Участие СБ в военных конфликтах на Дальнем Востоке и Монголии

 

С 29 июля по 11 августа 1938 г  250 советских самолетов (180 бомбардировщиков и 70 истребителей) участвовало в боевых действиях против японских аг­рессоров в районе озера Хасан на Даль­нем Востоке. Основную мощь ударной группы бомбардировщиков составили самолеты СБ (120 бомбардировщиков). Советские летчики наносили бомбовые и штурмовые удары по противнику в по­лосе обороны и по его резервам в тылу. Особенно сильный удар был нанесен 6 августа - в день штурма сопки Заозер­ной. Перед началом штурма была прове­дена авиационная подготовка, когда в течении полутора часов советская авиа­ция непрерывно бомбила японские войс­ка. Мощные удары бомбардировщиков оказали деморализующее воздействие на противника, понесшего большие потери в живой силе и технике. В боях у озера Хасан впервые в советской авиации была применена практика использования крупных соединений бомбардировщиков (по 27-36 самолетов одновременно). Мас­сированные удары авиации оказали су­щественную поддержку наземным вой­скам и способствовали быстрому разгро­му японских агрессоров.

В начале 1939 г японские войска, пос­ле захвата Китая, нарушили границу с Монголией. Это был явный вызов совет­ским войскам дислоцированным здесь. Монгольская народная республика была верным вассалом СССР, войска которо­го фактически охраняли её границу. По-этому вторжение японских войск в Мон­голию было воспринято советским руко­водством как агрессия против СССР.

Урок, преподанный японским агрессо­рам у озера Хасан, не пошел им впрок. В мае 1939 г началось вторжение японских войск на территорию Монгольской на­родной республики в районе реки Халхин-Гол. Верный союзническому долгу, СССР оказал Монголии военную помощь.

На первом этапе конфликта в пери­од майских и июньских боев ситуация в воздухе над Халхин-Голом складывалась не в пользу советских летчиков. Первой армейской группе была придана авиаци­онная группировка в составе трех пол­ков: 22го и 70го истребительных и 150-го полка скоростных (на его вооружении было 29 самолетов СБ). Им противосто­яли превосходящие силы противника - отборные авиационные соединения, по­лучившие большой опыт боев в Китае.

Чтобы исправить сложившуюся ситу­ацию в Монголию было срочно пере­брошено несколько полков бомбарди­ровщиков и истребителей, объединен­ных в 100ю смешанную авиабригаду. Туда же были посланы советские летчи­ки, получившие боевой опыт в Испании и Китае. К 20 августа авиационная груп­пировка советско-монгольских войск на­считывала в своем составе 515 самолетов, в том числе около 180 бомбардировщи­ков СБ. Силы японской авиации состав­ляли 303 самолета. В ожесточенных воз­душных групповых боях советская истре­бительная авиация добилась превосход­ства в воздухе, а советские бомбардиров­щики нанесли ряд сокрушительных уда­ров по японским агрессорам. Так, 5 июля 1939 г 18 бомбардировщиков СБ из состава 38 го СБАП, прибывшего в кон­це мая из Забайкалья в количестве 59 СБ, нанес бомбовый удар по железнодо­рожной станции Халун-Аршан. Советс­кие бомбардировщики действовали без прикрытия и дважды были атакованы японскими истребителями - на подходе к цели и над станцией. В результате ожес­точенного воздушного боя было сбито два самолета СБ, потери японцев со­ставили четыре истребителя И-97.

В период боевых действий с 11 мая по 31 августа советские бомбардировщики совершили 2108 самолето-вылетов, что составило 10,2% от общего количества. Потери советской авиации составили 207 самолетов и 211 летчиков. Основная часть потерь пришлась на истребитель­ную авиацию (160 самолетов), которой принадлежала решающая роль в этой боевой операции. Десятки летчиков были удостоены звания Героя Советского Со­юза, среди них были летчики-бомбарди­ровщики: командир 38-го СБАП капитан В.И.Артамонов и командир 150 СБАП майор М.Ф.Бурмистров.