Самолет «103У» 2АМ-37

 

В мае 1940 года командование ВВС РККА предъявило дополнительные тре­бования к самолету «103». Было прика­зано увеличить экипаж на одного чело­века, при этом штурман должен был за­нимать место рядом с пилотом, как это было на немецких самолетах. Кроме того, требовалось установить дополнительную огневую точку для обороны задней по­лусферы и внести в конструкцию само­лета несколько других изменений. Введе­ние в экипаж четвертого члена потребо­вало заметных изменений в носовой час­ти фюзеляжа. Нос пришлось расширить, так что теперь в плане сверху кабина чем-то напоминала головастика. Макет «103У» был одобрен комиссией ВВС 23 августа 1940 года. Сборку прототипа «103У» АМ-37 завершили 9 апреля 1941 года. 15 мая пилот М.А. Нючтиков в пер­вый раз поднял машину в воздух.

В июне-июле 1941 года прошли госу­дарственные испытания, на которых само­лет показал следующие характеристики:

Двигатели: 2 АМ-37 жидкостного охлаждения, мощностью по 1400 л.с.

Винты: трехлопастные ВИШ-61И ди­аметром 3,8 м

Длина: 13,8 м

Размах: 18,8 м

Высота: 4,5 м

Нормальная взлетная масса: 10435 кг

Максимальная взлетная масса: 11477 кг

Нормальная бомбовая нагрузка: 1000 кг

Максимальная бомбовая нагрузка: 2000 кг

Максимальная скорость: 610 км/ч на высоте 7800 м

Скороподъемность: 5000 м за 9,5 мин

Потолок: 10500 м

Дальность полета: 1900 км

Вооружение 2 ШВАК калибра 20 мм, 5 ШКАС калибра 7,62 мм, под крыльями предусмотрено место для 10 ракет РС-82

Экипаж: 4 человека.

Испытания показали, что необходимо улучшить продольную устойчивость само­лета. Проблему решили, увеличив площадь хвостового оперения с 4,37 до 5,28 м2.

6 июля 1941 года, когда испытания уже приближались к концу, произошла авария. Во время одного из полетов разрушился пропеллер. Обломками лопас­тей повредило двигатель и фюзеляж и убило штурмана A.M. Акопяна. Пилоту М.А. Нючтикову пришлось прыгать с парашютом. Инженер Мальцев не успел покинуть самолет и погиб под обломка­ми машины.

Несмотря на катастрофу, появилось решение, что «103У» прошел государ­ственные испытания. 17 июля 1941 года приказом НКАП серийный выпуск само­летов «103» следовало развернуть на авиазаводе № 18 в Воронеже.

19 июля 1941 года постановлением Вер­ховного Совета СССР Туполев и его кон­структоры были освобождены. Полная ре­абилитация последовала в 1955 году.

Начавшаяся война с Германией зас­тавила изменить планы. Завод № 18 в Воронеже переключился на выпуск штур­мовиков Ил-2. 27 июля 1941 года ГКО приказал начать выпуск «103» на заводе № 166 в Омске. Планы были оптимистич­ны: до 1 октября 1941 года предполагалось выпустить первые девять серийных машин, в четвертом квартале еще 45, а в 1942 году планировалось выпустить уже 600 машин.

Однако началась эвакуация заводов № 156 и № 81, эвакуировались заводы в Омск. В июле 1941 года в Омск прибыл и Туполев вместе со своим КБ, где начал готовить производственную документа­цию на «103У». Уже в сентябре комплект чертежей был готов и завод мог присту­пить к выпуску машины, которой присво­или производственное обозначение 103С 2АМ-37. Но жизнь оказалась сложнее любых планов. В серию пошел другой вариант самолета - «103В».