Серийный выпуск самолетов Ту-2

 

Завод № 166

 

Подготовку к серийному выпуску са­молета «103» ОКБ Туполева начало в феврале 1941 года, еще до завершения го­сударственных испытаний машин «103» и «103У» и до решения ГКО о серийном выпуске самолета. Приказом НКАП № 533 от 17 июня 1941 года серийный вы­пуск самолета следовало организовать на заводе № 18. Однако война спутала все планы. Вскоре после начала боевых дей­ствий ОКБ Туполева вместе с главной частью завода № 156 эвакуировалась в Сибирь, где их объединили с заводом № 81, сформировав завод № 166. Именно этот завод и приступил к выпуску само­летов «103У».

Поскольку в Омске некому было за­ниматься налаживанием серийного про­изводства, эту обязанность возложили на ОКБ Туполева.

В сентябре 1941 года были готовы чертежи. Завод приступил к сборке пер­вых «103У» 2АМ-37. Однако уже 20 но­ября 1941 года появился приказ НКАП № 1147, в котором предписывалось пере­ключиться на выпуск самолетов «103В» со звездообразными двигателями М-82. Потребовалось переналаживать часть сборочной линии, а также готовить 1500 новых чертежей. В нормальный ритм за­вод вошел лишь в январе 1942 года.

В марте 1942 года самолет «103В» стал называться Ту-2. Самолет -конструк­тивно членился на ряд узлов, которые можно было изготавливать отдельно, даже на разных предприятиях, и соеди­нять лишь в сборочном цеху.

Первые серийные Ту-2 завод № 166 дал в феврале 1942 года. В апреле того же года три серийные машины передали в НИИ ВВС для войсковых испытаний. 14 сентября 1941 года звено Ту-2 начало службу в составе 3-й воздушной армии на Калининском фронте. Новые бомбарди­ровщики получили очень высокую оцен­ку фронтовых пилотов, которые проси­ли как можно быстрее оснастить этими самолетами боевые части.

Самолеты Ту-2 первых серий выпус­кались в варианте пикирующего бомбар­дировщика. Несколько самолетов изго­товили в варианте разведчика. Выпуск Ту-2 завершили 7-й серией в октябре 1942 года. Завод № 166 переориентировали на выпуск истребителей Як-7. Самолеты Ту-2, выпущенные в Омске в 1942 году в рам­ках семи серий:

1-я серия выпускалась в феврале-ап­реле числом 5 машин (101-105):

2-я серия выпускалась в апреле-мае числом 5 машин (201-205);

3-я серия выпускалась в мае-июне числом 10 машин (301-310):

4-я серия выпускалась в июне-июле числом 10 машин (401-410);

5-я серия выпускалась в июле-авгус­те числом 10 машин (501-510);

6-я серия выпускалась в августе-сен­тябре числом 20 машин (601-620):

7-я серия выпускалась в сентябре-но­ябре числом 20 машин (701-720):

Из числа машин 7-й серии самолеты «713», «714», «716» и «718» отправили в Москву, где прошли модификацию на заводе № 156 в дальние бомбардировщики.

Всего с сентября 1941 по октябрь 1942 года завод № 166 выпустил 80 Ту-2. Вы­пуск самолета в Омске возобновили лишь спустя три года приказом ГКО № 8934 от 6 июня 1945 года. В августе 1945 года ОКБ Туполева передало на завод новый комплект документации.

Выпуск Ту-2 на заводе № 23 возобно­вился во второй половине 1946 года. В августе 1947 года серийный Ту-2 «04/07» прошел модернизацию и был направлен на государственные испытания, продол­жавшиеся с 29 января по 5 апреля 1948 года. Самолет показал следующие харак­теристики:

Взлетная масса: 11030 кг

Максимальная скорость: 535 км/ч на высоте 5700 м

Потолок: 9200 м

Скороподъемность: на 5000 м за 11,2 мин

Техническая дальность полета: 2620 км

По требованию военных завод № 166 выпустил в августе 1948 года Ту-2 2АШ-82-ФН-212 («06/15») со следующими из­менениями в конструкции:

Установлена система антиобледенения крыльев, хвостового оперения, винтов н фонаря кабины;

Установлены винты АВ-9ВФ-2

На государственных не продолжавшихся с 4 октября 1948 года самолет «06/15 дующие результаты:

Взлетная масса: 11400 кг

Максимальная скорость 554 км/ч высоте 5550 м

Потолок: 9100 м

Скороподъемность: 5000 м за 10,3 мин

Техническая дальность полета: 2000 км.

