Боевое применение Ту-2

 

Первый этап: войсковые испытания в 1942/43 г.г.

 

Первые три серийные Ту-2, выпущен­ные заводом № 166, попали на Калинин­ский фронт в сентябре 1942 года. Маши­ны оказались в составе 3-й воздушной армии, которой командовал генерал-пол­ковник М.М. Громов. Вместе с самоле­тами на фронт прибыла группа специалис­тов во главе с Д.С. Марковым, который отвечал за внедрение и эксплуатацию Ту-2. Свою боевую карьеру бомбардировщи­ки начали на аэродроме Мигалово под Калинином 14 сентября 1942 года.

В полетах участвовали как летчики-испытатели, так и фронтовые пилоты. В ходе войсковых испытаний машины со­вершили 25 боевых вылетов, в среднем по одному вылету в сутки. В ходе вылетов Ту-2 подвергались угрозе как со сторо­ны зенитной артиллерии, так и истреби­тельной авиации противника. Впрочем, тройка бомбардировщиков всегда летала с надежным прикрытием, поэтому угроза со стороны истребителей была меньше.

Одной из наиболее успешных опера­ций было уничтожение склада ГСМ и боевой техники в районе деревни Тростино. Первые налеты на склад соверши­ли бомбардировщики Пе-2, сбросившие на цель бомбы ФАБ-100. Однако эти бом­бы оказались слишком слабыми. Тогда на цель направили Ту-2, несших бомбы ФАБ-1000. Бомбардировщики в этом вылете прикрывали десять ЛаГГ-3. Их пилоты получили приказ прикрыть бом­бардировщики любой ценой. Во время налета отряд перехватила девятка Bf 109. ЛаГГам удалось связать боем большин­ство «мессеров», но несколько немецких истребителей прорвались к Ту-2. Одна­ко благодаря умелым действиям бортст­релков и летчиков-истребителей атаку удалось отбить без потерь со стороны Ту-2. Бомбардировщики прицельно отбом­бились и уничтожили склад, а затем бла­гополучно вернулись на базу.

Фронтовые пилоты очень высоко оценили Ту-2. Они подчеркивали высо­кую эффективность самолета, способных сбрасывать на цель бомбы большой массы, мощное оборонительное вооружение, легкость в пилотировании и высокие лет­ные качества.

Пилотировать Ту-2 было гораздо лег­че, чем Пе-2. Самолет без труда мог ле­теть только на одном двигателе. Впечат­ление от самолета портила лишь низкая надежность двигателей М-82.

Пока на фронте продолжались испы­тания тройки Ту-2, в Омске на базе заво­да № 166 началась подготовка пилотов для нового бомбардировщика.

Первыми самолеты Ту-2 получили 132-й ОБАП (отдельный бомбардировоч­ный авиаполк) и 12-й БАП. Весной 1942 года сформировали специальную учеб­ную часть, в которой готовились экипа­жи для Ту-2.

132-й ОБАП направили в Омск на переформирование и переподготовку в апреле 1942 года. До этого времени полк летал на СБ, Ар-2 и Пе-2. Поскольку полк стал первой частью, оснащаемой новы­ми бомбардировщиками, туда направи­ли несколько сотрудников ОКБ Туполе­ва и НИИВВС. Среди них были летчики-испытатели А.Д. Перелет и В.Н. Тере­щенко, заводской пилот Ю.Г. Пауль. Они стали инструкторами, обучая личный состав полка и одновременно облетывая новые машины.

