ЛаГГ-3 (11-я производственная серия)

 

Самолеты 11-й производственной се­рии предназначались для оказания непос­редственной поддержки сухопутных войск. Поэтому эти ЛаГГи были оснаще­ны внешними бомбодержателями, на­правляющими для пуска ракет и узлами крепления подвесных топливных баков. Подвесные бензобаки крепились к стан­дартным бомбодержателям ДЗ-40. Этот бомбодержатель мог нести подвесной бак, вмещавший 80 литров бензина. Кро­ме бомбодержателей ДЗ-40 и направля­ющих для шести реактивных снарядов РС-82, ЛаГГ-3 11-й производственной серии мало чем отличались от машин предыдущих выпусков.

Другой внешней отличительной чер­той ЛаГГ-3 11-й серии были более зали­занные обводы воздухозаборника, распо­ложенного под кабиной пилота. Новый воздухозаборник появился на машинах 11-й серии не сразу, первые самолеты имели воздухозаборник прежней конст­рукции.

Бомбодержатель ДЗ-40 также мог не­сти до 50 кг бомбовой нагрузки. Обычно использовали фугасные бомбы типа ФАБ-50 (ФАБ - фугасная авиабомба), или осколочные бомбы АО-25М и ФАБ-50М. Советские бомбы обычно были серого цвета с цветными поясками, обозначаю­щими тип бомбы. Иногда поясков на бомбах не было. Противотанковые бом­бы несли желтый и красный пояски, а осколочные - зеленый и синий. Учебные бомбы отмечались белым и красным по­яском. Кроме фугасных и осколочных бомб ЛаГГ-3 могли брать на внешнюю подвеску зажигательные бомбы ЗАБ-50ТГ. Отличительной чертой зажигатель­ных бомб были желтый и синий пояски.

Предусматривалась возможность использовать бомбы, начиненные ОВ, например, ХАБ-25Р-5 или АОХ-15. Кро­ме того, ОВ можно было начинить и обычные осколочные бомбы. Химичес­кое оружие отличалось от прочего по желто-синему пояску. В качестве боевых ОВ обычно использовали горчичный газ и фосген.

ЛаГГи могли нести и авиационные выливные приборы. По одному ВАП-6М можно было подвесить на стандартных бомбодержателях под крыльями. ВАП-6М вмещал 38 литров горчичного газа или фосгена. Распыление газа осуществлялось через систему АСБР-2, позволявшей задей­ствовать приборы по очереди или одновре­менно. Распыление газа над целью продол­жалось три-четыре секунды.

Зажигательный авиационный прибор ЗАП-6 по конструкции был близок к ВАП и предназначался для распыления зажи­гательной смеси над целью при непосред­ственной поддержке наземных войск. Под основным баком с зажигательной смесью помещался небольшой бачок с сероводородом, предназначенным для воспламенения зажигательной смеси (в состав смеси входил фосфор).

В начале 1942 года ЛаГГ-3 стали ши­роко использоваться для непосредственной поддержки наземных войск с низких высот, поскольку выяснилось, что не­смотря на все свои недостатки, ЛаГГи оказались довольно живучими самолета­ми. Впервые ЛаГГи выступили в роли штурмовиков во время битвы за Москву на Калининском фронте в конце 1941 -начале 1942 годов. За проведение подоб­ных операций в декабре 1941 года 129-й истребительный авиационный полк по­лучил звание гвардейского и стал назы­ваться 5-м Гвардейским истребительным авиационным полком.

ЛаГГ-3 11-й производственной серии были оборудованы направляющими для пуска шести реактивных снарядов РС-82 (по три снаряда под крылом). Реактивные снаряды существенно увеличивали лобовое сопротивление самолета и снижали макси­мальную скорость примерно на 25 км/ч. Наведение ракет осуществлялось при по­мощи стандартного прицела ПБП-1.

В начале 1942 года появились реактив­ные снаряды РС-132. РС-132 можно было пускать с тех же направляющих, что и РС-82. Прямое попадание РС-82 или РС-132 обычно выводило из строя легкие и сред­ние немецкие танки, но из-за низкой точ­ности ракет, их применяли, главным об­разом, против сконцентрированной бро­нетехники или по колоннам войск.

Зимой 1942 года некоторые ЛаГГ-3 11-й серии получили неубирающееся лыжное шасси. Хотя переоборудованные таким образом самолеты получали возможность взлетать с заснеженных аэродромов, эта возможность покупалась ценой неоправ­данно большого снижения летных качеств самолета, и прежде всего максимальной скорости. Поэтому едва погодные условия позволили это сделать, механики замени­ли лыжи на обычные колесные шасси.