Зимняя война 1939-40 гг

 

Серьезным испытанием для советс­ких ВВС стали бои на Карельском пе­решейке с 30 ноября 1939 г по 12 марта 1940 г или так называемая «Зимняя вой­на» с Финляндией. В этих боях участво­вали ВВС Ленинградского военного ок­руга, авиация Балтийского флота, АОН (Авиационная Армия Особого Назначе­ния - специальные соединения тяжелых бомбардировщиков ТБ-3), особая авиа­ционная группа Г.П.Кравченко и другие авиационные формирования. Двадцать два скоростных бомбардировочных пол­ка (СБАП) было вооружено самолетами СБ разных модификаций: 2й ,5й ,9й, 10й, 13й, 16й , 18й, 24й, 31й, 33й, 35й, 39й, 41й, 44й, 45й ,48й, 50й, 52й ,54й, 58й, 60й и 63й. Кроме того, некоторое коли­чество бомбардировщиков СБ находи­лось на вооружении смешанных авиаци­онных полков. Военные действия развер­нулись на широком фронте от Баренце­ва моря до Финского залива, но решаю­щий характер они носили на Карельском перешейке, где наступали советские вой­ска 7ой Армии.

Советские ВВС имели количествен­ное и качественное превосходство над финской авиацией и с начала боевых действий без труда завоевали господство в воздухе. Однако исключительно слож­ные метеорологические условия не по­зволили в полную меру использовать пре­восходство советской авиации. Вместо нанесения массированных ударов в пер­вый месяц боев приходилось действовать мелкими группами и даже одиночными самолетами. Бомбардировщики СБ ис­пользовались главным образом для вза­имодействия с наземными войсками и решения тактических задач. Особую по­мощь летчики оказали наземным войс­кам в прорыве мощной системы укреп­лений - так называемой линии Маннергейма. СБ использовали для сбрасыва­ния специальных бетонобойных бомб типа БЕТАБ-250, которые разрушали бетонированные укрепления противника. Всего за период боевых действий бомбардировочная авиация (с учетом самолетов всех типов) произвела 44041 боевой вылет (или 52,4%), на противни­ка было сброшено 23146 тонн бомб. По­тери полков, вооруженных СБ, составили: 113 самолетов, сбитых противником; 27 самолетов пропало без вести и 41 самолет был поврежден и требовал заводского ре­монта. Небоевые потери были также зна­чительны - 72 самолета СБ. Общие потери составили 253 самолетов СБ. 92 летчика было удостоено звания Героя Советского Союза, в том числе летчики 44ой СБАП капитан М.Т.Трусов, батальонный комис­сар И.И.Кожемякин и др.

Боевые действия на Карельском пере­шейке выявили существенные недостат­ки в вооружении и тактике бомбардиро­вочной авиации. Оказалось, что боль­шинство экипажей авиационных частей, вооруженных СБ, не готовы к полетам в сложных метеорологических условиях. Так, 85й смешанный авиационный бом­бардировочный полк под командовани­ем комбрига Б.В.Стрелигова был укомп­лектован летчиками, имевшими опыт слепой посадки, и самолетами ДБ-3 и СБ, оснащенными приборами для слепого полета. Летчики этого полка вели бое­вые действия днем и ночью в течении 63 суток из 70. В то же время другие авиа­ционные части в этот же период из-за ненастной погоды летали только в течении 6-8 дней. Вследствие слабой навига­ционной подготовки были неоднократ­ные случаи потери ориентировки, обна­ружилась низкая точность попадания бомб, особенно по малым целям (мосты, дороги). Выяснилось, что большинство летчиков не умели вести воздушную раз­ведку, особенно - воздушное фотографи­рование. Слабая огневая подготовка воз­душных стрелков и недостатки оборони­тельного вооружения стали причиной неоправданных потерь бомбардировщи­ков. Именно после финской войны старые турели на СБ стали повсеместно за­менять более совершенными турелями МВ-3 и МВ-2, однако не успели завер­шить это перевооружение самолетов к началу германского вторжения.