ЛаГГ-3 (4-я производственная серия)

 

Самолеты первых трех производ­ственных серий в значительной степени походили друг на друга. Но в конструк­цию 4-й серии внесли заметные измене­ния. Изменения постепенно внедряли в процессе серийного выпуска самолетов на всех четырех Государственных Авиа­заводах, производящих ЛаГГи.

Первые ЛаГГи 4-й серии мало отли­чались от машин предыдущих серий. На машины 4-й серии устанавливали двига­тели М-105ПА. Новый двигатель разви­вал ту же мощность, что и прежний, од­нако имел усовершенствованную карбю­раторную систему и несколько других мелких отличительных особенностей.

Главная особенность самолетов 4-й серии заключалось в вооружении. Распо­ложенный в развале блока цилиндров пулемет УБС заменили 20-мм пушкой ШВАК с боезапасом 120 выстрелов. Пер­вые ЛаГГи 4-й серии вооружались по-прежнему пулеметом, поскольку пушек не хватало. Внешне самолеты, вооружен­ные пушками, можно было отличить по более толстому и длинному стволу, тор­чащему из обтекателя винта.

Вслед за Францией, Советский Союз стал второй страной в мире, установив­шей пушки на свои истребители. Первым пушечным истребителем был французс­кий Dewoitine D.510. В бою этот самолет применялся во время Сино-китайской войны в мае 1938 года. Базировались са­молеты в Юннане. Советские военные советники в Китае быстро оценили вы­сокую эффективность крупнокалиберно­го вооружения. Этот опыт в значитель­ной мере обусловил использование пу­шек на новых советских истребителях. Советский Союз купил во Франции, по меньшей мере, один Dewoitine D.510R и провел его испытания.

Пушка ШВАК (Шпитального-Владимирова Авиационная Крупнокалибер­ная пушка) Б.Г.Шпитальный и С.В.Вла­димиров разработали, используя опыт создания хорошо себя зарекомендовав­шего 7.62-мм авиационного пулемета ШКАС. Теоретическая скорострельность пушки ШВАК составляла 750-800 выст­релов в минуту. С ЛаГГов, оснащенных пушками, сняли крупнокалиберный пу­лемет Березина, расположенный вдоль ме­диальной оси. Левый пулемет остался на месте. Демонтаж пулемета был вынужден­ным шагом - таким образом удалось немно­го уменьшить массу самолета. Если само­леты 1-й серии весили 3346 кг, то самолеты 4-й серии тянули только на 3280 кг.

На самолетах 4-й серии отсутствовал воздухозаборник на правом борту фюзе­ляжа, расположенный у самолетов 1-й серии сразу за обтекателем втулки. Самолеты 4-й серии не имели трех вер­тикальных щелей, находившихся у ма­шин 1-й серии под выхлопной трубой.

Воздухозаборник на левом борту, рас­положенный над маслорадиатором, был увеличен. Кроме того, появился до­полнительный воздухозаборник мень­шего сечения.

Воздухозаборник, расположенный у основания крыла, также подвергся изме­нениям. На самолетах 1-й серии он был круглой формы, в то время как у самоле­тов 4-й серии воздухозаборник стал пря­моугольного сечения (первые истребите­ли 4-й серии имели прежний овальный воздухозаборник).

Изменилась форма накладной пане­ли, расположенной позади выхлопной трубы. Если у самолетов 1 -и серии панель имела округлую форму, то у самолетов 4-й серии хвостовая оконечность панели приобрела коническую форму. Обтека­тель выпускного отверстия радиатора на самолетах 4-й серии имел уменьшенное сечение. Кроме того, самолеты 4-й серии имели высокую антенную мачту, такую же мачту имели самые первые самолеты 1-й серии.

На самолетах 4-й серии (за исключе­нием нескольких самых первых машин) не было нижнего противовеса руля на­правления. У самолетов 1-й серии на руле направления имелся небольшой триммер, а у самолетов 4-й серии триммер был большего размера.

Качество машин, построенных летом и осенью 1941 года, оказалось еще ниже, чем у истребителей предвоенной сборки. Дело в том, что к сборке самолетов привлекали неквалифицированный персо­нал, пытаясь выполнить поставленные за­дания. Качество принесли в жертву коли­честву. Возросло лобовое сопротивление самолета, в результате эксплуатационные и боевые характеристики вновь снизились.

Если предвоенные ЛаГГ-3 развивали максимальную скорость порядка 575 км/ ч, то ЛаГГи 4-й серии едва набирали 549 км/ч, катастрофически снизилась скоро­подъемность (с 750 м/мин до 600 м/мин). потолок и дальность (с 1100 км до 870 км). В результате ЛаГГ-3 сильно проигрывал новейшему немецкому истребителю Мессершмитт Bf 109F-4.

