Истребитель-перехватчик

 

Появление за границей стратегичес­ких бомбардировщиков, способных к дальним перелетам со скоростью поряд­ка 500 км/ч заставило советскую про­мышленность заняться созданием адек­ватного истребителя-перехватчика. Но­вый истребитель должен был нести мощ­ное вооружение и радиолокатор. Из всех самолетов, находившихся в то время на вооружении советских ВВС, наиболее подходящим для переделки оказался са­молет Ту-2. По предложению Туполева на двух серийных машинах усилили стрелковое вооружение и установили ра­дары. Но полноценный перехватчик со­здавался на базе самолета «63» 2АМ-39Ф.

Попытки установить на Ту-2 локатор Туполев предпринял еще в начале 1944 года. В мае на серийном Ту-2 («104») ус­тановили радар ПНБ-4. Вооружение са­молета усилили двумя пушками ВЯ ка­либра 23 мм.

Первый полет на модифицированном Ту-2 совершил А.Д. Перелет 18 июля 1944 года. Ведущим инженером был Л.Л. Кербер. В июне 1945 года самолет «104» при­ступил к заводским испытаниям. По срав­нению с серийным Ту-2 самолет отличал­ся следующим:

В нижней части фюзеляжа установле­ны две 23-мм пушки ВЯ;

Установлен автомат курса и подвиж­ный стабилизатор, отклоняющийся в пре­делах 0...-40;

Установлена радиолокационная станция ПНБ-4.

Самолет «104» испытывали при взлет­ной массе 9814 кг. Испытания заверши­лись безрезультатно. Самолет вернули Туполеву, а в 1947 году эту машину пере­делали в учебный самолет УТБ.

В 1946 году на одном из серийных Ту-2 установили радар «Гнейс-5с». После испытаний в 1947 году серийные Ту-2 с этим радаром состояли на вооружении 56-й ИАД, дислоцированной в Польше.

В феврале 1946 года ОКБ Туполева приступило к работам над машиной «63» в варианте истребителя-перехватчика. Самолет «63П» (перехватчик) был создан на базе «63» 2АМ-39Ф. Монтаж машины, получившей обозначение Ту-1, заверши­ли 30 декабря 1946 года. От базового про­екта «63» самолет отличался следующим:

Двигатели М-43В жидкостного охлаждения мощностью 1640/1950 л.с.;

Четырехлопастные винты АВ-9к-22А диаметром 3,6 м;

Вооружение в виде двух 45-мм пушек и двух 12,7-мм пулеметов;

Радиолокационное оборудование РСБ-3бис, РСИ-6, ТОН-2 и СЧ-3.

Заводские испытания продолжались с 22 марта по 3 октября 1947 года. Само­лет показал следующие характеристики:

Взлетная масса: 12755 кг

Максимальная скорость: 641 км/ч

Потолок: 11000 м

Дальность полета: 2250 км

Испытаний не закончили, так как уста­новленные моторы М-44Б исчерпали ресурс, а новых двигателей получить не удалось.