Гражданская война в Испании 1936-1938 гг

 

В 1936 г в Испании в результате мя­тежа генерала Франко против республи­канского правительства вспыхнула граж­данская война. Франко поддержали Гер­мания и Италия, республиканское пра­вительство Испании - Советский Союз. Республиканская авиация была немно­гочисленной и не могла достойно проти­востоять авиации мятежников, поддер­жанной немецким легионом «Кондор», который насчитывал до 400 самолетов.

23 октября 1936 г советский пароход «Старый Большевик» прибыл в испанс­кий порт Картахена, на его борту было военное снаряжение для республиканс­кой армии, первые летчики и самолеты, в том числе бомбардировщики СБ-2 М-100. Интересно, что эти самолеты были вооружены не современными пулеметами ШКАС, которые оставались секре­том, а устаревшими пулеметами Дегтяре­ва. Вместе с самолетами в Испанию были отправлены летчики-добровольцы, на­земный технический персонал, вооруже­ние, патроны, бомбы и т.д.

Первая партия из 31 самолета СБ была отправлена в Лос Альказарес (Los Alcazares) для сборки. Первые четыре собранные самолета были отправлены на фронт в район Томеллосо (Tomelloso, откуда они 28 октября совершили пер­вый боевой вылет. Целью бомбардиров­щиков был аэродром Таблада (Tablada) под Севильей (Seville). Группу самолетов возглавил майор Эрнст Шахт. Дебют СБ в испанском небе был неприятной неожи­данностью для франкистов, чья авиация прежде успешно удерживала господство в воздухе. Особенно удачными были ата­ки советских СБ 30 октября и 1 ноября 1936 г, когда была атакована в районе Гамонал (Gamonal) база итальянской авиагруппы Aviation del Tercio. Результатом последней атаки было уничтоже­ние 6 истребителей Фиат CR 32 на зем­ле, лишь одному удалось удрать. 2 нояб­ря был потерян первый СБ. Его экипаж вел разведку и был замечен парой истре­бителей Фиат CR 32, которые атакова­ли и сбили СБ в районе Талавера (Talavera). Остатки сбитого самолета были собраны для идентификации и от­правлены в Севилью.

У испанцев СБ получил народное прозвище «Катюшка», образованное от имени героини популярной оперетты. Официально же самолет обозначался «ВК», что переводилось как «Бомбарди­ровщик Катюшка» («bombardjero Katyushka») Противник дал новому са­молету прозвище Martin Bomber.

К началу ноября 1936 г все самолеты из 1-ой партии были собраны и была организована «Группа 12» (Gruppo 12), в составе трех эскадрилий под общим командованием советского полковника Жатоцветова.

При этом первая эскадрилья остава­лась в Tomelloso, 2-ая была дислоциро­вана в La Torrecica и 3-я - в Los Llanos. От последней эскадрильи была выделе­на группа из 4-х СБ которая патрулиро­вала район Sisante, а позже - район San Cleraente. К концу 1936 г Gruppo 12 поте­ряла 6 самолетов СБ по разным причи­нам, в том числе два самолета было сби­то истребителями. Один из них был сбит испанским пилотом Bermudez de Castro на истребителе CR 32 недалеко от Castilblanco. Ощутимые потери Gruppo 12 понесла в январе 1937 г, когда испан­ский пилот капитан Joaquim Garcia Morato на истребителе CR 32 подкарау­лил два республиканских бомбардиров­щика, атаковавших железнодорожную станцию Cordoba. Бомбардировщики были атакованы на снижении, сзади сни­зу, где они были наиболее уязвимы.

Несмотря на потери боевая работа Gruppo 12 продолжалась и бомбардиров­щики из состава 1-й и 2-й эскадрилий вылетали на бомбардировку Cadiz, Arenillc и аэродрома Marbella и верну­лись без потерь. В конце января 1936 г шесть самолетов СБ под командовани­ем советского пилота Н.А.Острякова ата­ковала на низкой высоте места концент­рации войск противника в районе San Pedro de Alcanta и благополучно верну­лись. Самолеты 3-й эскадрильи занима­лись атакой аэродромов в районах Getafe, Pozuelo Extremadula со своей базы в районе Мадрида. К 1 марта 1937 г Gruppo 12 имела только 15 боеспособ­ных самолетов, еще 4 были в ремонте. Из-за недостатка самолетов 3-я эскадри­лья была расформирована.

С 8 марта, когда итальянский экспе­диционный корпус Corpo Truppi Voluntari развил удачное наступление на Guadalajara, 1-ая эскадрилья была пере­брошена в Alcala de Henares с 8 уцелевши­ми самолетами СБ и начала интенсивную боевую работу против итальянских ко­лонн. 2-я эскадрилья была переброшена в San Clemente для этих же целей и участво­вала в атаке итальянцев. 20 марта боевые машины этих двух эскадрилий вместе с бомбардировщиками Р-5 и под прикрыти­ем истребителей И-16 из Gruppo 21 атако­вали итальянские колонны. Результатом этих боевых действий был разгром италь­янского экспедиционного корпуса.