Самолет успешно прошел государ­ственные испытания.

23 сентября 1949 года в НИИВВС пе­редали очередной Ту-2, выпущенный за­водом № 23. Это был самолет «1660920» с винтами АВ-9ВФ-21к. На этом самоле­те устранили недостатки, отмеченные на «06/15». Ту-2 «1660920» был оборудован коротковолновой радиостанцией РСБ-5/ 230, искусственным горизонтом АГК-47А, гирокомпасом РАРК-5 и турелью БЕУ-1 с электроприводом. Самолет по­казал следующие характеристики:

Максимальная скорость: 560 км/ч на высоте 5550 м

Потолок: 9000 м

Скороподъемность: на 5000 м за 10,3 мин

Техническая дальность полета: 2050 км.

Этот самолет, оснащенный устрой­ствами для пилотирования в условиях ограниченной видимости, прошел испы­тания успешно.

В июле 1949 года испытывался Ту-2 2АШ-82ФН с винтами АВ-9ВФ-21к, при­способленный для транспортировки ав­томобиля ГАЗ-67. Машина была постро­ена на заводе № 166. Самолет развивал скорость всего 376 км/ч, что объяснялось большим лобовым сопротивлением под­вешенного автомобиля. Самолет набирал высоту 5000 м за 24 минуты, а на высоте 6000 м был практический потолок.

 

Завод № 23

 

После того, как завод № 166 свернул выпуск Ту-2, строительство самолетов этого типа планировали в Казани. Но решением ГКО от 17 июля 1943 года вы­пуск самолетов Ту-2 подхватил завод № 23. ОКБ Туполева оказало большую по­мощь заводу в освоении новой машины. Был подготовлен комплект документа­ции, на завод выслали группу конструк­торов. Эти меры позволили в сжатые сро­ки наладить серийный выпуск бомбарди­ровщика.

Прототипом для серийных машин за­вода № 23 стал Ту-2С (стандартный) се­рийный номер «716». Самолеты в таком варианте с небольшими изменениями выпускались вплоть до 1946 года.

Развертывание выпуска Ту-2 на заво­де № 23 сначала шло нелегко. Субподряд­чики срывали сроки поставок или гнали брак. Не хватало квалификации и у ра­бочих завода. В результате выпуск раз­вертывался с опозданием. В ноябре 1943 года вместо 10 запланированных машин удалось собрать только одну. В IV квар­тале 1943 года вместо 30 по плану завод собрал только 12 самолетов, а в I кварта­ле 1944 года - вместо 88 только 31.

Лишь к середине 1944 года удалось справиться с проблемами. Всего в 1944 году завод № 23 выпустил 378 самолетов, .а в 1945 году - еще 742.

Оба завода (№ 166 и № 23) выпустили в 1945 году 1216 Ту-2, из которых 764 успели принять участие в боевых действиях.

В ходе официальных испытаний и эк­сплуатации в частях выявилось большое количество дефектов в самолетах, выпу­щенных заводом № 23. Две машины («1/ 44» и «2/44») не смогли пройти конт­рольных испытаний в марте 1945 года. Министерство авиационной промышлен­ности дало в июне 1945 года задание вы­пустить десять образцовых Ту-2 и напра­вить их на испытания.

Модификация этих десяти машин была проведена совместными усилиями ОКБ и завода № 23. Главные изменения заключались в следующем:

Переднюю часть фюзеляжа гермети­зировали;

Самолет оснастили подвеской для торпед;

Самолет оснастили новыми противопылевыми воздушными фильтрами, уси­лили колеса шасси, оснастили винтами, способными переходить в режим наи­меньшего сопротивления потоку.