Подготовка 132-го ОБАП заверши­лась в сентябре 1942 года. Полк получил 29 Ту-2 и, возглавляемый подполковни­ком А. Хлебниковым, отправился на Ка­лининский фронт. Полк участвовал в бо­евых операциях с 5 ноября 1942 года по 1 января 1943 года. Летчики наносили уда­ры по целям во фронтовой зоне и в тылу противника в районе Смоленска, Витеб­ска. Великих Лук и др. Затем полк пере­бросили на Юго-Западный фронт, где он действовал до 13 апреля 1943 года. Дея­тельность 132-го ОБАП представляла собой продолжение войсковых испыта­ний Ту-2 и имела большое влияние на дальнейшую судьбу бомбардировщика. В апреле 1943 года опыт деятельнос­ти полка обобщили в рапорте, дававшем всестороннюю оценку новому бомбарди­ровщику. Всего полк произвел 93 само­летовылета, в том числе 46 на Калинин­ском и 47 на Юго-Западном фронте. 75 вылетов произвели на бомбардировку и 8 - на разведку. В 23 вылетах боевое за­дание было не выполнено, в том числе восемь раз из-за обнаружившихся техни­ческих проблем разной сложности, вплоть до отказа двигателя в полете. За время боевых действий 9 Ту-2 были по­теряны или повреждены. Две машины не вернулись из боевого вылета, остальные потеряны в результате аварий или совер­шили вынужденную посадку на своей территории. К завершению своего боево­го тура, 132-й ОБАП располагал 14 Ту-2, из которых восемь требовали заметы од­ного или двух двигателей. Всего за вре­мя, проведенное на фронте, полк сбросил на цели 386 бомб общей массой 6755 кг, в том числе 25 штук ФАБ-1000, девять ФАБ-500, 28 ФАБ-250 и 297 ФАБ-100.

Все бомбометания проводились из горизонтального полета. Особенно удач­но проходила бомбардировка немецкого гарнизона в Великих Луках в конце де­кабря 1942 года, а также налеты на же­лезнодорожные узлы Синельниково, Павлоград, Запорожье, Днепропетровск и аэродромы в Смоленске и Запорожье. В сообщении Совинформбюро от 27 февраля 1943 года говорилось: «...унич­тожено и сожжено 18 немецких бомбар­дировщиков». Этот налет был совершен с высоты 400 м бомбами ФАБ-100.

Несмотря на то, что полк летал днем и без прикрытия, немецким истребителям не удалось сбить ни одного Ту-2. Вооб­ще, более серьезную угрозу представля­ли ненадежные двигатели М-82. Их ава­рии стали причиной 11 вынужденных по­садок и прекращения десяти боевых выле­тов. По разным причинам пришлось заме­нить 17 двигателей, еще восемь дорабаты­вали последние часы моторесурса.

Все самолеты, выпускаемые заводом № 166, шли на оснащение частей 3-й воз­душной армии, действовавшей на Кали­нинском фронте. Летчики отмечали пре­восходство Ту-2 над самолетами Пе-2 и Пе-3. На малых и средних высотах Ту-2 превосходил имеющиеся бомбардировщи­ки в скорости на 100 км/ч и более, нес боль­ше бомб (до 3000 кг). Немаловажным плю­сом было и то, что Ту-2 мог свободно ле­теть с одним работающим двигателем.

Однако Ту-2 никогда не использовал­ся в качестве пикирующего бомбардиров­щика. Позднее с самолетов сняли аэро­динамические тормоза и вовсе отказа­лись от идеи использовать его в роли пи­кировщика. В войну пикирующим бом­бардировщиком был Пе-2, а Ту-2 стал чистым средним бомбардировщиком.

Командующий ВВС генерал А.А. Новиков написал Сталину письмо, в ко­тором подчеркивал необходимость на­чать массовый выпуск бомбардировщи­ков Ту-2. Однако просьба генерала опоз­дала. К тому времени уже появился при­каз, предписывающий заводу № 166 пе­рейти к выпуску истребителей. К выпус­ку Ту-2 вернулись через год, когда Крас­ная Армия начала стратегическое наступ­ление по всем фронтам, и появилась не­обходимость в бомбардировщиках, спо­собных доставлять на большие расстоя­ния большую массу бомб.

Тем временем в Омске сформировали и отправили на фронт следующие полки.

2-й ДРАП (Дальний разведыватель­ный авиаполк) получил четыре Ту-2, в том числе три в разведывательном вари­анте. Полк летал на Пе-3, которые выс­тупали в роли скоростных разведчиков. За заслуги при выполнении особо важ­ных заданий Верховного командования полк получил звание гвардейского и стал называться 47-й ГДРАП.