Интенсивные боевые операции, износ техники, эксплуатация с полевых аэро­дромов и недостаток запасных частей привели к тому, что из «Группы 12» ос­талось боеспособными только 10 самоле­тов СБ и доставка новых самолетов была под большим сомнением. Несмотря на это боевая работа продолжалась - 26 мая 1937 г группа бомбардировщиков под командой Острякова атаковала и бомби­ла немецкий карманный линкор Deutschland, ошибочно приняв его за крейсер франкистов Canarias. В резуль­тате атаки 31 член экипажа немецкого линкора был убит и еще 83 получили ра­нения. Адольф Гитлер был взбешен и приказал адмиралу Шееру обстрелять из эсминцев в порядке акции возмездия ис­панский порт Almeria, что вызвало большие жертвы среди мирного населе­ния. Испанское республиканское прави­тельство было на грани объявления войны Германии.

24-го июня 1937 г на борту судна Aldecoa прибыл 21 самолет СБ-2М-100А в порт Картахена, затем еще 10 СБ были привезены кораблем Arteo Mend. Само­леты были собраны в San Javier и Liria. Эта очень своевременная помощь позво­лила восстановить Gruppo 12 до состава прежних трех эскадрилий. Две из них воз­главили испанские командиры при об­щем советском командовании. Командо­ванием «Группой 12» перешло полковни­ку А.Сенаторову. Вторая группа, воору­женная СБ, была сформирована под ко­мандованием полковника Гусаева, снача­ла в составе только одной эскадрильи. Эта группа (Gruppo 24) позже была возглавлена испанским летчиком и полу­чила в свой состав вторую эскадрилью. Бомбардировщики из «Группы 24» на­чали боевые операции 3-го июля в райо­нах Talavera, Salamanca, Avila. Через 5 дней новые истребители Messerschmitt Bf 109 из легиона Condor сбили один СБ над Avila. Два Ju-88 сбили еще два СБ в этот же день. Бомбардировщики из Gruppo 12 и 24 выполняли важную роль до конца войны в боях за Brunette и Belchite, неся минимальные потери. Между 5 и 20 но­ября 1937 г было собрано 35 бомбарди­ровщиков СБ для массированного удара под Saragossa. Группы из 18 самолетов успешно атаковали противника так же в районе Pamplona 12-го и 18-го ноября.

В годы Гражданской войны Советс­кий Союз передал республиканской Ис­пании в общей сложности 648 самоле­тов различных типов (И-15,И-16, Р-5 и др.), включая около 70 бомбардировщи­ков СБ. В Испанию было отправлено 772 авиационных специалистов, среди них более 160 летчиков.

Испания стала первым полигоном для испытаний бомбардировщика СБ в реальных боевых условиях. Прибывшие туда самолеты СБ по своим летным дан­ным, особенно по скорости, скороподъ­емности и практическому потолку, зна­чительно превосходили лучшие в то вре­мя самолеты мятежников, поставленные Франко вместе с летным и техничес­ким персоналом фашистскими прави­тельствами Италии и Германии. СБ пре­восходил по скорости такие самолеты мятежников как истребители Fiat CR 32 и Heinkel 51, бомбардировщики Caproni 101, Savoia-Marchetti S.M.81, Junkers Ju-52 и Junkers Ju-86.

На первом этапе боевых действий в Испании самолеты СБ, управляемые сначала советскими, а потом и испански­ми экипажами, выполняли свои боевые задачи без прикрытия истребителями. Они эффективно действовали против наземных и морских целей - наносили удары по скоплениям войск противника, его аэродромам, портам, транспортным и военным кораблям. Нередки были слу­чаи, когда СБ перехватывали и рассеи­вали в воздухе соединения бомбардиров­щиков противника.

Для борьбы с самолетами СБ из Гер­мании стали поступать новые зенитные орудия с более совершенными прибора­ми наводки и управления зенитным ог­нем. Грозным противником СБ стал но­вый немецкий истребитель Messerschmitt Bf 109B, который имел скорость 425 км/час на высоте 3500 м и мог перехватывать бомбардировщики СБ на высотах до 7000 м.

Советские летчики-добровольцы выполняли свой интернациональный долг до осени 1938 г, когда в связи с ос­ложнившейся обстановкой было приня­то решение эвакуировать из страны все интернациональные бригады. Советское правительство высоко оценило заслуги летчиков-добровольцев. 28 из них были удостоены звания Героя Советского Со­юза. Среди них был командир эскадри­льи СБ Н.Д.Остряков, который в одном из боевых вылетов атаковал и серьезно повредил «карманный» линкор «Deutschland».

После поражения республиканского правительства в Гражданской войне 19 уцелевших бомбардировщиков СБ были захвачены в качестве трофеев ВВС гене­рала Франко. Они были взяты на воору­жение. При этом советские моторы М-100А, считавшиеся ненадежными и кап­ризными, были заменены на «родные» французские «Hispano Suiza 12 Ybrs». Трофейные СБ использовались во франкистской Испании сначала в боевых час­тях, а позже - для тренировочных и учебных целей летного персонала. Они про­существовали там вплоть до 1950 г. У испанских летчиков генерала Франко самолет СБ получил название «София».