Лавочкин Ла-7

 

В мае 1944 г. истребитель Ла-5 «эталон 1944 г.», получивший в КБ обозначение Ла-120, был запущен под наименованием Ла-7 в се­рийное производство. На серийных машинах не удалось учесть лишь одну рекомендацию, отраженную в заключении о прохождении ис­требителем Государственных испытаний - на самолете отсутствовал автомат управления работой винто-моторной группой. То что на Fw-190 управлялось перемещением одного рычага, на Ла-7 требо­вало манипуляций восьми органов управления.

Упростить управление работой винто-моторной группой мож­но было лишь путем установки на нагнетатель е-67 регулятора 82-ФН-ВГ и автоматического терморегулятора АРТГ-43. Данное обо­рудование истребители начали получать только с Ла-7 заводской номер 38101356, который проходил летные испытания с 20 марта по 8 апреля 1945 г., всего по программе летных испытаний было вы­полнено 24 полета.

Основным внешним отличием Ла-7 от Ла-5ФН стал перенос маслорадиатора из-под капота мотора в нижнюю часть фюзеляжа под кабину летчика, а воздухозаборников карбюратора и нагнетателя в корневую часть крыла. Часть воздуха, поступавшего через эти заборники, отбиралась для вентиляции кабины. Воздух в каби­ну подводился через отверстия под приборной доской и в полу кабины между педалями рулей направления, а выходил через отверстие в хвостовом сегменте фонаря кабины. Однако, неко­торое время продолжали выпускаться серийные самолеты с вентиляционными отверстиями в борту фюзеляжа перед фонарем кабины. Испытания Ла-7 с усовершенствованной системой вен­тиляции проводились с 19 по 23 марта 1945 г., было выполнено 10 полетов, летал полковник Д.Г. Пикуленко. В ходе серийного про­изводства истребитель постоянно совершенствовался, модер­низация были направлена на снижение лобового сопротивления, улучшения комфортабельности каби­ны и улучшения защищенности летчика.

Первые 57 серийных истребителей Ла-7 покинули сборочную линию завода № 21 в Горьком в мае 1944 г., в июне было изготовлено еще 107 самолетов, а всего до конце года завод собрал 1782 истре­бителя Ла-7, 1044 из которых были пере­даны подразделениям ВВС Красной Ар­мии. Серийный выпуск Ла-7 освоили так­же заводы № 381 в Москве и № 99 в Улан-Удэ. Самолеты, выпущенные разными за­водами, имели ряд отличий, кроме того машины отличались от серии к серии. Обычно одна серия не превышала ста истребителей.

Первый самолет Ла-7 ВВС получили в июне 1944 г., однако испытания в усло­виях фронта были проведены на базе 63-го ГИАП с 15 сентября по 15 октября 1944 г. под руководством командира полка полковника Горбатова. Помимо превос­ходных летных характеристик испытания выявили и ряд недостатков - часто отка­зывала гидравлика, отмечались перебои в работе мотора. Последний дефект ос­тавался настоящим бичом Ла-7 до само­го конца войны; связан он был с перено­сом воздухозаборников с капота мотора в корни плоскостей крыла - места, более уязвимые с точки зрения попадания пыли на взлете и посадке, пыль и частицы грун­та приводили к отказам двигателя. В мо­розную погоду, когда Ла-7 проходил Го­сударственные испытания, пыли на аэро­дромах не было, поэтому дефект вовре­мя выявить не смогли. Попыткой изба­виться от дефекта стал монтаж фильтров на воздухозаборники и появление допол­нительных воздухозаборников на нижней поверхности плоскостей крыла перед колодцами уборки колес основных опор шасси. Го­сударственные испытания доработанный таким образом самолет (заводской номер 38102663 про­ходил с мая по конец июня 1945 г., результаты ис­пытаний признали неудовлетворительными. Отка­зы двигателя случались на Ла-7 гораздо более час­то, чем на Ла-5ФН.

Самолеты различных серий выпуска внешне отличались друг от друга мелкими деталями, как-то - формой панелей, закрывающих стыки плос­костей крыла и фюзеляжа, месторасположением ОУКОЯТКИ открытия фонаря кабины и т.п. Неред­ко разного рода незначительные усовершенство­вания в конструкцию самолета вносили механи­ки строевых частей ВВС, наиболее распростра­ненными из которых являлись установка зеркала заднего вида и улучшение вентиляции кабины.

Предусматривалось, что стандартным вооружением Ла-7 станут три 20-мм авто­матических пушки Б-20 конструкции Бере­зина, однако к моменту начала серийного производства истребителей новые пуш­ки довести не успели. В результате -практически на всех Ла-7 (исключая сравнительно небольшую серию) воо­ружение не отличалось от вооружения истребителя Ла-5.

Как отмечалось выше, отстрел ору­жия в ходе Государственных испытаний прототипа Ла-7 не производился, стрельбовые испытания Ла-7, вооруженный тремя пушками Б-29, прошел только в июне 1944 г. Летчик И.А. Доброскин из НИИ ВВС выполнил по программе пять полетов. Испытания завершились 30 июня неудачей - выброшенная стреляная гильза повредила стабилизатор самоле­та. Тем не менее, трехпушечный вариант рекомендовали к запуску в серийное про­изводство приказом ГКО № 6681 от 10 ок­тября 1944 г. Оружейный завод в Ковро­ве немедленно приступил к выпуску пу­шек Б-20. Дальнейшие испытания прово­дились на самолете с заводским номером 38100358 с 25 января по 7 февраля 1945 г. и, также как и предыдущие, завершились неудачно.

Завод № 381 изготовил 381 истребитель Ла-7, вооруженный тремя пушками Б-20.

Надежность пушки Б-20 была ниже требуемой, что подтвердили испытания трехточечного Ла-7 в НИИ ВВС с 10 сен­тября по 10 октября 1945 г. Из трех само­летов (заводские номера 45214414, 45214415, 45214416), принимавших учас­тие в испытаниях, ни на одном не уда­лось достичь требуемого показателя в 5000 отстрелянных с одного самолета без отказов снарядов. На первом истреби­теле этот показатель составил 3275 сна­рядов, на втором - 3222, на третьем - 3155.

Попыткой решить проблемы в надеж­ностью пушек Б-20 кардинальным обра­зом стала установка на Ла-7 пушки НС-23 калибра 23 мм. Самолет с новым воо­ружением проходил испытания с 20 по 31 июля 1945 г., результаты вновь оказались разочаровывающими - оружие работало ненадежно. Более успешными стали по­вторные испытания вооруженного пуш­ками НС-23 истребителя Ла-7, проходив­шие со 2 по 10 октября 1945 г. Пушка НС-23, наряду с Б-20, была принята на воо­ружение. Заслуживает сожаления тот факт, что для Ла-7 выбрали именно Б-20. До окончания войны в Европе заво­ды изготовили в общей сложности 3 977 истребителей Ла-7, 2957 из них поступи­ли на вооружение строевых частей ВВС (по состоянию на 1 мая 1945 г.), 198 ма­шин были переданы истребительной авиации военно-морского флота.

Выпуск Ла-7 продолжался до конца 1945 г., всего построили 6 158 машин. За­вод НКАП № 21 в Горьком построил 4610 самолетов, московский завод № 381 -1298, завод № 99 в Улан-Удэ - 250 истребителей.