В ходе боев, вошедших в историю как ликвидация Демянского котла, пилоты 47-го ГДРАП ежедневно фотографирова­ли укрепления противника. Для перехва­та советских разведчиков немцы привлек­ли группу Fw 190, и полк нес тяжелые потери. В этой ситуации на фоторазвед­ку переднего края обороны в районе Ста­рой Руссы вылетел Ту-2, пилотирован­ный В.Ф. Столяровым. На обратном пути самолет был перехвачен шестеркой Fw 190 и сбит. Из всего экипажа уцелеть уда­лось только штурману. Три оставшихся в полку Ту-2 совершали разведыватель­ные вылеты в район аэродрома в Адриа­нополе. К маю 1943 года тройка Ту-2 совершила больше самолето-вылетов, чем все 29 Ту-2 132-го ОБАП вместе взятые.

В мае 1943 года 132-й ОБАП отвели в тыл. Десять Ту-2 из состава полка пере­вели в 47-й ГДРАП. Восемь других Ту-2 отправили ремонтироваться на завод, а оставшиеся семь распределили по фрон­товым аэродромам.

Разведывательные Ту-2 доставляли много проблем немецкому командова­нию, которое стремилось любой ценой уничтожить опасные машины. В свою очередь, советские пилоты имели четкий приказ уничтожить самолет в случае по­садки на территории противника.

Кроме разведывательных заданий экипажи Ту-2 из 47-го ГДРАП вылетали на бомбардировку районов скопления железнодорожного подвижного состава противника в Витебске, Борисове и Мин­ске. Хорошее оборонительное вооруже­ние позволяло Ту-2 отражать атаки не­мецких истребителей. В мае 1943 года экипаж В.Н. Терещенко во время налета на Минск отбил атаку четырех истреби­телей ВП09.

47-й ГДРАП летал на Ту-2 весь 1943 год, а потом получил Ту-2С.

В декабре 1942 года из Омска выле­тел оснащенный Ту-2 12-й БАП, который потом также действовал на Калининском фронте вплоть до конца 1943 года, когда потрепанный полк отвели в тыл на по­полнение.

18 Ту-2 находилось в составе 285-й БАД, сыгравшей заметную роль в битве на Курской Дуге.

В 1942/43 г.г. самолеты Ту-2 состав­ляли всего долю процента от общего чис­ла советских бомбардировщиков. На фронте действовало всего 63 машины из числа выпущенных заводом № 166. Эти бомбардировщики оставались в частях до начала 1944 года, когда начали посту­пать новые Ту-2С.

 

Второй этап: массовое применение Ту-2 на заключительном этапе войны

 

Первые серийные Ту-2 2М-82ФН вес­ной 1944 года поступили в 47-й ГДРАП, который уже имел большой опыт эксп­луатации туполевских бомбардировщи­ков. Главное командование Красной Ар­мии готовило очередные наступления, и полк получил задание сфотографировать Берлин. Экипажи летали на Берлин с аэродрома, расположенного в районе Смоленска. Нужная дальность обеспечи­вались с  помощью подвесных топливных баков. Задание удалось выполнить к 24 апреля 1944 года. Полеты над Берлином полк возобновил уже весной 1945 года. В эти дни Ту-2 столкнулись с немецкими реактивными истребителями Me 262, но «швальбе» так и не смогли сбить ни од­ного Ту-2.

Первое массированное применение Ту-2 имело место летом 1944 года. К это­му времени бомбардировщики данного типа находились на вооружении трех полков из 334-й БАД: 12-й БАП, 132-й БАП и 454-й БАП.

12-й БАП получил первые Ту-2 в кон­це 1943 года, а освоение машин проводил на аэродроме Кубинка под Москвой. В конце апреля 1944 года полк был полно­стью укомплектован и включен в состав 334-й БАД.

В апреле 1944 года 132-й БАП, дей­ствовавший на Юго-Западном фронте, отвели в тыл на переформирование и перевооружение. В июне 1944 года полк также вошел в состав 334-й БАД.

В начале июня 1944 года в 334-й БАД было три полка, насчитывавших 87 Ту-2. Дивизию перебросили на Ленинградский фронт. Сталин первоначально противил­ся этому плану. Он не хотел, чтобы про­тивник узнал до начала Белорусской о том, что Красная Армия располагает це­лой дивизией новых бомбардировщиков. Однако командованию ВВС удалось пе­реубедить Верховного, и он дал добро на использовании 334-й ЬАД на Ка­рельском полуострове. При этом Ста­лин приказал командующему ВВС А. А. Новикову, чтобы тот «стерег дивизию как зеницу ока», и постоянно интересо­вался успехами 334-й БАД.

