Предисловие

 

Появлению бомбардировщика Ту-2 предшествовал важный эпизод из жизни его конструктора - Андрея Николаевича Туполева. В 1936 году Туполев стал пер­вым заместителем наркома и главным инженером Наркомата авиационной про­мышленности. При этом он сохранил за собой должность главного конструктора Центрального Аэрогидродинамического института (ЦАГИ).

Туполев умело сочетал конструктор­скую и административную деятельность. 1937 год стал для него удачным. Его АНТ-7 стал первым советским самоле­том, пролетевшим над Северным полю­сом (5 мая), а 21 мая его четырехмотор­ные самолеты АНТ-6 высадили на льди­ну первую дрейфующую экспедицию СП-1. В том же году состоялись знаменитые перелеты в Соединенные Штаты Амери­ки через Северный полюс экипажей Гро­мова и Чкалова на самолетах АНТ-25.

Туполев был полон планов, когда гря­нул гром. 21 октября 1937 года его арес­товали и вскоре ему предъявили обвине­ние в создании «Российской фашистской партии». Имя Туполева исчезло из всех публикаций, а вместо самолетов АНТ в одночасье появились машины ЦАГИ.

В Бутырской тюрьме Туполев провел около года. Следствие закончилось толь­ко после того, как конструктор «признал­ся» во всех своих «преступлениях». В это время НКВД под своей эгидой формиро­вало несколько специальных КБ, в кото­рых собирались арестованные специалис­ты в разных областях техники. Эти закры­тые КБ объединялись в Специальный Тех­нический Отдел (СТО). После того, как СТО перевели на авиазавод № 156, отделу присвоили внутреннее название «Отдел № 29». После очередной реорганизации назва­ние снова сменили, на этот раз на ЦКБ-29.

Тем временем аббревиатура СТО пе­решла на проекты четырех конструктор­ских коллективов, работающих под при­смотром НКВД:

«Проект 100» - двухмоторный высот­ный истребитель В.М. Петлякова. По­зднее на базе проекта появился пикиру­ющий бомбардировщик Пе-2.

«Проект 101» - одномоторный истре­битель-перехватчик Д.Л. Томашевича.

«Проект 102» - двухмоторный высот­ный дальний бомбардировщик ДВБ-102 2М-120 ТК-2 В.М. Мясищева.

«Проект 103» - фронтовой пикирую­щий бомбардировщик А.Н. Туполева.

Так Туполев продолжил работу по специальности. ЦКБ-29 размещалось в Москве на территории Большевской тру­довой колонии. От окружающего мира колонию отделяла высокая глухая стена с протянутой над ней колючей проволо­кой. За стеной находились три барака: жилой для заключенных и охраны, пи­щеблок и рабочий, где находилась чер­тежная. Весной 1939 года Туполев при­был в Большевскую колонию. Там Тупо­леву выдали задание - разработать четы­рехмоторный пикирующий бомбарди­ровщик, «чтобы уничтожить врага в его логове». Это должен был быть высотный дальний бомбардировщик, способный бороться с наземными укреплениями, кораблями и другими тяжелыми целями. Самолет создавался прежде всего для борьбы с английским флотом. Дальность полета 5000-6000 км позволяла достигать берегов Англии и возвращаться на базу. Полет следовало проводить на высоте 10000 м, поэтому самолет должен был нести соответствующее оборудование: гермокабину, мощные высотные двигате­ли и т.д. Цели самолет должен был унич­тожать в крутом пикировании под углом 50. ..70 гр при скорости до 900 км/ч. Пред­полагаемые характеристики самолета приведены ниже:

Название проекта: «ПБ 57»

Двигатели: четыре АМ-37 жидкостно­го охлаждения, мощностью до 1400 л.с.

Винты: трехлопастные ВИШ-61Т диа­метром 3,4 м

Длина: 13,2 м

Размах: 18,8 м

Высота: 4,5 м

Нормальная взлетная масса: 9950 кг

Максимальная взлетная масса: 10992 кг

Нормальная бомбовая нагрузка: 1000 кг

Максимальная бомбовая нагрузка: 2000 кг

Максимальная скорость: 635 км/ч на высоте 8000 км

Скороподъемность: набор 5000 м за 8,6 мин

Потолок: 10600 м

Разбег: 440м

Пробег: 730 м

Вооружение: 2 ШВАК калибра 20 мм, 4 ШКАС калибра 7,62 мм

Экипаж: 3 человека

Проект получил обозначение «ПБ» (пикирующий бомбардировщик) или «проект 57) (АНТ-57). На самолет пред­полагали поставить четыре мотора М-105ТК-2, но эти моторы еще не были го­товы и их решили заменить имеющими­ся в распоряжении АМ-37 мощностью 1400 л.с. На самолете предусматривались самогерметизирующиеся топливные баки, система заполнения нейтральным газом, бронирование мест экипажа и дру­гие новинки.

Туполев считал, что создать такой самолет практически невозможно. Но спорить с Берией было невозможно тоже. Поэтому Туполев принялся за работу. А работать ему было с кем. В его коллективе были такие известные инженеры и конструкторы, как С.М. Егер, А.В. Надашкевич, Р.Л. Бартини, Г.С. Франкель, А.Ю. Рогов, В.А. Чижевский и другие. В апреле 1939 года численность группы Туполева составляла 24 человека.

Конструкторы приступили к расче­там, а во дворе колонии началась сбор­ка макета в натуральную величину. Всем участникам проекта было ясно - создать пикирующий четырехмотор­ный бомбардировщик невозможно. Ту­полев поступил дипломатично. Он представил Берии докладную записку, в которой, не отрицая возможности со­здания такого самолета, сообщал, что самолет получится очень сложным кон­структивно, тяжелым в обслуживании и малоэффективным на практике. Вме­сто четырехмоторного монстра он предложил создать двухмоторный фронтовой пикирующий бомбардиров­щик. Однако Берию взбесило и это. Он уже успел доложить Сталину, о созда­ваемом в его лабораториях «чудобом­бардировщике». Однако Туполев сумел убедить Берию, что его предложение будет выгодно прежде всего самому наркому внутренних дел.

1 сентября 1939 года началась Вторая Мировая война. Становилось ясно, что ве­роятным противником Советского Союза будет не Великобритания, а Германия. Поэтому нужда в дальнем бомбардиров­щике отпала сама собой. При этом польская кампания показала высокую бо­евую ценность пикирующих бомбардиров­щиков Ju 87. Похожая машина требовалась и для Красной Армии.

Осенью 1939 года коллектив ЦКБ-29 начал работу над новым самолетом. Это был проект «ФБ» (фронтовой бомбарди­ровщик), или «проект 58». Работа велась в обстановке повышенной секретности. Когда проект был в целом готов, его ка­ким-то образом представили Сталину. У Берии не оставалось выбора, как только согласиться на продолжение работы.

Рабочая неделя КБ Туполева продол­жалась шесть дней по десять часов. Ко­роткие часы отдыха инженеры проводи­ли, слушая патефон и играя в домино. Вручную изготавливали музыкальные инструменты: гитары, мандолины, бала­лайки. Туполев любил слушать «ан­самбль» своего КБ. В декабре 1938 года, когда Туполеву исполнилось 50 лет, то­варищи скинулись и купили ему яблоки в подарок.