СБ на службе финских ВВС

 

После «зимней» войны финские ВВС включили в свой состав 8 трофейных бом­бардировщиков СБ, еще 16 трофейных самолетов этого типа позже было закуп­лено в Германии летом 1941 г. Эти само­леты были доставлены из Германии в разобранном виде тремя партиями меж­ду 5.11.1942 и 27.08.1942. СБ Финских ВВС были разных модификаций: само­лет с кодом SB-8 был оснащен моторами М-100, все остальные - моторами М-103.

Самолеты отличались также оборо­нительным вооружением: обычно была турель у стрелка и спаренные пулеметы у штурмана, лишь на некоторых самоле­тах была нижняя люковая установка. С целью упростить эксплуатацию самоле­тов их оборудование было по возможно­сти стандартизировано. Так, на SB-8 1 ноября 1943 г были установлены мото­ры М-103. В начале 1943 г были модифи­цированы в учебные самолеты два бом­бардировщика - SB-6 и SB-8, которые получили обозначение USB. На них было установлено двойное управление. В Финских ВВС самолеты СБ сначала по­лучили код VP, который был изменен на SB с 17 сентября 1941.

Самолеты СБ использовались в фин­ских ВВС главным образом в качестве морских разведчиков. Постепенно охота за подводными лодками стала их основ­ной работой. Все самолеты СБ были све­дены в морской полк LeLv 6 и летали в районе Финского залива. Для уничтоже­ния подводных лодок противника само­леты СБ были вооружены глубинными бомбами. Кроме этого, самолеты СБ ис­пользовались летом 1941 г для бомбар­дировочных операций на сухопутном те­атре действий. Так, 27 марта 1942 г четы­ре СБ в сопровождении истребителей И-153 из того же полка участвовали в бом­бардировке Гогланда (Gogland\Suursaai). На следующий день остров был захва­чен финскими войсками.

Операции на море были основной задачей полка LeLv 6. Известно много примеров удачных операций на море. Так, 27 июля 1941 г бомбардировщик VP-8 в районе Тутасаари (Tytarsaari) атаковал советское судно, при этом были отмечены прямые попадания. 28 мая 1942 г экипаж под командованием лейтенанта Палосуо (Palosuo) на самоле­те SB-1 уничтожил глубинными бомба­ми советскую подводную лодку М-95 к востоку от острова Гогланд. 18 августа 1942 г экипаж капитана Эка (Ek ) на са­молете SB-9 атаковал советскую подвод­ную лодку в районе между Гогландом и Тутусаари и рапортовал об ее уничтоже­нии. Однако, как было установлено поз­же, подводная лодка не была уничтоже­на, а лишь получила повреждения и вер­нулась в Кронштадт 29 сентября 1942 г.

Такие случаи, когда после войны вы­яснилось, что противник был поврежден, а не уничтожен, были не редкостью. Еще одна советская подводная лодка Щ-302 была уничтожена 14 октября 1942 г экипа­жем под командованием лейтенанта Палосуо (на SB-1) в западной части Финского залива. В навигацию 1943 г были установ­лены мощные противолодочные заграж­дения между Финским и Эстонскими берегами(от Поккала до Найссари), что почти полностью блокировало советские подводные лодки на их базах. В этих условиях финским лет­чикам редко удавалось обнаруживать про­тивника на море и до конца войны ни од­ной субмарины не было обнаружено.

В марте 1943 г четыре СБ из LeLv 6 участвовали в налетах на советские авиабазы севернее Ленинграда. 19 сен­тября того же года 5 самолетов СБ из этого же полка участвовали в бомбар­дировке Лавансаари. 21 ок­тября 1943 г летчики из LeLv 6 выполни­ли юбилейный 1000-й боевой полет на самолетах СБ.

К 1944 г самолеты СБ устарели и эс­кадрилья не участвовала в боях на Ка­рельском перешейке в июне 1944 г, но продолжала морское патрулирование. Эскадрилья закончила свою боевую деятельность на СБ 8 августа 1944 г.

За время боевых действий до августа 1944 г летчики полка заявили об уничто­жении 8 советских подводных лодок. После войны по архивным данным уда­лось установить, что на самом деле унич­тожены были две советские подводные лодки типа М-95 и Щ-302, а третья Щ-317 получила серьезные повреждения. Остальные советские подводные лодки, упомянутые в донесениях финских летчи­ков как потопленные, получив повреж­дения, вернулись на базу. Примечатель­но, что в период военных действий фин­ские летчики не потеряли в боевых ак­циях ни одного самолета СБ. Семь са­молетов СБ финских ВВС были разруше­ны при вынужденных посадках и дру­гих летных происшествиях (небоевые потери), при этом погибли один пилот и два штурмана. К 1944 г самолеты СБ без­надежно устарели, но продолжали ис­пользоваться в финских ВВС.

После вступления в войну Финляндии против фашисткой Германии морской полк LeLv 6, дислоцированный в Лаплан­дии, участвовал в патрульных полетах в северной части Балтийского моря. С 28 октября 1944 г по 22 марта 1945 г лет­чиками этого полка на самолетах СБ было произведено 84 боевых вылета, в которых не было отмечено встреч с про­тивником. 16 самолетов СБ финских ВВС уцелело после войны. Они были переда­ны на хранение 4 апреля 1945 г и списа­ны 2 января 1950 г.