением. Бомбоотсек находился в цент­ральной части фюзеляжа. Самолет был среднепланом, лонжероны проходили через бомбоотсек, что обуславливало расположение бомб внутри отсека. Две бомбы массой 500 или 250 кг подвешива­лись в бомбоотсеке только горизонтально под лонжеронами крыла. Меньшие бомбы (100 кг и меньше) подвешивались вертикально в передней части отсека между лонжеронами и горизонтально в задней части отсека за задним лонжеро­ном. Сбросом бомб управлял штурман, в кабине которого имелась кнопка элекроспуска. В кабине пилота находилась дублирующая аварийная кнопка. Бомбы общей массой 500-600 кг находились в районе центра тяжести самолета, поэто­му сброс даже всех бомб залпом не ока­зывал заметного влияния на центровку самолета в воздухе.

Для обороны на самолете имелись три огневые точки. Спереди в лобовом обтекателе стоял спаренный пулемет ШКАС с боекомплектом 1920 патронов. В кабине стрелка-радиста имелись две огневые точки: верхняя и нижняя. В каж­дой находился одинарный ШКАС. В вер­хней огневой точке боекомплект 1000 вы­стрелов, в нижней - 500. Характерной особенностью самолета СБ-2 было то, что в походном состоянии оба пулемета убирались внутрь. В случае боевой тре­воги стрелок-радист сдвигал крышку фонаря своей кабины и выдвигал пуле­мет в боевое положение. Закончив стрельбу, стрелок-радист разворачивал пулемет стволом к хвосту и закрывал крышку фонаря. Пулемет стоял на коль­цевой установке, его наведение осуществ­лялось за счет физической силы стрелка. Аналогичное устройство имела и нижняя огневая точка.

Горизонтальное хвостовое оперение состояло из стабилизатора и рулей высо­ты. Оперение крепилось к лонжеронам фюзеляжа в четырех точках. Угол атаки стабилизатора можно было менять на земле. Руль высоты состоял из двух сег­ментов, крепился к стабилизатору в пяти точках и оснащался триммером. Киль со­стоял из стабилизатора и руля направле­ния, подвешенный на трех петлях. Кар­кас руля направления состоял из профи­лированного лонжерона. Руль оснащал­ся триммером.

Главное шасси убиралось в полете. Стойка шасси заканчивалась вилкой, к которой крепилось колесо. Стойка кре­пилась к переднему лонжерону центроп­лана. Стойка имела встроенный гидро­пневматический амортизатор. Колеса ос­нащались пневматическими тормозами. Главное шасси в полете частично убира­лось в задний отсек мотогондолы. Стой­ка имела два боковых раскоса из хромо-молибденовой стали. За стойкой нахо­дился гидроусилитель, отвечавший за уборку и выпуск шасси, а также механизм аварийного выпуска шасси. Хвостовое колесо не убиралось и было оснащено гидропневматическим амортизатором. Выпуск и уборку шасси, а также работу закрылков обеспечивала электрогидрав­лическая система. При ее отказе шасси можно было выпустить с помощью ава­рийного механического привода, работа­ющего от маховика, установленного в ка­бине стрелка-радиста. Такая аварийная система выпуска шасси впервые появилась в СССР именно на планере АНТ-40.

Рулевое управление находилось толь­ко в кабине пилота. Рули высоты и на­правления двигались с помощью толка­телей, а элероны и закрылки управлялись толкателями и тягами.

Двигательная система состояла из двух 12-цилиндровых двигателей жидко­стного охлаждения М-100 (выпускавший­ся в СССР мотор «Испано-Сюиза 12 Ybrs»). Двигатели оснащались редукто­ром с передаточным числом 2:3. У земли двигатели развивали 660 л.с., а номиналь­ную мощность 750 л.с. показывали на высоте 4000 м. Каждый мотор вращал двух­лопастный металлический винт М-100 ди­аметром 3,4 м, сконструированный и вы­пускавшийся заводом № 28 в Москве.

Топливная система состояла из че­тырех бензобаков в центроплане (два по 420 л) и в консолях (два по 415 л). Баки были обычные, без самогермети­зации. Краны каждого бака находились в кабине пилота.

Масляная система состояла из двух маслобаков объемом 146 л, расположен­ных в крыльях за двигателями и отделен­ными он них противопожарной перебор­кой. Баки оснащались фильтром и дре­нажной трубкой. Масло охлаждалось в водно-масляном радиаторе (7,8 л масла, 7,9 л воды). Площадь радиатора 500 см2.

Каждый двигатель также оснащался водяным радиатором объемом 45 л и пло­щадью 35 м2. Общий объем охлаждаю­щей жидкости составлял 150 л. Вода за­ливалась в горловину на верхней сторо­не радиатора.

Дополнительное оснащение состояло из радиостанции «Двина». При необхо­димости на самолет можно было устано­вить фотокамеру АФА-13. Члены экипа­жа переговаривались между собой по­средством интеркома, пневматической почты и внутренней трехцветной сигна­лизации. Возле места каждого члена эки­пажа имелся кислородный прибор.