Различные работы по улучшению Ту-2

 

Во время подготовки к серийному выпуску на заводе № 7 в 1942 году, вмес­то пулемета ШКАС в нижней задней ог­невой точке решили установить 12,7-мм пулемет Березина. Весной того же года пулемет УБ поставили у места стрелка-радиста, а осенью - навигатора. Когда в октябре 1942 года выпуск Ту-2 прервали, самолет уже нес только крупнокалибер­ные пулеметы. Неподвижные пулеметы ШКАС калибра 7,62 мм, установленные в носовой части и стреляющие вперед, сняли по пожеланию военных.

В начале 1942 года вооружение Ту-2 состояло из двух пушек ШВАК, установ­ленных в центроплане, и трех крупнока­либерных пулеметов, защищавших зад­нюю полусферу.

В мае 1943 года Туполев предложил установить на «103В» новые двигатели М-82ФНВ (форсированные с непосред­ственным впрыском). В июле 1943 года прототип с новыми моторами показал, что скорость у земли увеличилась на 32 км/ч, на высоте 1450 м - на 18 км/ч и на высоте 5000 м - на 23 км/ч. По результа­там испытаний ГКО приказом № 3754 от 17 июля 1943 года направил Ту-2 с дви­гателями М-82ФНВ в серию.

В июле и августе 1943 года КБ Туполе­ва провело модификацию самолета № 716, который стал прототипом для машин Ту-2С (С - стандарт). Выпуск самолетов нала­дили на заводе № 23, который до этого вре­мени выпускал бомбардировщики Ил-4).

Прототип (или как его называли «эта­лон») облетали 26 августа 1943 года, а через неделю направили на заводские и государственные испытания. Испытания продолжались с 4 сентября по 16 декаб­ря 1943 года. Характеристики эталонной машины были следующие:

Двигатели: два звездообразных М-82ФН воздушного охлаждения мощнос­тью по 1850 л.с.

Винты: трехлопастные АВ-С-167 ди­аметром 3,8 м

Длина: 13,8 м

Размах: 18,86 м

Высота: 4,8 м

Площадь крыльев: 48,8 м2

Нормальная взлетная масса: 10360 кг

Максимальная взлетная масса: 11360 кг

Нормальная бомбовая нагрузка: 1000 кг

Максимальная бомбовая нагрузка: 2000 кг

Максимальная скорость: 547 км/ч на высоте 5400 м

Скороподъемность: 5000 м за 9,5 мин

Практический потолок: 9500 м

Дальность полета: 2100 км

Разбег: 416 м

Пробег: 675 м

Вооружение: 2 ШВАК калибра 20 мм, 3 УБС калибра 12,7 мм

Экипаж: 4 человека.

В октябре-декабре 1943 года проводи­лись испытания самолета «103В» с разны­ми редукторами оборотов двигателя и раз­ными двигателями. Эксперименты показа­ли, что наиболее эффективен редуктор с передаточным числом 9:16 в сочетании с винтом АВ5-167А диаметром 3,8 м.

По образцу Ту-2С № 716 выпускались самолеты вплоть до 1946 года. В ходе се­рийного выпуска в конструкцию самоле­та внесли лишь небольшие изменения.

Следующим шагом к улучшению ма­шины было установить на нее двигатели АШ-83ФН мощностью 1900 л.с. Новые моторы поставили все на тот же 716-й самолет и облетали его 18 марта 1945 года. Главным пилотом-исследователем был А.Д. Перелет, а главным инженером - М.М. Егоров. На испытаниях самолет показал следующие характеристики:

Взлетная масса: 10500 кг

Максимальная скорость: 605 км/ч на высоте 6780 м

Потолок: 10600 м

Скороподъемность: 5000 м за 7,2 мин.

Дальность полета: 2365 км (расчет­ная).

В августе 1945 года Ту-2 «716» с дву­мя двигателями АШ-83ФН отдали на за­вод с целью учесть в его конструкции высказанные в ходе испытаний замеча­ния. Новый цикл испытаний начался 19 августа 1946 года. Официально государ­ственные испытания длились с 22 авгус­та по 21 ноября 1946 года. Хотя резуль­таты были многообещающие, в серию машина не пошла. Во-первых, моторы АШ-83 серийно не выпускались, а, во-вторых, поршневые машины уже были не актуальны.

В конце 1945 года в порядке экспери­мента на Ту-2 с номером 23/35 попыта­лись установить двигатели М-93. Одна­ко этих двигателей КБ Туполева не по­лучило и в апреле 1947 года работы над Ту-2 2М-93 прекратили.

В феврале 1948 года на заводе № 116 на базе серийных Ту-2 (7/57 и 7/57) уста­новили систему антиобледенения. Испы­тания обоих самолетов продолжались с 19 февраля по 23 марта 1948 года. Резуль­таты были настолько многообещающи­ми, что подобную систему решили уста­новить на все серийные самолеты.

Удачная конструкция Ту-2 позволи­ла создать на его базе множество вари­антов. Среди них следует упомянуть:

Дальний бомбардировщик - консоли крыльев нарастили съемными оконцовками, самолет оснастили автоматом кур­са АК-1;

Пикирующий бомбардировщик - са­молет оснастили аэродинамическими тормозами;

Разведывательный самолет - в бомбоотсеке установили фотоаппаратуру и до­полнительный топливный бак;

Учебный самолет - на месте штурма­на установили второй комплект органов управления.