Заключение

 

СБ конструкции А.Н.Туполева был массовым скоростным бомбардировщи­ком, состоявшим на вооружении советс­кой авиации в предвоенное время и со­ставляющим ее гордость. Его скорость была близка к скорости истребителей противника (или даже выше ее), что дало возможность эффективно использовать его в боевых действиях без сопровожде­ния истребителей во время боевых выле­тов в Испании и Китае.

Однако участие СБ в военных конф­ликтах и локальных войнах в конце 30-х годов выявило ряд недостатков этого самолета, а главное он утратил к тому времени свое главное преимущество, из-за которого собственно и получил назва­ние-скорость. К сожалению, существен­ных изменений серийный СБ не претер­пел и большинство самолетов в строевых частях не успели пройти перевооружение и модернизации накануне войны. К на­чалу Великой Отечественной войны СБ безнадежно устарел, но продолжал со­ставлять основу фронтовой авиации всех западных военных округов. Несмот­ря на свои недостатки он принял на себя всю тяжесть боев первого периода вой­ны. Тяжелые потери СБ вынудили со­ветское командование использовать его с 1942 г в качестве ночного бомбарди­ровщика. Позже оставшиеся самолеты были переданы для несения службы свя­зи, перевозки грузов и решения других задач в тылу и на фронте. Последние СБ, состоявшие на военной службе, встрети­ли победу в составе 3й Отдельной авиаци­онной дивизии связи. После войны остав­шиеся самолеты этого типа можно было встретить в отдаленных уголках советс­кой империи (Сибирь, Дальний восток, Арктика), где они заканчивали свою тру­довую жизнь, летая на затерянных трассах до полного истощения ресурса.

Ни одного СБ не уцелело до нашего времени. С 1982 г копия СБ-2М-100А была выставлена на открытой экспози­ции музея авиации в Монино.