Другие модификации на базе серийного Ту-2, созданные в ОКБ Туполева

 

В 1946 году была сконструирована и установлена на одном из серийных Ту-2 с двигателями АШ-82ФН (серийный но­мер «13/41») батарея из 88 пистолетов-пулеметов ППШ. Это был пехотный пи­столет-пулемет калибра 7,62 мм с диско­вым магазином на 71 патрон. В годы вой­ны ППШ выпускался в массовых коли­чествах. По замыслу конструкторов с помощью такой батареи можно было уничтожать открыто расположенную живую силу противника.

Батарею испытывали 7-9 февраля 1946 года. Выяснилось, что по эффектив­ности батарея не превосходит штатные противопехотные средства, в том числе осколочные бомбы.

6 декабря 1946 года в ОКБ закончили работу по модификации серийного Ту-2 «26/46», способного нести пушку РШР-57. Чтобы самолет смог нести орудие, изменили носовую и усилили централь­ную часть фюзеляжа. Пушка РШР-57 ка­либра 57 мм предназначалась для пора­жения воздушных, надводных и назем­ных целей. Казенная часть пушки нахо­дилась в бомбоотсеке, а ствол шел через носовую часть фюзеляжа.

Заводские испытания продолжались с 9 декабря 1946 по 28 февраля 1947 года.

Пушка функционировала надежно, без отказов. Огонь из пушки можно было вести почти в любых режимах полета, при этом пилотирование самолета прак­тически не затруднялось.

Закончив заводские испытания, Ту-2РШР перешел в ведение НИИВВС. Го­сударственные испытания продолжались с 21 апреля по 30 мая 1947 года. По ре­зультатам испытаний было рекомендова­но использовать пушку РШР-57 для воо­ружения истребителей-перехватчиков. Существовали также планы вооружить самолет Ту-2 пушками системы Чарыко калибра от 57 до 75 мм.

Ту-2 также использовался в качестве носителя ракет воздух-земля ([Is 293, «Щука»), буксира экспериментальных планеров в КБ Цыбина, а также для ис­пытаний бортовой радиолокационной станции «Курс».

Самолет использовался при испыта­ниях самолетов-снарядов ОКБ-52 серии «Ч» (аналог немецких V-1).

По заказу военных ОКБ Туполева разработало для самолета устройство «Параван», которое установили на два серийных Ту-2 АШ-82ФН («21/57» и «21/ 59») в сентябре 1945 года. «Параван» слу­жил для защиты самолета от столкнове­ний с заградительными аэростатами и представлял собой опору в носовой час­ти фюзеляжа, от которой к оконцовкам крыльев были растянуты металлические тросы диаметром 13,5 мм. Государствен­ные испытания самолета «21/57» прохо­дили в октябре-ноябре 1948 года со сле­дующими результатами:

Взлетная масса: 10759 кг

Максимальная скорость: 537 км/ч на высоте 5450 м

Практический потолок: 9150 м

Скороподъемность: на 5000 м за 11 мин

Было отмечено, что «Параван» мало влияет на сложность пилотирования са­молета.

В июле 1949 года проводились испы­тания Ту-2 (серийный номер «1660903»), приспособленного для переброски по воздуху автомобиля ГАЗ-67Б. На месте автомобиль сбрасывался с парашютом. В воздухе «газик» наполовину скрывался в бомбоотсеке. Максимальная скорость полета составляла 378 км/ч (снижение скорости на 150-160 км/ч). Самолет мог набирать высоту до 6000 м. По результа­там испытаний было решено, что для пе­реброски по воздуху автомобилей, пушек и иной техники следует использовать аэродинамические обтекатели.

В первой половине 1949 года испыты­валась система заправки в воздухе. Для испытаний использовались два серийных Ту-2. Один из них выполнял роль заправ­щика. Доработанная система позднее ис­пользовалась на самолетах Ту-4 и Ту-16.

Ту-2 широко использовался в роли летающей лаборатории, для испытаний реактивных двигателей, как трофейных, так и отечественного производства.

Первым из летающих лабораторий был Ту-2 «22/46», который под фюзеля­жем в подвесной гондоле нес двигатель РД-20. Позднее переделке подверглись еще два самолета, на которых в ЛИИ (Летно-исследовательский институт) Министерства авиационной промышлен­ности испытывались реактивные двига­тели РД-10, РД-456, ВК-1 и другие.