Накануне начала выборгской опера­ции, 8 июня 1944 года, советская авиация совершила три массированных налета на позиции противника. А.А. Новиков док­ладывал: «334-я БАД потерь не понесла, полеты совершала в течение дня, постав­ленные задачи выполнила отлично». Например, 12-й БАП совершил до 700 само­лето-вылетов в район линии Маннергейма. 17 июля 1944 года 59 бомбардиров­щиков Ту-2 совершили налет на железно­дорожный узел в Выборге. Летчики 132-й БАП кроме бомбардировок вылетали и на разведку в район Лодейного Поля. Немецкая авиация проявляла неболь­шую активность, поэтому потерь в воз­душных боях бомбардировщики не не­сли. Командующий Ленинградским фронтом даже приказал бомбардировщи­кам действовать днем без истребительно­го прикрытия. Истребители просто бло­кировали район деятельности бомбарди­ровщиков. Финская авиация вообще за­метной боевой силы не представляла. Соколы Сталина успешно нейтрализова­ли и без того малочисленные финские истребители. Пилоты «ильмавоймат» ни разу не приблизились к Ту-2 на расстоя­ние выстрела. Те, небольшие потери, что несли полки, были вызваны исключи­тельно огнем зенитной артиллерии. Сре­ди немногих потерь оказался экипаж командира 2-й эскадрильи 12-го БАП А.А. Шумейко, сбитого в районе линии Маннергейма.

За успешные действия 334-я БАД по­лучила почетное звание «Ленинградс­кая», а многие летчики были представле­ны к правительственным наградам.

С началом операции «Багратион» весной 1944 года 334-я БАД была пере­брошена на 3-й Белорусский фронт, в со­ставе которого действовала до середины июля. Экипажи летали очень активно, беря на борт до 3000 кг бомб, едва это позволяла делать тактическая ситуация.

В июле 334-я БАД передислоцирова­лась на 1-й Прибалтийский фронт, где сражалась до января 1945 года. Экипажи бомбили цели в районе Тильзита, Шяу­ляя, Митавы, Лиепаи и Клайпеды.

Уже в первые месяцы массированно­го применения Ту-2 стала очевидной вы­сокая эффективность бомбардировщика. Но дали о себе знать и недостатки: кон­структивные и эксплуатационные. Бомб большой массы часто не было на скла­дах, а взлетно-посадочные полосы были коротковаты. Кроме того, часто прихо­дилось летать достаточно далеко. Все это снижало эффективность самолета. Средняя бомбовая нагрузка составляла 1200 кг и лишь позднее ее удалось под­нять до 1350 кг.

Во время всех вылетов Ту-2 сопро­вождали истребители: Як-9 и «Аэрокоб­ра». Несмотря на прикрытие, немецким истребителям удавалось прорываться. Всего за три месяца боев немецким истре­бителям удалось сбить 10 и повредить 14 Ту-2. Целью немцев были прежде всего выпавшие из строя самолеты. Кроме того, немцы нащупали мертвые зоны в задней полусфере. Встал вопрос об усо­вершенствовании пулеметных установок.

Немецкая зенитная артиллерия за те же три месяца сбила 7 Ту-2. В среднем потери были минимальны: 1 самолет на 465 самолето-вылетов. В 1944 году совет­ские ВВС не досчитались 77 Ту-2, в том числе 45 машин составили боевые по­тери, 18 потеряно вследствие аварий и катастроф, а 14 списаны, как вырабо­тавшие ресурс.

В начале 1945 года бомбардировщи­ки Ту-2 состояли на вооружении 334-й БАД, действовавшей в составе 3-й воз­душной армии на 1-м Прибалтийском фронте (111 машин), а также 326-й БАД из 4-й воздушной армии 2-го Белорусско­го фронта (94 машины). Кроме того, Ту-2 находились в составе 47-го ГДРАП.

