Ла-5УТИ

 

Двухместный учебно-тренировочный истребитель Ла-5УТИ был разработан в КБ Лавочкина летом 1943 г. на основе кон­струкции самолета Ла-5Ф, кабина второго пилота (летчика-инструктора) оборудова­на на месте радиоотсека одноместного Ла­вочкина. Ла-5УТИ имел двойное управле­ние, управление из первой кабины автома­тически отключалось в случае, если пило­тировать самолет начинал из второй каби­ны инструктор. Длина фюзеляжа Ла-5Ути по сравнению с длиной фюзеляжа Ла-5Ф не изменилась, двухместная машина осна­щалась мотором АШ-82Ф.

Хотя Ла-5УТИ и предназначался для выполнения тренировочных полетов, на нем осталось достаточное количество эле­ментов боевого самолета - бронестекло на козырьке фонаря кабины, бронезаголовники кресел летчиков (бронеспинки кресел не устанавливались). Вместе с тем рядом «боевых» систем пришлось пожертвовать в це­лях экономии массы: на Ла-5УТИ отсут­ствовали система наддува топливных ба­ков инертным газом, кислородное обору­дование радиостанция (на Ла-5УТИ пер­вых выпусков), оборудование для сброса бомб. Объемом центрального топливного бака пришлось пожертвовать - часть про­странства, отводившего под этот бак на од­номестных истребителях заняла вторая ка­бина; в результате - суммарная емкость топ­ливных баков Ла-5УТИ стала меньше, чем у Ла-5Ф. Вооружение учебно-трениро­вочного истребителя состояло из одной пушки ШВАК с боезапасом 170 снарядов, но отверстие в капоте мотора и обтека­тель казенной части второй пушки были оставлены. Прицел - стандартный для Ла-5, ПБП-1Б.

Сокращение состава оборудования по­зволило компенсировать рост массы пла­нера, связанный с установкой второй ка­бины, взлетная масса Ла-5УТИ составила 3210 кг - почти как у одноместного Ла-5Ф.

Ла-5Ф первый выпусков имели фо­нарь кабины по типу Ла-5/ЛаГГ-3, более поздние машины получили каплевидные фонари, характерные для Ла-5ФН. На сдвижных частях фонарей первых «УТИ» не имелось ручного захвата, на машинах позднего выпуска захват был оборудован на левой части сдвижного сегмента.

Прототип Ла-5УТИ проходил испы­тания в ЛИИ с 3 по 30 сентября 1943 г. Самолет продемонстрировал максималь­ную скорость у земли - 552 км/ч (на 5 км/ ч меньше Ла-5Ф), на высоте 3500 м - 600 км/ч. Самолет набирал высоту 5000 м за 5,7 мин. В целом, летные характеристи­ки учебно-тренировочной модификации были близки к характеристикам исходно­го одноместного истребителя.

Первые Ла-5УТИ сохраняли «родо­вые черты» Ла-5Ф - мотор АШ-82Ф, еди­ный коллектор выхлопных газов двига­теля, деревянный силовой набор крыла; Ла-5Ути имел три топливных бака. Ос­воение в массовом производстве Ла-5ФН отразилось на конструкции Ла-5УТИ. Двухместные Лавочкины стали осна­щаться моторами АШ-82ФН, силовой набор крыла стали изготавливать из металла, а вместо трех баков устанавливать четыре. Ла-5УТИ/АШ-82ФН комплекто­вались радиостанциями РСИ-4, антенна радиостанции - проволочная натяжная, мачта не устанавливалась.

Выпуск Ла-5УТИ продолжался пос­ле свертывания производства Ла-5ФН. Большое количество Ла-5УТИ имелось в полках, вооруженных истребителями Ла-7, так как двухместные Ла-7УТИ появи­лись только в 1946 г. и построили их не­много. Ла-5УТИ так и остался стандарт­ным самолетом для подготовки к поле­там на истребителях Ла-5 и Ла-7.

Самолеты Ла-5УТИ окрашивались по двухцветной темно-серой/средней серо-зе­леной схеме, низ - светло-голубой. Двузнач­ные тактические номера (как правило - две последние цифры заводского номера) на­носились на борта фюзеляжа белой крас­кой, часто цифры номера получали в час­тях красную или черную окантовку. Если самолет был оснащен двигателем АШ-82Ф, то на капоте мотора наносился логотип «Ф» внутри окружности желтого цвета. На капоте мотора Ла-5УТИ/АШ-82ФН с обо­их сторон имелся логотип «ФН» вместо «Ф». В частях буквы на капотах нередко закрашивались.

В двухместный вариант силами ре­монтных мастерских ВВС Красной Ар­мии было переделано некоторое количе­ство боевых истребителей Ла-5, Ла-5Ф, Ла-5ФН. При переоборудовании боевых самолетов в учебно-тренировочные пол­ностью демонтировалась бронезащита.

Двадцать чехословацких летчиков прибывшие в мае 1944 г. на аэродром Иваново получили 23 истребителя Ла-5ФН и один Ла-5УТИ (тактический но­мер «06» белого цвета). В составе 1-й че­хословацкой отдельной смешанной авиа­ционной дивизии в феврале 1945 г. чис­лилось три учебно-тренировочных истре­бителя: один Ла-5УТИ и два Як-7УТИ. Три дополнительных Ла-5УТИ были приданы 1-му истребительному полку, когда личный состав осваивал Ла-5ФН в Перемышле в феврале 1945 г.

После окончания войны четыре Ла-5УТИ под обозначением CS-95 состояли на вооружении ВВС Чехословакии. Все четыре самолета были оснащены мото­рами АШ-82ФН и являлись машинами поздних серий выпуска. Чехословакия осталась единственной страной, кроме СССР, которая эксплуатировала Ла-5УТИ. Чехи провели лишь одну доработ­ку самолета - демонтировали створки люка хвостового шасси. Окрашивались чехословацкие учебно-тренировочные самолеты точно так же как и боевые Ла-5ФН ВВС Чехословакии.

Самолеты CS-95 эксплуатировались до 1950 г., когда последний пригодный к полетам самолет (регистрационный но­мер В-4998) был списан. Этот самолет стал последним поднимавшимся в воздух Ла-5УТИ в мире.