Всего список изменений насчитывал 142 пункта, которые благоприятно ска­зались на характеристиках и эксплуата­ционных качествах самолета. Испытания одного из этих десяти Ту-2 («38/49») дали следующие результаты:

Взлетная масса: 10900 кг

Максимальная скорость: 550 км/ч на высоте 5460 м

Потолок: 9100 м

Скороподъемность: на 5000 м за 10,3 мни

Дальность полета: 2250 км

Разбег: 465 м

Пробег: 875 м

В рапорте отмечалось, что характери­стики десяти образцовых Ту-2 полностью отвечают предъявляемым требованиям, поэтому аналогичные переделки предпи­сывалось провести на всех серийных са­молетах.

В 1946 году завод № 23 создал на базе одного из серийных самолетов («1/ 36») разведывательную машину. В пе­риод с 26 декабря 1946 года по 9 апреля 1947 года самолет успешно прошел государственные испытания и был реко­мендован к серийному производству под обозначением Ту-6.

 

Завод № 39

 

В 1946 году на заводе № 39 в Иркутс­ке начался выпуск разведывательного варианта Ту-2. Прототип Ту-2Р серий­ный номер «10013901» в ноябре 1947 года показал следующие данные:

Взлетная масса: 11900 кг

Максимальная скорость: 558 км/ч

Потолок: 9350 м

Скороподъемность: на 5000 м за 9,6 мин

Дальность полета: 2250 км

Результаты испытаний позволили представителям НИИВВС подтвердить соответствие машины предъявляемым к ней требованиям.

Первым серийным Ту-2Р производ­ства завода № 39 стал Ту-2 2АШ-82ФН с винтами АВ-9ВФ-21к «10033905». Он ос­нащался механической системой антиоб­леденения на крыльях, хвостовом опере­нии, винтах и фонаре кабины. Самолет был готов в сентябре 1948 года, его на­правили на испытания, продолжавшиеся с 4 марта по 25 апреля 1949 года. Харак­теристики машины были следующие:

Сухая масса: 8404 кг

Нормальная взлетная масса: 11450 кг

Максимальная скорость: 550 км/ч на высоте 5700 м

Потолок: 9000 м

Скороподъемность: на 5000 м за 11 мин

Дальность полета: 2180 км

Разбег: 540 м

Пробег: 500 м

Самолет «10033905» признали удов­летворяющим предъявляемым к нему требованиям, но потребовали устранить ряд недостатков. Эти недостатки устра­нили на следующем самолете «10053915», который проходил испытания в НИИ ВВС с 6 июня по 21 июля 1949 года. Ха­рактеристики самолета определили сле­дующим образом:

Сухая масса: 8467 кг

Нормальная взлетная масса: 11450 кг

Максимальная скорость: 549 км/ч

Потолок: 9000 м

Скороподъемность: на 5000 м за 10,8 мин

Дальность полета: 1950 км.

 

Завод № 1

 

28 июня 1945 года появился приказ Министерства авиационной промышлен­ности № 258, в котором предписывалось начать выпуск самолетов типа «68» 2АМ-39ФН2 на заводе № 1 в Куйбышеве. Са­молет «68» отличался от серийного Ту-2 следующими деталями:

Полностью изменена двигательная установка;

Установлен новый фонарь кабины;

Усилена хвостовая часть.

В начале 1947 года завод выпустил первую серию машин, обозначенных как Ту-10. В апреле 1947 года один из этих десяти бомбардировщиков проходил государственные испытания. Выпуск Ту-10 на этом закончился.

 

Послевоенное серийное производство

 

Ту-2 был одним из немногих военных самолетов, выпуск которых продолжил­ся и после Победы. Завод № 23 выпускал Ту-2 вплоть до 1948 года. Во второй по­ловине 1946 года возобновили выпуск Ту-2 на заводе № 166. Планировалось нала­дить выпуск разведывательного вариан­та Ту-2 на заводе № 39 в Иркутске. Мо­дификация Ту-2 с двигателями АМ-39ФН2 (Ту-10) небольшой серией произ­водилась на заводе № 1 в Куйбышеве в 1947 году. Позднее выпуск Ту-2 налади­ли на московском заводе № 82 в Тушине и продолжали его до 1951 года.