279 самолетов Ту-2 составляли 9% от общего парка бомбардировочной авиа­ции в начале 1945 года. Это процентное соотношение сохранилось до конца вой­ны. Как следует из приведенных цифр, Ту-2 не стал основным средним советс­ким бомбардировщиком, каким оставался Пе-2. При этом, хотя Ту-2 проектиро­вался как пикирующий бомбардировщик, в отличие от Пе-2, никогда в этой роли не применялся, оставаясь средним бомбарди­ровщиком, предназначенным для бомбар­дировки с горизонтального полета.

В конце войны 334-я и 326-я БАД вхо­дили в состав 6-го БАК (бомбардировоч­ного авиакорпуса) генерала И.П. Скока. Корпус бомбил цели в районе Варшавы, Олштына, Гданьска, Кенигсберга и др. Летчики 334-й ИАД особенно отличи­лись во время бомбежек Кенигсберга. Совместно с экипажами из 18-й воздуш­ной армии они атаковали немецкие по­зиции, батареи зенитной артиллерии, аэродромы и укрепления.

Завершив налеты на Кенигсберг, 334-я БАД в составе 6-го БАК вошла в состав 1-го Белорусского фронта и приняла учас­тие в Берлинской операции. Ту-2 бомбили пункты сопротивления противника в цен­тре 1'ирода, а также участвовали в непос­редственной поддержке штурмовых групп.

 

Ту-2 в войне с Японией

 

После разгрома Германии, в августе 1945 года 6-й БАК перебросили на Даль­ний Восток, где ему довелось участвовать в войне с Японией. С 8 августа по 3 сен­тября корпус действовал в составе Забай­кальского фронта, уничтожая части квантунской армии. Летчики проводили раз­ведку и бомбили противника в Манчжу­рии (Харбин, Мукден, Цицихара). Пос­ле завершения боевых действий 6-й БАК перебазировался на Сахалин.

На Ту-2 летала также 113-я красно­знаменная Ленинградская ОБАД резер­ва Верховного главнокомандования. Ди­визия до декабря 1944 года летала на Ил-4, а к марту 1945 года перешла на Ту-2. В марте 1945 года 113-я ОБАД, в составе которой было три полка (5-й, 815-й и 836-й БАП), была переброшена из-под Мос­квы в Познань для участия в Берлинской операции. После капитуляции Германии дивизия всего за трое суток совершила гигантский скачок на Дальний Восток, совершив перелет с восемью промежуточ­ными посадками длиной 10000 км.

Полки дивизии заняли базы в Мон­голии и оттуда активно действовали про­тив японских войск. Дивизия вошла в состав 7-го БАК 12-й воздушной армии. За период с 9 августа по 3 сентября диви­зия совершила около 1600 боевых само­лето-вылетов. Бомбардировщики разру­шили хайларский укрепленный район, были уничтожены резервы противника, мосты, железнодорожные узлы и станции.

Командование ВВС резюмировало: «в боевых условиях самолет Ту-2 хоро­шо показал себя как фронтовой бом­бардировщик».

За создание и организацию серийного выпуска бомбардировщика Ту-2 А.Н. Ту­полев был в 1943 году награжден Сталинс­кой премией 1-й степени, в 1944 году - ор­деном Отечественной войны 1-й степени и орденом Суворова 2-й степени, а также был произведен в генерал-майоры инженерно-технической службы. В 1945 году Туполев стал Героем Социалистического Труда.

 

Послевоенный период биографии Ту-2

 

После войны Ту-2 постепенно вытеснил из частей бомбардировщики Пе-2 и маши­ны, полученные по ленд-лизу. Ту-2 оставал­ся на вооружении еще десять лет после Победы. Машину также поставляли за гра­ницу: в Польшу, Венгрию, Болгарию, Ки­тай, Индонезию и Северную Корею.

В последний раз Ту-2 применялся в бою в ходе Корейской войны 1950-1953 г.г. На самолетах летали китайские доб­ровольцы. Однако уже устаревшие к тому времени бомбардировщики несли ощути­мые потери. Действовать можно было только ночью. Но и тогда потери были все равно высоки.

Ту-2 сняли с вооружения советских ВВС в середине 50-х годов, но еще долго машины использовались в учебных час­тях. В иностранных армиях бомбарди­ровщики Туполева оставались на воору­жении значительно дольше, пока на за­мену не появился реактивный бомбарди­ровщик Ту-28.