ЛаГГ-3 (66-я производственная серия)

 

ЛаГГ-3 66-й производственной серии стал последним самолетом с двигателем жидкостного охлаждения, созданным в КБ Лавочкина. По сравнению с преды­дущими модификациями, ЛаГГ-3 66-й серии имели облегченную раму. Хотя самолет дополнительно облегчили за счет исключения из конструкции некоторых второстепенных узлов, отношение мощ­ности двигателя к массе истребителя все равно была на много ниже чем у других современных истребителей. Так масса самолетов 66-й серии уменьшилась до 2990 кг против 3160 кг у самолетов 29-й серии. По сравнению с предыдущими модифика­циями, самолеты 66-й серии обладали улуч­шенными летными характеристиками.

Серийный выпуск ЛаГГ-3 66-й серии наладили на тбилисском заводе ГАЗ-31 -единственном авиазаводе, занимавшимся производством истребителей типа ЛаГГ-3.

Вместе с ЛаГГами-3 66-й серии ГАЗ-31 организовал мелкосерийный выпуск истребителей Ла-5 (в 1942 году завод выпустил 22 Ла-5, а в 1943 году еще мень­ше), однако главной продукцией завода оставался ЛаГГ. Производство ЛаГГов было остановлено вместе с производ­ством Ла-5. В дальнейшем, на ГАЗ-31 организовали выпуск истребителей Як-3. До конца войны завод построил 1008 ис­требителей Яковлева.

Сравнительные испытания самоле­тов 66-й серии с машинами прежних вы­пусков, проведенные в НИИВВС в Свер­дловске, показали, что новая модифика­ция имеет самые лучшие характеристики среди ЛаГГ-3 всех выпусков. У земли ЛаГГ-3 66-й серии развивал скорость 542 км/ч (по сравнению с 507 км/ч у ЛаГГ-3 29-й серии). Максимальная скорость но­вой модификации составляла 591 км/ч, что было на 25 км/ч больше чем у машин прежних выпусков. Тем не менее ЛаГГ-3 66-й серии не мог угнаться за самым бы­стрым основным истребителем противника - Мессершмиттом Bf 109G-6, кото­рый развивал 630 км/ч. Кроме того, не­мец нес более мощное вооружение - 20-мм пушка MG-151 и два 13-мм пулемета MG-131 под капотом двигателя. Менее распространенный истребитель фашис­тов - Фокке-Вульф Fw 190A-3, развивав­ший 660 км/ч, вообще не оставлял ЛаГ-Гу-3 никаких шансов.

Скороподъемность ЛаГГ-3 66-й се­рии возросла до 900 м/мин, по сравнению с 750-800 м/мин у ЛаГГов 29-й серии. Потолок самолета, напротив, сократил­ся на 400 метров и составлял 9600 метров. Благодаря небольшой массе маневрен­ность истребителя возросла.

Первые ЛаГГ-3 66-й серии покинули сборочный цех весной 1943 года. Вся но­совая часть самолета была переработана согласно рекомендациям, разработан­ным ЦАГИ. Аналогичную работу инсти­тут проделал по заказу КБ Яковлева, при проектировании Яка-1Б. Многие узлы носовой части ЛаГТ-3 были унифициро­ваны с деталями, применявшимися на Яке-1Б, например, воздухозаборник маслорадиатора и выхлопные патрубки.

Воздухозаборник маслорадиатора, расположенный на носу фюзеляжа, был увеличен в размерах и изменился по фор­ме. Капот самолета также был слегка из­менен. Небольшой воздухозаборник под выхлопными патрубками также слегка из­менил свою форму и сдвинулся чуть даль­ше к хвосту. Над основанием крыла по­явился дополнительный воздухозаборник.

Три больших выхлопных патрубка за­менили на четыре патрубка несколько меньшего размера, посадочный огонь на левом крыле сняли, таким образом ЛаГГ-3 66-й серии вообще не имели посадочных огней. Прямоугольный воздухозаборник в основании крыла стал овальной формы.

Бомбодержатели под крыльями само­лета получили зализы, уменьшающие лобовое сопротивление. Обтекатель радиатора, расположенный под кабиной пилота, снова стал той же формы и раз­мера, что у машин первых серий.

На самолеты 66-й серии установили лобовое стекло фонаря, аналогичное тому, что использовали на Ла-5. Вместо плексигласа фонарь защитили бронестек­лом толщиной 55 мм, из-за этого фонарь приобрел несколько угловатые очерта­ния и появилось несколько дополнитель­ных переплетов. В задней части фонаря установили форточку.

Первые машины 66-й серии оснаща­лись прежней высокой антенной мачтой, но вскоре ее заменили более короткой.

Последние ЛаГГ-3 66-й серии были выпущены в сентябре 1943 года. Всего армия получила 6528 ЛаГГов 66 серий. Сначала ЛаГГи выпускали сразу четырь­мя авиазаводами. Последние 1294 маши­ны этого типа построили на ГАЗ-31, рас­положенном в Тбилиси.

Тбилисские ЛаГГи участвовали в боях на Кубани в апреле-мае 1943 года. Битва за Кубань была одной из самых важных битв Великой Отечественной войны. Вместе с другими авиаполками, в , бой вступил 88-й ИАП, оснащенный са­молетами, деньги на которые собрали трудящиеся Грузии.

ЛаГГи 66-й серии служили на протя­жение всего 1944 года, в том числе в ря­дах 9-го ИАП, который участвовал во взятии Новороссийска весной 1944 года. В мае 1944 года полк перебросили на Бал­тику и включили в состав 11-й ударной дивизии. Машины 11-й УА в дальнейшем участвовали в боях на Карельском пере­шейке в июне 1944 года.

Самолеты 66-й серии носили стандар­тный камуфляж. На бортах фюзеляжа и на нижней поверхности крыльев распо­лагались большие или маленькие крас­ные звезды с черной окантовкой. На киле располагались маленькие звезды.

В начале 1944 года звезды стали ри­совать по-другому. Теперь звезды обво­дили толстой белой линией, а затем тон­кой красной. Все имевшиеся в строю ЛаГ­Ги получили новые звезды. Звезды, рас­положенные на киле оставили без изме­нений или просто закрасили.