4 июля 1941 года при Государствен­ном Комитете Обороны был создан Совет по эвакуации, который занимался отправкой предприятий из западных об­ластей страны за Урал. К январю 1942 года эвакуация в целом была завершена. На восток перебросили 1523 фабрики и завода (в том числе 1360 оборонных пред­приятий) и 10 миллионов рабочих с се­мьями. Поскольку большинство авиаза­водов располагалось вокруг Москвы, их эвакуацию начали осенью 1941 года, ког­да над столицей нависла угроза.

ОКБ-301 эвакуировали из Химок в Нижний Новгород, где располагался ГАЗ-21. Производственные мощности ГАЗ-301, загруженные выпуском истре­бителей Як-7, отправили в Новосибирск и слили с находящимся там ГАЗ-153.

ГАЗ-31, бывшее дочернее предприятие Лебедева, выпускавшее морские самоле­ты, эвакуировали из Таганрога в Тбили­си. Выпуск ЛаГГов на ГАЗ-23 в Ленинг­раде был прекращен, после того, как за­вод построил 65 самолетов этого типа. Прежде чем противник блокировал Ле­нинград, девяносто два предприятия го­рода эвакуировали на восток, используя для этого 60000 железнодорожных ваго­нов и грузовиков.

В 1941 году промышленность выпус­тила 2463 ЛаГГ-3, из них 2141 были по­строены после начала агрессии. 1659 са­молетов дал ГАЗ-21, 474 - ГАЗ-31, 265 -ГАЗ-153 и 65 - ГАЗ-23. Цена одного са­молета перед войной определялась в 310000 рублей.

Один из ЛаГГ-3 4-й серии захватили финны. Этим ЛаГГом стал самолет с красным номером «29», перевернувший­ся при посадке в начале февраля 1942 года в районе Аунуса. Самолет разобрали и 20 мая 1942 года доставили в ремонтные мастерские.

23 сентября 1942 года трофейный ЛаГГ вошел в состав финского LeLv 32 под обозначением LG-1. На этом само­лете обычно летал фельдфебель В.Иконен. LeLv 32 базировался в Нурмойле на Олонецком перешейке и входил в состав 1-го истребительного полка финских ВВС. 1-й истребительный полк сформи­ровали специально для участия в боях на Олонецком перешейке.

ЛаГГ-3 финны использовали для пе­рехвата пикировщиков Пе-2, бомбящих объекты в Финляндии. Первый воздуш­ный бой LG-1 принял 23 марта 1943 года. В тот день финский самолет атаковал советский Пе-2, но пикировщику удалось оторваться и уйти. Несмотря на отчаян­ные попытки, финским пилотам, летав­шим на ЛаГГах, не удалось сбить ни од­ного Пе-2.

Как правило, в составе финских ВВС в каждый момент времени находился только один боеспособный ЛаГГ, кото­рому приходилось действовать в одиночку. Всего лишь раз в патрульный вылет отправились сразу два ЛаГГ-3. Это про­изошло 27 октября 1943 года. Финны завя­зали бой с одним Пе-2 и двумя МиГами-3, однако ни одной из сторон не удалось сбить ни одного самолета противника.

4 ноября 1943 года лейтенант С.Алапуро, возвращаясь с патрулирования, за­ходя на посадку по ошибке не выпустил шасси у своего LG-1. Пилот отделался легким испугом, а поврежденный ЛаГГ отправили в ремонт.

После ремонта LG-1 снова оказался в рядах LeLv 32. 16 февраля 1944 года фельдфебель Э.Коскинен направился на перехват группы Пе-2, сопровождаемых двумя советскими ЛаГГ-3. Наблюдатели сообщали, что советские самолеты нахо­дятся в районе Кинкиева. Коскинен об­наружил противника и сбил один истре­битель. 4 сентября 1944 года Финляндия заключила перемирие и вышла из войны. К этому времени три трофейных ЛаГГ-3 совершили сорок пять боевых вылетов в рядах финских ВВС. В последний раз LG-1 поднялся в воздух 23 января 1945 года.

Всего истребитель налетал на финской службе 67 часов 55 минут. 1 апреля 1945 года Финляндия изменила государствен­ную символику. Вместо свастик, на фин­ских самолетах появились три концент­рических кольца (белое-голубое-белое). Новую эмблему нанесли и на фюзеляжи двух оставшихся ЛаГГов, хотя к тому времени эти самолеты уже сняли с бое­вого дежурства.