Реактивный бомбардировщик на базе серийного Ту-2

 

Реактивные двигатели впервые уста­новили на Ту-2 в 1946 году. На серийный Ту-2 «22/46» выпуска завода № 23 поста­вили двигатель РД-20. Машина исполь­зовалась в качестве летающей лаборато­рии. Когда в перспективности идеи кон­структоры убедились, в ОКБ Туполева создали первый реактивный бомбарди­ровщик - проект «77», оснащенный двумя реактивными двигателя­ми Нин-1.

Самолет «77» представ­лял собой переходную сту­пень от бомбардировщика с поршневыми двигателями к реактивному бомбардиров­щику. Самолет создали на базе серийного Ту-2 (номер «16/52»). Самолет имел сле­дующие конструктивные особенности:

Вместо двигателей АШ-82ФН установили реактив­ные Нин-1;

Фюзеляж удлинили, в носовой части перед пило­том находилась кабина штурмана;

Новое шасси с носовой опорой;

Хвостовую часть удлини­ли на 400 мм; Запасы топлива на борту увеличили до 5047 кг;

В носовой части фюзеляжа установи­ли 23-мм пушку.

Тактико-технические данные самоле­та «77»:

Размах: 18,86 м

Длина: 16,45 м

Высота: 4,19 м

Площадь крыла: 48,8 м2

Площадь горизонтального стабили­затора: 8,72 м2

Площадь хвостовых шайб: 5,83 м2

Размер колес главного шасси: 1150x355 мм

Размер колеса носового шасси: 720x310 мм

Нормальная бомбовая нагрузка: 1000 кг

Максимальная бомбовая нагрузка: 3000 кг

Вооружение: 23-мм пушка, два 12,7-мм пулемета

Экипаж: 4 человека

Сборка самолета шла с мая по июнь 1947 года. Первый полет машина совер­шила 27 июля 1947 года. В полете уча­ствовали А.Д. Перелет и инженер Генов. Затем самолет проходил государствен­ные испытания, длившиеся с 4 октября 1947 года по 27 февраля 1948 года. Само­лет показал такие характеристики:

Взлетная масса: 14700 кг

Максимальная скорость: 783 км/ч на высоте 4000 м

Потолок: 11300 м

Скороподъемность: на 5000 м за 8 мин

Дальность полета: 2200 км при массе 15720кг

Самолет «77» (Ту-12) не рекомендова­ли к серийному производству. Среди недо­статков отмечалась слабая защита задней полусферы, длинный разбег и отсутствие системы антиобледенения. Начатую на за­воде № 23 пробную серию из пяти машин все же закончили, машины использовались в качестве летающих лабораторий.